Главная
страница 1
Модульная технология личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в классах с низким и средним уровнем обучаемости

Единственный путь,

ведущий к знанию,- это деятельность

Бернард Шоу

В жизни современного общества важны не столько знания, сколько компетенции, которые формируются на основе полученных знаний и умений. Поэтому сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Именно такой, на мой взгляд, является технология полного усвоения знаний, ТМО. Она актуальна тем, что все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а задача учителя – правильно организовать учебный процесс.

В прошлом учебном году я работала в параллели 6-х классов, в одном из которых обучались школьники с низким уровнем обучаемости, который был вызван задержкой психического развития. Понятие «задержка» носит временный характер, который с возрастом может преодолеваться тем успешнее, чем раньше создаются условия обучения и развития детей данной категории. Причинами сниженного уровня обучаемости являются:

  1. недостаточно сформированные поведенческие свойства учеников. школьно-значимые (психофизиологические) функции и свойства учеников;

  2. отсутствие познавательной мотивации и активности;

  3. задержка психического развития.

  4. наличие хронических заболеваний;

  5. состояние нервной системы, подвергающейся стрессам в силу неблагоприятных семейно-бытовых условий жизни;

Такие ребята испытывают затруднения при обучении как в начальном, так и в среднем звене. В процессе обучения у ребят постоянно возникали проблемы с усвоением учебного материала: сегодня они не помнили то, что изучали вчера – каждый урок начинался «с чистого листа», очень много времени уходило на воспроизведение уже известного материала, так как на нем базировалась новая тема.

Таким образом, мне стало понятно, что обучение в этом классе по традиционным методикам неэффективно.

Я начала работу в 6 « Г» с проведения диагностики психических процессов: памяти, внимания, мышления. В результате обследования учащихся 6Г класса (I четверть 2008-09уч. г.) был выявлен низкий уровень развития всех познавательных процессов: неустойчивость внимания, плохая переключаемость, низкий уровень распределения, преобладание зрительного восприятия и кратковременной зрительной памяти, низкий уровень мышления и обучаемости. При этом психолог отметила, что 90% ребят этого класса способны перейти на более высокий уровень по данным характеристикам.

Результаты контрольной работы по итогам I четверти, показали, что % успеваемости составил 37%; % качества- 9%; средний балл-2,5→критический уровень обученности Этот результат утвердил меня в желании изменить технологию обучения в классе.

Тогда начался процесс поиска. Я прочла много литературы, попробовала на уроках элементы различных технологий, и через некоторое время я остановилась на технологии Модульного обучения. (описана в работах Петра Ивановича Третьякова, Татьяны Ивановны Шамовой, Дмитрия Григорьевича Левитеса, Выготский Лев Семенович)

Чем же привлекла меня Модульная технология?

Во-первых, деятельностным подходом к осознанному и прочному усвоению учеником того учебного содержания, которое становится предметом его активных действий.

Во-вторых, модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, то есть, модульное обучение является интегративной технологией.

В-третьих, ученик постоянно находится в зоне своего ближайшего развития.

А этого можно достигнуть, если учебная деятельность организуется в разных формах – индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава; в случае затруднения ученик получает необходимую помощь от учителя.

На уроках в классе с низким уровнем обучаемости, на мой взгляд, наиболее приемлема работа в парах (как постоянного, так и сменного состава).

Объединение в пары может происходить по принципу дифференциации, информированности по данному предмету и психологической совместимости. Каждому предоставляется возможность проявить себя, у каждого - своя ситуация успеха.

При анализе работы в парах, я сравниваю полученные результаты с результатами индивидуальной проверки знаний учащихся (зачет, тестирование и т. д.). Если индивидуальные показатели ниже стандартных (коллективных), то после диагностики задания корректируются и проводится индивидуальная работа над ошибками. При последующем выполнении задания, если ученик не повторяет ошибки, то получает дополнительный балл, что позволяет усилить мотивацию учеников к будущей учебной работе.

Помимо этого, чтобы повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности я использую на уроках средства мультимедиа, электронные тесты, возможности интернета.

В ходе урока каждый ученик успешно осваивает материал, читая статью учебника, обращаясь к дополнительным источникам, выступая со своим сообщением или вопросом, фиксируя содержание темы графически. Учебный процесс становится более активным, уровень усвоения материала - прочным, развиваются не только логическое мышление, но и творческие способности учеников.

В ходе работы я поощряю совместное обсуждение процесса и результатов работы, обращение за советом друг к другу, таким образом, формируются и развиваются товарищеские взаимоотношения и коммуникативные навыки.

Теперь хочу рассказать вам, как я строю урок с элементами МТ

Для лучшего усвоения темы я следую жесткой структуре модульного занятия, выстраивая последовательно учебные элементы: повторение, восприятие нового материала, осмысление, закрепление изученного, контроль. Нужно сказать, что не все УЭ могут вписаться в границы одного урока, поэтому модульная технология допускает использование каких-то определенных учебных элементов. Каждый из них имеет определенный временной отрезок и начинается с указания цели и порядка действий; заканчивается – контролем, позволяющим установить успешность обучения.

По мере апробации элементов данной технологии, я выработала для себя определенный алгоритм действий учащихся, действий учителя на каждом отдельном этапе модульного занятия.

Посмотрите на слайд, вы видите строение УЭ (осмысление), на этом этапе деятельность учащихся по модульной технологии представляет собой такую последовательность действий: распределение вопросов внутри пары, проработка инструкции, пара готовит ответы, лидер слушает и оценивает, объясняет алгоритм выполнения задания, контролирует (возможна и взаимопроверка), подводятся итоги. А деятельность учителя состоит в следующем: организационная работа, подготовка карточек с заданиями, инструктаж пар, консультирование, контроль, анализ работы, оценивание.
Осмысление

УЭ

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Осмысление.


·1 Распределение вопросов внутри пары

·2 Прорабатывается инструкция. Пара готовит ответы.

·3 Лидер

слушает и оценивает, объясняет,

контролирует,

проверяет, оценивает.

·4 Подводит итоги.

·1 Организационная работа.

·2 Подготовка карточек с заданиями.

·3 Инструктаж ЛП

·4 Консультирование, контроль

·5 Анализ работы, оценки.


Обязательным условием для проведения урока по модульной технологии является составление технологической карты. Сразу замечу, что составление ТК на первом этапе апробации технологии - процесс непростой: требует от учителя тщательного изучения МТ, подробного продумывания способов организации активной деятельности школьников на уроке. Возникают сложности при объяснении, как пользоваться ТК. У меня в 6 «Г» ушло на это 2 недели.

Пока я разрабатываю технологические карты (ТК) с учетом уровня усвоенных тем, темпа работы учащихся, а также степени готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности. ТК прописывается в 4-х графах: номер УЭ, учебный материал с указанием целей и заданий, советы учителя для успешной ее реализации, колонка для самооценки.

Приведу пример фрагмента ТК из собственной практики. Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Правописание НЕ с прилагательными» УЭ-2 Осмысление

Вы видите, что перед учениками была поставлена конкретная цель, достигая которую ребята должны самостоятельно сформулировать правило написания НЕ с прилагательными, используя примеры из предыдущего задания, сформулировать и записать его в виде схемы или таблицы. В случае затруднения учащиеся обращаются к правилу, указанному в руководстве по усвоению учебного материала, а те, кто справились, подтверждают свои выводы обращением к этому же правилу. После этого ученики обмениваются тетрадями, сверяются с записью в учебнике, ставят друг другу оценки. При оценивании работы на этапе осмысления, не стоит ставить отрицательные оценки, т.к. это может привести к снижению мотивации в дальнейшей работе по модулю.

Всегда есть ребята, которые быстрее всех справляются с заданием, поэтому для них предусмотрено дополнительное задание.

Учебные элементы (УЭ)

Учебный материал с указанием целей и заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Самооценивание

УЭ – 2

Осмысление

(10 мин)

Цель: самостоятельно сформулировать правило написания НЕ с прилагательными.

Используя примеры из предыдущего задания, сформулируйте и запишите правило (в виде схемы, таблицы) слитного/раздельного написания НЕ с прилагательными

Ø1 Обменяетесь тетрадями, сверьтесь с записью в учебнике. Поставьте друг другу оценку.

Ø2 Дополнительно. Сравните правило написания НЕ с существительными и НЕ с прилагательными, найдите разницу (устно)

Прочтите правило на стр.128 учебника

«5»-если материал понял полностью;

Не все понял - оценка не выставляется.




Внедрением элементов модульной технологии на уроках русского языкка я занимаюсь в течение двух последних лет. Конечно, не сразу и не все получается, но я считаю, что нахожусь на правильном пути, и вот почему: сравнивая уровень обучаемости учащихся 6Г класса, по результатам диагностики, проведенной психологом, до внедрения модульной технологии и после ее внедрения, я вижу, что средний уровень обучаемости повысился на 6 %. И это вдохновляет!

6 «Г» (класс коррекции)

Уровень обучаемости

Период

Низкий уровень

Средний уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Способность повысить уровень*

I четверть

50%

50%

-

-

90%

IV четверть

44%

56%

-

-

90%

Об уровне обученности моих школьников можно судить по результатам мониторинга контрольных срезовых работ по линии дирекции. Они таковы.

Мониторинг контрольных работ в 6 «Г» классе (2008-2009)

Класс

Параметры

I четверть

III четверть

IVчетверть

6 «Г»

% успеваемости

37

82

100

Загороднова И.В.

% качества

9

11

25




средний балл

2,5

2,9

3,2




уровень обученности

критический

критический

низкий

На диаграмме видно, что были достигнуты конкретные результаты. Средний балл в конце учебного года в 6Г классе повысился.

С момента апробации и применения элементов модульной технологии я заметила у учащихся 6 «Г» класса рост развития познавательных процессов - это также подтверждается психологическими диагностиками. См. слайд


Период

Уровень

Темп работы

внимание

память

мышление

обучаемость

четверть

высокий

77%

-

-

-

-




средний

23%

55%

45%

33%

-




низкий

-

45%

55%

67%

100

четверть

высокий

77%

-

11%

-

-




средний

23%

55%

55%

45%

33%




низкий

-

45%

34%

55%

67%

Достигнутые результаты подтолкнули меня к работе по модульной технологии в других классах. Например, 7А класс.

На слайде показаны результаты итоговых контрольных работ, которые отражают положительную динамику обученности учащихся 7А класса.

Годы

Результаты итоговой контрольной работы за 2008-2009 учебный год

Результаты контрольной работы за I полугодие 2009-2010 учебный год


Параметры

6 «А»

7 «А»

% успеваемости

81

95

% качества

48

61

средний балл

3,6

3,7

уровень обученности

допустимый

достаточный

В заключении хочу сказать, что опыт моей работы по технологии модульного обучения свидетельствует о том, что на уроках можно пользоваться ею не только полностью, но и отдельными элементами. В любом случае обучение становится мотивированным, целенаправленным, формирующим познавательную самостоятельность, развивающим, рефлексивным, помогающим ребятам учиться с увлечением, готовит к дальнейшей учебе и работе.

Применение МТ на уроках русского языка я считаю целесообразным и эффективным, однако, по моим наблюдениям стоит сказать о некоторых ее особенностях:

  1. Вводить элементы нужно постепенно, учитывая уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

  2. Не стоит включать в модуль очень большой объем содержания деятельности, это создает дефицит времени, но если возникла такая необходимость, удобнее проводить модульное занятие при сдвоенных уроках.

  3. Эффективнее применять МТ в классах с небольшой наполняемостью учащихся.

Закончить свою работу хочу стихотворением, на которое меня вдохновила моя работа по модульной технологии:

Моему ученику

Поставить цель, достойную усилий, -

Прекрасное начало новых дел,

И чтоб мечты все в жизни претворились,

И цель свою достигнуть ты сумел,

Я предлагаю массу вариантов:

Работай в паре, в группе, просто – сам,

Ведь главное – потенциал талантов,

Чтоб ты возможности реализовал,

Чтоб с информацией работать научился,

Чтоб проектировать умел и создавать,

Чтоб в космос знаний смело устремился

И с ситуацией любой мог совладать.

Тогда сочту, что были не напрасны

Мои старанья, чаянья и труд,

Труд каждодневный, ежечасный,

Тот, что призванием зовут.


Смотрите также:
Модульная технология личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в классах с низким и средним уровнем обучаемости
153.36kb.
1 стр.
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
В классах VII вида обучения
111.8kb.
1 стр.
Уроках русского языка в 9 классе Методическое пособие. Работа выполнена учителем русского языка и литературы Жилкиной Раисой Николаевной
507.08kb.
1 стр.
Семинаре по теме «Технология личностно-ориентированного обучения»
132.87kb.
1 стр.
Му «Управление образования мо «Оймяконский улус (район)» 2009 г. Портфолио Захарова Валентина Павловна, учитель якутского языка и литературы, моу «Терютьская сош имени Г. А. Кривошапкина»
381.92kb.
1 стр.
Урок «объяснение электрических явлений»
85.24kb.
1 стр.
Методика личностно ориентированного обучения биологии на экскурсиях в 6-9 классах
418.38kb.
3 стр.
Методического объединения «Школа становления молодого учителя»
97.46kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию для использования на уроках русского языка в начальной школе
226.97kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Изучение методики преподавания русского языка и литературы в классах компенсирующего обучения
48.63kb.
1 стр.