Главная
страница 1
Содержание:


  1. Термины ………………….…………………………………………….стр 2

  2. История протекционизма…………………………………………...стр 2-3

  3. Протекционизм в России……………………………………………стр 4-5

  4. Протекционизм в Германии…………………………………………стр 5

  5. Протекционизм в Англии………………………………………… ..стр 5-6

  6. Фритридерское движение в Англии……………………………..стр 6-8

  7. Сторонники и критики протекционизма……………………………………………………стр 8-11

  8. Список литературы…………………………………………………...стр 12



  1. Термины

Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Сторонники протекционизма считают необходимым осуществление государственной защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что международная торговля должна развиваться на основе рыночных сил спроса и предложения, т.е. структуру экспорта и импорта должен формировать рынок. Сочетание этих двух подходов в той или иной пропорции в разные периоды формирует внешнеэкономическую политику государств.





  1. История протекционизма

Возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом сбыта. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торгово-промышленной деятельности. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д.Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговой деятельности, хотя отдельные элементы покровительства, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.

Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в Российской Федерации — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией.

Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Известный экономист Эдвин Дж. Долан под покровительством понимает любые государственные меры, целью которых является защита промышленности своей страны от конкуренции. За последние четыре десятилетия объем мировой коммерции сильно возрос. Однако, кроме традиционных тарифов, зародился так называемый «неопротекционизм», который привел к введению дополнительных ограничений на мировую торговую деятельность. Неопротекционизм использует такие разнообразные экономические механизмы, как «упорядоченные торговые соглашения» и «добровольное ограничение экспортирования». Заключение такого рода соглашений зачастую происходит под прямым «силовым давлением», подкрепленным угрозой введения высоких тарифов или квот на импорт.

Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в Российской Федерации — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией.

Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы продажи». Глубокий анализ покровительства и свободной сбыта дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х-1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг.[7]. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929—1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

Защита протекционизма в мировой экономической мысли была изложена в трудах французских авторов Дюпена, Шапталя, американца Гамильтона


III. Протекционизм в России
Уже в XVII в., когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667г по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издается «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.

Эту политику продолжил Петр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Зато русские фабриканты могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы. Мало того, казна предоставляла заводчикам субсидии, помогала сырьем и рабочей силой, наконец, просто строила предприятия «под ключ», а затем передавала (не продавала, а именно передавала, причем бесплатно) частным лицам.

Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность. Изданные при этих императрицах таможенные тарифы 1757, 1766 и 1782 годов устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в России. А импорт некоторых из них (железо, полотно, кожи) вообще не разрешался.

Александр I пошел еще дальше. Изданное при нем «Положение о натуральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (1810) запрещало ввоз в Россию всех (да, да, именно всех!) готовых промышленных изделий. Зато сырье разрешалось ввозить беспошлинно. Правда, в тарифе 1819 года Александр снял все эти ограничения и установил низкие таможенные пошлины. Однако уже в 1822 году Император должен был вернуться к политике протекционизма, которую продолжил и его брат, Николай I.

Небольшой пример. 1833 год, май. Император приглашает участников III промышленной выставки не куда-нибудь, а к себе, в Зимний дворец. Там накрыты столы на пятьсот персон. Царь не погнушался усадить рядом с собой одного из купцов. Это был мануфактур-советник, суконный фабрикант Иван Назарович Рыбников. В течение всего обеда Николай увлеченно обсуждал с ним нужды русской промышленности. Что характерно, Рыбников прежде всего завел речь о ввозных пошлинах. Царь и купец быстро сошлись на том, что их надо еще надбавить, отчего будет польза «для отечества и всех сословий в государстве».

Действенной мерой ободрения отечественного производства, применявшейся всеми императорами — от Александра I до Николая II — были казенные заказы. Еще в 1811 г. Александр I предписал употреблять в присутственных местах только те сургуч и бумагу, которые сделаны в России.

Особой заботой в Императорской России была окружена тяжелая промышленность. Частные предприятия этой отрасли получали от государства щедрые ссуды. Если же владелец завода попадал впросак, казна не позволяла предприятию погибнуть и приобретала его. Так произошло, например, со знаменитым сталелитейным заводом инженера Обухова.

Александр III уже проводил политику ярко выраженного протекционизма. Он увеличивал ввозные пошлины в 1881, 1882, 1884, 1885, 1886 годах. В 1889 его министр финансов Вышнеградский провел реформу железнодорожных тарифов, которая привела к еще большему удорожанию импорта. Провоз груза от границ и портов в центр России теперь стоил значительно дороже, чем транспортировка товаров в обратном направлении. Венцом политики покровительства отечественной промышленности стал таможенный тариф 1891 года. Он устанавливал сверхвысокие пошлины на ввоз: от 33 до 100% от цены товара. А на некоторую продукцию и того больше.

Результат не заставил себя ждать. В 1890-е годы русская промышленность пережила мощнейший подъем. Благодаря неустанным заботам царя-батюшки это хилое чадо окрепло и возмужало.

IV. Протекционизм в Германии

Правительство Бисмарка в экономической политике руководствовалось интересами буржуазии и помещиков, причем отдавало предпочтение интересам крупной буржуазии и крупных землевладельцев. Представители металлургических синдикатов и других отраслей тяжелой промышленности требовали политики протекционизма, так как, поднимая цены на внутреннем рынке, они могли снижать цены на свои товары на внешнем рынке и выдерживать конкуренцию соперников. Крупные аграрии — юнкера настоятельно требовали установления высоких ввозных пошлин на сельскохозяйственные продукты. Это позволило бы им поднять цены на продукцию их поместий на внутреннем рынке и увеличить прибыли.

В 1879 Бисмарк добился принятия рейхстагом протекционистского таможенного тарифа. Либералы были вытеснены из большой политики. Новый курс экономической и финансовой политики соответствовал интересам крупных промышленников и крупных аграриев. Их союз занял господствующие позиции в политической жизни и в государственном управлении.

Против протекционизма выступала буржуазия, связанная с легкой промышленностью и с крупными экспортными фирмами, а также купечество. Введение высоких таможенных пошлин в Германии вызвало бы ответные меры правительств других стран, и экспорт из Германии был бы затруднен. Кроме того, повышение цен удорожало стоимость производства в целом и могло мешать конкурентной борьбе германской промышленности на мировых рынках.



V. Протекционизм в Англии

Начало протекционизма в Англии было положено Навигационными актами Кромвеля (середина XVII в.), направленными на подрыв морского могущества Голландии. Протекционизм позволял успешно вести конкурентную борьбу с иностранными товарами и защищать молодые отрасли национальной экономики от иностранной конкуренции.



Навигационный акт — Так называется закон, изданный Кромвелем 9 октября 1651 г. и сыгравший большую роль в истории английской торговли. Он был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны — для уничтожения первенства Голландии на море. За силой Н. акта товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным, и экипаж которых состоит по крайней мере на 3/4 из британских подданных; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах. Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон настолько затронул интересы Голландии, что она в том же году объявила войну Англии. Вскоре после издания навигационного акта действие его было приостановлено вследствие войны с Испанией, но уже в 1660 г. (при Карле II) он был возобновлен, с существенными дополнениями, касавшимися, главным образом, торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани; в колонии товары могут быть перевозимы только на британских судах; товары из России и особо поименованные товары из Европы (enumerated articles), как дрова, соль, табак, поташ, оливковое масло, лен, хлеб, сахар, вино, уксус и др., могут быть ввозимы только в Англию и только на английских судах. Оценка, которая давалась навигационному акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли навигационному. акту. А. Смит хотя и считал Навигационный акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Навигационный акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах. Первые шаги к отмене Н. акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов допущены некоторые отступления от Навигационного акта. Постепенно с начала XIX в. льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Н. акт был отменен в 1849 г., за исключением статьи о каботаже; последняя отменена в 1854 г., и вместе с ней последний остаток навигационного акта исчез из английского законодательства.

VI. Фритридерское движение в Англии

Политическим и идеологическим центром фритредерского движения стал Манчестер, в связи с чем фритредерскую школу экономистов стали именовать манчестерской школой. Впоследствии появился и термин «манчестерство», который применялся как синоним слова «фритредерство». Во главе движения стояли манчестерские фабриканты Ричард Кобден и Джон Брайт. Кобден уверял, что введение свободной торговли приведет к «изменению облика мира», ликвидации милитаризма, постоянных армий, империй и «люди станут одной семьей и будут свободно обмениваться плодами своих трудов».

Используя временный упадок чартизма, идеологи и ораторы Лиги перешли в наступление, пытаясь убедить рабочих в том, что Хартия не принесет им никаких благ и что спасением для всех является отмена хлебных законов. С одной стороны, Лига рассчитывала создать массовую базу своему движению, использовать (в который раз!) рабочий класс для достижения очередных целей буржуазии; с другой стороны — отвлечь массы от борьбы за коренные интересы рабочего класса.

Одна из великих исторических заслуг чартистов заключалась в том, что они сразу поняли опасность этой новой идеологической диверсии буржуазии. Когда Лига собирала массовые митинги, чартисты приходили большой группой и давали отпор фритредерской пропаганде, выдвигая против резолюций об отмене хлебных законов свои резолюции в пользу Хартии. И большинство присутствующих, как правило, принимали именно чартистские резолюции.

В течение весны 1840 г. из разных городов и графств раздавались призывы к созданию общенациональной организации и выдвигались конкретные предложения о ее будущем уставе. Ведущую роль в этом процессе сыграли чартистские ассоциаций промышленных районов и их местные вожди, выдвинувшиеся из массы политически активных пролетариев. По их инициативе 20—22 июля 1840 г. в Манчестере состоялась национальная конференция чартистов. В последний день работы конференции была учреждена Национальная чартистская ассоциация и принят ее устав. В этом документе были определены задачи новой организации — борьба за Хартию, охарактеризованы методы ее деятельности и разработаны организационные принципы. Низовой ячейкой становился «класс» из 10 человек, возглавляемый выборным руководителем. «Классы» объединялись в квартальные организации. Городская организация объединяла «кварталы»; руководство осуществлялось городским Советом. Городские организации входили в более крупные объединения по графствам, где создавались свои Советы графств. Наконец, во главе всей ассоциации стоял ежегодно переизбираемый Генеральный Исполнительный комитет из семи человек. Генеральный секретарь и члены Исполнительного комитета получали зарплату из фондов Ассоциации, которые составлялись за счет вступительных и членских взносов (1 пенс в неделю). На протяжении ближайших месяцев местные организации, перестроив свою структуру в соответствии с уставом, вошли в Национальную чартистскую ассоциацию, которая в 1842 г. насчитывала около 50 тыс. членов. Первым председателем Генерального Исполнительного комитета был избран активный манчестерский чартист, рабочий-текстильщик Джеймс Лич.

Под давлением фритредеров в 20-х годах. 19 века в Великобритании была проведена реформа таможенной системы: отменены или значительно снижены пошлины на многие товары, высокая протекционистская пошлина на импортное зерно была заменена скользящей шкалой пошлин, в соответствии с которой пошлина на ввозимое из-за границы зерно повышалась с падением цен на зерно, выращенное внутри страны, и понижалась с их повышением.

В 30-х гг. 19 в. движение фритредеров в Великобритании усилилось. Его возглавили текстильные фабриканты Р. Кобден и Дж. Брайт, организовавшие в 1838 “Лигу борьбы против хлебных законов”. Центром сторонников Ф. стал г. Манчестер (отсюда второе название фритредеров — манчестерцы). Позднее они образовали левое крыло либеральной партии Великобритании. Фритредеры пытались привлечь на свою сторону чартистов (см. Чартизм).

К середине 19 века Фритридерство полностью победило в Великобритании; вместе с отменой законодательных ограничений импорта зерна, сырья и промышленных товаров были ликвидированы и другие протекционистские ограничения. Были сохранены только фискальные пошлины. Тенденции Ф. проявились и в торговой политике Франции в период Второй империи (1852—70), Германии, России (в 50—60-е гг. 19 в.) и других стран. Однако в большинстве капиталистических стран по-прежнему преобладал протекционизм. Последний особенно усилился в эпоху империализма.

Попытки возродить Ф. путём заключения двусторонних и многосторонних соглашений, предпринимавшиеся в 20—30-х гг. 20 в. под эгидой Лиги Наций, в силу острых межимпериалистических противоречий не увенчались успехом, а его неприемлемость в условиях государственно-монополистического капитализма пытался теоретически доказать Дж. М. Кейнс. Однако в современных условиях некоторые принципы Ф. осуществляются на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок (ЕЭС, ЕАСТ и др.). Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но подчас и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки. В 60—70-х гг. в капиталистическом мире наблюдается усиление пропаганды отдельных сторон Ф. правительства крупных империалистических стран (США, ФРГ и др.) выступают с лозунгом “либерализации условий торговли”, под прикрытием которого стремятся создать благоприятные условия для расширения экономической экспансии своих монополий.

VII Сторонники и критики протекционизма

Сторонники протекционизма выдвигают следующие аргументы в его пользу:
1) Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

2) Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.

3) Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.

4) Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. В условиях экономического коллапса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.


"Я готов открывать новые рынки для американских товаров по всему миру. И я не потерплю, когда наши конкуренты играют не по правилам. Мы подаем торговые жалобы на Китай почти вдвое чаще, чем предыдущая администрация (Джорджа Буша-младшего - ИФ), и это уже принесло плоды. Более тысячи американцев смогли сохранить работу, потому что мы остановили приток в страну китайских автопокрышек. Но нужно сделать больше.

По словам президента, страна, до сих пор не вышедшая из кризиса, который сама же и вызвала, не может позволить себе оставлять своих граждан без работы, сокращая налоги компаниям, переносящим производство в другие страны - например, Китай. По мнению Обамы, именно такая политика и вызвала в США экономический кризис, ставший в последствии общемировым.

«Нет, мы не вернемся к экономике, ослабленной аутсорсингом, "плохими долгами" и сомнительной прибылью финансовых институтов. Сегодня я хочу рассказать, как мы будем двигаться дальше, как построим фундамент для долгоживущей экономики, построенной на американском производстве, американской энергетике, навыках американских рабочих и обновлении американских ценностей», - заявил Обама.

"Никакая американская компания не должна иметь право переносить производство и прибыли за рубеж. Отныне любая транснациональная компания должна платить базовый минимальный налог. И каждый цент должен идти на снижение налогообложения для тех, кто решит остаться и нанимать людей здесь", - подчеркнул глава государства. (Барак Обама в ежегодном обращении к конгрессу).


Критика протекционизма выдвигают следующие аргументы в его пользу:
1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.
О необходимости борьбы с торговым протекционизмом лидеры «двадцатки» заговорили еще на Вашингтонском саммите в ноябре 2008 г. Тема была продолжена на саммите в Лондоне в начале апреля 2009 г. Наконец, в принятом в Питтсбурге в сентябре 2009 г. итоговом совместном заявлении участники саммита «двадцатки» вновь заявили о необходимости противодействовать протекционизму, ибо как раз в этой чрезвычайно важной антикризисной сфере успехи G20 оставались минимальными. Так, сразу после вашингтонского саммита страны-члены «двадцатки» приступили к активному наращиванию ограничительных мер, направленных на поддержку национального бизнеса в условиях кризиса.

По данным «Центра по исследованию экономической политики» (CEPR – Centre for Economic Policy Research) на сентябрь 2009 г., лидером по количеству примененных в отношении страны дискриминационных мер (100 мер в 55 странах) явился Китай. На втором месте – США (86 мер), на третьем – Германия (84 меры).

Среди членов G20 17 стран ввели ограничительные меры в торговле. Наиболее масштабные защитные меры были предприняты Китаем – они затронули сразу 164 страны. Россия по этому показателю на шестом месте (угроза для 117 торговых партнеров). Правда, РФ была признана абсолютным лидером по количеству «самых вредных» защитных мер – таковых принято около 20 (повышение импортных таможенных пошлин на телевизоры, отдельные виды проката, трубы из черных металлов, легковые автомобили). Кстати, в конце 2009 г. президент Дмитрий Медведев в одном из своих выступлений признал, что большинство ограничительных мер в торговле, введенных в России в связи с кризисом, не дали ожидаемого результата.

В начале 2009 г. Евросоюз, Китай и Япония категорически выступили против плана «Покупай американское», предложенного президентом Бараком Обамой, после чего сенат США смягчил пункт, разрешавший при проведении строительных работ на деньги бюджета использовать только американские материалы. Недобрый пример нарушения единого рынка в ЕС подало французское руководство, выдвинувшее в качестве условия помощи своему автопрому предложение не переносить сборку за границу и закупать комплектующие во Франции, за что Прага тут же раскритиковала Париж.

Новым явлением в Европе стал финансовый протекционизм. В ходе нынешнего кризиса он проявился в том, что банки, базирующиеся в Западной Европе, стали выводить средства из стран Восточной Европы. От таких мер, в частности, пострадали Латвия и Сербия.

“Увлечение "лекарством" протекционизма мешает выздоровлению мировой экономики и сковывает активность торговли и инвестиции.” (программная речь



(Владимир Путина на пленарном заседании делового саммита форума АТЭС. )

VIII Список литературы:

  1. Inven Tech.

  2. Википедия

  3. Forex.AW.com

  4. Интерфакс

  5. Интернет против телеэкрана.

  6. Хронос

  7. http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-N/N1125.shtml Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон

  8. Все о туризме http://tourlib.net/

  9. История Англии

  10. Яндекс словари



Смотрите также:
Термины стр 2 История протекционизма стр 2-3 Протекционизм в России стр 4-5
198.9kb.
1 стр.
П под занавес года стр. 2 Новый год: история возникновения праздника стр. 3 Символ 2010 года стр. 4 Вера в чудеса стр. 5 Проба пера стр. 6 А знаете ли вы? стр. 7 Узнай свой год по гороскопу! стр. 8 ервый номер газеты вышел 7 марта 2007 г
112.62kb.
1 стр.
Руководство по лётной эксплуатации 2 Общее
39.73kb.
1 стр.
Пояснительная записка стр. 3-7 Планируемые результаты освоения образовательной программы стр. 7-11 Учебный план стр. 11-13
2003.46kb.
10 стр.
Стр. 3 Глава I. Краткая характеристика основных мировых систем управления стр. 5 Глава II. Особенности японской системы менеджмента стр. 11 Заключение стр. 18 Библиография стр. 19
201.58kb.
1 стр.
План введение стр. Глава I. Теоретические основы промышленного маркетинга стр
831.44kb.
3 стр.
Конкурс рисунков (стр. 8) Halloween (стр. 9) Выборы (стр. 10) Один четыре восемь Выпуск №2
152.55kb.
1 стр.
1. Введение стр 3 Физико-географическая характеристика региона стр 3 Озеро Байкал стр 5
175.68kb.
1 стр.
Вступительное слово стр. 3 Стихи стр. 4 TiamaT стр. 4 «Слезы дождя »
341.34kb.
1 стр.
Вступление стр. Кулинарные традиции народов Индии стр. Особенность блюд, в зависимости от географического положения стр
79.56kb.
1 стр.
План курсовой работы: Введение стр 3 Классификация газообразных промышленных выбросов стр 3 Очистка газов от аэрозолей стр 4
369.68kb.
1 стр.
Спутники Марса Фобос и Деймос стр. 12 Жизнь на Марсе стр. 13 Использованная литература
158.43kb.
1 стр.