Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. И. ГЕРЦЕНА»


УДК 159,9:331.101.3

№ госрегистрации 01201058849

Инв. №


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

д-р.пед.наук, профессор

_____________ В.В. ЛАПТЕВ


“___”______________ 2012 г.


ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

по Государственному контракту № 02.740.11.0603 от «22» марта 2010 г.

Шифр заявки «2010-1.1-305-021-035»

В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы


по теме:


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(заключительный, этап № 5)


Наименование этапа: «Заключительный»

Руководитель НИР, д-р психол. наук, профессор



__________________ В.В. Семикин

подпись, дата

Санкт-Петербург 2012 г.

РЕФЕРАТ


Отчет 736 с., 12 рис., 35 табл., 631 источник.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ, ПЕДАГОГ, СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, РЕГУЛЯТОРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ, ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ, УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.

В соответствии с требованиями Технического задания (ТЗ) на данную научно-исследовательскую работу (НИР) объектом исследования и разработки 5 этапа НИР является разработка системной гуманитарной модели профессиональной самореализации молодого педагога в условиях современного российского образования.

Происходящие трансформации в системе образования направлены, прежде всего, на изменение самой образовательной системы, повышение качества подготовки кадров для отрасли образования, изменение установок личности и государства в отношении образования. Это, в первую очередь, предполагает реализацию полисубъектного подхода в образовательной системе, активными субъектами которой должны стать все граждане России, общественные организации, органы местного самоуправления, научно-педагогическое сообщество, государство.

Одной из ключевых задач современной образовательной политики в российском обществе выступает создание системы подготовки педагогов нового поколения, повышение их социальной роли и значимости в обществе и бизнес-среде. Решение данной задачи предполагает обеспечение подготовки педагогов нового типа, востребованных обществом и способных адекватно отвечать вызовам времени, решать комплексные профессиональные задачи в контексте проблем взаимодействия с представителями различных национальных культур, социальных групп, типов профессий, этносов, конфессий в поликультурном сообществе. Профессиональная самореализация выступает одной из базовых составляющих эффективной деятельности учителя нового типа, направленного на развитие личности учеников, раскрытие их творческого потенциала, формирование компетенций. Решение данных задач предполагает поиск новых путей повышения эффективности профессиональной самореализации молодых педагогических кадров в условиях социально-экономических и гуманитарных трансформаций и непрерывных изменений жизненной среды человека, обеспечивающих инновационное развитие отрасли «Образование».

Целями работы являются:

Разработка и эмпирическое обоснование концептуальной модели профессиональной самореализации молодого педагога в современных условиях российского образования.

Выполнение НИР должно обеспечивать достижение научных результатов мирового уровня, подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов.

В процессе выполнения 5 этапа НИР были осуществлены следующие мероприятия:

1. Разработана гуманитарная модель профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в условиях современного образования.

2.Подготовлено и издано методическое руководство по профессиональной самореализации для молодых педагогов на основе гуманитарной модели

3. Разработана программа внедрения результатов НИР в образовательный процесс

4. Концептуально обоснована гуманитарная модель профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в условиях современного образования

5 Разработаны и изданы методические рекомендации по внедрению модели профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в практику современного образования.

В результате проведённых исследований разработана (теоретически обоснована, эмпирически проверена) гуманитарная модель профессиональной самореализации молодого специалиста в условиях современного образования.; создан комплекс психодиагностических методик для исследования компонентов и факторов профессиональной самореализации современного молодого специалиста (педагога) системы образованиях; разработан комплекс психолого-педагогических технологий и образовательных программ, способствующих успешной профессиональной самореализации современного молодого специалиста системы образования в инновационных условиях.

Полученные на 5 этапе НИР результаты могут быть использованы в следующих областях:

- в междисциплинарном научном исследовании (в рамках последующих НИР), открывающим широкие перспективы в изучении инвариантных и вариативных составляющих процесса и успешности профессиональной самореализации на различных этапах становления современного молодого специалиста;

- при разработке концептуальных положений о критериях оценки качества отечественного гуманитарного образования;

-в теоретических обоснованиях содержания экспертной деятельности в системе образования;

- в образовательном процессе в системе высшего общего, специального и дополнительного образования при разработке основных образовательных программ, учебных дисциплин образовательных модулей при создании учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий.

Результаты 5 этапа НИР могут быть востребованы:

- вузами сетевого педагогического консорциума «Педагогические вузы России» с целью диссеминации программного обеспечения: разработанных программ, технологий, учебно-методических пособий, способствующих успешной профессиональной самореализации современного молодого специалиста в инновационных условиях системы образования;

- организаторами и специалистами российской системы образования по разработке системы поддержки, функционирования научно-учебно-производственных инфраструктур;

- коллективами разработчиков специального программного обеспечения деятельности специалистов системы образования со стороны как организаций-исполнителей, так организаций-заказчиков в рамках реализации образовательного стандарта нового поколения;

- научными и научно-педагогическими коллективами, научно-образовательными центрами (НОЦ) в области психолого-педагогических технологий.

- результаты 5 этапа НИР могут внедряться в образовательный процесс высших учебных заведений, в систему дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки современных специалистов.

Структуру основной части отчета о НИР 5 этапа составляют Главы 1 – 5, в которых представлены достигнутые ожидаемые результаты проекта, соответствующие заявленным показателям, параметрам и характеристикам.

В 1 главе «Разработка гуманитарной модели профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в условиях современного образования» представлена гуманитарная модель профессиональной самореализации молодого педагога и ее обоснование.

Раскрыто теоретическое обоснование гуманитарной модели профессиональной самореализации молодых специалистов (педагогов) в условиях современного образования. Определены основные подходы к рассмотрению самореализации личности: философский подход, который изучает суть и условия самореализации человека как родового существа, в связи с развитием человечества в целом; социологический подход в рамках которого решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в обществе; психологический подход, рассматривающий самореализацию в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности. Показано, что проблема самореализации занимает важное место в си­стеме наук о человеке.

Приведены результаты структурно-функционального анализа профессиональной самореализации педагога. Произведено сравнение существующих в современной научной литературе моделей самореализации личности, профессиональной самореализации педагогов. Определены основные структурные элементы, функции, личностные предикторы профессиональной самореализации учителя.

Описана модель профессиональной самореализации (становления) молодого специалиста (педагога) в условиях современного образования и ее составляющие: когнитивные, ценностно-смысловые, регуляторные, коммуникативные характеристики личности молодых педагогов в их развитии на различных этапах профессионального становления. Системная модель профессиональной самореализации педагогов включает в себя четыре основных составляющих (сферы). Первая из них - ценностно-смысловая, представлена ценностно-смысловыми установками; профессионально-педагогическими ценностями; гуманистическими ценностями (направленными на профессиональную и личную самореализацию); миссией (осознание педагогического труда) – свидетельствующей о личностной зрелости. Вторая – когнитивная включает профессиональное педагогическое сознание (знания о педагогическом процессе и его составляющих: образах субъектов, целях, средствах, результатах); профессиональное педагогическое самосознание (Образ «Я», самоотношение, самоинтерес, самопонимание, самоуважение) и рефлексию (профессиональная идентичность, осознание трудностей, проблем); креативность и творчество в профессии (способности и профессионально важные качества личности) - способствующая интеграции (адаптации) в образовательную среду. Третья – регуляторная содержит удовлетворенность педагогической деятельностью в актуальный период времени; самоорганизацию педагогического труда, (выработку собственных средств, способов, стратегий структурирования и организации деятельности); саморегуляцию (ПВК, регуляцию поведения и деятельности, эмоциональной сферы), и саморазвитие (наличие целей и перспектив будущего педагогического развития (карьеры) и высшего уровня профессионального развития – мудрости (индивидуальный стиль профессиональной деятельности, индивидуальный стиль мыслительной деятельности,) – лежащая в основе результативности в профессиональной деятельности. Четвертая – коммуникативная сфера включает профессионально-педагогическое взаимодействие (стили, уровни общения); конструктивное диалоговое взаимодействие, (конфликтологическую грамотность и компетентность), готовность к сотрудничеству в деятельности (гибкость в выборе стилей поведения во взаимодействии) - способствующую социальному признанию в профессиональной деятельности.

Определены уровни развития профессиональной самореализации педагога: уровень личностного потенциала, уровень готовности к профессиональной деятельности, который достигается в процессе обучения, уровень профессиональной грамотности, уровень профессиональной психолого-педагогической компетентности, уровень профессиональной педагогической культуры.

Раскрыты этапы становления профессионала в процессе его развития: готовность к обучению в вузе, этап образовательно-профессиональной подготовки, период адаптации в профессиональной деятельности, этап становления профессиональной компетентности, этап формирования профессиональной культуры.

Глава 2 «Подготовка методического руководства по профессиональной самореализации для молодых педагогов на основе гуманитарной модели» содержит описание комплекса психодиагностических и социологических методик для исследования регуляторных, когнитивных, ценностно-смысловых и коммуникативных компонентов и факторов профессиональной самореализации молодого педагога и рекомендации по их использованию. Приводятся следующие методики: методика «Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности»; опросник оценки профессиональной направленности личности учителя (Е.И.Рогов), методика определения стилей педагогического общения (Н.П.Фетискин), методика «Диагностика социально-коммуникативной компетентности (КСК)» (А.В.Батаршев), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И.Моросанова), опросник креативности Джонсона в модификации Е. Туник, методика "Идеальный компьютер" (Гельфман, Холодная, Демидова), методика оценка уровня притязаний В.К.Гербачевского, опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна в адаптации В.А.Чикер и В.Э.Винокуровой, самоактуализационный тест Э. Шостром в адаптации Н.Ф. Калиной, авторская модификация теста 20-ти высказываний Куна и Макпартленда «Кто Я?», авторская социологическая анкета, авторская методика «Профессиональная самореализация молодых педагогов».

Описаны основные принципы гуманитарной экспертизы профессиональной самореализации педагогов; основные цели и задачи гуманитарной экспертизы успешной профессиональной самореализации; основные понятия гуманитарной экспертизы; принципы проведения экспертизы; требования к квалификации экспертов; методы оценивания успешности профессиональной самореализации молодых педагогов; этапы проведения гуманитарной экспертизы; критерии успешной профессиональной самореализации (внешние, внутренние); принципы обработки результатов экспертной оценки успешности профессиональной самореализации с использованием внутренних и внешних критериев, алгоритм подготовки экспертного заключения

Глава 3 «Разработка программы внедрения результатов НИР в образовательный процесс» включает в себя программу внедрения результатов проведенного исследования в образовательный процесс, целью которой выступает повышение возможности самореализации молодых специалистов в системе образования, повышение эффективности их деятельности и снижение текучести кадров молодых специалистов. Программа состоит из 4-х частей: первую часть составляет комплекс психодиагностических методик для исследования компонентов и факторов профессиональной самореализации современного молодого специалиста (педагога); вторую - система критериев экспертной оценки профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в условиях современного образования; третью - комплекс психолого-педагогических технологий, способствующих успешной профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в условиях современного российского образования; четвертую - образовательные программы повышения квалификации и переподготовки, обеспечивающих успешную профессиональную самореализацию специалиста (педагога) в условиях современного образования.

Глава 4 «Концептуальное обоснование гуманитарной модели профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в условиях современного образования» содержит теоретико-методологогическое и эмпирическое обоснование гуманитарной модели профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в условиях современного образования. Определены теоретико-методологические основания модели: идеи экзистенциальной философии о феноменах свободы и ответственности человека за свой выбор, переживания человеком собственного существования, осмысления собственной жизни, своего предназначения, выбора того или иного пути для своего развития (С. Кьеркегор, К.Ясперс, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.); теория самоактуализирующейся личности А. Маслоу, раскрывающая самоактуализацию, как стремление к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей, полное применение талантов, способностей, потенциалов в жизни, действующий процесс, сопряженный с постоянным саморазвитием; положения о самореализации как сбалансированном и гармоничном раскрытии всех аспектов личности; развитии генетических и личностных возможностей; процесса осуществления (раскрытия) человеком своего Я как реальности, собственного потенциала (в широком смысле) во всех сферах жизнедеятельности (К. Роджерс, Э. Фромм, А. Адлер и др.); положения о роли деятельности в процессе самореализации человека, выражающемся в осуществлении возможно­стей развития Я, построении своей жизни жизни посредством собственных усилий, сотворчества, совместной деятельности с другими людьми (Л.А. Коростылева, М.С. Яницкий, М.С. Иванов, Е.Е. Вахромов, С.И. Кудинов и др.); концепция профессиональной самореализации человека как процесса осуществления (раскрытия) человеком своего личностного потенциала в профессиональной сфере (Коростылева Л.А., Богатырева О.О., Марцинковская Т.Д. , Кириченко А.М. и др.); положения о профессиональной самореализации учителя как основы достижени высоких уровней педагогического мастерства (Кузьмина Н.В., Реан А.А., Маркова А.К. и др.); модель системного описания «пентабазис» В.А. Ганзена, сущность которой состоит в том, что множество элементов описания объекта соотносится с множеством элементов базиса; основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, энергетические и информационные характеристики. Этими характеристиками обладает субстрат объекта, который выполняет функцию интегратора перечисленных характеристик.

Осуществлено подтверждение разработанной гуманитарной модели профессиональной самореализации педагогов в эмпирическом исследовании. Посредством системно-структурного представления данных (моделирования), были сгруппированы характеристики когнитивного, коммуникативного, регуляторного, и ценностно-смыслового компонентов профессиональной самореализации, выделены системообразующие факторы и предикторы (предпосылки) ее успешности, соответствующие гуманитарной модели.



В 5 главе «Разработка методических рекомендаций по внедрению модели профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в практику современного образования» раскрыты организационно-управленческие аспекты внедрения модели профессиональной самореализации молодого специалиста (педагога) в практику современной системы образования Санкт-Петербурга; описаны методические рекомендации по диагностике когнитивного, коммуникативного, регуляторного, ценностно-смыслового компонентов профессиональной самореализации современного молодого специалиста (педагога); методические рекомендации по определению критериев успешной профессиональной самореализации; по развитию ее когнитивного, коммуникативного, регуляторного, ценностно-смыслового компонентов у молодых педагогов.

В Заключении делается общее заключение о достигнутых результатах за весь период работы, оценка новизны и уровня полученных результатов, их практической значимости, целесообразности и перспектив продолжения работы с использованием ссылок на список использованных источников, приведенных в структурном элементе отчета о НИР «Список использованных источников».


Смотрите также:
Отчет о научно-исследовательской работе по Государственному контракту №02. 740. 11. 0603 от «22» марта 2010 г
124.67kb.
1 стр.
Государственный контракт №02. 740. 11. 0503 от «15» марта 2010 г.
85.01kb.
1 стр.
Отчет о выполненной работе по Государственному контракту №14. 741. 11. 0160 от 14 июня 2011 г
2485.83kb.
10 стр.
Отчет о выполнении работ по шестому этапу государственного контракта №02. 740. 11. 0593 от «22» марта 2010 года на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
1463.34kb.
7 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе выполненной по Государственному контракту №21/3 от 9 октября 2009 г по теме: «Разработка проекта федерального закона о пенсионном обеспечении служащих правоохранительной службы»
1758.74kb.
7 стр.
Отчетные материалы по гос контракту №16. 740. 11. 0716 в рамках федеральной целевой программы «научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
26.3kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
19.38kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе студентов рудн 2012 г
138.77kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по теме
4703.05kb.
21 стр.
Отчет о научно-исследовательской, научно-методической и художественно-творческой работе
335.01kb.
1 стр.
Отчет научной деятельности кафедры за 2010 год Заведующий кафедрой
216.86kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе кафедр менеджмента и государственного и муниципального управления
289.47kb.
1 стр.