Главная
страница 1

Концепция бизнес-школы в экономике знаний


Центр развития интеллектуальных ресурсов

Концепция бизнес-школы в экономике знаний

Тезисы выступления на конференции РАБО «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями»



Кондратов Сергей Олегович

15.04.2010




Лидеры современного бизнес-образования все чаще сталкиваются с критикой в свой адрес, связанной с ответственностью ведущих учебных заведений за мировой финансовый кризис. В самом факте критики нет ничего удивительного: лица, принимавшие роковые для ведущих экономик решения, как правило, являлись выпускниками бизнес-школ, занимающих и поныне верхние строчки различных рейтингов. Конечно, стремительно разразившийся кризис заставил серьезно задуматься о приоритетах в бизнес-образовании не только студентов программ МВА, работодателей, но и учредителей, и руководство ведущих образовательных учреждений, а также прочих провайдеров бизнес-программ. По словам декана магистратуры школы бизнеса Стэнфордского университета Г. Салонера, руководителям всех бизнес-школ «нужно подойти к зеркалу и задать себе вопрос: «А готовим ли мы будущих лидеров так, чтобы они управляли как следует?... потребуется время для того, чтобы бизнес-школы осознали необходимость что-то менять во всех аспектах своей деятельности и еще большее времени для того, чтобы вернуть доверие к себе и своим выпускникам хотя бы на докризисный уровень1».

Подобная постановка проблемы как нельзя лучше отражает насущную потребность в осмыслении новых парадигм бизнес-образования, адекватных вызовам ХХI века, отражающих изменившийся экономический ландшафт, а также социальные, экологические и культурологические особенности деловой среды. Предлагаемая работа преследует задачу концептуализации идеи новой бизнес-школы, как системы управления знаниями и талантами в рамках сетевой модели создания ценности. Школа, по замыслу автора концепции, должна сосредоточиться не подготовке лидеров, ключевой компетенцией которых будет способность эффективно управлять знаниями, как главным активом современной организации в любой сфере деятельности. Выпускник подобного заведения будет высоко цениться работодателем за способности:


  • определять экономически ценные знания, формирующие глобальные тренды социально-экономического развития и локальные тренды во внешней среде;

  • выстраивать и направлять процессы создания ценности в компании;

  • эффективно наращивать интеллектуальный капитал предприятия;

  • добиваться синергии в сетевом взаимодействии способностей, умений, креативности и инноваций.

Актуальность проекта в условиях мирового кризиса

Как известно, современный кризис был инициирован не реальным, а финансовым сектором, где в качестве товара выступали деривативы (нематериальные во всех смыслах активы), а правила (схемы) их обращения представляли собой экономически ценные знания. Таким образом, де факто, можно говорить о решающем влиянии знаний на экономический климат мировой экономики. Однако приоритет в развитии способов управления производными финансовыми инструментами породил ложное представление о магистральных направлениях совершенствования менеджмента. Количество специализированных программ МВА по управлению финансами росло опережающими темпами, подтверждая данный тренд. Поверхностные оценки последствий неконтролируемого роста выпускаемых ценных бумаг привели к обрушению финансовых рынков и банкротству ключевых игроков.

Оценивая последствия кризиса, можно констатировать отсутствие навыков определения сущностных экономических тенденций и некомпетентность многих выпускников бизнес-школ в оценке модели создания ценности при обращении деривативов. Недостаток компетенций коррелируется с масштабом понесенных убытков экономически активными субъектами как на микро, так и макроуровнях.

Другой вывод, который обусловлен текущим кризисом, заключается в несбалансированности структуры интеллектуального капитала участников рынка. Приоритеты в развитии человеческого капитала в экономически развитых странах и доминирование капитала отношений в странах развивающихся экономик приводит к затруднению в принятии экономически целесообразных решений. Реакцией на подобные диспропорции, обострившиеся в ходе рецессии, может служить введение дополнительных курсов (в рамках программ ведущих бизнес-школ) по управлению отношениями между корпорациями и государственными агентствами, включение в компонент МВА анализ социальных и экологических аспектов ведения бизнеса.

Наконец, кризис показал неэффективность в реализации «сетевой модели создания ценности» для преодоления экономических трудностей. Несмотря на быстрые решения по антикризисным мерам в рамках «сетевого взаимодействия» (встреча в формате G-20, рабочие совещания на уровне министров финансов и т.д.), желаемой синергии данные меры не приносят. Традиционные формы определения трендов (например, всемирный экономический форум в Давосе), а также регионального регулирования (фактическое банкротство национальных экономик Исландии и Греции) подтверждают несовершенство инструментов управления сетевым взаимодействием как в глобальном масштабе, так и на отдельных рынках, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии соответствующих компетенций.

Но особенно показательны эти недостатки в нашей стране. Зависимость российской экономики от мировых трендов мультиплицируется противоречивостью принимаемых мер по преодолению кризиса. Во многом это объясняется неспособностью экономического блока правительства определять сущностные тренды в мировом развитии и генерировать альтернативные модели создания ценности в экономике знаний.

Система целеполагания и принятия решений на макроуровне во многом зависит от конкурирующих экспертных групп (ИНСОР, ГУ-ВШЭ, РЭШ, Центр стратегических исследований и т.д.). Инструментов сетевого управления этим сообществом, а также подготовленных специалистов в этой области нет.

Эффективность многих компаний (особенно госкорпораций) в условиях кризиса во многом низка из-за отсутствия систем управления и капитализации интеллектуальных ресурсов. В них просто нет подготовленных специалистов, способных к реализации программ развития интенсивными методами.

В условиях обострившейся рыночной неопределенности и разнонаправленных экономических импульсов правительства современным компаниям не достаточно кризисных управляющих. Потребность в специалистах, способных управлять знаниями, умениями и компетенциями, выстроить инновационные цепочки создания ценности актуальна, как никогда прежде.

Реакция зарубежного сообщества бизнес-образования на новые вызовы

Ведущие бизнес-школы вслед за бизнес сообществом также оказались не готовы к негативной экономической конъюнктуре последних лет. Испытав на себе трудности с финансированием, школы в первую очередь сосредоточились на оптимизации финансовых потоков и разработке дополнительных курсов (семинаров) в надежде нащупать причины поразившего западные страны кризиса. Но события минувшего 2009 года показали, что кризис протекал совсем не по единому сценарию в различных регионах мира. Китай и Индия демонстрировали экономические тренды, которые не укладывались в привычную картину общей депрессии. Это побудило ряд бизнес-школ (Гарвард, Стэнфорд) расширить работу исследовательских центров по анализу глобальных тенденций в мировой экономике. Гарвардская бизнес-школа открыла новую площадку для образовательных и научных проектов в Шанхае2. Уортон в сотрудничестве с французской школой INSEAD запустили совместный исследовательский проект по адаптации программы МВА к новому «мировому финансовому ландшафту, формирующемуся под воздействием кризиса3». Однако по сути это взгляд в прошлое, попытка адаптироваться в новой непривычной среде, незначительное отклонение от давно устаревших стереотипов, при котором программы обучения выстраивались на привычных управленческих моделях или кейсах, отражающих вариации практической реализации данных подходов. Характерное удивление новой реальностью в деловой среде показательно выразил профессор школы Уортон Пенсильванского университета М. Гулен в интервью газете «Wall Street Journal»: «Позитивным побочным продуктом кризиса можно назвать тот факт, что мы стали обращать больше внимания на важность рассмотрения различных моделей и альтернатив, не полагая, что американский путь, или какой-либо другой является самым лучшим4».

На мой взгляд, современным бизнес-школам недостает эффективной работы по управлению знаниями как на стратегическом, так и операционном уровнях.

Управление знаниями: стратегическая и операционная перспективы

Важная задача стратегического управления знаниями заключается в идентификации глобальных трендов, определяющих экономическое развитие регионов и стран. Для этого в бизнес-школе должна быть создана система оценки релевантности захватываемых знаний, их оценки и доступа к общей базе знаний в режиме оn-line. Интуитивно в этом направлении движется американская школа Уортон, определяющая свою ключевую компетенцию в том числе и «беспрецедентной базой знаний». Но наличие большого объема знаний само по себе не обеспечивает подготовку knowledge-workers – лидеров, управляющих этим активом. Показателем эффективности и профпригодности выпускников школы должна стать способность к анализу концепций, отвечающих глобальным вызовам современности. Далее к стратегическими задачами управления знаниями можно отнести моделирование возможных региональных и отраслевых сценариев развития, а также определение междисциплинарных потребностей экономического роста и открывающихся бизнес-возможностей.

К операционным аспектам управления знаниями следует отнести задачи, решаемые на микроуровне:


  • Формирование философии бизнеса с опорой на положения концепций операционного менеджмента.

  • Развитие интеллектуального капитала предприятия путем выстраивания корпоративной системы управления знаниями.

  • Управление внешней средой за счет социального партнерства, развития аутсорсинга способностей и экспертизы.

  • Совершенствование модели создания ценности, расширение ее рамок в сетевом взаимодействии.

Операционные задачи по управлению знаниями тесно увязаны с правильным определением стратегической перспективы. Например, технологические изменения во внешней среде обусловили невиданное расширение коммуникационных возможностей населения планеты. Для успешной стратегии компании теперь недостаточно предлагать клиентам «дополнительные ценности» в виде знаний, воплощенных в товарах и услугах. Необходимо отталкиваться от набора «ценностей», которые основываются на знаниях самого клиента. Другими словами, в основу стратегии компании нужно закладывать модель создания ценности, выстроенную на анализе того, что рынок определяет, как востребованные знания и умения.

Блестящим примером такого подхода является деятельность Стива Джобса, главы корпорации Apple. Созданные этой компанией высокотехнологические устройства пользуются небывалой популярностью у клиентов, поскольку соответствуют представлению целевой аудитории об актуальных ценностях, обусловленных технологическим развитием. Успех этот тем более феноменален, так как происходит на фоне жесткой критики конкурентов и достаточно спорного похода Apple к технической поддержке владельцев устройств.

Таким образом, новая бизнес-школа в эпоху экономики знаний должна решать следующую основную задачу: подготовка бизнес-лидеров XXI века, способных к принятию решений на основе стратегического анализа экономически и социально значимых знаний, формирующих и управляющих глобальными трендами, развивающих интеллектуальный капитал предприятия, отрасли, страны.

Задачи бизнес-школы в реалиях российской экономики


  • концептуализация отечественных экономических, социальных и политических доктрин;

  • развитие отечественной теории управления с опорой на креативный потенциал культурного наследия России;

  • формирование новых стандартов ведения бизнеса и реализации социально-экономических проектов, имеющих стратегическую перспективу;

  • создание необходимого банка знаний для поддержки вышеупомянутых задач.

К базовым принципам философии и корпоративной культуры можно отнести следующие положения:

  • Школа является полноценной системой управления знаниями, что подразумевает идентификацию, приобретение, распространение и использование экономически-значимых знаний как в ходе учебного процесса, так и в научно-исследовательской деятельности.

  • Школа функционирует на основе сетевой модели формирования ценности у слушателей, предусматривающей развитие их интеллектуальных ресурсов, расширение горизонтов стратегического видения, оснащение необходимыми инструментами управления инновациями и креативным потенциалом.

  • Школа является питательной средой для инновационных инициатив: реализации групповых и индивидуальных проектов в рамках учебного процесса, решения комплексных междисциплинарных задач, развития новых компетенций.

  • Школа , по определению, представляет собой форум для современной мысли в области экономической теории и управления, что предполагает активное привлечение теоретиков и практиков менеджмента. В школе реализована система внутренней оценки релевантности и значимости предлагаемых тем для обсуждения путем привлечения междисциплинарной экспертизы и оценки 180°.

  • Школа – постоянно самосовершенствующаяся организация с системной ротацией кадров и непрерывным повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.

  • Рабочие языки школы – русский, английский и китайский.

Модель создания ценности в бизнес-школе

Перспективность сетевой модели создания ценности была обозначена еще в прошлом веке с нарастанием глобальных тенденций в мировой экономике. Бизнес-школа здесь выступает в качестве организатора и модератора данной сети, добиваясь генерирования ценности в различных звеньях образуемых цепочек, получая готовые знания, кодифицируя их и создавая условия для распространения знаний между всеми участниками. Принципиальными инструментами помимо создания знаний в рамках подобной организации выступают аутсорсинг знаний и совершенствование интеллектуального капитала школы.

Модель создания ценности для слушателя школы представлена на Рисунке 1. На первом этапе обучения у слушателя формируется представление о содержании концепции управления знаниями, а также усваиваются дисциплины, где знания представляют главный объект приложения управленческих усилий. К таким дисциплинам можно отнести: ресурсные

Рисунок 1. Модель создания ценности в бизнес-школе, как системе управления знаниями

и бихевиористские теории менеджмента, управление компетенциями, навыками, способностями, умениями и талантами, инновационный менеджмент и управление изменениями, геополитика и макроэкономика.

На следующем этапе происходит отладка необходимого инструментария для аудита потребностей в знаниях, что предполагает овладение навыками анализа и получения востребованных знаний, их интерпретацию и выделение сущностных элементов. Для этого необходимы знания в области стратегического и операционного менеджмента, финансового анализа и оценки инвестиций, маркетинга и поведенческих финансов, построение информационных сетей, владение статистическими методами в управлении, кросс-культурным менеджментом и правовыми основами ведения бизнеса.

Третий этап предполагает практическое моделирование бизнеса, основанного на знаниях, в ходе casе-study и деловых игр. Важная роль при этом отводится мастер-классам успешных лидеров бизнеса, управленческим исследованиям и оценке рисков. Отрабатывается оценка эффективности создаваемого интеллектуального капитала компании. Результаты этой работы формализуются и кодифицируются в банке знаний бизнес-школы для последующего использования (утилизации) в научных и практических разработках.

Компетенции выпускника бизнес-школы

На выходе слушатель бизнес-школы, основанной на управлении знаниями, получает следующие компетенции и умения:



  • управление знаниями на стратегическом и тактическом уровнях менеджмента;

  • навыки стратегического анализа сущностных социально-экономических трендов;

  • умение выстраивать цепочки создания ценности на макро и микро-уровнях;

  • способности управлять сетевым взаимодействием и формировать внешнюю среду;

  • способность к самоаудиту имеющихся знаний и определение программ самосовершенствования;

  • навыки капитализации инновационного и креативного потенциалов организации;

  • способность генерировать стратегические концепции, добиваясь синергии в сочетании междисциплинарных подходов.

Заключение

Концепции современных бизнес-школ в значительной степени повторяют друг друга. Они нацелены на воспитание лидеров в области управления, обладающих набором неких компетенций, пользующихся поддержкой выпускников (alumni) и брендом диплома в своей карьере. Как ни странно, но выдающиеся предприниматели современности, такие, как Стив Джобс, Майкл Делл, Ричард Брэнсон, Билл Гейтс и многие другие так и не окончили ни одну из престижных бизнес-школ Старого и Нового света. Это, конечно, ни в коем случае не девальвирует ценность управленческого образования, но заставляет задуматься, что определяло успех этих признанных бизнесменов. Мне представляется, что это в немалой степени интуиция, основанная на анализе востребованных ценностей, формирующих мировые тренды, умение не только следовать этим ценностям, но и совершенствовать их, создавать новые знания, привлекать и управлять талантами, создавать для них креативную и инновационную среду, капитализировать свои знания и интеллектуальный капитал создаваемых компаний. Собственно этим навыкам и призвана обучать новая бизнес-школа, основанная на менеджменте знаний.



1 МсKinsey Quarterly, April 2010

2 http://www.hbs.edu/about/annualreport/2009/

3 http://knowledge.insead.edu 22.09.2009

4 The Wall Street Journal, Thursday, august 20, 2009



Смотрите также:
Тезисы выступления на конференции рабо «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями»
117.92kb.
1 стр.
Тахмезов Тахмез: «Дагестан в дни Сталинградской битвы» Тезисы выступления на Международной научно-практической конференции «Подвиг Сталинграда в судьбах народов»
33.52kb.
1 стр.
Тезисы выступления председателя Комитета по образованию Натальи Владимировны Третьяк >07. 06. 2012
59.24kb.
1 стр.
Тезисы выступления П. В. Журавлёва, руководителя Приволжского окружного межрегионального территориального управления
50.42kb.
1 стр.
Тезисы выступления
51.92kb.
1 стр.
Отчет по итогам проведения работы на студенческой конференции в рамках 2-й международной научно-практической конференции «Борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ»
50.71kb.
1 стр.
Статистика в системе образовательного мониторинга
263.2kb.
1 стр.
Тезисы выступления на III всероссийской кадровой конференции «тэк россии: от кадровых ресурсов к человеческому капиталу»
126.12kb.
1 стр.
Тезисы выступления на XI международной архивной конференции памяти Е. Сковронека зам директора вниидад, к и. н. Н. И. Химиной «Фото-, фоно- и аудиовизуальные документы в процессе образования и повышения квалификации архивистов»
31.58kb.
1 стр.
Об организации инновационной деятельности в системе образования Западного округа в 2013 году в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 03. 09. 2012 г. №601 «О формировании инновационной инфраструктуры в системе образования города
146.7kb.
1 стр.
Тезисы выступления на конференции в Амстердаме Национальная банковская система России: структура, динамика и основные факторы развития
42.6kb.
1 стр.
Тезисы выступления Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на пресс-конференции с представителями российских региональных сми
50.47kb.
1 стр.