Главная
страница 1страница 2страница 3

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий и рубежный контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль состоит из тестовых заданий, которые решаются на семинарских занятиях, оценки работы студента с контурными картами по заданной теме лекционных и семинарских занятий, написание конспекта монографии и подготовки презентации по итогам составления историко-географического маршрута.



Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме экзамена, представляющего собой беседу между преподавателем и студентом по вопросам, представленным в списке.
Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Предмет и задачи исторической географии, ее связь с другими научными дисциплинами

  2. Источники исторической географии, их основные типы и виды.

  3. Становление исторической географии как научной дисциплины в XVIII-начале XX в.

  4. Основные направления и проблемы изучения исторической географии в трудах советских ученых и на современном этапе

  5. Физическая география России: рельеф, воды

  6. Физическая география России: климат и его изменения, почвы, флора и фауна.

  7. Влияние человека на географическую среду. Экологические проблемы современности и их истоки.

  8. Размещение восточнославянских союзов племен и складывание территории Древнерусского государства.

  9. География хозяйства в Древней Руси. Города и пути сообщения.

  10. Русские земли XII- начала XIII вв.: территория и экономика.

  11. Миграции населения на территории Восточной Европы в VII – XI в.

  12. Соседи Руси в IX – XIII в.: Волжская Булгария, Хазарский каганат, кочевники степей

  13. Монголо-татарское нашествие и его влияние на политическую географию Восточной Европы

  14. Историческая география Золотой Орды: территория, административное деление, население, экономика и торговые пути

  15. Складывание территории Великого княжества Литовского и его административное деление

  16. Складывание основного ядра территории Русского государства в XIV-XVвв. Политическая карта Восточной Европы к началу XVI в.

  17. Расширение территории в XVI-XVII вв. Административно-территориальное деление страны

  18. Население России в XVI-XVII вв.: численность, этнический и социальный состав.

  19. География хозяйства и торговых путей Московской Руси XVI-XVII вв.

  20. Русские города XIV- XVII вв.

  21. Расширение территории России в XVIII – начале XX в.

  22. Изменения в административно-территориальном устройстве России XVIII - XIX вв.

  23. Население Российской империи в XVIII – начале XIX в. (численность, размещение, этнический сост

  24. Размещение сельскохозяйственного и промышленного производства в XVIII –первой половине XIX в. Транспортная система

  25. Структура и размещение промышленности в пореформенный период и на рубеже XIX – XX вв. Транспортная система

  26. Русские города XVIII –XIX вв.

  27. Внешние границы Советской России и СССР

  28. Административно-территориальное деление России в первые годы советской власти

  29. Административно-территориальное деление и национально-государственное строительство СССР в 20-30-е гг. XX в.

  30. Демографические процессы в 1917 – 1991 гг.: изменение численности, рождаемость, смертность

  31. Этнический и социальный состав населения СССР

  32. Экономика СССР и ее географическое размещение

  33. Города СССР

  34. Территория РФ. Административно-территориальное деление современной России

  35. Демографические проблемы на современном этапе (высокая смертность, снижение рождаемости, старение населения) и пути их преодоления

  36. Экономическая география современной России


Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов:

  • Балльно-рейтинговая система основана на суммировании баллов, полученных обучающимся по всем видам учебной работы. БРС наличие текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Все знания, умения, навыки (компетенции) обучающихся оцениваются в баллах. Максимальная сумма баллов, которую может набрать обучающийся за семестр по каждой дисциплине, виду учебных работ (курсовая работа, учебная и производственная практики и др.), составляет 100 баллов. В течение семестра проводятся два рубежных контроля. Первый рубежный контроль – на 6-10 неделе семестра; второй рубежный контроль – на предпоследней неделе теоретического обучения. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся за один рубежный контроль, составляет 30, за два – 60 баллов.

Если после проведения последнего в семестре рубежного контроля по дисциплине у обучающегося образовалась задолженность по отдельным видам работ одного из рубежей, то ее ликвидация может быть разрешена на последней (зачётной) неделе семестра. Полученные при этом баллы проставляются в ведомости рубежного контроля в графе «дополнительный балл». Задолженность по отдельным видам работ двух рубежей означает, что обучающийся не освоил дисциплину (не выполнил учебный план) и не может быть допущен к сдаче зачета/экзамена по данной дисциплине. Если задолженность возникла по уважительной причине (болезнь, участие в конференциях, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.п.), то для обучающегося разрабатывается индивидуальный график контроля в рамках часов, отводимых на контроль самостоятельной работы (КСР).

Для допуска к экзамену обучающийся должен набрать по итогам двух рубежных контролей (с учетом дополнительных баллов) не менее 40 баллов. При этом обязательным является выполнение всех видов работ, предусмотренных рабочей программой по дисциплине.

Максимальное количество баллов, которое может быть получено обучающимся на экзамене составляет 40 баллов.

Если студент при изучении дисциплины по итогам 2-х рубежных контролей набрал максимальное количество баллов (60), преподаватель вправе оценить его работу за семестр в 100 баллов (добавив 40) и проставить оценку «отлично» за экзамен автоматически. В ином случае автоматическое выставление оценки не допускается.

Дисциплина считается не освоенной, если на этапе промежуточной аттестации обучающийся набрал менее 15 баллов и (или) итоговый рейтинг студента по дисциплине за семестр составляет менее 61 балла.

Результаты промежуточной аттестации (в баллах) вносятся в ведомость и вводятся в базу ИИАС (экзаменационные баллы отдельно в оценку не переводятся). Сумма баллов рубежных контролей и промежуточной аттестации (итоговый рейтинг) переводится в оценку согласно традиционной системе оценок и проставляется преподавателем в зачетную книжку студента.

Таблица перевода итоговых баллов БРС в традиционную систему оценок


Баллы

Полная запись

Сокращенная запись

88-100

Отлично

отл.

74-87

Хорошо

хор.

61-73

Удовлетворительно

удовл.

0-60

Неудовлетворительно

неуд.

61-100

Зачтено


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Барсов Н.П. Очерки русской исторической географии: география начальной (Нестеровой) летописи. Варшава, 1873. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=1968

Дробижев В.З., Ковальченко, Муравьев А.В.Историческая география СССР: Учеб. пособие. М., 1973.

Дулов А.В. Географическая среда и история России (конец XV-середина XIX в.). М., 1983.

Жекулин В.С. Историческая география: предмет и методы. Л., 1982.

Зайцев М.В. Историческая география России: Учеб. пособие для студ. Сарат. гос. ун-та. Саратов., 2006.

Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. СПб., 2000.

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1988.

Муравьев А.В., Самаркин В.В. Историческая география эпохи феодализма (Западная Европа и Россия в V-XVII вв.). М., 1973.

Середонин С.М. Историческая география. Пг., 1916. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=509

Специальные исторические дисциплины: Учеб. пособие / сост. М.М. Кром. СПб., 2003. С. 456-471.

Спицын А.А. Русская историческая география [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=22794

Шаскольский В.П. Историческая география // ВИД. Л., 1968. Вып. I.

Яцунский В.К. Историческая география: История ее возникновения и развития в XIV-XVII веках. М., 1955.


Дополнительная литература

Анкудинов И.Ю. Историко-географическое изучение окрестностей Великого Новгорода XV-XVII вв. // Вестник РГНФ. 2010. № 3. С. 27-35.

Витов М.В., Власова И.В. География сельского расселения Западного Поморья в XVI-XVIII вв. М., 1974.

Водарский Я.Е. Население России в конце XVII - начале XVIII века: численность, сословно-классовый состав, размещение. М., 1977.

Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI – начало XX в.). М., 1973.

Водарский Я.Е. Промышленные селения центральной России в период генезиса и развития капитализма. М., 1972.

Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского. Очерки истории общины, сословий, государственности до начала XVI в. М., 1995.

Древнейшие государства Восточной Европы, 2009 год: Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен: М., 2010.

Еремеев И. И. Очерки исторической географии лесной части Пути из варяг в греки. Археологические и палеографические исследования между Западной Двиной и озером Ильмень. СПб., 2010.

Истомина Э.Г. Водный транспорт в дореформенный период. М., 1991.

Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М., 2001.

Жиромская В. Б. Демографический кризис конца XX - начала XXI в. в России и его особенности // Раздвигая горизонты науки : к 90-летию акад. С. Л. Тихвинского. М., 2008.

Жиромская В.Б. Советский город в 1921-1925 гг.: проблемы социальной структуры. М., 1988.

Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб., 2003.

Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М., 2006.

Кабузан В.М. Изменения в размещении населения России в XVIII – первой половине XIX вв. М., 1971.

Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке: Численность и этнический состав. М.: Наука, 1990.

Кабузан В.М. Русские в мире: динамика численности и расселения (1719-1989). СПб., 1996.

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.

Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX в. М., 1996.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987.

Максаковский В.П. Историческая география мира. М., 1997.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М.;Л., 1951.

Проблемы исторической демографии СССР : Сб. науч. тр. Киев, 1988.

Сельская Русь в IX - XVI веках. М., 2008.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1955.

Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.

Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1962.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Л., 1980.

Шульгина О.В. Административно-территориальное деление России в XX в.: историко-географический аспект // Вопросы истории. 2005. № 4.

Яковлева С.И. Использование карт в социально-экономической географии. Тверь, 1993.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий необходима затемненная аудитория.

Лекционные и практические занятия сопровождаются соответствующими изображениями на электронных носителях, поэтому для работы в целях создания у студентов визуального ряда и лучшего усвоения материала необходимы экран, проектор, компьютер.

Кроме того, возможен вариант работы с географическими и историческими картами (на бумажном носителе), однако имеющийся на кафедре фонд карт скуден, устарел и недостаточен для полноценной работы.
10. Порядок утверждения рабочей программы

Разработчик рабочей программы дисциплины



ФИО

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебные E-mail и телефон)

Шмыкова Мария Леонидовна

к.и.н.




доцент

mlshmykova@inbox.ru

916185



Экспертиза рабочей программы

Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

протокола, дата

Подпись зав. кафедрой

Кафедра дореволюционной отечественной истории







Выписка из решения




Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Методическая комиссия

исторического факультета



протокола, дата

Подпись председателя МК







Выписка из решения


Утверждение рабочей программы дисциплины

должностное лицо

(ФИО директора института / декана факультета, заместителя по учебной работе)



протокола, дата

решения ученого совета исторического факультета




Подпись










Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины



(при их наличии - ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)

Документ об оценке качества (наименование)

Дата документа













<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины историческая география направление подготовки История Степень выпускника бакалавр
363.55kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины направление подготовки История Степень выпускника бакалавр
337.5kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «история развития нефтяного и нефтегазового дела»
222.52kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины электронный документооборот Направление подготовки 030900 Юриспруденция Степень выпускника бакалавр
147.26kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины профессиональная этика юриста Направление подготовки 030900 Степень выпускника бакалавр
308.27kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины Криминология Направление подготовки: 030900 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1512.67kb.
9 стр.
Программа учебной практики Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
239.01kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «история обогащения полезных ископаемых» Направление подготовки: 130400 Горное дело
246.69kb.
1 стр.
Рабочая программа Направление 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2010
324.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины Аналитическая химия Направление 020100. 62 Химия Квалификация (степень) выпускника бакалавр
848.41kb.
3 стр.
Программа дисциплины этнология стран европы направление подготовки: 032000. 62 Зарубежное регионоведение
861.29kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «введение в специальность» Направление подготовки: 130400 Горное дело
106.55kb.
1 стр.