Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 - 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» меняются структура и содержание школьных курсов географии. Система образования получает новые приоритеты, новые задачи, связанные с повышением качества образования. Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного географического образования целям опережающего развития. Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. К числу основных направлений модернизации образования относятся обновление содержания образования; разработка в кратчайшие сроки нового поколения образовательных стандартов; создание разветвлённой системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей; повышение качества подготовки педагогов (предложено 2010 год объявить Годом учителя в России); создание современной школьной инфраструктуры; разработка программы обеспечения здорового образа жизни учащихся школ России. Обеспечение качественного базового уровня математических и естественно - научных знаний у всех выпускников школы также является приоритетной государственной задачей. Фундаментальность естественно- математического образования - конкурентное преимущество России. Нормативные документы Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации географического образования, являются:
Методические письма Министерства образования РФ:1. «О развивающем обучении в процессе изучения географии» № 931/11 – 12 от 08. 06. 1999 г. 2. «О картографическом обеспечении преподавания школьной географии» № 553 – 11 – 13 от 06. 04. 2000 г. 3. «О реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе» № 13 – 15 – 74/13 от 13.06. 2002 г. 4. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании географии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» //География в школе. – 2009. - № 4. Характеристика стандартов второго поколения по географии Обновление содержания образования связано, прежде всего, с созданием стандартов второго поколения. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности, гуманизация образования и всей школьной деятельности, обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования. Структура стандарта также претерпела изменения – она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные общеобразовательные стандарты». Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких частей: пояснительной записки, характеристики целей образования для данной ступени общего образования, базисного учебного плана; фундаментального ядра содержания; примерных программ по предмету, программы формирования универсальных учебных действий, рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся, программы воспитания и социализации. Одной из составных частей основных общеобразовательных программ является фундаментальное ядро общего образования. В нём фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимают обобщённые способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Всё это содержится в особом документе- программе формирования универсальных учебных действий. Это примерная программа, она имеет рекомендательный характер. Изучив её, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения. На первое место выступает не уровень усвоенных учащимися знаний, а уровень готовности школьника применять усвоенное содержание, т.е. его компетентность в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др.). Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Содержание школьного образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение значения географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле и в тоже время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего отечества. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: – познания и изучения окружающей среды, выявления причинно следственных связей; – сравнения объектов, процессов и явлений, их моделирования и проектирования; – ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах; – соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности сточки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей. Появление в структуре стандарта требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ связано с обеспечением гарантии государства в отношении этих условий. Государство принимает на себя гарантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.
Примерные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования по географии опубликованы на сайте Министерства образования РФ http: //www. ed. gov. ru Некоторые авторские программы опубликованы в сборниках: - Сборник нормативных документов. География /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007 - География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2009 Преподавание географии должно вестись по учебникам, включенным в федеральный и региональный перечень и имеющим гриф Министерства образования РФ «Рекомендован», «Допущен». На основании приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области в региональный перечень включены следующие учебники (таблица 1).
Таблица 1
Включён дополнительно учебник В. Н. Холиной «География» 10 класс, издательство Дрофа. т.к. он содержит материал для профильного обучения Однако, с целью сохранения преемственности обучения как в основной, так и полной школе, разрешено использовать в этом учебном году в практике преподавания предметов линии учебников, выбранные в 2007-200, 2008-2009 учебных годах. Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании. Речь идёт о методике, направленной на формирование умений школьников. В учебном процессе необходимо постоянно применять способы практического обучения школьников работе по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов, геоинформационных ресурсов), что и составляет специфику методики обучения географии в школе. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие практические работы, тренировочные и итоговые. Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются школьниками самостоятельно. «Закон об образовании» предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Каждый педагог, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта. Поэтому не может быть одинаковое количество практических работ во всех классах одного года обучения. Согласно Закону Российской Федерации учитель обладает правом альтернативного выбора и творческого подхода к организации процесса обучения. Рекомендуем городским, районным, межшкольным методическим объединениям учителей определять перечень и количество итоговых практических работ по географии (по каждому курсу обучения) согласно требованиям стандарта. В условиях нового Базисного учебного плана проблема планирования и выделения учебного времени на проведение программных практических работ приобрела особую актуальность. Сокращение учебных часов на изучение начального курса географии (VI класс) не уменьшает количества практических работ и не освобождает учителя от соблюдения требований Стандарта. На основе нормативных документов проведение программных практических работ в курсе географии VI класса возможно в краеведческих модулях интегрированного курса «Краеведение», поскольку данный курс пронизан краеведческим содержанием. Рекомендуем образовательным учреждениям сохранить курс «Краеведение» в объёме 0,5 часа в неделю в начальном курсе географии 6 класса как практический модуль. Рекомендации по изучению географии на профильном и углублённом уровне Профильное обучение позволяет раскрывать учащимся те стороны географии, которые им наиболее интересны, привлекательны, понятны или оцениваются ими как необходимые знания. Существующий учебный предмет «география» не может вместить в свое содержание более 80 научных дисциплин, составляющих современную географию. Решить проблему развития школьной географии, её обновления, приближения к личностным интересам учащихся призвано профильное обучение. Реализация профильного обучения возможна только при условии сокращения инвариантного компонента. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», приказом управления образования и науки Белгородской области от 26. 04. 2006 г. № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования», география как базовый общеобразовательный предмет, обязательный для изучения всеми учащимися во всех профилях обучения, отсутствует. Содержание географического образования должно входить в состав базовых общеобразовательных предметов «Естествознание» и «Обществознание». Согласно данному документу, география представлена на базовом уровне в химико – биологическом, физико-химическом и универсальных профилях; на профильном – в биолого – географическом и социально – экономических профилях. Учебно - методическое обеспечение преподавания географии на базовом уровне представлено в таблице 2. Таблица 2
(химико – биологический, физико-химический, универсальный профиль)
Однако изучение географии на профильном уровне является проблематичным, т. к. в настоящий момент нет ни одного учебника, который бы удовлетворял требованиям стандарта по географии. Указанные в региональном перечне учебники соответствуют рекомендациям Министерства образования и науки РФ на данный момент, пока нет других учебников, но их необходимо дополнять материалами из других источников. Очевидно, что для преподавания географии на профильном уровне будут подготовлены новые профильные и элективные курсы в ближайшем будущем. Таблица 3. Учебно-методическое обеспечение преподавания географии (биолого – географический профиль)
Таблица 4. Учебно-методическое обеспечение преподавания географии (социально-экономический профиль)
*Программы элективных курсов помещены в сборнике «Программы элективных курсов. География. 10-11 классы. Профильное обучение. Автор-составитель В.П. Дронов. М., Дрофа, 2006. В соответствии с письмом Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области № 9-06/1674 от 13.05.2009 г. «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области», углублённая подготовка обучающихся по общеобразовательным предметам в Белгородской области обеспечивается, прежде всего, в общеобразовательных учреждениях следующего типа: средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии, лицее. Реализация программ повышенного уровня допускается и в общеобразовательных школах, не имеющих указанного выше статуса. Классы с углублённым изучением предмета могут быть открыты в общеобразовательном учреждении только при соблюдении следующих условий: 1. Наличие квалифицированных кадров. Преподавание предметов на углублённом уровне могут осуществлять только педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию и образование по диплому в соответствии с преподаваемым предметом. 2. Наличие соответствующих материально-технических условий. Учебные кабинеты, в которых реализуются программы углублённого уровня, должны соответствовать Перечню учебного и лабораторного оборудования МОиН РФ. 3. В общеобразовательном учреждении используются учебно-методические комплекты, рекомендованные МОиН РФ для классов с углублённым изучением отдельных предметов. (Согласно приложению1 к письму Департамента образования, культуры и молодёжной политики области по географии нет программ и УМК углублённого изучения предмета). Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьёй 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, которые утверждаются и реализуются общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ. Разработка примерных образовательных программ с учётом их уровня и направленности является компетенцией уполномоченных федеральных государственных органов. 4. Вариативность реализуемых программ. В школе на параллели должны быть классы, в которых учебный предмет изучается на базовом уровне, чтобы дать ребёнку и родителю (законному представителю) возможность выбрать уровень освоения программы (за исключением гимназий и лицеев).
6. В целях сохранения здоровья обучающихся во 2-9 классах школьники могут осваивать не более одного предмета на углублённом уровне, в 10-11 классах – 2-3 предмета. Рекомендации по составлению календарно- тематического планирования с учётом подготовки к ЕГЭ и ГИА В аналитическом отчёте ФИПИ «Результаты Единого государственного экзамена (май-июнь 2008 г.)» представлен анализ результатов экзамена по основным разделам содержания школьного курса географии. Смотрите также: Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
523.72kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
О преподавании истории в 2009-2010 учебном году
2834.98kb.
10 стр.
О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году 2829.69kb.
14 стр.
|