Главная
страница 1
Иконникова Н.К.

Общая социология

Лекция 10. Социальные институты: религия, образование, наука (социология духовной жизни)

  • Социология религии

  • Социология образования

  • Социология науки


I. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Анализ религии в социологии

Два уровня анализа:

  • Индивидуальный – как индивидуализированная вера, религиозность

  • Структурный – как социальный институт, конфессия, традиция


Религия как социальный институт и система смыслов:

    • Э. Дюркгейм: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды».

М. Вебер, Р. Белла, П. Тиллих: Религия как совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия (рождение, болезнь, смерть), наделяющая этот мир смыслом.
Функции религии

  • Установление порядка и смысла

  • Снятие тревожности и неопределенности

  • Поддержание социального порядка

с помощью установления отношения со сверхъестественным.
Функционирование религии связано с воспроизводством таких социальных (религиозных) практик, как:

  • Ритуалы

  • Обряды перехода

  • Диета

  • Духовная практика

  • Колдовство

  • Мифы и сказки

  • Служители культа (отличаемые от общины верующих)

  • Церковная организация


Функциональное строение религии по Т.Парсонсу:

  • 1) общность верующих, разделяющих

  • 2) общие веровании и мифы, интерпретирующие абстрактные ценности культуры в определенной исторической данности применительно к конкретным условиям существования данной общности благодаря

  • 3) ритуальному поведению с личным участием индивидов в

  • 4) приобщении к общим символам, представляющим отличную от повседневности реальность

Типология религий

Типы религиозных организаций

  • Вебер, Трельч :

Церковь = общепризнанная укоренившаяся религиозная организация значительных размеров

Секта = религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления

  • Бекер:

Деноминация = объединение верующих, придерживающихся одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции («утихомирившаяся» секта)

Культ = склонность придерживаться определенных религиозных ценностей на основе индивидуального опыта
Чикагская школа, Э. Чьюз: влияние социального окружения религиозной организации и системы отношений (в рамках какой-то сферы деятельности (религия, образование, социальные программы, экономика, местная политика) и в целом в обществе (многоконфессиональность, демократия) на характер изменения типа религиозной организации и ее трансформации.
Э. Дюркгейм: «Гражданская религия»

П. Бергер, Т. Лукманн: «Невидимая религия»

… религия сохраняет фундаментальное значение для конструирования и поддержания социальной реальности, т.к по-прежнему обеспечивает:



  • Наделение смыслами повседневной жизни

  • Индивидуализация содержит элементы сакрального и трансцендентного в самовыражении и самореализации

  • при изменении форм религиозных практик и организаций


II. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Образование: институт и деятельность


В рамках данного института осуществляются два основных функциональных процесса: обучение и образование

Функции образования

  • Основные (внутренние) функции: обучения, воспитания, профессиональной подготовки.

  • Социально-системные (внешние) функции: легитимации, селективности, мобильности, социального контроля, эгалитарная, культурно-регенеративная функции.

Социальная критика институтов (официального, признанного, формального) образования: наличие «Скрытого учебного плана» (Hidden curriculum)

Наряду с официальной учебной программой неявно преподаются ценности, установки, принципы (пунктуальность, дисциплина, усердие, послушание – и/или – творчество, конкуренция, индивидуализм…)


  • Способствует осуществлению социального контроля в школе и в обществе

  • Формирование конформизма, подчинения авторитету, принятие социального неравенства


Институционализация социального тестирования (П. Сорокин) и «переподготовки» (Ж. Бодрийяр)
III. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Признаки науки

  • Доказуемость, верификация и фальсификация

  • Наличие метода - общепризнанных правил, процедур

  • Поиск естественных, а не теологических причин

  • Использование эксперимента

  • Наличие профессиональных сообществ и институционализация в целом (журналы, подготовка, подтверждение квалификации)


Функции науки

  • Познавательная, создание нового знания

  • Накопление и хранение результатов познания

  • Социализация и социальный контроль (особенно в профессиональной сфере)

  • Мировоззренческая

  • Технологическая (элемент материального производства)


Социальная и культурная критика науки

Пол Фейерабенд (1924 – 1994) Эпистемологический анархизм: «Против метода» (1975), «Наука в свободном обществе» (1978)



  • Связь науки и государства: финансирование и власть

  • Обязательность науки

  • Основные положения принимаются без альтернативы, без публичных дискуссий («Господство науки – угроза демократии»)

  • «Простой человек» в демократическом обществе обладает зрелостью, не формируемой в школе специальными знаниями, но позволяющей ему судить об обоснованности решений ученых, экспертов


Актуальные проблемы социологии науки

  • Противопоставление науки и «большой науки»;

  • Противопоставление научно-технологического знания и повседневной («массовой») технической культуры и знания;

  • Противопоставление управляемости – «мягким» индикативным методам руководства сферой НИОКР (оценка качества и творчества(?))

  • Социометрический анализ науки: «невидимые колледжи» и сети коммуникаций

  • Показатели цитируемости, вопросы «доступа»



ВЫВОДЫ

  • Религия в социологии рассматривается как система верований, смыслов – и как социальные организации разных типов

  • Образование в современном обществе выходит за рамки формального обучения, выполняет внешние и внутренние функции

  • Образование реализует «скрытую программу» и «скрытый учебный план», которые воздействуют эффективнее явных механизмов

  • Наука в современном обществе не отделима от технологического развития и зависит от социальной организации профессионального сообщества


Смотрите также:
Лекция 10. Социальные институты: религия, образование, наука (социология духовной жизни) Социология религии
56.38kb.
1 стр.
«Социология религии» Аннотация программы учебной дисциплины для направления подготовки 040100. 62 «Социология»
20.73kb.
1 стр.
Реферат. Социология и ее роль в познании и преобразовании общества. Старостина К. М
224.71kb.
1 стр.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф 1 Социология: Общая социология Укрупненная группа 040000 Социальные науки
452.58kb.
3 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 22. 00. 06 «Социология культуры, духовной жизни» Составитель
241.9kb.
1 стр.
Пятая Психологическая социология конца XIX начала XX века
368.04kb.
1 стр.
Тематический план учебной дисциплины № Название темы Всего часов по дисциплине
181.97kb.
1 стр.
Тема Социология права как наука
71.35kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология музыки»
132.24kb.
1 стр.
Программа по дисциплине «Социология труда и экономическая социология» для специальности 02 03 00 «Социология»
219.84kb.
1 стр.
1 Социология как наука. Термин социология происходит от двух слов: латинского
293.17kb.
1 стр.
Современная свадебная обрядность адыгов (социологический анализ) 22. 00. 06 социология культуры, духовной жизни
287.38kb.
1 стр.