Главная
страница 1страница 2 ... страница 38страница 39


ГЛАВА XX

ПРЕДМЕТНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

1. общая часть
а) введение

Математика является неделимой составляющей современном жизни. Ею пользуются во всех сферах деятельности человека: в науке и технологиях, в медицине, экономике, охране, восстановлении и благоустройстве окружающей среды, в принятии социальных решений. Примечательна та особенная роль, которйю математика играет в развитиии человечества и в формировании современной цивилизации. Развитие информационных и вычислительных технологий, более полное осмыслении пространственно-временной структуры, открытие и описание большого числа природных закономерностей – всё это свидетельствует о научной и культурной значимости математики. И, что особенно важно, математика способствует развитию умственных возможностей человека. Она даёт возможность эффективного, лаконичного и недвусмысленного средства коммуникации. С помощью математики легко можно объяснить и предсказать различные явления, разрешить трудную ситуацию. Существующие в математике абстактные системы и теоретические модели применяются при изучении закономерностей, анализировании ситуации и решении проблем.

При решении проблем необходимо вникнуть в их суть, выбрать адекватный математический аппарат, а вслучае неимения – разработать его, создать осмысленную модель изучаемого процесса или объекта, с помощью полученной модели сделать необходимые выводы и затем их интерпретацию. В свою очередь, практические или научные проблемы снабжают математику значительными и интересными задачами. Поэтому при обучении большое внимание должно быть уделено формированию математических знаний как логической системы, также использованию математических методов при познании окружающего мира, управлении социально-экономическими или техническими процессами, в решении бытовых или научных проблем. Кроме того, при изучении математики, перенос основного фокуса на решение как практических задач, так и задач, имеющих научный характер, усиливает мотивацию учащихся и вызывает у них интерес к математике.
б) цели и задачи изучения предмета
основные цели изучения математики в общеобразовательной школе:


  • развитие мыслительных способностей учащихся;

  • развитие навыков дедуктивного и индуктивного суждения, способности аргументировать взгляды, умения анализировать явления и факты;

  • освоение математики как универсального языка мироописания и науки;

  • осознание математики как составной части общечеловеческой культуры;

  • подготовка к следующему этапу обучения или к профессиональной деятельности;

  • передача знаний, необходимых для решения жизненных задач, и развитие способности применять эти знания;

Основные способности и умения, выработке которых способствует школьный курс математики:


Знание математики означает владение математическими понятиями и процедурами, появляется навык их использования при решении реальной проблемы; а также владения теми средствами коммуникации, которые необходимы для получения информации и её передачи с использованием математического языка и средств.

Основные способности и умения, формированию которых служит современное математическое образование:


суждение-обоснование


  • высказываание предположения и его исследование в частном случае;

  • выбор и организация начальных данных (в том числе аксиом или/и известных фактов); выделение существенных свойств и показателей;

  • выбор способа доказательства и обоснования (например, при обосновании применения способа допуска противного, применения эвристического метода);

  • адекватное применение различных выражений, например: условных («если, ...... то»), количественных, допустимости, определений, теорем, гипотез, перечня возможностей;

  • рассмотрение пригодности избранной стратегии и границ её применения;

  • развитие линии умозаключения, поиск альтернативного пути, обоснование правильности и эффективности принятого решения; объяснение обоснование выводов, полученных методом обобщения или дедукции;

  • анализ теорем, положений, выводов путём ослабления/ограничения одного или нескольких условий;

  • случаи исключения и обоснование неприемлемости их обобщения путём нахождения контраргумента.

коммуникация


  • корректное использование терминов, обозначений и символов;

  • владение способами и методами представления информации, применение; интерпретация информации, представленной разными методами, суждение о ней, умение связать друг с другом;

  • осмысление и анализ чужого суждения;

  • выбор соответствующих средств получения и передачи информации с учётом аудитории и вопросов;

  • определение сути вопроса при передаче информации (например, существенных свойств объекта);

моделирование


  • поиск путей и методов измерения размеров, массы, температуры и времени фигур и объектов, также расстояния между ними, и их применение; отбор и нахождение необходимых показателей для моделирования процесса или реальной обстановки;

  • нахождение математических объектоа и процессов в обычной обстановке (в повседневной жизни) и применение их свойств во время создания модели, в решении практических (бытовых) задач;

  • интерпретирование элементов данной модели в контексте той реальности, которую она описывает, и наоборот – интерпретирование данных, полученных в результате наблюдения реальной обстановки, на языке соответствующей модели;

  • анализ и оценивание данной модели, в частности, установление ареала действия и адекватности модели; рассмотрение и сравнение возможных альтернатив.

следующая страница >>
Смотрите также:
Xx предметная программа по математике общая часть а
3534.61kb.
39 стр.
Liii предметная программа по спорту Общая часть а
538.52kb.
3 стр.
Xlviii предметная программа по музыке Общая часть а
951.34kb.
4 стр.
Отчет об итогах экзамена по математике
525.07kb.
4 стр.
Общая часть патофизиологическое введение функции пищеварительной системы
9257.12kb.
55 стр.
Методические советы по работе с электронными материалами
193.01kb.
1 стр.
Предметная деятельность в раннем возрасте
72.02kb.
1 стр.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике базовый уровень пояснительная записка статус документа
275.59kb.
1 стр.
Примерная программа основного общего образования по математике
251.03kb.
1 стр.
23 Предметная область
58.57kb.
1 стр.
Курс уголовного права. Том Общая часть "Учение о наказании"
6953.69kb.
31 стр.
Предметная неделя истории как одна из форм внеурочной деятельности по предмету
107.16kb.
1 стр.