Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»

Институт зарубежной филологии и регионоведения


Программа вступительного испытания по общему языкознанию

в магистратуру по направлению 032700.68 « Филология»


Магистерская программа: «Теоретическое и прикладное языкознание»

Якутск, 2012


Пояснительная записка
Данная программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру института зарубежной филологии и регионоведения по направлению «032700.68 – Филология». Вступительный экзамен проводится для лиц, имеющих диплом о высшем профессиональном образовании (бакалавра или специалиста).
Форма проведения

Испытание проводится в устной форме. Ответ на вопрос экзаменационного билета составляет около 20-30 минут. Испытание кроме ответа на теоретический вопрос включает

профориентационные вопросы: обсуждение предполагаемой темы исследования, уточнение области научных интересов по выпускной квалификационной работе.
Цели

Цель вступительного испытания – определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную магистерскую программу по направлению «032700.68 – Филология»

.

Задачи:

- проверить уровень знаний претендента;

- определить склонности к научно-исследовательской деятельности;

- определить область научных интересов;
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ:
1. Язык как объект лингвистики

Разграничение языка и речи. Понятие общения. Языковое и неязыковое общение. Семиозис и его составляющие. Означающее и означаемое. Семиологическая концепция Фердинанда де Соссюра. Лингвистика как часть семиологии. Природа языкового знака как психической сущности. Произвольность знака. Язык как система знаков. Виды знаковых систем. Место языка среди знаковых систем. Специфика языкового знака.

Уровни языка. Основные языковые единицы.
2. Язык и мышление, их взаимодействие

Типы мышления. Языковое и неязыковое мышление. Соотношение слова и понятия, предложения и суждения, грамматических и логических категорий. Философские грамматики. Психологизм в языкознании. Идеи В.фон Гумбольдта, Г. Штайнталя, А.А. Потебни, В. Вундта.

Понятие языка как способа передачи, упорядочения и хранения знаний в когнитивной лингвистике. Когнитивные структуры (фреймы, сценарии, гештальты, семантические сети и т.п.) в их отношении к языковым (вербальным) образованиям.

Проблема понимания текста. Пресуппозиции. Проблема референции.


3. Социальные формы существования языка. Язык и общество, язык и культура

Социальные функции языка. Социальная сущность языка. Взаимодействие социального и индивидуального. Формы существования языка. Литературный и письменный язык. Разговорная речь. Просторечие. Территориальное варьирование языка. Двуязычие.

Язык и этнос. Язык и культура. Национальная специфика речевого и неречевого общения. Этнопсихолингвистика. Этнолингвистика. Социолингвистика.
4. Лингвистика как научная дисциплина

Общая характеристика лингвистических знаний, система лингвистических дисциплин: Общее языкознание, описательное языкознание; диалектология, компаративистика, типология (универсализм), контрастивная лингвистика, ареальная лингвистика; полевая лингвистика, дешифровка, интерлингвистика, паралингвистика; психолингвистика, нейролингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика, лингвистическая статистика, компьютерная лингвистика, прикладная лингвистика; историография лингвистики.

Лингвистика и смежные науки. Связь с естественными науками. Связь с гуманитарными науками.
5. Краткая история языкознания

. Древнейший период, средневековый период, ХIХ век. Основные направления структурализма, функционализм. Современное состояние лингвистики. Выдающиеся лингвисты XX века: И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. М. Пешковский, Ф. де Соссюр, Э. Сепир, Л. Блумфилд, Л. Ельмслев, Р. Якобсон, Н. Трубецкой, Н. Хомский.


.

6. Фонетика как научная дисциплина

Артикуляция. Анатомия речевого аппарата, функции важнейших речевых органов. Восприятие речи. Универсальные фонетические классификации. Понятие классификации и фонетические признаки как классификаторы. Фонетические возможности человека и их отражение в универсальных классификациях: артикуляторные классификации; акустические классификации. Принципы фонетической транскрипции. Транскрипция МФА.


7. Морфология

Морфема как основная единица морфологического уровня. Классификация морфем. Понятие грамматической категории. Основные морфологические категории: вид, время, наклонение, таксис, залог, каузатив. Грамматическая типология; проблема сопоставимости грамматических категорий разных языков.

Проблема частей речи.

Морфологическая типология языков. Языки аналитические, синтетические, полисинтетические. Тенденции агглютинации и фузии.




  1. Синтаксис

Понимание синтаксиса в различных лингвистических теориях. Предложение как максимальная синтаксическая единица. Существенные признаки предложения. Предложение простое и сложное. Проблема предикативности. Модальность, темпоральность, персональность.

Предложение и высказывание (язык—речь). Синтагма как модель словосочетания.


Теория членов предложения. Теория актуального членения.



  1. Семантика

Значение и смысл. Значение и референция. Денотат. Означающее (план выражения) и означаемое (план содержания) как две стороны языкового знака. Многозначность термина "значение". Лексическое и грамматическое значение. Принципы и методы описания лексического значения. Проблема лексической многозначности (полисемии). Граница между полисемией и омонимией. Организация значений в словаре. Синонимия. Гипонимия. Антонимия. Семантические поля. Компонентный анализ значения. Семы и семантические свернутые предикаты.

  1. Дискурс

Понятие дискурса. Дискурсивный анализ как раздел лингвистики. Дискурс как объект междисциплинарного изучения. Дискурс и текст. Модусы дискурса: устный и письменный. Жанры и типы дискурса. Формальный подход: теория репрезентации дискурса. Вычислительный подход: обработка естественного языка. Социологический подход: анализ бытового диалога. Когнитивный подход. Экспериментальный психолингвистический подход. Типологический подход.


  1. Сравнительно-историческое языкознание

Генетическое родство языков: теория генеалогического древа, волновая теория. Понятие о "праязыке". Метод реконструкции. Методика "слов и вещей". Основные принципы этимологии. Структура этимологических словарей. Этимологические словари отдельных языков и языковых семей. Языковые семьи и языковые союзы. Современное состояние вопроса. Краткая характеристика основных языковых семей и макросемей. Проблема моногенеза и полигенеза.


  1. Типология

Специфика типологического метода. Языковой тип. Языковые параметры. Понятие прототипа и взаимодействие типологических моделей. Типологическое обоснование прототипа. Межъязыковое сравнение. Проблема сравнимости языков. Проблема выборки. Типологическая классификация. Языковые тенденции. Языковые универсалии. Гипотеза врожденности, модели приобретения языка. Функциональные объяснения. Семантические и прагматические объяснения, статическая/динамическая типология и др.


  1. Психолингвистика

Объект и предмет психолингвистики. Определение психолингвистики. Поведение человека и его речевые формы. Основные модели высказывания. Понятие модели. Коммуникативная модель, модель Л. С. Выготского, уровневая модель А. Р. Лурии. Модель порождения высказывания А. А. Леонтьева — Т. В. Рябовой (Ахутиной). Деятельностная природа мышления и речи. Понимание их развития как интериоризации внешней деятельности. Учение Л. С. Выготского о внутренней речи. Основные ее характеристики. Рассмотрение развития мышления как смены ведущих форм деятельности (А. Н. Леонтьев).


  1. Социолингвистика

Территориальная и социальная дифференциация языка. Функциональные сферы языка в обществе. Формы существования языка. Половозрастные противопоставления в языке. Функциональные сферы языка в обществе. Формы существования языка. Стандарт и норма. Территориальный диалект. Некодифицированные наддиалектные формы речи. Койнэ. Просторечие. Литературный язык и разговорная речь. Литературный язык и его стилистические подсистемы. Социальные диалекты; проблема существования "классовых диалектов". Профессиональные, корпоративные и тайные подъязыки.

Государственные и официальные языки. Языковая политика, языковое строительство. Язык и идеология. Язык и культура. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.




  1. Формирование новой парадигмы в языкознании

"Курс общей лингвистики" Ф. де Соссюра и его значение. Язык и речь. Синхрония и диахрония. Женевская школа. Французская социологическая школа. Функциональная лингвистика. Французский структурализм. Дескриптивная лингвистика. Американская этнолингвистика.

Рекомендуемая литература


  1. Актуальные проблемы современной лингвистики. М.: Флинта, Наука, 2007.

  2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека - 2-е изд.,испр. - М. : Языки русской

культуры, 1999 .

  1. Бенвенист Э.Общая лингвистика. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  1. Белозерова Н.Н. Парадоксы дискурса. Электронный ресурс Режим доступа: http:frgf.utmn.ru/last/No13/text04htm

  2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979.

    1. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики [Text] : языковая интерпретация

    идеи времени - СПб. : Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001.

  3. Бюлер, Карл. Теория языка: Репрезентатив.функция яз. [Text] : пер. с нем. / Общ. ред. и коммент. Т.В.Булыгиной;Вступ. ст. Т.В.Булыгиной,А.А.Леонтьева. - М. : Прогресс Универс, 1993.

  4. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Культура,1992.

  1. Дискурс. Электронный ресурс. Режим доступа www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.htm

  2. Есперсен О. Философия грамматики. М. : Эдиториал УРСС, 2002..)

  3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Изд-во РГГУ, 1999.

  4. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М.: Наука ,1988.

  5. Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. Л.: Наука, 1986.

  6. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  7. Когнитивные аспекты языка//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. М.: Прогресс, 1988.

  8. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М.: УРСС, 2006.

  9. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.

  10. Левицкий Ю.А Лингвистика текста: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВШ, 2006.

  11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2005 .

  12. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998.

  13. Мурзин Л.Н. Проблемы и направления современной лингвистики. Пермь: Изд-во Перм.ун-та ,1992.

  14. Мечковская Н.Б. Общее языкознание.Структурная и социальная типология языков: учеб.пособ.для студ.вузов / - Минск : Амалфея, 2000.

  15. Общее языкознание. Внутренняя структура языка/ под ред. Б.А.Серебренникова. М.: Наука, 1972.

  16. Поливанов Е.Д. Введение в языкознание. М.: КомКнига, 2006.

  17. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

  18. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект-Пресс, 2002

  19. Селиверстова О.Н. Труды по семантике. М.: Языки славянской культуры, 2004.

  20. Соссюр Ф.Де. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998.

  21. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.,1975.

  22. Стернин И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание/ С любовью к языку. Электронный ресурс, Режим доступа: www.philology.ru/linguistics1./sternin-02a.htl 2002.

  23. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М., Прогресс, 1988. (1 экз.)

  24. Теория речевых актов//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17., М.: Прогресс, 1986.

  25. Трубецкой Н.С Избранные труды по филологии [Text] : пер.с разных яз. / Сост.:В.А.Виноградов,В.П.Нерознака;Под общ.ред.Т.В.Гамкрелидзе и др. - М. : Прогресс, 1987 .

  26. Успенский Б.А. Язык. Семиотика. Культура. Т.2.// Избранные труды в 3 т.. М.: Язык русской культуры, 1996.

  27. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983. Вып. 12: Прикладная лингвистика.

  28. Якобсон Р., Фант Г., Хале М. Введение в анализ речи. Различительные признаки и их корреляты// Новое в лингвистике. Вып.2. м.:1962.


Критерии оценки

Экзамен оценивается по 100 балльной шкале по следующим критериям:

1) владение понятийно-категориальным аппаратом дисциплины общее языкознание, знания существующих в науке различных точек зрения по поставленным вопросам,– 50 баллов;

2) общая грамотность речи, умение кратко и по существу ответить на теоретический вопрос, основанный на программах вступительных испытаний, способность доступно и ясно изложить мысли – 20 баллов;

3) умение вести дискуссию, ответить по существу на дополнительные вопросы – 20 баллов.

4) обладание научными интересами в конкретной научной области, видение перспектив научной работы – 10 баллов;


До 51 балла = 2 (неудовлетворительно)

51-69 баллов = 3 (удовлетворительно)

70-85 баллов = 4 (хорошо)

86-100 баллов = 5 (отлично)


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 032700.68 «Филология», предъявляемыми к уровню подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности бакалавра.



Форма A Страница стр. из



Смотрите также:
Программа вступительного испытания по общему языкознанию
99.01kb.
1 стр.
Программа и критерии оценки вступительного испытания по дисциплине
58.67kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по дисциплине
429.6kb.
2 стр.
Программа вступительного испытания Красноярск 2012
148.76kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания творческой направленности по специальности 074301 «Продюсерство»
71.45kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания творческой и профессиональной подготовки направления
40.61kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания творческой и профессиональной подготовки направления
72.48kb.
1 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов с высшим и средним профессиональным образованием, поступающих для обучения по сокращенной программе направления подготовки «Физическая культура»
69.14kb.
1 стр.
Лекции по общему языкознанию: Учеб пособие для филол спец ун-тов. М.: Высш шк., 1990. 381 с
983.76kb.
5 стр.
Программа и правила проведения вступительного испытания по дисциплине
163.64kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по дисциплине:
507.89kb.
3 стр.
Программа вступительного испытания по русскому языку
57.9kb.
1 стр.