Главная
страница 1
Мотивация

Мотивирование

Самоорганизация

Субьектность

Формирование образовательной среды школы как условие развития субьектов образовательного процесса
Чекурова Оксана Федоровна

Комунальное Государственное Учреждение

«Средняя школа №5» акимата города Усть-Каменогорска

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Главным приоритетом современного урока физической культуры должно быть укрепление здоровья, а не погоня за результатами. В купе с традиционными формами и методами проведения уроков физической культуры необходимо применять и такие нетрадиционные подходы как: атлетическая гимнастика, стретчинг–гимнастика (гимнастика на растяжение), все разновидности аэробики, дыхательная гимнастика, йога, интегрированные уроки, круговая тренировка и т.д. Всё это способствует повышению интереса к физкультуре, даёт дополнительную мотивацию, развивает у учащихся творческий потенциал и умственную деятельность, а также желание заниматься самостоятельно физкультурой, что немаловажно.
Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов.
Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи.

Главным фактором становления основ самоорганизации здесь выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания учащихся. В качестве приоритетной нужно рассматривать личностную структуру мотивирования, самоорганизации физической культуры сознания.

Самоорганизация - наиболее гуманное средство становления субъектности. Но используемые в практике технологии физического воспитания направлены на ценности внешне привносимых способов формирования необходимых детскому организму качеств: устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и т.д. без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания учащегося.

Управление педагогическим влиянием на положительную мотивацию посредством создания условий, востребующих ее деятельность как личностной структуры, оказалось возможным при определении воспитательного потенциала урока физкультуры.

Система образования выдвигает новое требование к современному учителю физической культуры: он должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения к преподаваемому предмету у своих учеников. Ему необходим достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между учителем и учеником.

В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от личности учителя физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время. За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по физическому воспитанию, нормативной базы, материально-технической базы физического воспитания в школе. Однако очень мало исследований, которые были бы посвящены выяснению вопроса о том, как сами ученики относятся к процессу физического воспитания. В связи с этим, свою работу я посвятила этой проблеме.

В исследовании приняло участие 134 учащихся, обучающихся в школе №5 города Усть-Каменогорска.Был использован метод анкетирования.

Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой вопрос: "Нравятся ли тебе уроки физкультуры?"Почти 90% ответили"да". В этом нет ничего удивительного т.к. урок физкультуры отличается от общеобразовательного эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.



Интерес к уроку физкультуры мы выясняли через другой вопрос: "Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?" Оказалось, что не пропускают никогда только27% мальчиков и 4% девочек. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических особенностей их организма, вот посещение уроков физкультуры мальчиками скорее всего связано с их интересом и отношением к этому предмету. Это проявилось в ответе "стараюсь не пропускать"- 25%, что может свидетельствовать о том, что они хотели быть объективны и единичные пропуски связывали с болезнью или другими важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, таких школьников в наших исследованиях 52%. С долей вероятности 95 % можно утверждать, что от 48 до 57% достаточно регулярно посещают уроки физкультуры, однако в 5-м классе это количество больше - 95%, в 6-м уже 51%, в 7-м только 75%, в 8-м - 49%, в 9-м - 41%, а в 10-м и 11-м начинает увеличиваться соответственно67 % и 62% . Регулярность посещения уроков физкультуры не всегда может быть связана с устойчивым интересом школьника к уроку физкультуры, но и с выполнением обязанности его посещать, чтобы избежать порицания со стороны взрослых. Наибольшую "добросовестность" поэтому проявляют пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив- избежать низкой оценки по физкультуре, чтобы не портить общий балл аттестата.

График 1.

Количество учащихся по классам в процентном соотношении не пропускающих уроки и иногда пропускающих
Обращает на себя внимание количество освобожденных от уроков физкультуры по болезни, имеющих специальную группу или подготовительную. И количество абсолютно здоровых детей.

Таблица 1.




5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

спец. группа

1

2

2

2

7

1




освобождено




3

1

1

2

1

1

подг. группа

8

4

7

10

9

4

4

Всего испытуемых

16

15

15

26

32

10

10

Количество испытуемых учащихся относящихся к спец.группе, подготовительной группе и освобожденных от урока физкультуры

По результатам табличных данным видно, что практически как минимум 50% учащихся всех параллелей имеют заболевания. В школах должны все же существовать спец.мед. группы по работе с детьми имеющих заболевания и вестись работа по индивидуализации оздоровительной направленности . Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физкультурой, в то время как ослабленные дети в еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры. В результате чего необоснованно большое число учащихся оказывается в числе освобожденных от физкультуры.



Что не устраивает школьников на уроках физической культуры, показано в таблице

Таблица 2.

Варианты ответов




класс




5

6

7

8

9

10

11

Большие физические нагрузки

1

5

1

12

10

5

3

Недостаточные нагрузки

6

1

5

4

7




1

Отсутствие упражнений, которые нравятся

1

3

2

9

7

2

2

Направленность занятий




2

1

8

8

1




Неинтересно




2




5

4

3

1

Недостаточно соревновательных моментов

2

2

2

3

1







Отсутствие музыкального сопровождения

3

3

4

6

9

2

1

Мало игр

2

3

3

2









Основные замечания, высказанные школьниками, позволяют сделать следующие выводы:



  • недостаточно реализуется дифференцированный подход на уроках ФК, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%);

  • не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений, которые включены в программу ФК в школе (22-32%), что требует пересмотра программ по ФК, включения большего количества часов на вариативный компонент и адаптации к интересам учащихся конкретной школы;

  • при проведении занятий, особенно в I части необходимо использовать музыкальное сопровождение, что делает занятия физическими упражнениями более эмоциональными и привлекательными как для девочек, так и для мальчиков;

  • использование соревновательного метода в уроке ФК наиболее эффективно в средних классах, в старших классах желание соревноваться снижается, особенно у девочек. В связи с этим необходимо разработать ряд стимулов, способствующих повышению мотивации достижения результата, например, проведения соревнований.

Ухудшение состояния учебно-спортивной базы, слабое обеспечение учебно-тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, безусловно, отражается на организации и качестве учебного процесса. Наличие разнообразного инвентаря несомненно придаст уроку больший окрас и заинтересованность учащихся.

Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях должны стать:

- создание условий в образовательных учреждениях, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников и учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, с портом и туризмом;

- формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации;

- совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

- объективизацию оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности;

- оснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.

Подводя итог анкетирования, отмечу, что поставленные задачи работы были решены:


  • Были выявлены причины мотивационных основ к урокам физической культуры

  • Выявлено отношение учащихся к урокам физической культуры в школе

  • Определены основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.

Разговор о физкультуре и спорте сегодня сводится в основном к отсутствию средств для улучшения материально-технического обеспечения учебных заведений, для сооружения спортбазы, для приобретения спортоборудования и спортинвентаря.

Но одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков. Выйти из положения можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи физической культуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Сегодня учителю физкультуры нужно обращаться к литературе, физике, химии, биологии, к компьютерным технологиям, которых достаточно много и которые помогают получить обратную связь. Если этого не сделать, то ученики и дальше будут терять двигательную активность и, как результат, здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.

2. Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив». – М.: ОМЕГА-Л, 2004.

3. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003.



4. Аршовская Э., Розанова В. "Физиология и физкультура". - М., "Знание",

1990г.


Смотрите также:
Изучение мотивации субьектов образовательного процесса на уроках физической культуры
97.16kb.
1 стр.
Физкультминутки на уроках в математики
100.13kb.
1 стр.
Нравственное воспитание субъектов образовательного процесса на уроках литературы и русского языка
73.65kb.
1 стр.
Использование музыкальных игр на уроках физической культуры. Из опыта работы учителя физической культуры
150.75kb.
1 стр.
Тестовые задания по основам знаний для районной олимпиады по «Физической культуре»
112.17kb.
1 стр.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 9 класс Тест Спорт – это
60.93kb.
1 стр.
Приказ от 2013 г. № Публичный отчет государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества»
349.45kb.
1 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Татьяна михайловна
263.39kb.
1 стр.
Почему, что в уроках физической культуры выделяют подготовительную, основную и заключительную части?
67.87kb.
1 стр.
Применение оздоровительных гимнастик на уроках физической культуры
86.05kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Специальность 050141 «Физическая культура»
201.97kb.
1 стр.