Главная
страница 1
Сувенир из далекой Австралии
Тема урока: «Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии».
Задачи:

  1. Сформировать у учащихся знания о природных зонах, растительном и животном мире материка. Показать уникальность природы Австралии, необходимость ее охраны.

  2. Развить навыки учащихся по работе с тематическими картами, их анализу, сравнению, формировать умение слушать и оформлять краткие записи в тетради.

  3. Развивать экологическую культуру учащихся. Поощрять их творческую деятельность.


Оборудование: физическая карта Австралии, карта «Природные зоны», атласы, учебные картины, иллюстрации, комплекты заданий для учащихся, жетоны, электронная презентация.
Эпиграф урока:

Клянусь вам, что этот край – самый любопытный на все земном шаре!

Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!
Жюль Верн

Ход урока.


  1. Оргмомент. Целеполагание.

  2. Вход в урок.

Сегодня ученикам 7 класса за особые успехи в изучении географии предстоит совершить деловую поездку в Австралию. Для того, чтобы проверить, как мы знаем особенности природы материка, расширить свои знания об органическом мире, мы встретимся с научными сотрудниками национального парка города Мельбурна. Ваша задача – как можно больше узнать нового, интересного, показать свои знания, вернуться домой не с пустыми руками, а с записями в деловых блокнотах и сувенирами. Как заработать сувениры? Правильно отвечать на все вопросы, активно выполнять все задания. Ваши верные помощники на уроке – атласы и учебники.

  1. Актуализация и проверка знаний учащихся.

Австралия – далекая страна, поэтому мы отправимся в путь на самолете. Длительное время перелета (от Москвы до Сиднея около суток с двумя обязательными посадками в Дели и Сингапуре) займем путевыми разговорами.

    1. Вместе снами следует пассажир, который первый раз летит в Австралию, он не очень хорошо учился в школе и поленился заглянуть в справочник. Он задаст вам несколько вопросов.

- Когда я собирал багаж, постарался положить побольше теплых вещей: куртки, теплые шапочки, свитера, шарфы, варежки. Все-таки за окном зима, морозы. Я правильно поступил?

- Чтобы теплые вещи зря не пропали, мне, наверное, следует отправиться на север материка. На севере всегда холоднее.

- раз в Австралии лето – необходимо купить зонт и накидку от дождя?

2) Пусть незадачливый пассажир послушает ваши разговоры и приобретет некоторые знания о материке. (карточки-задания «Я знаю все об Австралии»).

4. Практическая работа «Природные зоны Австралии».

За разговорами время быстро пролетело, и вот мы уже в небе над Австралией. Воспользуемся этой возможностью осмотреть материк сверху и познакомимся с природными зонами.

- Какой источник информации мы используем? (карту природных зон)

- Перечислите при родные зоны материка с севера на юг.

- Сделайте вывод, какие природные зоны занимают наибольшую площадь.

- Сравните природные зоны Австралии и Южной Африки. Какие выводы можно сделать?

- Повторим главные черты природных зон, знакомых нам по Африке (ученики читают описания зон на карточках называют их).


  1. Органический мир Австралии (описательный рассказ с использованием презентации).

А теперь мы в пункте назначения – научном центре национального парка. Нам предстоит встреча с научными сотрудниками и знакомство с органическим миром Австралии. Вы услышите рассказ об удивительных растениях и животных, их образе жизни, повадках, об ответственности человека за сохранение живого на нашей планете.

А) Создание проблемной ситуации.

Поскольку в Австралии такие же природные зоны, как в Южной Африке, то какие же должны быть там растения и животные? Такие же? (В процессе беседы, проведенной на основе имеющегося жизненного опыта – чтения книг, просмотра передач, - учащиеся устанавливают, что животные и растения Африки и Австралии сильно различаются).

Наибольшее число видов австралийских растений -75% и животных (более 90%) обитают только здесь и не встречаются на других материках. Такие растения и животные называются эндемиками. Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения, исчезнувшие на других материках, а также животные, близкие к тем, что населяли землю в отдаленные времена. В чем причины своеобразия органического мира? (обособленное положение материка и отсутствие хищников).


Б) Сообщения «научных сотрудников» о наиболее характерных растениях материка (ученики делают записи в тетрадях): эвкалипте, акациях, травяных деревьях, бутылочном дереве.

В) Проверим, насколько вы внимательны и смекалисты! Вашему вниманию предлагается «Черный ящик»! Попробуйте догадаться, какой предмет в нем находится. Он совершенно не нужен в наших лесах, но в эвкалиптовом лесу без него не обойтись. (эвкалиптовый лес очень светлый, деревья не образуют тени, поэтому необходимым предметом являются солнечнозащитные очки).

Г) Животный мир Австралии очень своеобразен. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие («птицы-звери») – утконос и ехидна. Выводят детенышей из яиц, а кормят молоком, как млекопитающие. В Австралии много сумчатых животных. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать донашивает малыша в выводковой сумке – складке кожи на животе. Богат, разнообразен мир птиц: попугаи, лирохвост, в сухих районах обитает страус эму. А сейчас послушайте небольшие выступления ребят «Мой любимый зверь» (коала, кенгуру, сумчатый дьявол).

Д) На этой фотографии изображено австралийское животное. Чтобы узнать его название, нужно разгадать кроссворд. ( демонстрация слайдов)

Е) Меры, принимаемые правительством Австралии для сохранения природы.

6. Закрепление изученного материала. Выполнение квалификационного теста юного исследователя природы Австралии». Самопроверка и самооценка.

7. Подведение итогов урока.

Время нашего пребывания на материке заканчивается. Нам пора на самолет. В пути мы подведем итоги нашей деловой поездки. Сегодня вы получили возможность расширить свои знания о далеком материке Австралия. Мне бы очень хотелось, чтобы вы заинтересовались его природой и постарались узнать еще больше. Так в чем же состоит своеобразие природы Австралии?



Давайте произведем подсчет заработанных вами сувениров. Тетради сдайте на проверку. Оценки за урок вам будут выставлены с учетом заработанных сувениров и записей.

8. Рефлексия. Что вам удалось на уроке? Над чем еще надо работать? Что в природе Австралии вас заинтересовало и удивило больше всего?


Смотрите также:
«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира.»
91.41kb.
1 стр.
«Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии»
44.32kb.
1 стр.
Разработка урока «Природные зоны материка Австралии»
60.74kb.
1 стр.
Природные зоны
83.93kb.
1 стр.
«Природные зоны (ПЗ)» из трёх колонок
40.87kb.
1 стр.
Природные зоны России: арктическая пустыня, тундра, лесотундра
24.7kb.
1 стр.
Урок обобщающего повторения по теме: «Природные зоны России. 8 класс»
86.66kb.
1 стр.
Билет № Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы. Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира
80.29kb.
1 стр.
7 класс: «Климат Австралии. Внутренние воды. Природные районы». знать/понимать
111.22kb.
1 стр.
Контрольная работа №2 (для 8, 9 класса) Охарактеризуйте природные зоны мира, заполнив для этого таблицу
128.33kb.
1 стр.
Тематическое планирование элективного курса История Урала 10а класс
118.51kb.
1 стр.
Основные черты эволюции органического мира в раннем палеозое
22.04kb.
1 стр.