Главная
страница 1
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады
2010/2011 учебный год


Русский язык
10 класс. Задание
Задание № 1

Расставьте ударение в данных словах (в случае необходимости замените букву «е» на «ё»):



исповедание, исподволь, истерия, истекший (кровью), квартал, квашение, кичиться, ломоть, лубочный, маневры.
Задание № 2

В известной песне Вадима Козина «Магаданские бульвары» есть такие слова:

Вы слышали, конечно, Ив Монтана

«Парижские бульвары», гимн любви,

А я влюблен в бульвары Магадана

И, может быть, сильней, чем он в свои...

Эх, если я когда-нибудь увижу

Булонский лес, Монмартр и Нотр-Дам,

Большой привет рабочему Парижу

Я от бульваров наших передам.


Как произносится сочетание тр в выделенных словах? Чем, кроме стихотворного размера, обусловлено такое произношение? Какое из данных слов и при каком условии обычно произносится иначе?
Задание № 3

Определите, от каких слов и какими способами образованы следующие слова:

переплёт, заново, подготовленность, ширь, досмотрщик.
Задание № 4

Исправьте орфографические ошибки в тех словах, в которых они допущены. Объясните, какими причинами обусловлены неверные написания.



Слово

Исправленный

вариант

Комментарий

Спортакиада







Друшлаг







Грейпфрукт







Проволка







Нервопатолог







Полувер







Подшибник






Задание № 5

Можно ли считать приведённые ниже слова этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.

Ваять – вече – вить – вития.



Задание № 6

Определите род следующих имен существительных, аргументируйте свой ответ:

какаду, мозоль, турне, манго, Турку, цеце, конферансье, кадриль, тюль.
Задание № 7

Подчеркните грамматическую основу в предложениях, назовите типы сказуемых:

Ничего себе едок – парень этот новый.

Украина по величине больше Франции.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Вы будете нести военную службу со всеми её строжайшими обязанностями неукоснительно и в двойном размере.

Погода как на заказ.
Задание № 8

Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине». Проведите пунктуационный анализ. Свой ответ аргументируйте.

Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Далёко от тебя о родина святая

Уж целый год я жил в краях страны чужой

И часто о тебе грустил воспоминая

Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких

Где так же одинок и я печально жил

Я сохранил в душе остаток чувств высоких

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил


Задание № 9

Объясните значение следующих фразеологизмов:



недремлющее око

дворянское гнездо
Задание № 10

Из приведённого двустишия Б.Л. Пастернака выпишите все словосочетания.

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.


А) Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний.

Б) Определите части речи в данном двустишии.



Задание № 11

Восстановите порядок следования реплик в диалоге Винни-Пуха и Кристофера Робина. Назовите средства связи высказываний (реплик), которые используются в данном диалоге.


(а) Я хожу!

(б) Воздушного шара?

(в) Доброе утро, Винни-Пух!

(г) Мёд.

(д) Доброе утро, Кристофер Робин!

(е) Да, я как раз шёл и думал: «Нет ли у Кристофера Робина случайно воздушного шара?» Мне было просто интересно.

(ж) Кто же ходит за мёдом с воздушными шарами?

(з) Зачем тебе понадобился воздушный шар?

(и) Интересно, нет ли у тебя случайно воздушного шара?
Задание № 12

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».


Он* ждал: придёт ли избавленье.

И всё несчастный тосковал,

Бродя по берегам Дуная,

Да горьки слезы проливал,

Свой дальный град воспоминая,

И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости,

И смертью – чуждой сей земли

Не успокоенные гости!
* Имеется в виду Овидий в изгнании.

Перескажите выделенный фрагмент прозой.

1) Какую синтаксическую функцию в предложении выполняет слово гости.

2) В чём заключается несоответствие формы этого слова современной грамматической норме. Почему это происходит?


Ответ представьте в письменной форме (до 10-15 предложений). Тип речи – рассуждение; стиль – научно-популярный.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады
2010/2011 учебный год


Русский язык. 10 класс

Ответы и комментарии

Рекомендуемое время – 4 часа
Задание № 1

ИсповедАние, Исподволь, истерИя, истЁкший (кровью), квартАл, квАшение, кичИться, ломОть, лубОчный, манЁвры.
Задание № 2

В русском языке сонорные согласные (чаще всего плавные [р] и [л]) в определённых позициях могут образовывать слог (обычно за счёт вставки редуцированного гласного перед соответствующим сонорным). Образование такого слога возможно в том случае, если сонорный находится между согласными (сентябрский) или после согласного перед паузой (рубль, метр и т.п.). Гораздо реже в этих позициях наблюдается произношение без дополнительного слога; в таком случае сонорный согласный оглушается и становится шумным (песнь). В тех позициях, где оглушение сонорного невозможно (например, перед звонким согласным), образование дополнительного слога обязательно (метрдотель, джентльмен).

1) В слове Нотр-Дам сочетание тр образует дополнительный слог, так как сонорный [р] находится в окружении согласных, второй из которых звонкий; а в слове Монмартр дополнительный слог не образуется, так как после [р] находится гласный [ы], произносящийся на месте буквы и следующего слова.

2) В изолированном произнесении в слове Монмартр обычно образуется дополнительный слог.


Задание № 3

Переплёт – от переплетать с помощью нулевого суффикса (или бессуффиксным способом)

заново – от новый с помощью приставки за- и суффикса (приставочно-суффиксальный способ);

подготовленность,

ширь,

досмотрщик.
Задание № 4

Спортакиада

Спартакиада

Неверная ассоциация со словом СПОРТ; ложная этимология, неверное проверочное слово.

Друшлаг

Дуршлаг

Перестановка букв в целях облегчения произношения.

Грейпфрукт

Грейпфрут

Неверная ассоциация со словом ФРУКТ, утрата согласного из группы.

Проволка

Проволока

Редукция (слабое произношение) и выпадение заударного неконечного гласного.

Нервопатолог

Невропатолог

Перестановка согласных, неверная ассоциация со словом НЕРВ, ложная этимология.

Полувер

Пуловер

Перестановка гласных, неверная ассоциация с русским формантом ПОЛУ-

Подшибник

Подшипник

Потеря связи с мотивирующим ШИП, ложная ассоциация с корнем -ШИБ-


Задание № 5

Этимологически родственными являются слова:



ваять – вить. Ваять (общеслав. от глагола вить, развитие значения шло таким образом: «заставлять виться – плести – лепить из глины – высекать из камня»;

вития (заимств. из ст.-сл. яз., образовано с помощью суф. -иj- от сущ. ветъ – «совет, слово». – «произносящий речь») – вече (общеслав., образовано с помощью суф. -j- от větъ «совет»).
Задание № 6

Какаду – м. р., так как одушевлённое существительное, название птицы (по аналогии с попугай); мозоль – ж. р. по типу словоизменения (в р.п. окончание ); турне – ср. р., так как несклоняемое неодушевлённое существительное; манго – ср. р., так как несклоняемое неодушевлённое существительное, Турку – м. р. (город).
Задание № 7

Ничего себе едокпарень этот новый (сказуемое составное именное).

Украина по величине больше Франции (сказуемое составное именное).

Грамоте учиться всегда пригодится (сказуемое простое глагольное).

Вы будете нести военную службу со всеми её строжайшими обязанностями неукоснительно и в двойном размере (сказуемое простое глагольное).

Погода как на заказ (сказуемое составное именное).
Задание № 8

Далёко от тебя, о родина святая,

Уж целый год я жил в краях страны чужой.

И часто о тебе грустил, воспоминая

Покой и счастие, минувшее с тобой,

И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,

Где, так же одинок, и я печально жил,

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.
О родина святая – обращение с частицей О;

воспоминая покой и счастие – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

минувшее с тобой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;

зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединённые союзами;

Где и я печально жил – придаточное предложение;

так же одинок – обособленное уточняющее обстоятельство;

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил – запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.
Однокоренные слова: воспоминая – минувшее;

формы одного и того же слова: от тебя – о тебе, с тобой, к тебе;



страны – в стране.
Задание № 9
Задание № 10

х как?


1. Слагаются навзрыд – вид связи – примыкание; грамм. значение – действие и его признак; глагол + наречие.

х как?


Слагаются случайней – вид связи – примыкание; грамм. значение – действие и его признак; глагол + наречие.

х как?


Слагаются вернее – вид связи – примыкание, грамм. значение – действие и его признак, глагол + наречие.

2. И (союз), чем (часть двойного союза – чем – тем), случайней (нар.), тем (союз), вернее (нар.), слагаются (глаг.), стихи (сущ.), навзрыд (нар.).


Задание № 11

(д) Винни-Пух: Доброе утро, Кристофер Робин!

(в) Кристофер Робин: Доброе утро, Винни-Пух!

(и) Винни-Пух: Интересно, нет ли у тебя случайно воз­душного шара?

(б) Кристофер Робин: Воздушного шара?

(е) Винни-Пух: Да, я как раз шел и думал: «Нет ли у Кристофера Робина случайно воздушного шара?» Мне было просто интересно.

(з) Кристофер Робин: Зачем тебе понадобился воздушный шар?

(г) Винни-Пух: Мёд.

(ж) Кристофер Робин: Кто же ходит за мёдом с воздушными шарами?

(а) Винни-Пух: Я хожу!

Средства связи: повтор (Доброе утро, воздушного шара, я); неполнота предложения (Мёд).
Задание № 12

В приведённом фрагменте речь идёт, очевидно, о том, что умирающий в изгнании (в черноморской ссылке) Овидий завещал, чтобы его кости были перенесены на юг (т.е. на родину, в Рим), поскольку без этого они, будучи гостями сей чуждой земли, не найдут упокоения и в смерти. (Вообще совершённое по закону предков погребение считалось у древних народов обязательным для того, чтобы погребённый смог достичь посмертного счастья.)

Таким образом, фразу эту можно перестроить так: И он, умирая, завещал, чтобы на юг перенесли его тоскующие кости – гостей сей чуждой земли, не успокоенных и смертью.

Мы видим, что «гости» – это приложение к слову «кости». Трудность же здесь в том, что в пушкинском тексте стоит не ожидаемая нами форма гостей, а форма гости – т.е. слово гость склоняется так, как если бы оно было неодушевлённым. В этом и заключается главное несоответствие этой формы нормам современного русского языка.

Причина такого несоответствия лежит, очевидно, на пересечении следующих факторов:


  1. слово гости является приложением к неодушевлённому существительному кости;

  2. категория одушевлённости/неодушевлённости является в русском языке очень поздней, её становление окончательно завершилось лишь к XVIII в., и потому в эпоху Пушкина она явно была более гибкой, чем сейчас;

  3. кроме того, этот фрагмент, посвящённый древней легенде об античном поэте, даёт основание видеть намеренную со стороны Пушкина архаизацию языка и стремление подражать некоторым приёмам античной поэзии, синтаксис которой был заметно богаче синтаксиса русской;

  4. наконец, можно говорить и о факторе рифмы, однако сложно поверить, чтобы такой мастер, как А.С. Пушкин, затруднялся построить стихотворную фразу иначе.

Критерии оценивания заданий
Задание № 1

5 баллов (по 0,5 б. за 10 правильных ответов).


Задание № 2

5 баллов (по 0,5 б. за 10 правильных ответов) Оценка.

1) 3 балла за правильный ответ, 4 балла за объяснение,

2) 1 балл.

Итого: 8 баллов.
Задание № 3

3,5 балла: 2 б. (по 0,5 б. за каждую из 4-х антонимических пар) + 1,5 б. (по 0,5 б. за каждое из 3-х словосочетаний, не имеющих антонимических пар).


Задание № 4

3,5 балла (по 0,5 б. за каждое правильно написанное слово). Оценка.

За правильное написание слова – по 1 баллу (по 0,5 балла за каждое правильное написание слова и по 0,5 балла – за комментарий).

Итого – 8 баллов.


Задание № 5

7 баллов: 3 б. (по 0,5 б. за каждое слово 1-ой группы) + 3 б. (по 0,5 б. за каждое слово 2-ой группы) + 1 б. за аргументацию.


Задание № 6

10 баллов: 5 б. (по 0,5 б. за определение рода каждого слова) + 5 б. (по 0,5 б. за каждое словосочетание).


Задание № 7

2,5 балла: по 0,5 б. за каждый верный ответ.


Задание № 8

9,5 балла: 3,5 б. (по 0,5 б. за каждое слово с приставками о-, об-) + 3,5 б. (по 0,5 б. за каждое родственное слово) + 2,5 б. ( по 0,5 б. за пояснения к другим словам).


Задание № 9

2 балла: 1 б. (по 0,5 б. за два варианта расстановки запятых) + 1 б. (по 0,5 б. за верное пояснение к каждому варианту).


Задание № 10

5 баллов (по 0,5 б. за 10 правильных ответов).


Задание № 11

3 балла (по 0,5 б. за 6 правильных ответов).


Задание № 12

20 баллов. Учитываются критерии: соответствие теме (5 б.), стилю (5 б.), разнообразие синтаксических конструкций (5 б.), выразительность речи (5 б.). За каждую ошибку (орфографическую, пунктуационную, грамматическую; речевую, логическую, фактическую) вычитается по 0,5 б.



Оценка.

За правильное расположение слов в тексте – 4 балла.

За функцию – приложение – 4 балла.

За то, что слово гости употребляется как неодушевленное – 4 балла.



Итого: 12 баллов.
Всего


Смотрите также:
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2010/2011 учебный год Русский язык 10 класс. Задание Задание №1
133.16kb.
1 стр.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории Ханты- мансийский автономный округ – Югра 2011- 2012 учебный год
129.53kb.
1 стр.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011 учебный год
121.56kb.
1 стр.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011 учебный год
63.7kb.
1 стр.
Об итогах муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников Сахалинской области в 2010 – 2011 учебном году
26.46kb.
1 стр.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 10 Класс
127kb.
1 стр.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии 9 класс Задание тестового раунда Задание 1
53.43kb.
1 стр.
-
48.9kb.
1 стр.
Задача № Спички Оценка: 25 баллов
79.16kb.
1 стр.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2009/2010 учебном году 9 класс Задание
91.62kb.
1 стр.
Школьная олимпиада по обществознанию 2010-2011 учебный год 10-11 класс Время выполнения -1час. 20 мин. Задания с рядами
92.41kb.
1 стр.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в 2011 году
83.8kb.
1 стр.