Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6 Изучались также вопросы, связанные с соблюдением прав проживающих в домах-интернатах общего типа и психоневрологических интернатах граждан, являющихся инвалидами. Поскольку в ряде субъектов России специалистами и общественными организациями отмечались случаи нарушений прав инвалидов в связи с неправомерным признанием недееспособными, в том числе и в целях осуществления юридически значимых действий (препятствия совершению имущественных сделок, размену квартиры, заключению или расторжению брака, предъявлению прав на детей), особое внимание было уделено соблюдению прав граждан при признании их недееспособными. В этой связи запрашивалась и анализировалась информация не только от Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, но и Костромского областного суда. Из 2087 человек, проживающих в 12 стационарных учреждениях области 1664 (79,9 процента) являются инвалидами. На их содержании специализируются психоневрологические интернаты, однако и в интернатах общего типа число инвалидов составляет около 57 процентов. В целях обеспечения участия инвалидов в жизни общества в учреждениях осуществляется специальный комплекс мероприятий, в том числе в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации, которые имеют 93 процента проживающих в учреждениях инвалидов. К ним, в частности, относятся восстановительно-медицинские, физкультурно-оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по социально-педагогической, психологической, социокультурной, бытовой реабилитации. Во многих учреждениях области проводится работа по созданию комфортных условий проживания, приближенных к домашним, а также по организации лечебно-трудовой деятельности, досуга. Принимаются меры и по активизации проживающих на осуществление самообслуживания и бытового приспособления. Вместе с тем, число граждан, являющихся инвалидами, выписанных из учреждений для самостоятельного проживания, невелико и составляет 23 человека или 1,4 процента от общего числа проживающих в интернатах инвалидов, что не свидетельствует о высокой эффективности реабилитационных мероприятий. Это, в частности, обуславливается наличием в учреждениях ряда проблем. К ним относятся: недостаточная укомплектованность штатов специалистами (воспитателями, психологами, педагогами), особенно в стационарных учреждениях, удаленных от областного центра; недостатки в материально-технической базе учреждений, поскольку многие из них размещены в приспособленных зданиях с большими сроками эксплуатации и износом. Вместе с тем 855 человек или 51,4 процента от общего числа проживающих в учреждениях инвалидов признаны недееспособными. В 2012 году проведено 82 судебно-психиатрические экспертизы, по которым в 65 случаях приняты решения о признании граждан недееспособными. Учреждениями направлено 40 обращений в суд о признании граждан недееспособными, из них 34 судами рассмотрено, в том числе 31 удовлетворено. Поскольку, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 4-П, суд не вправе принимать решение о признании гражданина недееспособным на основе одного лишь заключения судебно-психиатрической экспертизы, без представления гражданину (в случае отсутствия причин, препятствующих его присутствию в судебном заседании) возможности изложить суду свою позицию лично либо через выбранных им самим представителей, в Костромской области практикуется обеспечение участия граждан, как при проведении судебно-психиатрической экспертизы, так и непосредственно в судебных заседаниях. Это является важным обстоятельством, препятствующим формальному решению вопроса, недопущению использования процедуры признания граждан недееспособными для достижения иными гражданами своих целей, в том числе по оформлению приватизации жилья для освидетельствования врачом-психиатром без согласия лица, получения возможности не учитывать те или иные пожелания граждан, являющихся инвалидами, а значит и обстоятельством, защищающим гражданина от нарушения его прав. Правовое и социально-бытовое обслуживание инвалидов, содержащихся в учреждениях социального обеспечения в области, остается на контроле у Уполномоченного по правам человека в Костромской области и в 2013 году. В Государственном органе рассматривались и вопросы, связанные с соблюдением прав граждан при оказании им психиатрической помощи. В этих целях Уполномоченным совместно с членами Общественной наблюдательной комиссии Костромской области была посещена Костромская областная психиатрическая больница. Особое внимание было уделено изучению условий содержания и лечения граждан, к которым применены принудительные меры медицинского характера. Вместе с тем, следует отметить, что имеющаяся нормативная правовая база не устанавливает возможности осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в психиатрических стационарах непосредственно членами общественной наблюдательной комиссии. Так Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», регулирующий, в том числе, деятельность Общественной наблюдательной комиссии, не относит психиатрические учреждения к местам принудительного содержания, на которые распространяется возможность осуществления контроля общественной наблюдательной комиссии. Однако, поскольку Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» правом осуществления общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан, помещенных в психиатрические и психоневрологические учреждения, наделены общественные объединения, в целях изучения того, насколько условия пребывания пациентов обеспечивают соблюдение прав человека, Уполномоченным с рядом действующих на территории области общественных объединений в 2013 году планируется посещение и других специализированных медучреждений в области. При этом будет изучаться и опыт такой работы в других регионах России. Под постоянным вниманием Уполномоченного находятся вопросы обеспечения необходимых условий содержания лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и соблюдения их прав. В Государственном органе рассматриваются письменные обращения осужденных и их родственников, проводится ознакомление с условиями пребывания в учреждениях системы исполнения наказаний в области. Эта работа осуществляется во взаимодействии с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области. В 2012 году Уполномоченным продолжены ознакомительные посещения исправительных учреждений в области. Из 9 учреждений посещено 7, при этом ряд из них, с учетом необходимости изучения отдельных вопросов, проведения личного приема лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также проведения проверок по обращениям осужденных и их родственников, — неоднократно. При посещении исправительных учреждений проводилось ознакомление с порядком содержания заключенных, спецификой условий для содержания под стражей и отбывающих наказание в порядке вольного поселения мужчин и женщин, организацией их труда, питания, бытового обслуживания. Изучались и вопросы обеспечения отбывающих наказание необходимыми условиями для реализации их прав на юридическую помощь, медицинское обслуживание, а также работа почты и другие насущные вопросы жизнедеятельности исправительных учреждений. Придавая важное значение работе по социализации осужденных, подготовке их к жизни на свободе, с тем, чтобы они в полной мере могли реализовывать свои права, в исправительных учреждениях анализировалась и постановка работы по оказанию осужденным необходимой социальной поддержки, в том числе в дальнейшем трудоустройстве, оформлении пенсии. В практику работы введено и проведение в учреждениях исполнения наказаний личного приема осужденных Уполномоченным по правам человека в Костромской области по вопросам реализации прав на досрочное освобождение, получение медицинской помощи в стационарном учреждении и другим вопросам. Такие личные приемы проводились в федеральных казенных учреждениях: исправительная колония № 1, исправительная колония № 2, исправительная колония № 3-44/2. Вместе с тем, практически при каждом посещении учреждений Уполномоченным проводились беседы с осужденными в целях выявления их мнения по актуальным вопросам деятельности исправительных учреждений. Систематически в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области при участии Уполномоченного по правам человека в Костромской области проводилась «горячая линия» по вопросам соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. Проведение таких совместных мероприятий дает возможность, как для осужденных, так и их родственников, не только получить необходимые разъяснения, но и сообщить об имеющихся проблемах, фактах нарушения прав осужденных. В целях обеспечения максимальных удобств для родственников осужденных в 2012 году время проведения телефонной «горячей линии» было перенесено на вечерний (внерабочий) период. Позвонившие на телефон «горячей линии» обращались за разъяснениями порядка перевода лиц, отбывающих наказание, в другое исправительное учреждение, условно-досрочного освобождения, оказания осужденным стоматологической помощи, проведения досмотра посылок, поднимали проблему трудовой занятости осужденных, сообщали об имеющихся в учреждениях недостатках. Поднятые в обращениях граждан вопросы не только ставились на контроль для принятия необходимых действий, но и становились предметом совместных совещаний по выработке мер, направленных на совершенствование работы учреждений исполнения наказаний в области, повышение эффективности системы «социальных лифтов», других мер, направленных на формирование у заключенных мотивации встать на путь исправления. Так в работе по формированию у осужденных мотивации осознанного исправления снижается роль возможного условно-досрочного освобождения, так как число удовлетворенных заявлений осужденных об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания уменьшается. На это указывают результаты изучения социально-психологического климата в исправительных учреждениях, проведенного сотрудниками Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области в сентябре 2012 года, а также вопросы, поднимаемые осужденными в устных и письменных обращениях к Уполномоченному. В этой связи эта и ряд других имеющихся проблем будет изучаться Уполномоченным и в 2013 году. Важным представлялось и ознакомление с учреждениями, в которых содержатся не только граждане России, но и лица, имеющие гражданство других государств, подлежащие выдворению из страны. В этих целях Уполномоченный совместно с заместителем прокурора Костромского района посетили Специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке, Центра по исполнению административного законодательства Управления Министерства внутренних дел России по г. Костроме. По результатам посещения было отмечено, что арестованные согласно нормативам обеспечиваются горячим питанием, необходимым медико-санитарным обслуживанием, в учреждении соблюдаются требования по раздельному содержанию лиц с учетом различных категорий допущенных ими правонарушений, наличия заболеваний, привычки к курению и др. Вместе с тем следует отметить, что условия содержания арестованных не в полной мере отвечают установленным требованиям, как по санитарной площади на одного человека, так и по обустройству помещений. Поскольку Спецприемник размещается в приспособленном здании, требуется проведение работ по обеспечению функционирования принудительной вентиляции камер, оборудованию их окон защитными средствами, которые не должны препятствовать попаданию дневного света и естественной вентиляции и др. Соответствующие предложения направлены Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области, осуществление мер по обеспечению надлежащих условий содержания лиц, находящихся в учреждении, взято на контроль прокуратурой Костромского района и Уполномоченным. Особое значение в деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области, как источнику информации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Костромской области, придается поступающим в Государственный орган Костромской области «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» письменным и устным обращениям граждан. В целях обеспечения максимальных удобств для обращений граждан личный прием Уполномоченным проводится не только непосредственно по адресу размещения Государственного органа Костромской области в г. Костроме, но и в городах и районах области, а также учреждениях системы социальной защиты населения, системы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, системы Управления Министерства внутренних дел по Костромской области и других учреждениях. Согласно Закону области Уполномоченным рассматриваются обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека, жалобы на решения и действия (бездействие) органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц, если заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобам. Однако многие из поступивших в Государственный орган в 2012 году устных и письменных обращений не отвечали установленным Законом области требованиям и содержали просьбы по непосредственному разрешению конкретной проблемы либо по оказанию содействия в решении вопросов, поскольку заявители полагали, что Уполномоченный по правам человека в Костромской области обладает правом принятия решения по существу и осуществляет руководящие и распорядительные функции. Ряд обращений направлялся гражданами Уполномоченному, несмотря на то, что они уже находились в стадии рассмотрения также в других органах и учреждениях. Тем не менее, в Государственном органе большинство поступающих обращений и жалоб принимались к рассмотрению, изучались предоставленные заявителями материалы, запрашивалась у различных организаций необходимая информация, проводились консультации по действующему законодательству и давались разъяснения средств, которые заявитель вправе использовать для защиты своих прав и свобод. Ряд обращений на основании правового положения пункта 3 части 1 статьи 14 Закона области передавались органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение поставленного в обращении гражданина вопроса по существу. При этом прохождение таких обращений находилось на контроле Уполномоченного до окончания их рассмотрения. В работе с обращениями граждан соблюдались принципы законности, объективности и непредвзятого анализа. Всего в 2012 году в Государственный орган Костромской области «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» поступило около 400 различных обращений граждан, в том числе 248 письменных заявлений (жалоб) и устных обращений на проводимых Уполномоченным по правам человека в Костромской области личном приеме граждан. Большинство письменных и устных обращений к Уполномоченному по правам человека в Костромской области поступило от граждан, проживающих в городе Костроме (39,5 процента от общего числа поступивших обращений), в городе Шарье (12,5 процента), Костромском районе (4,2 процента). Имеются обращения от граждан из городов Буй, Галич, Мантурово, Нерехта, Нея, а также из Антроповского, Буйского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского, Красносельского, Макарьевского, Парфеньевского, Судиславского, Сусанинского, Чухломского районов. 16,9 процента составляют обращения граждан, находящихся в исправительных учреждениях системы исполнения наказаний, 9,3 процента - находящихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания на территории области. Рассматривались также обращения граждан, поступившие из городов Москва, Санкт-Петербург, Иваново. В целях обобщения личных и общественных интересов граждан обращения классифицировались как по принципу отнесения к определенной отрасли права, так и по содержащимся в них вопросам. Наибольшее число обращений составляют заявления и жалобы граждан по вопросам: жилищного хозяйства (14,9 процента от общего числа письменных и устных обращений), охраны порядка и вопросам социального обеспечения и социальной защиты (по 12,1 процента), исполнению уголовных наказаний (11,7 процента), расследованию уголовных дел (10,5 процента), гражданского процесса (9,3 процента), уголовного процесса (6,5 процента), трудовых отношений (4,8 процента). Менее 4 процентов составляют обращения по вопросам землепользования. Число обращений по другим вопросам составляют по 1,6 процента и менее от общего числа поступивших обращений.
Ряд обращений граждан касался вопросов семьи, воспитания и обучения детей. Обращения граждан В., П., связанные с реорганизацией учебного заведения в г. Шарье, обеспечением школьников в Галичском районе бесплатными учебными пособиями, рассматривались совместно с Департаментом образования и науки Костромской области, главой городского округа город Шарья. Вопросы, связанные с семейными отношениями, поставленные в обращениях осужденного гражданина С., гражданки З. из г. Костромы и других граждан, потребовали разъяснений гражданского и семейного законодательства. Рассматривались и обращения, связанные с призывом на военную службу. Обращение гражданина Т. из г. Костромы о нарушениях, по мнению заявителя, его прав на освобождение от призыва на военную службу при наличии законных оснований рассматривалось совместно с Военным комиссариатом Костромской области и было удовлетворено. В целях обеспечения прав граждан при осуществлении призыва на военную службу в 2013 году планируется проведение Уполномоченным совместно с областным военкоматом ряда мероприятий, в том числе проведение телефонной «горячей линии» для призывников и их родителей.
Среди проблем, поднимаемых гражданами при проведении Уполномоченным личного приёма и в письменных обращениях, ставились и вопросы, связанные с трудовой деятельностью. С просьбами об оказании содействия в восстановлении на работе обращались граждане К., С., М. из г. Костромы, с жалобой на действия руководителя подразделения организации обращался гражданин Б. из Костромы. По итогам рассмотрения обращений граждан нарушений их прав не установлено, по части из них приняты соответствующие решения судами. По письменным и устным обращениям граждан Т. из г. Неи, С. из г. Костромы, См. из Судиславского района, Х., О., Р. из г. Шарьи с вопросами о взыскании с работодателей недополученной, по их мнению, заработной платы изучались предоставленные материалы, оказывалось необходимое содействие, давались соответствующие разъяснения. К рассмотрению обращения С. из г. Костромы об оказании содействия в получении заработной платы от ОАО «Костромской речной порт» была привлечена Буйская транспортная прокуратура Северо-западной транспортной прокуратуры, которой истребованы необходимые документы для обращения в суд в интересах заявителя. В своих обращениях граждане поднимали вопросы не только личного характера, но и вопросы перспектив развития организаций и учреждений, их реорганизации. Несмотря на то, что осуществление реорганизации учреждения в целом при соблюдении трудового законодательства не нарушает прав граждан, такие обращения внимательно рассматривались, проводились необходимые деловые встречи и консультации, запрашивалась необходимая информация. Так по обращениям гражданки В. из Костромы Уполномоченным по правам человека в Костромской области совместно с Департаментом здравоохранения Костромской области и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области изучалась целесообразность упразднения специальной лаборатории. Нарушений законодательства в осуществлении администра-тивных мер не установлено.
Большинство обращений касалось вопросов пенсионного обеспечения. Так граждане С. из г. Мантурово, П. из г. Костромы в своих письменных заявлениях, а граждане Бар., Р. из г. Костромы, Бл. из Костромского района на личном приеме Уполномоченным обращались с просьбами об оказании содействия в проведении проверки правильности начисления пенсии и ее перерасчета. По таким обращениям Уполномоченный по правам человека в Костромской области активно взаимодействовал с Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Костромской области. Доводы заявителей детально проверялись, каких-либо ошибок в начислении пенсии не выявлено. Вместе с тем, в целях обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение с учетом всех объективных факторов, по ряду обращений запрашивалась и изучалась дополнительная информация. Такие действия, например, предпринимались по обращению на личном приеме к Уполномоченному гражданки З. из г. Костромы, которая просила помочь восстановить ее права на пенсионное обеспечение с учетом трудовой деятельности в военное время, так как в 11-летнем возрасте она работала в колхозе, однако подтверждающих этот период первичных документов не сохранилось. В этой связи З. воспользовалась правом подтверждения периодов работы свидетельскими показаниями, однако в зачислении периода работы в колхозе в общий трудовой стаж территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации Костромской области ей было отказано, так как в настоящее время трудовой стаж по показаниям свидетелей устанавливается с установленного трудовым законодательством трудоспособного возраста, то есть не ранее чем с 15 лет. При рассмотрении обращения изучалась и судебная практика, которая показала, что юридически значимым при решении данного вопроса является наличие доказательств выполнения работы, а не возраст работника. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 4-В11-13 по иску с подобными обстоятельствами отмечается, что «...установленные в законодательстве того времени запреты по приему в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение». Поскольку данная проблема может затрагивать неопределенное число лиц, Уполномоченным по правам человека в Костромской области были направлены соответствующие письменные предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации о рассмотрении возможности урегулирования ее решения с учетом вышеуказанной позиции Верховного Суда Российской Федерации ведомственными правовыми актами. Смотрите также: Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод
936.35kb.
6 стр.
Доклад по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"
422.08kb.
3 стр.
Доклад о соблюдении прав человека и деятельности уполномоченного по правам человека в ростовской области в 2012 году
1419.5kb.
5 стр.
Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Комитету ООН по правам человека в контексте рассмотрения седьмого периодического доклада Украины о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах
293.06kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году
1609.86kb.
11 стр.
Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2012 год
354.36kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2011 году
964.88kb.
5 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, о соблюдении и защите прав и законных интересов ребёнка в 2012 году
1652.55kb.
8 стр.
О роли регионального Уполномоченного по правам человека в выполнении государством международных обязательств в сфере прав человека
118.14kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за 2012 год
2341.08kb.
12 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2003 году 551.91kb.
3 стр.
|