Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Костромской области в 2012 году В решении задач по обеспечению государственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации важное место отводится институту уполномоченного по правам человека. Внося определенный вклад в укрепление не только основ гражданского общества, но и государственного управления, институт уполномоченного по правам человека существенно дополняет действующие средства защиты гражданских прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» действуют не только Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, но и уполномоченные по правам человека в большинстве субъектов России, что отражает приверженность федеральных и региональных органов государственной власти принципам уважения и защиты гражданских и человеческих ценностей. Признание международного и внутрироссийского значения правозащитной деятельности проявилось и на прошедшей в августе 2012 года встрече Президента Российской Федерации с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. В.В. Путин на встрече отметил важность деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах России, как независимых от региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления институтов и союзников Президента России в его деятельности по защите интересов и законных прав граждан. В соответствии с Законом Костромской области от 29 декабря 2010 года № 24-5-ЗКО «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области» (далее - Закон области) в 2011 году был образован Государственный орган Костромской области «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» (далее - Государственный орган), постановлением Костромской областной Думы от 19 мая 2011 года № 487 Уполномоченным по правам человека в Костромской области был назначен Леонорий Никитич Бабенков. Фактически институт Уполномоченного начал действовать с сентября 2011 года, когда был определен юридический адрес Государственного органа: г. Кострома, ул. Советская, д. 50. В августе 2012 года юридический адрес Государственного органа был изменен, в связи с его перемещением на новое место расположения по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 9-а. За период работы Уполномоченного по правам человека в Костромской области в 2011 году (со дня его назначения 19 мая по 31 декабря 2011 года) в марте 2012 года предоставлялся доклад, в котором, в том числе, были отражены организационные меры, принятые по обеспечению функционирования Государственного органа как юридического лица, в том числе, связанные с принятием правовых актов локального характера, определяющие работу аппарата Уполномоченного, порядок организации личного приема граждан и рассмотрения их письменных обращений, документационного обеспечения и бюджетной политики. В 2012 году также принимались необходимые правовые акты, в том числе направленные на совершенствование правового, организационного, информационного и материально-технического обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека, обеспечение целевого и экономного расходования денежных средств. Данный доклад содержит информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области в 2012 году, а также сведения, отражающие соблюдение прав и свобод человека на территории Костромской области, и согласно статье 18 Закона области направляется Костромской областной Думе, губернатору Костромской области, председателю Костромского областного суда, председателю Арбитражного суда Костромской области, прокурору Костромской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. В своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат руководствуются федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими, в соответствии с провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека международными стандартами, механизмы обеспечения реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также законами Костромской области. В решении актуальных вопросов, связанных с защитой конституционных прав человека на территории Костромской области, Уполномоченный взаимодействует с губернатором Костромской области и его заместителями, председателем Костромской областной Думы и его заместителями, главным федеральным инспектором в Костромской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, руководителями правоохранительных и судебных органов, отраслевых территориальных органов министерств и других федеральных ведомств, руководителями структурных подразделений администрации Костромской области, главами муниципальных районов и городских округов в Костромской области. Взаимодействие в работе Государственного органа с территори-альными органами федеральных органов в целях объединения усилий по защите прав и свобод человека и гражданина, выявлению и пресечению нарушений, восстановлению нарушенных прав человека в 2012 году осуществлялось в рамках специальных соглашений, которыми определены формы сотрудничества, в том числе: проведение совместных приемов граждан, совещаний и взаимных консультаций по актуальным вопросам, обмен информацией и другие формы. Такая работа активно осуществлялась согласно заключенным в организационный период соглашениям с Костромским областным судом, прокуратурой Костромской области, Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области. Вместе с тем в 2012 году возникла потребность и в урегулировании такого взаимодействия в работе с территориальными органами федеральных органов, осуществляющими функции, связанные с принудительным исполнением судебных актов, а также с деятельностью общественных объединений и некоммерческих организаций, адвокатурой, нотариатом, органами государственной регистрации актов гражданского состояния. В этих целях были разработаны и заключены также соглашения между Уполномоченным по правам человека в Костромской области и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, а также Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области. В настоящее время действует 8 соглашений о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов и ведомств. В Государственном органе изучался опыт правозащитной деятельности в других регионах России. Уполномоченный по правам человека в Костромской области принимал участие в заседаниях Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, на которых обсуждались актуальные вопросы правозащитной деятельности в регионах. Поскольку в ряде заседаний Координационного совета принимали участие и выступали А.И. Бастрыкин — Председатель Следственного Комитета Российской Федерации, А.Э. Буксман — первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, А.О. Парфенчиков — Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, обсуждение ряда актуальных тем, с учетом поставленных руководителями федеральных ведомств задач, было продолжено на рабочих встречах и совещаниях в их территориальных органах с участием Уполномоченного по правам человека в Костромской области. Так проблемы обеспечения исполнения судебных решений по восстановлению нарушенных прав граждан и другие проблемы, связанные с реализацией прав граждан в процессе исполнения судебных решений, которые определяли повестку дня одного из Координационных совещаний, обсуждены с руководством Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, а вопросы, связанные с организацией взаимодействия уполномоченных с органами прокуратуры, обсуждались на заседаниях коллегии в прокуратуре Костромской области. В порядке обмена опытом правозащитной деятельности по вопросам взаимодействия уполномоченных по правам человека и гражданского общества Уполномоченный принял участие в заседании Координационного совета уполномоченных Центрального федерального округа в городе Липецке, где участвовал во встречах с представителями Общественной палаты, представителями общественных объединений, а также в обсуждении проблем в организации бесплатной юридической помощи гражданам. В целях формирования материалов о соблюдении на территории Костромской области прав и свобод человека и гражданина и выявления проблемных вопросов в Государственном органе осуществлялись сбор и обобщение информации, анализ письменных и устных обращений граждан. Имеющиеся сведения и материалы дают основание отметить, что в Костромской области проводится системная и эффективная работа, обеспечивающая реализацию и защиту прав и свобод человека. В области успешно реализуются многие программы, направленные на защиту основных социальных прав, в том числе связанные с обеспечением жильем, трудовой занятостью, совершенствованием системы образования и здравоохранения, обеспечением мер для развития предпринимательской и иной экономической деятельности. Объемы введенной в отрасли жилой площади увеличились по сравнению с 2011 годом на 32 процента, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась на 7,6 процента, а реальные денежные доходы населения — на 2,7 процента. Принятые органами государственной власти области, правоохранительными органами меры по обеспечению своевременной оплаты труда проявились в значительном снижении показателей просроченной задолженности по заработной плате (по состоянию на 1 января 2013 года она составляла 3,6 млн. рублей или 35 процентов к сведениям по состоянию на 1 января 2012 года), на 25,8 процента по сравнению с 2011 годом снизилось число безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости. В области стало больше внимания уделяться социальной сфере. Выполнены в полном объеме мероприятия областной программы «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности» на 2012 год, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 25 мая 2012 года№ 214-а. В целях осуществления государственной семейной политики внедрен в действие ряд инициатив, учитывающих социальные потребности и особенности области. Реализуется областная целевая программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Костромской области» на 2011-2014 годы, направленная на укрепление социальной значимости семьи, расширение спектра образовательных, физкультурно-оздоровительных и социокультурных услуг, другие региональные программы. Своевременным стало введение в области такой меры социальной поддержки в виде социальной выплаты семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, как выплаты так называемого регионального «семейного капитала» в размере 300 тысяч рублей на приобретение или строительство жилого помещения. Многодетным семьям в области бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства либо индивидуального жилищного строительства. В целях повышения авторитета многодетных семей осуществляется награждение граждан медалью Костромской области «Материнская слава» и «За верность отцовскому долгу». Вместе с тем имеется еще ряд проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие области, что отражается и на возможности граждан по реализации их прав и законных интересов. В целях выявления проблемных вопросов в жизнедеятельности населения органами государственной власти области придается большое значение созданию системы, обеспечивающей возможности для диалога власти с населением. На это направлены меры по совершенствованию информационного обеспечения жителей области, а также по повышению результативности, качества и доступности такой государственной услуги, как работа по обращению граждан. Административные процедуры по организации этой работы комплексно урегулированы постановлением администрации Костромской области от 28 сентября 2009 года № 335-а, руководством области осуществляется строгий контроль за соблюдением установленных требований. Прием граждан в области осуществляют не только приемные губернатора Костромской области, председателя и депутатов Костромской областной Думы, отраслевых органов, органов местного самоуправления, но и приемные Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, общественная приемная полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, а также общественные приемные политических партий. Это расширяет возможности жителей области в защите своих прав и законных интересов, обжаловании действий должностных лиц, получении необходимой юридической помощи и консультаций по решению насущных вопросов жизнедеятельности. Важное место в деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области отводится вопросам, связанным с защитой и восстановлением нарушенных прав граждан. Эти вопросы рассматривались во взаимодействии с правоохранительными органами области. В различных формах осуществлялось взаимодействие Уполномоченного с органами прокуратуры. Совместно с районными прокурорами проводились проверки фактов, указанных в ряде обращений граждан, совместные выезды в места принудительного содержания граждан. Следует отметить, что Прокуратурой Костромской области ведется большая работа по защите прав граждан, осуществляется помощь людям в отстаивании их законных прав. Приоритетность правозащитной функции органов прокуратуры области проявляется в том, что органами прокуратуры в области поддерживаются иски граждан против должностных лиц, берутся под защиту малообеспеченные граждане, дети, люди престарелого возраста. Причем поводом для вмешательства прокурора не всегда являются обращения граждан, поскольку в органах прокуратуры осуществляется надзор за состоянием законности во всех сферах правоотношений. При осуществлении надзора за исполнением законов в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина по принесенным протестам органов прокуратуры в 2012 году в области отменено и изменено 1739 незаконных правовых актов. Руководствуясь Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 115 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», прокуратура области акцентирует свою деятельность на защите конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. Наибольшее число обращений в органы прокуратуры составляют жалобы по вопросам, связанным с реализацией гражданами прав на жилье и труд. По результатам их рассмотрения удовлетворено 23,3 процента жалоб на нарушения жилищного законодательства и 50,6 процента - трудового законодательства. Из практики взаимодействия Уполномоченного с прокуратурой видно, насколько эффективно органами прокуратуры используется правозащитный потенциал, так как особое внимание уделяется исполнению законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Результаты надзорной деятельности органов прокуратуры в этой сфере показали, что еще много допускается нарушений порядка рассмотрения обращений. Несмотря на то, что такие нарушения утратили массовый характер, имеются случаи несоблюдения прав граждан на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, нарушения установленных сроков их рассмотрения и другие. В 2012 году органами прокуратуры выявлено 344 нарушения установленного порядка, по которым 87 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 37 должностных лиц - к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. По представлениям органов прокуратуры приведены в соответствие с федеральным законодательством ряд регламентов предоставления государственными органами и органами местного самоуправления государственной услуги «рассмотрение обращений граждан». Недостатки в работе с обращениями граждан отмечались прокуратурой: в департаментах агропромышленного комплекса, социальной защиты населения, опеки и попечительства, здравоохранения, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области; Государственной жилищной инспекции Костромской области; Государственной инспекции труда Костромской области; администрациях Мантуровского района и Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района. В работе Государственного органа уделялось внимание изучению проблем, связанных с восстановлением прав граждан, признанных судами нарушенными, в том числе проблем исполнения судебных решений о взыскании алиментов, предоставлении жилья, осуществлении выплат в связи с банкротством предприятий. Эта работа осуществлялась во взаимодействии с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области. В 2012 году на исполнении в отделах судебных приставов в Костромской области находилось 368 739 исполнительных производств, окончено 183 193 производства, по исполнительным документам взыскано 28,4 процента от общей суммы, подлежащей взысканию. В целях обеспечения исполнения решений судов вынесено 2 369 постановлений о временных ограничениях на выезд должников из Российской Федерации, из них — 981 в отношении должников по алиментным обязательствам. Вместе с тем, еще много поступает обращений с жалобами на недостаточную эффективность принимаемых мер по взысканию не только алиментов, но и задолженности по заработной плате, возмещению долгов по другим исполнительным документам. Судебными приставами не принимается исчерпывающих мер по своевременному и полному исполнению судебных решений и актов иных органов, установлению имущественного и финансового состояния должников, обращению взыскания на денежные счета должников - юридических лиц, имеющихся на счетах в кредитных учреждениях, допускается несоблюдение сроков совершения исполнительных действий и другие недостатки в работе, что непосредственно влечет нарушение прав граждан (взыскателей) на своевременное и полное исполнение судебных решений. Поскольку указанные нарушения допускаются судебными приставами-исполнителями в рамках работы по исполнительным документам, имеющим особую социальную значимость (о взыскании алиментов, об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение и др.) и связанным с восстановлением нарушенных прав граждан, Уполномоченным по правам человека в Костромской области планируется осуществление ряда мер по изучению имеющихся проблем в этой сфере. Обобщение поднимаемых в средствах массовой информации в Костромской области и в поступающих обращениях граждан вопросов побудило изучить ряд актуальных проблем, связанных с реализацией прав и законных интересов граждан. Так, например, по вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Государственном органе предметно рассматривалась сложившаяся в области практика использования в многоквартирных домах нежилых помещений, имеющих специальное назначение (подвалы, чердаки, колясочные, водомерные узлы, тепловые пункты, лифтовые диспетчерские и др.). Был осуществлен сбор и обобщение информации Костромского областного суда, Арбитражного суда Костромской области, прокуратуры Костромской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, ряда муниципальных образований в области по данным вопросам. В области на конец 2011 года числилось 36 391 многоквартирных домов с общей площадью жилых помещений 11 725,3 тыс. кв. м, в том числе 8 930,4 тыс. кв. м (или 76 процентов) находится в собственности граждан. Сложившаяся в области система организации управления жилищным фондом не обеспечивает эффективного использования проживающими в многоквартирных домах общедомового имущества, имеются факты его нецелевого использования. Ряд споров между гражданами и органами местного самоуправления по отчуждению таких помещений рассматривалось в судах. Из 5 рассмотренных в 2011-2012 гг. судами гражданских дел в одном случае исковые требования собственников жилых помещений многоквартирных домов о признании права собственности на общее имущество удовлетворены в полном объеме, в одном - частично, по трем делам в удовлетворении исковых требований отказано. Из 4 рассмотренных Арбитражным судом Костромской области дел по данным правоотношениям один иск удовлетворен в полном объеме, один - частично, в двух случаях в удовлетворении исковых требований было отказано, в том числе в одном случае - в связи с истечением срока исковой давности. В этой связи вопросы обеспечения прав и законных интересов граждан на целевое и эффективное использование общего долевого имущества собственников многоквартирных домов были обсуждены в Государственном органе на заседании в форме «круглого стола» с участием представителей Костромской областной Думы, областного суда, прокуратуры области, департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, Государственной жилищной инспекции Костромской области, органов местного самоуправления. Участниками «круглого стола» было отмечено, что данным вопросам стало больше внимание уделяться администрацией города Костромы. Вместе с тем, выражена обеспокоенность в том, что органы местного самоуправления ряда других городских округов и муниципальных районов в области зачастую устраняются от вопросов, связанных с управлением многоквартирными домами, не уделяют необходимого внимания вопросам эффективного использования нежилых помещений. При формировании программ приватизации объектов жилищной сферы, планов перевода в муниципальную собственность муниципальные образования не всегда учитывают сложившееся состояние дел, а также то, что продаваемое имущество может изменить сложившуюся инфраструктуру на данной территории. По результатам обсуждения проблемы участниками «круглого стола» были приняты рекомендации органам местного самоуправления по разработке и осуществлению мер, направленных на оказание содействия жителям многоквартирных домов в их стремлении эффективно управлять общедомовым имуществом. Особое внимание в своей деятельности Уполномоченным по правам человека в Костромской области уделяется вопросам соблюдения прав граждан на социальное обслуживание. Во взаимодействии с департаментом социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области в Государственном органе осуществляется сбор и обобщение информации о соблюдении прав граждан, находящихся в специальных социальных учреждениях. В области действуют 11 домов-интернатов для граждан престарелого возраста и инвалидов и 1 дом-интернат для умственно отсталых детей. По состоянию на 1 января 2013 года в учреждениях проживало 2092 человека, в том числе 859 человек (41 процент) находились на постельном режиме. Уполномоченным проводится посещение таких учреждений, организуются встречи с их пациентами и проживающими, персоналом. В 2012 году Уполномоченным посещены все такие учреждения в области, изучалось, как учреждениями в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2009 года № 436-а, которым установлены государственные стандарты социального обслуживания населения в области, другими нормативными правовыми актами, обеспечиваются не только основные функции по жизнеобеспечению проживающих (организация медицинского обслуживания и медицинской реабилитации, питания, бытового и культурного обслуживания), но и меры, связанные с защитой личных, имущественных прав и интересов содержащихся в государственных учреждениях. Особое внимание уделялось организации работы по восстановлению и компенсации утраченных и нарушенных физических способностей, обеспечению максимальной занятости проживающих в учреждениях творческим трудом, художественной самодеятельностью и физической культурой. Однако не всеми учреждениями обеспечивается такая комплексная работа, в том числе и в связи с недостаточно развитой инфраструктурой. Необходимая материально-техническая база, обеспечивающая не только нормативные бытовые условия проживания, но и условия для комплексной медико-социальной реабилитации, имеется в государственных учреждениях «Сусанинский психоневрологический интернат», «Октябрьский дом-интернат», «Кологривский дом-интернат». Например, в Октябрьском доме-интернате граждане пожилого возраста и инвалиды проживают в благоустроенных комнатах на 1-4 человек, в Кологривском доме-интернате — в комнатах на 2-3 человека, тогда как в Игодовском психоневрологическом интернате проживающие размещены в комнатах на 3-9 человек. Вызывает озабоченность состояние материально-технической базы ряда социальных учреждений, поскольку большая часть из них размещена в приспособленных зданиях, процент износа которых составляет более 60 процентов. Так в связи с размещением части проживающих в Кологривском доме-интернате в двухэтажном деревянном здании, руководству учреждения и департамента социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области предложено рассмотреть возможные варианты перемещения части проживающих в каменное здание, в котором обеспечивается пожарная безопасность. Большинству учреждений требуется дооснащение технологическим, реабилитационным оборудованием, мебелью, мягким инвентарем, техническими средствами. Имеется и ряд проблем, связанных с жизнеобеспечением проживающих. В 2012 году специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Костромской области по результатам проверки 4 учреждений выявлено 125 нарушений санитарного законодательства. Анализ обеспечения граждан услугами социальных учреждений показывает острую необходимость развития этой сети. Учреждения работают с полной наполняемостью, очереди на размещение в них составляют более 230 человек, в том числе 150 человек состоит в них уже более года. Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области осуществляются меры, предусматривающие увеличение числа мест в интернатах психоневрологического типа на 220 мест, однако это кардинально не решит имеющуюся проблему. Полагаем, что в этой связи актуализируется рассмотрение вопросов развития и совершенствования сети социальных учреждений в Костромской области органами государственной власти области. Смотрите также: Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод
936.35kb.
6 стр.
Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
422.08kb.
3 стр.
Доклад о соблюдении прав человека и деятельности уполномоченного по правам человека в ростовской области в 2012 году
1419.5kb.
5 стр.
Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН по правам человека в контексте рассмотрения седьмого периодического доклада Украины о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах
293.06kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году
1609.86kb.
11 стр.
Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2012 год
354.36kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году
964.88kb.
5 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году
1652.55kb.
8 стр.
О роли регионального Уполномоченного по правам человека в выполнении государством международных обязательств в сфере прав человека
118.14kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за 2012 год
2341.08kb.
12 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2003 году 551.91kb.
3 стр.
|