Главная
страница 1

Тема урока: Военные походы фараонов

Тип урока: Комбинированный

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего Мира.5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений

2.СД диск к учебнику

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

4.Рабочая тетрадь к учебнику


План урока:

  1. Отряды пеших воинов

  2. Боевые колесницы

  3. Войско возвращается с добычей

  4. Пленных обращают в рабство

  5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни

Цели урока:

1. Подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта.

2. Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.


Задачи:

- обучающие: получить знания о военных походах фараона;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.




Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах


Основные термины и понятия: бронза, боевые колесницы, дротики, дышлу, стрелка, наемное войско


Планируемые образовательные результаты:

Сформировать представления о вельможах в Египте



Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент


Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.







Проверка домашнего задания

1.Задания да - нет

- Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

- Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

- Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

- Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

- Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

- Вельможа не работал. (Нет.)

- Вельможа носил много украшений. (Да.)

- Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

2. Задача

В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

— Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

3.Задача

— Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я — раб царя. С восхода до заката

Среди других свершаю тяжкий труд.

И кус гнилой — единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я — раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

— О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?



4. Дискуссия с классом.

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо в низ, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме будет богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».

— Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня?




Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Ответы учащихся



Ответ:

Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов

Ответы учащихся

Ответ:

Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века...

Беседа, диспут

Ответ:

Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это — обогащение...




Индивидуальная

Фронтальная





РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
КУД: Диалог учителя и ученика
ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией


ЛУД: Рассуждение учеников


Актуализация знаний


- Перечислите основные категории населения Египта?

- Кто такие фараоны?

- Чем занимались фараоны?


Ответы учащихся

Фронтальная

КУД: Совместная деятельность 

ЛУД: Рассуждение учеников
ПУД: Обмениваются полученной информацией
РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала


1. Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи — все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

2.А как выглядело египетское войско?

3.Работа с иллюстрациями на стр.44-45

4. Работа с картой.

Задание: внимательно посмотрите на легенду карты.

— Каким знаком обозначены походы египетских фараонов?

— На какие территории были совершены походы фараонов Египта?

— Где находится город Мегидцо?



4. Рассказ учителя и работа по историческому документу.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегидцо.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»

Тогда были захвачены и* лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «...» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...

Крушол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.— С. 44-45.

Беседа по прочитанному тексту документа.

С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа.

Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины?

Кому воздавали хвалу воины Египта?

Кому они приносили награбленное?

Как распределял награбленное имущество фараон?

Какой характер носили войны?


Записи в тетради

Фараон - ….

2.Сообщение о вооружении египетского войска

3.Работа с иллюстрацией

Воины фараона были вооружены луками, другие - длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 медь + 1/10 олово). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Настоящую угрозу для противника представляла египетская конница...

- стрелками

-Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию

- На территории Палестины

Ответы учащихся

- «...И вот, если бы войско его величества не возьмет намерения пограбить имущество врагов...»

- Оружие, коней, скот, конечно, золотые и серебряные вещи...

- Своему фараону

- Своему фараону

- Ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.

- грабительский, несправедливый



Групповая

Индивидуальная



РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия


КУД: совместная деятельность
ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)

ЛУД: Рассуждение учеников


Первичное осмысление и закрепление


Решить задачу.

По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное •дерево. Но главная добыча — множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне?



Задание для любознательных

Кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Мегиддо: Назови хотя бы 7—10 таких полководцев




Ответы учащихся

Ответ:

Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно



Ответ:

Александр Македонский, Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак?



Групповая

Индивидуальная



ЛУД: Рассуждение учеников

РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.



Итоги урока.

Рефлексия


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.




Оценивают работу на уроке всего класса




ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса


Домашнее задание


1.П.9, пересказ

? 6 - письменно



Записывают домашнее задание в дневник








Смотрите также:
Военные походы фараонов
99.78kb.
1 стр.
Урок 11. Военные походы фараонов
58.14kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 5 классе по теме: «Военные походы фараонов». (История Древнего мира, раздел Древний восток, общая тема Древний Египет). Ряписова Юлия Владимировна учитель истории Муниципальное учреждение
88.25kb.
1 стр.
Военное дело Древнего Египта
308.13kb.
1 стр.
2. Военные походы Походы в Среднюю и Центральную Азию Из «Насировых Разрядов»
321.57kb.
1 стр.
12. Борьба русских княжеств и земель с иностранными завоевателями
25.46kb.
1 стр.
980 – 1015 – Правление князя Владимира
67.5kb.
1 стр.
В нашем повседневном представлении о Средневековье фигура рыцаря неизменно на первом плане
191.99kb.
1 стр.
Презентация по теме «Крестовые походы», карта Крестовые походы, атлас и контурные карты
17.4kb.
1 стр.
«Крестовые походы»
443.22kb.
5 стр.
Частные военные компании, их создание, развитие и опыт работы в Ираке и других регионах мира
220.33kb.
1 стр.
Военные суды в современном мире (схема на основе Меморандума Совета Европы о судопроизводстве в военных судах — приложения к отчету 55-й встречи Руководящего Комитета по правам человека Совета Европы. Страсбург, 17—20 июня 2003 г.)
44.93kb.
1 стр.