Главная
страница 1

Родительское собрание: «Дети и деньги»


Не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии.

Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Таким образом, “Хочу!”, которое мы слышим от 2-3-летних детей, превращается в “Купи!” у 4-5-летних.

   Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступить. С одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего-то нужного, а с другой, не хотят и баловать. Конечно, здравый смысл подсказывает им разумные ответы, и все же они не приносят ощутимых результатов, и ребенок, оберегаемый от “прозы жизни”, в результате так и не научится обращаться с деньгами разумно и ответственно.

Дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один человек может прочно стоять на ногах даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. В большинстве случаев отношение это закладывается уже в самом “зеленом” возрасте.

Ребенок, например, может безумно захотеть, чтобы ему купили какую-то полюбившуюся игрушку. И родители понимают, что ему хочется поиграть с ней. Но вот игрушка куплена и почти сразу, же перестает интересовать ребенка. В чем дело? Привлекательная игрушка оборачивается для него всего лишь символом вашей любви и показателем его способности уговорить вас. Таким образом, ребенок ставит взрослых в положение, когда родительские доброта и любовь должны иметь денежный эквивалент. Вы сами учите ребенка использовать деньги для удовлетворения его желаний. И учите далеко не лучшим способом. Если можно купить любовь, то почему, например, нельзя купить знания, необходимость уборки в своей комнате, обещание приходить домой вовремя?

   Деньги тоже воспитывают. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать у детей иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут воспитать алчность и зависть. Трудная задача родителей – найти золотую середину.

С самого раннего возраста попробуйте ввести ребенка в круг хозяйственных забот семьи. Он должен знать (хотя бы в общих чертах) семейных бюджет, стоимость основных продуктов: хлеба, молока, рыбы, мяса, овощей. По мере развития ребенка надо посвящать в мир вещей (стоимость одежды, обуви). Попробуйте делать это в форме игры, в форме обучения, например, математике. Вот у нас морковка. Сколько она стоит? Вот на столе пакет молока. Сколько он стоит? Вот батон в хлебнице. Сколько он стоит? А давай все это сложим и узнаем, сколько стоит весь обед?

   Если родители берутся за дополнительную работу, ребенок должен понимать, что папа или мама трудятся для того, чтобы всем в семье жилось лучше. Он должен понимать, что каждый обязан вносить свой посильный вклад в улучшение жизни семьи. И чем раньше ребенок станет вам помогать, тем будет лучше. В чем может выразиться эта помощь? В заработках? Не только. Конечно, сегодня многие подростки с готовностью подрабатывают во время каникул. И уже на собственном опыте знают, сколько на самом деле стоит рубль. Но можно идти и другим путем. Ребенок, скажем, может научиться своими руками ремонтировать различные вещи (утюг, дверной замок, стулья). Он может участвовать в ремонте квартиры: наклейка обоев, покраска дверей, подоконников. Похвалите его, расскажите о денежном эквиваленте его работы. Например, о том, сколько стоит новый утюг и сколько в результате его работы по починке семья сможет сэкономить. Это очень наглядно и доступно для понимания детей, потому что связано с конкретными вещами, которые можно потрогать руками.

Ребенок должен знать прожиточный минимум семьи, участвовать в ведении домашнего хозяйства и в случае временного отсутствия или болезни родителей уметь заменить их в выполнении основных домашних функций: закупка продуктов, уборка квартиры, небольшая стирка. Самый маленький член семьи должен знать, из чего складываются расходы и доходы семьи, понимать, что это такое.

Существует мнение, что детей, наоборот, не стоить учить деловому расчету; что они и так прекрасно знают, что почем. Это в чем-то верно. Дети действительно бывают по-своему расчетливы. Но их расчетливость в основном направлена на удовлетворение своих личных потребностей. Понаблюдайте: они подсчитывают свою карманную мелочь, одалживают деньги друг другу, иногда что-то продают, меняют – одним словом, ведут свое собственное “хозяйство”.

Если ваш ребенок заработал летом деньги и ничего не купил своим родителям, а израсходовал все только на себя – это уже сигнал тревоги. Эта та расчетливость, которой не стоит учиться и от которой надо постараться избавить маленького человечка. Постарайтесь объяснить ему опять-таки с помощью простых примеров, как он не прав. Папа работает? Да. Он зарабатывает деньги? Да. Он приносит их домой и тратит на всех членов семьи? Да... И ребенок при этом уже будет видеть, как отличается его поведение от поступков папы или мамы.

Если ваш ребенок принес заработанные деньги (пусть их будет даже несколько рублей) в семью – пусть сам этот факт будет маленьким семейным праздником. И когда деньги будут истрачены на дело, об этом должно быть сказано: “Вот это молоко мы купили на заработанные Колей деньги”. Или: “Вот этот пирог испечен из продукты, которые куплены на Танин заработок”.



   Если ваш ребенок работал летом и заработал сравнительно крупную сумму, надо вместе подумать, на что их истратить. Не покушайтесь при этом на всю сумму, не старайтесь изъять заработанное в семейный бюджет, даже если он трещит по швам. Дайте маленькому труженику почувствовать и сладость честно заработанных денег. Сам факт такого разговора, обсуждение грядущих покупок и трат продлит удовольствие и будет иметь большое воспитательное значение. Поэтому главная задача родителей – научить детей правильно использовать деньги, и тогда жизнь будет обходиться им дешевле.

Тема денег в обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто полярных. По нашему мнению, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения потребностей (материальных и духовных). Человек думает не столько о деньгах, сколько о своей жизни, о своих потребностях (материальных и духовных) и способах их удовлетворения. 
Отношение к деньгам, которое формируется у детей и подростков, всегда зависит от места денег в семье. 
Учеными было проведено исследование, которое подтвердило: дети действительно учатся у родителей отношению к деньгам и обращению с ними, но не потому, что родители их учат этому, а потому, что дети наблюдают за родителями, многое усваивают, делают выводы.
Изначально у ребенка нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимости. Но с ребенком-дошкольником на эти темы уже можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком. Надо объяснять свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду или на общую крупную покупку. 
С какого же возраста дети могут иметь карманные деньги? С того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия – как правило, в младшем школьном возрасте. 
Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать проблемы родителей и быть в курсе, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание. 
Хорошо, когда вместе с переходом на «денежные отношения» увеличиваются обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым для траты денег по своему усмотрению – значит, дорос и до каких-то домашних дел. И, конечно, сумма, которую мы предназначаем ребенку, зависит от достатка семьи. Если возможности семьи ограниченны, родитель может спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности и как семья собирается с ними справляться.
Большим потрясением для родителей могут стать случаи воровства денег в семье. Детское воровство бывает вызвано разными мотивами. Некоторые случаи даже нельзя назвать воровством в прямом смысле этого слова. Например, маленький ребенок еще не способен понять, что такое собственность. Мы не будем называть его вором, но обязательно расскажем, что чужие вещи брать нельзя. В дошкольном и младшем школьном возрасте частые причины воровства – нравственная неразвитость и слабая воля. Ребенок может оказаться и жертвой шантажа – нередки случаи, когда старшие ребята вымогают деньги у младших, а те, боясь признаться, уносят их из дому. Бывает и так, что цель, ради которой ребенок крадет, настолько для него важна, что перевешивает даже страх наказания. Например, для привлечения внимания (угощения, «задабривания») сверстников, с которыми ребенок хочет подружиться. В этом случае, помимо разговора о недопустимости воровства и о праве собственности, необходимы обучение навыкам общения (умению знакомиться, привлекать внимание), обсуждение темы дружбы, повышение самооценки ребенка. 
Воровство может быть и реакцией на семейное неблагополучие. Например, на жесткое, жестокое воспитание, на жизнь, полную запретов и ограничений. Это ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Одинаково вредны обе крайности – и вседозволенность, и жесткость. 
Некоторые родители опасаются, что ребенок, один раз что-то стащивший, станет вором. Как все-таки реагировать на случаи воровства?
Разговаривая с ребенком, лучше всего сделать акцент на своих чувствах и последующих действиях. Например: «Из моего кошелька пропали деньги. Мне больно думать о том, что их взял кто-то из нашей семьи. Я хочу получить их обратно. Если этого не случится, всю следующую неделю семья будет есть одни макароны, поскольку пропали продуктовые деньги». И если деньги не вернутся, сдержите обещание. В случае, если родители твердо уверены в вине ребенка (или он сам признался), можно поговорить о возмещении ущерба: деньги могут быть отработаны. Либо ребенок лишится обещанной покупки, карманных денег. Это не наказание, а ответственность за совершенный проступок.
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за «просто так» может не захотеть учить историю или мыть посуду. Ведь интерес к учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но предпочтительнее эмоциональное поощрение. Похвала или подарок по случаю окончания учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

Деньги, как известно, нужны человеку не только для того, чтобы выжить в окружающем мире. Деньги с древнейших времен стали общепризнанным эквивалентом иных ценностей: социального положения и независимости. Человек с деньгами может себе позволить то, что недоступно бедняку - дорогие покупки, путешествия… Деньги дают возможность качественно изменить образ жизни. Недаром Столыпин называл деньги «чеканной свободой». А один известный философ высказался в том роде, что “ценность богатства настолько очевидна, что о ней не стоит даже говорить“… Поэтому деньги окружены целым комплексом мифов, легенд, предрассудков и вызывают такое количество самых разных эмоций: от страха до благоговения.


И все эти денежные комплексы закладываются у людей еще в детстве – независимо от того, в богатой или бедной . Ребенок, не вступивший вовремя в мир денег, не освоившийся в нем, так и пойдет по жизни с проблемами. Для него окажется сложно не только зарабатывать и тратить, но и вступать в любые отношения, особенно сопряженные с деньгами.

Монеты - лучшие игрушки

Острая потребность в собственных деньгах возникает у подростка в 14 лет. Но если до этого возраста у него не было своих денег, если он не научился с ними обращаться — ждите серьезных проблем. Так что давайте загодя позаботимся о том, чтобы этих проблем не возникло.
Уже в два года ребенка надо познакомить с миром денег. Очень полезно дать малышу горсть мелочи в полное пользование: пусть играет ими, пусть раскидывает по всей квартире - потом поможете ему собрать наличность, заодно, кстати, можно поучить его считать. В общем, пусть сорит деньгами: ребенок с самого юного возраста должен знать, что деньги не являются особым, заповедным предметом, до которого ему надо расти и расти.

Планировать семейный бюджет вместе

Лет с трех имеет смысл почаще брать ребенка с собой в магазин. Активно демонстрируйте ему ситуацию купли-продажи, включайте в нее малыша: пусть сам заплатит в кассу, пусть купит хлеб и молоко. Все это дает ему возможность почувствовать себя самостоятельной личностью, выступающей в такой «взрослой» ситуации на равных с мамой и папой. Постепенно можно давать ребенку купюры крупнее и учить его соотносить покупательную способность денег.
Именно в этом возрасте дети часто начинают клянчить, выпрашивать игрушки и сладости. В одной семье с этой проблемой справились блестяще - мама с папой повели дочку в подземный переход, где на каждом шагу сидели нищие, и сказали: «Попрошайничать надо здесь Хочешь, подберем тебе подходящую одежду?». На девочку это произвело сильное впечатление.
В 5–6 лет ребенку уже требуется большее ощущение независимости, самостоятельности. И в этом деньги могут и должны сыграть благую роль. Предоставьте ребенку определенную сумму на карманные расходы - конечно, в зависимости от вашего материального положения, но в любом случае небольшую, ведь они необходимы малышу именно как символ его взрослости. Подключайте его к участию в семейных обсуждениях предстоящих покупок, учите рассчитывать бюджет: маме нужны сапоги и новая сумка, папе - шапка, тебе - курточка и перчатки. На все денег сейчас не хватит - от чего можно отказаться, а без чего нам не обойтись?

Что я могу себе позволить?

Семь лет - в этом возрасте маленький человек начинает полнее осознавать себя и окружающих. А школа приоткрывает перед ним и дверь в большой мир: мир других людей, семей, отношений. дети в классе уже сравнивают: чья семья состоятельней? Кто как одет, у кого лучше, дороже пенал, ранец, краски. Сейчас самое время ненавязчиво побеседовать с ребенком о доходах и расходах семьи, о богатых и бедных, о том, как зарабатывают деньги мама и папа.
И, конечно, пора позаботиться о том, чтобы у нашего первоклассника был уже свой собственный бюджет. Теперь деньги для него перестают быть только символом его маленькой самостоятельности, у него должны появиться строго определенные доходы и обязательные расходы.
Рассчитайте вместе с ребенком, что он хочет покупать на свои деньги. Булочку в школьном буфете, комиксы, книги… Очень хорошо, если вы предложите ему покупать самостоятельно ручки, тетради, линейки и прочие предметы его школьного обихода — это приучит его серьезнее относиться к своим вещам и не терять по три карандаша в день. Рассчитав, какую сумму он хотел бы иметь, соотнесите это с вашими возможностями и откорректируйте результат. Никогда не стесняйтесь объяснять ребенку, что требуемой суммы у вас нет — только говорите об этом спокойно, не жалуясь и не попрекая: он должен понимать, что деньги есть не всегда, что их может не хватать. Ваши стеснение и недоговоренности в этих вопросах породят у ребенка комплексы: ведь проблемы взаимоотношений с миром денег у ребенка — продолжение ваших комплексов и проблем.
Карманные деньги ребенку лучше давать на какой-то небольшой период, например, на неделю: рассчитывать на месяц вперед он еще не способен. Что бы ни случилось, никогда ничего не добавляйте к выданной сумме: вам же не платят вторую зарплату, если первую вы потеряли или неудачно потратили. Но никогда и не уменьшайте бюджет ребенка без крайней необходимости: разумеется, если семье приходится потуже затянуть поясок, то и ребенок должен вместе со всеми в чем-то себя ограничить.
И даже если этих проблем нет, семья обеспечена, все-таки не спешите удовлетворять сиюминутные желания ребенка: ведь ему необходимо научиться хотеть и ждать.

Рыночной экономике в семье не место!

Чем старше становится ребенок — тем больше у него расходов, тем больше карманных денег ему необходимо. Разумеется, доходы семьи могут за это время вовсе не увеличиться, а расходы имеют обыкновение расти с каждым годом. И все-таки, даже если денег в семье не прибавилось — увеличьте бюджет ребенка. Но увеличьте и долю ложащихся на него «полезных» расходов — пусть он сам покупает себе носки, носовые платки и подобные недорогие, но необходимые вещи.
Кроме того, пора на практике познакомить его с тем печальным фактом, что деньги не валятся с неба. Пусть начинает зарабатывать — только не в ущерб учебе и отношениям в семье. Некоторые родители начинают платить детям за хорошие отметки в школе или за выполнение домашней работы — этого нельзя делать ни в коем случае! Мне приходилось работать с семьей, где 10-летний сын, получавший от папы «зарплату» за пятерки, начал давать родителям в долг под проценты и предлагать маме за деньги убрать его комнату…
Итак, найдите для ребенка возможность не получить, а заработать на карманные расходы. Подумайте, может быть, он действительно может помочь вам в работе — например, что-то напечатать или набрать на компьютере, оставить картотеку, подмести в офисе и так далее. Если подходящей работы никак не находится — постарайтесь ее изобрести, чтобы не вырастить нахлебника.

“Я зарабатываю сам!”

Если у ребенка никогда не было своих денег, ему негде было научиться правильно и спокойно к ним относиться. Ведь все семейное воспитание в этом вопросе направлено только к одному: чтобы ребенок усвоил, что деньги не цель, а средство! Карманные деньги — оберег от нищенства и воровства.
Подросток ворует, подросток выманивает деньги у одноклассников и товарищей, забросив школу, пытается наняться в ларек… В большинстве случаев это результат неправильного воспитания - и не только в отношении денег. Часто дети начинают воровать в том случае, когда ограничено их «жизненное пространство», когда нет необходимой доли свободы. Например, один мальчик воровал, потому что… не имел своего угла: в доме не было такого места, где бы он чувствовал себя полновластным хозяином, защищенным от любых вторжений — даже самых благожелательных. Воровство оказалось для него способом решить именно эту проблему: и чужой карман потихоньку становился его личным пространством.
Другой вопрос — позволить ли ребенку подрабатывать? Безусловно — да, лишь бы не в ущерб здоровью и учебе. Вместе с сыном или дочерью выстройте систему приоритетов, поищите способ зарабатывать, фигурально выражаясь, не ногами, а головой. Кстати, обратите его внимание на то, как в каждом деле ценится труд квалифицированного специалиста.
Вообще следует внимательно отнестись к поведению вашего малыша, вступающего в мир денег. Именно дружелюбное понимание со стороны взрослых позволит ему избежать психологических комплексов на почве денег, которые, как известно, закладываются в детстве.

С какого возраста стоит давать детям деньги, какую сумму и стоит ли привязывать их к помощи ребёнка по дому.

Во-первых, сами служите хорошим примером. Не стоит всё время покупать новые игрушки вместо сломанных или новую одежду вместо потерянной на улице. Деньги не безграничны. Докажите, что не деньги вами правят, а вы деньгами.

Приучайте ребёнка платить деньги. Пусть ваш двухлетний малыш вручит деньги продавцу, когда вы покупаете себе что-либо для автомобиля. Ребёнок ещё не поймёт, что он делает, но со временем осознает, что вы не берёте эти вещи просто так - вы платите за них деньги. Другая потенциальная возможность поучиться - банкомат. Пусть малыш наберёт пальцем ваш секретный код. А потом объясните ему, что это не деньги банка; это ваши деньги. Вы с мамой их заработали, банк их только хранит для вас, а вот теперь вы немного берёте.

Давайте ребёнку жалованье раз в неделю в размере одного доллара за каждый год его жизни. Бюи считает, что можно начинать с пяти- или шестилетнего возраста. Пятилетний ребёнок получит 5 долларов, шестилетний 6 долларов и т.д. Важно рассматривать эти деньги не как новую трату из семейного бюджета, а как перевод фондов. Вы ведь всё равно тратите средства на ребёнка, верно? А теперь не только вы будете принимать решение, на что потратить деньги, но и сам ребёнок.

Жалованье следует платить независимо от обязанностей по хозяйству. Не нужно платить малышу за то, что он убрал постель, накормил кота или за что-то другое. Каждый член семьи должен выполнять свою работу и так. Впрочем, если ребёнок сделает что-нибудь особенное, ему можно и заплатить. Но в целом ребёнок получает жалованье за участие в жизни семьи, а не за какую-то конкретную работу.

Жалованье нужно разбить на три части: одну для немедленной траты, другую краткосрочную и третью долгосрочную. Ребёнку захочется купить в магазине какое-то лакомство. Это немедленная трата. Если он станет просить деньги у вас, вы поинтересуетесь, есть ли у него деньги в его сбережениях. Если есть, то пусть сам себе покупает. Если нет, что ж.

Сколько денег давать детям и как это лучше делать.


В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.

Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно – кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.

Обязательно перед выдачей денег на начальном этапе надо проговаривать, на что ребенок будет эти деньги тратить, и выдавать только на определенные покупки. Когда вы увидите, что ребенок с этим справляется - можно будет выдавать ему определенную сумму в день, затем в неделю, в месяц на его усмотрение. Эта сумма должна быть по возможности постоянная (может меняться в виде исключения, если ребенок просит на что- то конкретное).

Денег не должно быть слишком мало - чтобы ребенок не чувствовал себя постоянно ущемленным, не экономил бы на всем, но и не должно быть много - чтобы не сформировать небрежного к ним отношения.

Следующий этап - выдача ребенку денег не только на его нужды, но и на мелкие хозяйственные расходы. Опять же здесь все должно быть постепенно - сначала вы даете ему определенную сумму перед походом в магазин (за хлебом, например) и даете четкие инструкции что купить и сколько. Со временем можно сделать его ответственным за наличие дома хлеба, молока или, скажем, корма для кошки, выдавая в месяц определенную сумму, которой он должен распоряжаться сам, отслеживая, что нужно купить и в какую очередь. Это даст возможность почувствовать ребенку себя взрослым, поможет формированию ответственности, научит его планировать свои расходы.

Деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны.

Мы даем детям деньги потому, что они им нужны - на школьные завтраки, на мороженое, на.… В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.

Почему не стоит поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому, что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это - работа на себя. Для знаний, для оценок, для ВУЗа…

Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие-то обязанности - это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как обязанность отца - зарабатывать деньги, матери - вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь семье и учебу мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.


Как учить ребенка обращаться с деньгами.


С какого возраста надо начинать знакомить детей с деньгами? Самые первые игры, в которых мы показываем назначение денег, лет с двух-трех. Это – самые простые игры, в которых ребенок понимает назначение денежных знаков.

Если ребенок привык лет с полутора играть в сюжетные игры, проигрывать различные жизненные ситуации, можно постепенно в эти игры включать тему магазина и покупок.

Пока детки совсем маленькие - мы играем с ними в магазин, «на денежку» приобретаем конфетки, игрушки…Потом, когда ребенок освоится и поймет назначение денег, можно проговаривать что и сколько стоит. Постепенно можно усложнить игру: «у тебя столько денежек, что ты купишь в магазине».

Практически в любые сюжетные игры можно включать элементы покупки товаров, например в игру «Веселый повар». Она заключается в приготовлении различных блюд. Предложите ребенку сначала приобрести необходимые продукты.

Если мы с малышом играем в стройку - мы можем покупать стройматериалы, если мы перевозим грузы - их так же можно покупать, катаем машинки – заправляем их бензином.

Лет с двух можно брать ребенка с собой в магазин, показывая, как производятся покупки. Объясните ребенку, куда и зачем мы идем. Например, мы с моим трехлетним сыном обсуждаем, что мы сегодня будем покупать. Если в магазине нет очередей, мы, подходя к прилавкам, смотрим, что мы купим и сколько, чтобы денег хватило на все необходимое.

Уже после лет четырех, когда малыш будет знать цифры и уметь считать, начинаем знакомить его с настоящими деньгами. С самого начала делать это надо только под присмотром взрослых, приучая ребенка, что деньги – это не игрушка. Когда он научится хорошо различать денежные знаки (начинать тут надо с мелких железных монет), ребенок вполне может купить себе конфетку (под маминым присмотром).

Затем объясните, что деньги нужны не только, чтобы что-то покупать. На них можно покататься на машинках или аттракционах. Хорошо бы показать малышу, когда вы будете сажать его на аттракцион, как вы платите за катание. Потом можно дать возможность ребенку самому делать выбор, объясните, что денег взяли на что-то одно, и спросите его, что он больше хочет аттракционы или игрушку.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, откуда деньги берутся (папа и мама зарабатывают) и их количество ограничено.

Можно проигрывать ситуации «планирование семейного бюджета» и объяснять, как мама планирует расходы. Причем совершенно не обязательно посвящать детей в то, сколько именно зарабатывают родители.



«Нужна ли ребенку копилка?»- этот вопрос задают себе многие родители. Что принесет такой подарок – пользу или вред, научит экономии и бережливости или сделает ребенка «вымогателем» и скрягой? Как избежать соревнований между детьми в накоплении денег, чтобы ребенок не отказывал себе во всем, ради отложенной копейки? Как преподнести копилку ребенку, чтобы она сыграла позитивную роль в его воспитании?

В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это – всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок.

Еще до вручения копилки, с начала выдачи денег на «карманные» (или хозяйственные) расходы, приучите ребенка к мысли, что состязаться в накоплениях – неправильно. Во–первых, деньги даются исключительно на нужды ребенка, а не для того, чтобы их откладывать и копить. Если ребенку понадобится дополнительная сумма (очень захочется приобрести какую-нибудь вещь, или приятель позовет на день рождения) он всегда может сказать об этом родителям и, по мере возможности, они удовлетворят его просьбу. Во-вторых, состязаться в накоплении денег с другими детьми – не честно, так как не всем ребятам родители дают изначально одинаковые суммы. Если ребенок хочет похвастаться чем-то перед другими – это могут быть только его собственные достижения, дела и поступки. Соревноваться можно лишь в том, что ты делаешь сам. А так же объясните ему что, конечно, неплохо, если деньги, которые у него остаются, будут отложены – он их сможет всегда потратить по своему усмотрению.

В каком возрасте стоит дарить копилку? На мой взгляд, возраст значения не имеет, будет меняться только содержание копилки – семилетний будет туда складывать рубли, семнадцатилетний – сотни. Важен только взгляд ребенка на этот подарок.


Стоит ли подросткам работать?


Это зависит от того, с какой целью и как подросток хочет подработать. Если он видит, что у родителей не такой большой доход, чтобы обеспечить его желаемым, и он идет подрабатывать в свободное от учебы время - замечательно! И неважно, чем он занимается - покраской заборов или программированием, если это не вредит его основному делу - учебе и помогает семье. Но! Ни в коем случае нельзя давать деньги детям за подработку «хозяйственную» (покраску заборов на даче, вынос мусора, уборку квартиры). Ведь это ребенок делает и для себя, и для своих близких, это - его вклад в семейную жизнь, и основная задача родителей воспитывать его так, чтобы он это делал с удовольствием, ощущая себя при этом полезным и взрослым человеком, занятым полезным делом.

Через помощь семье ребенок учится самостоятельности, ответственности, учится уважать чужой труд.

Награждая деньгами за домашнюю работу, вы будете растить эгоиста.

У подработки в подростковом возрасте есть еще ряд положительных моментов. Подросток имеет возможность попробовать свои силы в реальном деле, посмотреть, что у него хорошо получается, что не очень, что нравится делать, а что - нет, а так же лучше узнать свои личностные особенности, склонности. И, даже если временная подработка не имеет ничего общего с выбранной им профессией, эти знания о себе могут помочь ему в профессиональном самоопределении, так как он сумеет в действии увидеть свои сильные и слабые стороны. А это поможет сделать профессиональный выбор более осознанным, самостоятельным и адекватным.

Зарабатывая самостоятельно, подросток может таким образом удовлетворить и развить появившееся у него чувство взрослости, которое, некоторые подростки, имеющие много праздного времени, удовлетворяют асоциально (алкоголь, наркотики, противозаконные действия), а так же укрепить чувство ответственности (например, перед работодателем).

Кроме того, работая, подросток начинает лучше понимать, как достаются деньги и начинает больше ценить труд других людей вообще и своих родителей в частности.



Подводя итоги, можно сказать, что если правильно сформировать отношение ребенка к деньгам, то они могут стать для детей мощным развивающим, обучающим и воспитывающим средством, а неправильно сформированное отношение может очень сильно навредить. Хотя тут надо смотреть на всю систему воспитания ребенка (детей) в семье в целом. Такой пунктик, как отношение к деньгам, не может, конечно, быть решающим моментом в формировании личности и мировоззрения.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ



Смотрите также:
Родительское собрание: «Дети и деньги»
200.88kb.
1 стр.
Родительское собрание "Дети и телевидение"
72kb.
1 стр.
Ужасные дети или ужасное время? К. Ларина: 12 часов 9 минут, начинаем программу «Родительское собрание»
247.73kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Родительское собрание «Семья дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка»
131.44kb.
1 стр.
Урок для родителей «Путешествие по Австралии»
57.76kb.
1 стр.
Семейный вечер «Счастлив тот, кто счастлив дома»
71.04kb.
1 стр.
Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?"
131.98kb.
1 стр.
Родительское собрание в начальной школе "Телевидение: друг или враг?"
67.65kb.
1 стр.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
199.2kb.
1 стр.
Родительское собрание «Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников»
159.1kb.
1 стр.
Родительское собрание «Безопасность в Интернете» для родителей 8 –х классов
42.77kb.
1 стр.
-
665.3kb.
3 стр.