Главная
страница 1
МОБУ «Лицей № 1» г. Оренбурга

Заместитель директора по ИКТ Кургузов В.А.


Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой среды лицея.

Использование  информационно-коммуникационных технологий стало актуальным  во  всех сферах деятельности образовательного учреждения. Однако ведущим при этом остается блок  управления. В  условиях модернизации российской системы  общего образования в качестве  одной из важнейших предпосылок успешности реализации этих процессов выступает расширение открытости и информационной прозрачности  управления образовательным учреждением.

Муниципальное общеобразовательной бюджетной учреждение «Лицей №1» г. Оренбурга (МОБУ «Лицей № 1»), обладает необходимым материально-техническим и кадровым потенциалом для осуществления данных процессов.

Кадровый потенциал лицея №1 достаточно высок - 100% педагогов владеют информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), более половины активно работают в Интернет. Все больше учителей выбирают курсовую подготовку через дистанционные курсы, создание электронного «портфолио» через предметные мини-сайты, повышение квалификации по использованию СПО в образовательной деятельности.

Логика развития информационного общества неумолимо диктует свои правила: у любой организации или учреждения, которые стремятся иметь современный имидж и стать успешными в своей сфере, должен быть свой сайт, другими словами – представительство в сети Интернет.

На первый взгляд, предназначение сайта – информировать клиентов о работе учреждения. Однако сайт может служить не только средством информирования, он может стать эффективным инструментом решения производственных задач. Все зависит от того, какие задачи ставят перед сайтом руководители учреждения и какое место они отводят Интернет-технологиям в стратегии развития своей организации.

Официальный сайт лицея является:

- инструментом распространения информации,

- взаимодействия всех участников образовательного процесса,

- отражает имидж образовательного учреждения.

В последние годы многие высказывали опасение, что большинство школьных сайтов страдают от того, что их заказчиками и исполнителями являются взрослые (администрация школы и программисты). Ответственными по сопровождению и наполнению сайта являются заместители руководителя, учителя, а также учащиеся входящие в пресс-центр и ученическое самоуправление лицеем.

Осуществляется внешняя оценка работы официального сайта лицея:

- на городском конкурсе персональных сайтов образовательных учреждений сайт МОУ «Лицей №1» занял III место и был отмечен в номинации - «Самый интерактивный сайт-2010»;

- в областном конкурсе сайтов образовательных учреждений Оренбуржья-2010 г. сайт МОУ «Лицей №1» занял II место и был отмечен в номинации - «Самый лучший дизайн»;

- на Всероссийском конкурсе сайтов в номинации «Сайт образовательного учреждения-2010», награжден Дипломом II степени;

- на городском конкурсе персональных сайтов образовательных учреждений сайт МОУ «Лицей №1» занял I место «Лучший сайт образовательного учреждения-2011»;

- на III Всероссийском конкурсе образовательных сайтов «Школьный сайт», стал Лауреатом в номинации «Информационный контент-2012» организованный Российской Академией образования, Центром дистанционного образования "Эйдос", Научной школой А.В.Хуторского.

- включен в список участников «Общероссийского рейтинга образовательных сайтов 3.0».

Процесс управления ОУ состоит из следующих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. 

От содержания, организационной структуры и функционирования официального сайта зависит не только успех взаимодействия образовательного учреждения с внешним миром, но и управленческие и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. В современных условиях все большую популярность набирает новая маркетинговая стратегия для образовательного пространства России - брендинг. Это эффективный механизм формирования и повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, создания прочной репутации, которая усиливает доверие сотрудников и потребителей. Задача официального сайта образовательного учреждения состоит в том, чтобы убедить потребителя (общественность) в преимуществах услуг предоставляемых данным учреждением.

Образовательное учреждение должно выделить свою главную идею и придерживаться ее в своих коммуникациях со всеми целевыми аудиториями. Она должна служить отражением его миссии и воплощаться во всем, что представляет данное учреждение. В лицее №1 – социализация личности ученика и учителя, реализация компетентностного подхода в образовании.

Ключевым элементом бренда МОБУ «Лицей № 1» являются люди:

- образ персонала лицея №1, заключает в себе мнение об образовании и квалификации, профессиональных качествах и достижениях учителей. Именно с персоналом учебного заведения контактируют потребители (родительская общественность) и клиенты (обучающиеся), поэтому ценности бренда поддерживаются и продвигаются большинством сотрудников лицея.

- образ выпускника лицея №1, отражает миссию образовательного учреждения, направленную на развитие способностей каждого ученика.

- образ родительской общественности, являющейся неотъемлемой частью образовательного и управленческого процесса.

Официальный сайт лицея №1, является важнейшим элементом информационной политики образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных и управленческих задач.

Более подробно остановимся на организационно-управленческой структуре сайта. Организационно-управленческую структуру официального сайта лицея можно представить в виде схемы:





Организационно-управленческая структура сайта www.orenlicey.ru


На уровне образовательного

учреждения

На уровне информационного пространства города и области

Проектирование сайта



Создание «сайтовой команды»

Ресурсы для создания и поддержки сайта

Ежедневное размещение информации на странице «Новости»

Использование интерактивности сайта в организации голосования при проведении лицейских конкурсов

Размещение материалов «Открытого отчета лицея перед общественностью», материалов самообследования, итоговых аналитических материалов по всем направлениям деятельности лицея, результаты аудита


Обсуждение актуальной информации на форуме


1. Концепция, структура, развитие сайта.

2. Формирование единого лицейского сообщества детей и взрослых. Создание модели командной работы над сайтом.

3. Создание условий для творческой самореализации учеников.

4. Формирование коммуникативной культуры и информационной компетентности.

5. Популяризация достижений лицея, учащихся и педагогов как формирование новой маркетинговой стратегии.

6. Систематизация мониторинговых исследований в области повышения качества образования и управления лицеем.




Диссеминация опыта работы лицея №1 по внедрению ФГОС



Организация и проведение благотворительных акций



Нормативно-правовая база лицея: Устав, локальные акты

Диссеминация опыта работы лицея №1: материалы стажерских площадок, мастер-классов учителей


Анализ материально-технического оснащения лицея, его подразделений.




Полезные ссылки, баннеры партнеров, информация для выпускников



Освещение наиболее значимых достижений учреждения, обучающихся и учителей, в том числе и в средствах массовой информации, социальные и творческие контакты.





Реализация проектов: электронный дневник; психологическая гостиная; методическая копилка; Лицей №1 – это «Лучшая из школ» (для выпускников прошлых лет).

Интернет все активнее становится средой человеческого общения, средством связи в различных сферах жизни, и поэтому сегодня необходим поиск возможностей выстраивания виртуальных связей образовательного учреждения с социумом. Уже несколько лет функционирует официальный сайт лицея, но с начала 2010 года он существенно изменился. Была пересмотрена концепция главного «информационного окна» образовательного учреждения.

Образовательное учреждение может перенести в сеть Интернет многие (если не все) информационные процессы и типы коммуникаций между участниками образовательного процесса.

Но прежде стоит ответить на несколько простых вопросов:



  • Какие из этих типов коммуникаций и в каких случаях действительно эффективнее осуществлять дистанционно?

  • В каком объеме эти коммуникации должны переноситься в виртуальную среду?

  • Какие типы информационных коммуникаций должны стать обязательными и регулярными для учителей, учащихся и родителей, а какие – должны остаться добровольными?

Сегодня ежедневно посещают сайт от 80 до 350 человек. Интерактивность сайта достаточно высока – за два года работы сайта счетчик зафиксировал около 200 тысяч посещений. Сайт стал источником актуальной информации, а также эффективным инструментом создания позитивного имиджа образовательного учреждения. Идет работа над созданием и развитием дополнительных каналов связи для всех участников образовательного процесса - блоги и сайты педагогов, «виртуальное родительское собрание».

Для учителя хорошо организованный и информационно насыщенный школьный сайт может стать существенным подспорьем в подготовке уроков. В постоянно пополняемую методическую копилку могут входить учебные планы, образовательные программы, тематические планирования, конспекты уроков и материалы к ним. По всем учебным предметам могут быть созданы коллекции ссылок на внешние ресурсы сети Интернет, полезные как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников. Учителю не придется тратить время урока на диктовку домашних заданий и рекомендаций к ним, все это можно опубликовать на сайте школы.

На данном этапе возникает ряд противоречий: между активным использованием ИКТ на учебных занятиях и отсутствием подобной деятельности во внеурочной сфере; между активным функционированием официального сайта и невозможностью классного руководителя или учителя-предметника мобильно реагировать на запросы родителей и обучающихся; выбор реально действующих и продуктивных форм использования современных ИКТ в деятельности классного руководителя и во внеурочной деятельности учителя-предметника, мини-сайт класса.

Создание новой образовательной среды, формирование и развитие информационной культуры учащихся, активное  использование    информационных технологий в учебно-воспитательном процессе МОБУ «Лицей № 1» г. Оренбурга реализуется через систему дистанционного сопровождения всех участников образовательного процесса. На официальном сайте лицея разработаны системы дистанционного взаимодействия с обучающимися и родителями лицея №1 – создание страницы «Дистанционно», «Лаборатория», «Электронный дневник», «Родителям» («Психологическая гостиная»), «ФГОС II поколения», «Библиотека».

В ближайшей перспективе развития сайта отрабатывается вариант привязки к официальному сайту одной из систем дистанционного обучения:

- Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — свободная система управления обучением - ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения;

- Платформа TrainingWare Class свободно распространяемой программное обеспечение, является единственной свободно распространяемой российской Системой Дистанционного Образования, разработанной, в отличие от зарубежных аналогов, с учетом требований отечественного образования.

Этот вопрос рассматривается сейчас технической группой сайта, и с 01.09.2012г. будет запущено в действие.

Ключевым направлением развития информационного пространства лицея является расширение возможностей взаимодействия всех участников образовательного процесса:

- на странице «Общественное управление» размещены материалы для родителей, а также структур заинтересованных в творческих контактах с лицеем №1;

- по итогам заседания государственно-общественной организации «Совет лицея» разработана страница «Документы» включающая актуальные нормативно-правовые формы федерального, регионального, муниципального и локального уровней;

- с целью объективной оценки достижений педагогов, обучающихся и классных руководителей лицея, в период проведения ежегодных лицейских конкурсов «Учитель года», «Ученик года», «Класс года» организуется интерактивное голосование, в котором может принять участие все Интернет-сообщество;

- на заседании общешкольного родительского комитета было принято решение по вопросу повышения качества организации образовательного процесса – размещение на странице «Учебный процесс» расписания уроков, графика проведения элективных курсов и кружков, графика занятости образовательного учреждения на каникулах, план работы лицея по подготовке к ГИА и ЕГЭ в период проведения каникул;

- апробирована работа с официальным сайтом во время карантина: размещение технологических карт, домашних заданий, комментариев выполнения. Данная работа была освещена в СМИ (Телеканал «Регион», «Наше время»).

- решением научно-методического совета лицея стало создание страницы «Кадры» с включением вопросов аттестации педагогов, методическая копилка, персоналии и «Достижения», где размещается информация о реализации программы «Реализация творческого потенциала талантливых детей в условиях лицея», освещение наиболее значимых достижений педагогов и обучающихся лицея;

- для выпускников лицея подобраны материалы «Все ВУЗы страны», на странице сайта «Учебный процесс» в первую очередь размещены гиперссылки на учебные заведения Оренбургской области. Ежегодно обновляется информация по вопросу подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ;

- с целью психолого-педагогического взаимодействия с родителями учащихся дошкольного возраста, подготовлен и размещен материал «Психологическая гостиная», включающий психологические советы и различные ситуации, пути их разрешения;

- по просьбе родителей возрастной группы учащихся 6-8 лет, на сайте создана страница по вопросу внедрения ФГОС НОО II поколения, где размещены работы педагогов лицея, а также официальные материалы по данному вопросу; В ближайшее время в соответствии с новыми правилами приема в первый класс сайт будет полезен и тем родителям, которые только собираются отдать детей в школу. Им будут предложены задания для дошкольников, формы школьных заявлений и договоров, а также другая полезная информация.

- решением ученического самоуправления оформлена страница «Благотворительность», информирующая о предстоящих акциях, волонтерской деятельности, отчетах благотворительной деятельности лицея перед общественностью.

В настоящее время можно сделать выводы о том, что накоплен определенный опыт работы по использованию официального сайта в системе управления лицеем:

- выявлены условия;

- определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям;

- четко определена позиция администратора, учителя, ученика и родителей;

- выявлены трудности и риски: информационная безопасность - предупреждение несанкционированного взлома сайта, объективность проведения интерактивного голосования, качество и актуальность размещаемых материалов должно соответствовать концепции сайта, контроль за общей работоспособностью всех страниц и сервисов и отсутствие Веб-студии, финансирование хостинга.



Официальный сайт лицея – это единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленческим работникам, другим специалистам информационное пространство, представляющий целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность лицея №1 и его элементов.


Смотрите также:
Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой среды лицея. Использование информационно-коммуникационных технологий стало актуальным во всех сферах деятельности образовательного учреждения
108.72kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
377.39kb.
3 стр.
Арбатская Наталья Аркадьевна, кандидат педагогических наук
1236.45kb.
7 стр.
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за период с 01. 09. 2011 г по 31. 08. 2012 г
211.71kb.
1 стр.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
55.82kb.
1 стр.
На создание виртуального тура по соловецкому архипелагу
313.65kb.
1 стр.
1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения 1
1093kb.
7 стр.
Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности хозяйственных судов
111.49kb.
1 стр.
Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения
372.85kb.
1 стр.
Актуальность использования информационно коммуникационых технологий в сфере
679.66kb.
4 стр.
Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
857.64kb.
4 стр.
Жалпы мәлімет Білім жетілдіру
425.48kb.
3 стр.