Главная
страница 1

Учебная программа Intel®

Обучение для будущего

Шаблон визитной карточки проекта


Щелкните по тексту описания и внесите свой текст


Автор проекта




Фамилия, имя, отчество

Верещагина Светлана Михайловна













Номер и название школы

МОУ СОШ с. Фёдоровка, Фёдоровского района




Город, область

Саратовская область




Описание проекта




Название проекта




Человек и его здоровье




Краткое содержание проекта




Объектом изучения данного проекта выступает человек с его биопсихосоциальной сущностью, знания о котором общенаучны. По видам деятельности прект интегрирует элементы информационного, исследовательского, продуктивного, драматизиционного, практико-ориентированного проектов.
Он включает в себя 5 основных направлений: 1) культура физического здоровья, 2) культура психического здоровья, 3) культура питания, 4) культура отношения к наркогенным веществам, 5) среда жизни здорового человека. Работа по изучению общей информации и статистических данных по каждому направлению осуществляется группой. Она предполагает сбор теоретических данных об этой составляющей здоровья. В ходе данной деятельности школьники изучают литературные источники, информацию Интернета, готовят устные, письменные сообщения, презентации, буклеты и т.д.

Выполнения различных практических, диагностических работ, сбор данных, исследование состояния собственного организма по каждому направлению, выявление неблагоприятного воздействия на здоровье, среду обитания, определение путей сохранения и улучшения здоровья и среды обитания выполняет каждый участник проекта.



Собранная и осмысленная информация – основа для дальнейшей индивидуальной деятельности, в ходе которой составляется программа личного оздоровления каждого участника проекта: совершенствование физического статуса, борьба со стрессами, поиск путей коммуникации, улучшения среды жизнедеятельности. Подростки приходят к выводу: здоровый человек тот, кто строит свое здоровье самостоятельно.




Предметная область




Биология, предпрофильная подготовка




Возрастная группа учащихся, класс(-ы)




14 – 15 лет




Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?




3 месяца




Основа проекта




Содержание, соответствующее образовательным стандартам




Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.







В ходе выполнения проекта учащиеся должны приобретать и развивать умения:

- работать с информационной базой (Интернет, СМИ, литературные источники);

- вести самонаблюдения и самоисследования;

- описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы;

- выполнять измерения, интерпретировать результаты;

- делать выводы и обсуждать результаты наблюдений;

- представлять результаты работы.





Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения




Цель проекта: Сформировать у подростков представление о здоровье человека, его составляющих, путях его сохранения. Создать условия для первичной оценки подростками своего здоровья, понимания его ценности.

Задачи/Итоги обучения.

В результате выполнения проекта учащиеся смогут:

- раскрыть понятие «культура здоровья», ее составляющих;

- выделить основные направления формирования культуры здоровья (физического и психического, культуры питания, отношения к наркогенным веществам, среде жизни здорового человека;

- получат дополнительные знания о человеке и его способностях;

- продолжат развитие навыков научного познания через приобщение к исследовательской деятельности, изучению научной литературы, СМИ, информации Интернет;

- продолжат обучение навыкам самоисследования, самоизучения, самонаблюдения и исследовательской культуры;

- будут развивать творческие способности, умения работать индивидуально, в группе;

- закрепят навыки работы с ИКТ, МS Office;

- уяснят, что здоровье - наиглавнейшая ценность человека, требующая бережного отношения.






Триада вопросов, направляющих проект








Основополагающий вопрос

Что такое здоровье, каковы его составляющие и как его сохранить?








Вопросы учебной темы

Что такое культура здоровья?

Какие факторы влияют на физическое и психическое здоровье?

Как среда жизни человека может сказаться на его здоровье?

Влияет ли образ жизни на здоровье человека?










Вопросы по содержанию

Какие параметры человеческого организма определяют здорового человека?

В чем выражается психическое здоровье человека?

Как правильно питаться?

Каково воздействие вредных привычек на организм?

Как создать среду жизни здорового человека?

Как сохранить и улучшить уже имеющееся здоровье?

Как вести здоровый образ жизни?





План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом





Проблемно-поисковая беседа и проблемно-поисковые упражнения, изучение интересов учащихся.

План работы над проектом.

Критерии оценивания проекта.

Промежуточное обсуждение предварительных результатов каждой группы, каждого ученика.

Заполненные таблицы, тесты, схемы по каждому блоку и занятию, оформленная лабораторная работа «Оценка состояния собственного здоровья».


Презентация результатов проекта в классе по группам.

Обсуждение разработанных правил поведения и жизнедеятельности для сохранения и улучшения здоровья индивидуально каждым учащимся, с учетом его показателей здоровья.






Описание методов оценивания

Пояснение: Перед запуском проекта учитель проводит с учащимися проблемно-поисковую беседу, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предложения и пытаются самостоятельно доказывать их справедливость, выполняют проблемно-поисковые упражнения (презентация учителя). Учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, знакомит их с критериями оценивания проекта. В ходе работы над проектом проводится промежуточный контроль за результатами деятельности каждой группы и каждого учащегося, обсуждается техника и методика выполнения лабораторных и исследовательских работ. Проводится инструктаж по работе с измерительными приборами, консультации по сбору и обработке материалов. Для самоконтроля и корректировки своей деятельности учащиеся могут использовать самооценку качества проведенного исследования – что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах. Также проводятся самостоятельные работы учащихся по выявлению личных показателей здоровья. После завершения работы над проектом учащиеся представляют результаты исследовательской работы в классе (презентации по группам, «Индивидуальные правила поведения и жизнедеятельности для сохранения и улучшения своего здоровья»). Проводится оценивание результатов проекта школьниками и учителями школы.


Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания базового курса биологии.

Навыки поиска информации в Интернет.

Навыки подготовки и проведения презентации.

Навыки обработки числовой и статистической информации на компьютере.

Навыки самоисследования, самонаблюдения.


Учебные мероприятия

На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует обсуждение актуальных проблем в рамках учебной темы. По технологии «Мозгового штурма» учитель совместно с учащимися формулирует проблемы исследования. Далее происходит обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросы защиты авторских прав, предстоящих исследований, разрабатывается план действия каждого участника проекта.

На родительском собрании родителей ознакомить с информацией о проекте буклет для родителей.

Затем учащимся предлагается разделиться на 5 групп, каждая из которых будет исследовать одну из проблем. Перед каждой группой ставится цель исследования, сформулированная проблемными вопросами.

В последующее время (3 месяца):



Все группы осуществляют поиск информации в различных источниках по проблемным направлениям: 1) культура физического здоровья, 2) культура психического здоровья, 3) культура питания, 4) культура отношения к наркогенным веществам, 5) среда жизни здорового человека. На общих занятиях проводится анкетирование «Цените ли вы свое здоровье?», обсуждается ход индивидуальной лабораторной работы и далее, последовательно, проводятся тестирование, лабораторные, исследовательские, практические работы, направленные на изучение особенностей самопознания собственного здоровья:

Введение

Занятие 1. Культура здоровья и её составляющие.

  1. Культура здоровья – это культура труда, отдыха, сна, питантя, физической, психической и духовной жизни. Стратегии управления индивидуальным здоровьем.

  2. Анкетирование: а) «Цените ли вы свое здоровье?» б) «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья».

Организация начала индивидуальной лабораторной работы (выполняется индивидуально 10 дней подряд каждым учащимся самостоятельно).

Культура физического здоровья.

Занятие 2-3. Рост, вес и конституция человека.

  1. Длина тела (беседа и практическая работа).

  2. Масса тела (беседа и практическая работа).

  3. Определение основных параметров тела.

  4. Оценка росто-весового соотношения тела.

  5. Конституция человека.

Занятие 4. Определение правильности осанки и наличия плоскостопия. Координация движений.

  1. Определение осанки в положении стоя и при ходьбе (лаб. работа).

  2. Определение плоскостопия (лаб. работа).

  3. Упражнения, предупреждающие нарушения осанки и плоскостопия.

Координация движений.

Культура психического здоровья.

Занятие 5. Тайны коры головного мозга.

  1. Тайны коры головного мозга (рассказ, беседа). Ведущее полушарие (тест).

  2. Виды левополушарного и правополушарного мышления (анализ результатов теста и работа с таблицей).

  3. Различия между полушариями мозга, связанные с полом (беседа, работа с таблицей).

  4. Формирование образа (рассказ, лабораторная работа).

Занятие 6. Психодиагностика.

  1. Определение свойств нервной системы учащихся по психомоторным показателям (теппинг – тест Е.П. Ильина).

  2. Исследование индивидуальных особенностей памяти и внимания учащихся (лабораторная работа и беседа).

  3. Изучение типов темперамента и характера школьников (личностный опросник Дж. Айзенка) – беседа и практическая работа.

Обработка и обсуждение результатов.

Культура питания.

Занятие 7. Расход энергии, нормы и гигиена питания.

  1. Превращение энергии в организм, энергозатраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы (рассказ).

  2. Расход энергии у людей разных профессий, определение норм питания в зависимости от энергетических затрат, возраста и других условий (лаб. работа «Составление пищевого рациона полдника»).

  3. Основы рационального питания, режим питания школьников (беседа).

Занятие 8. Элементы жизни.

  1. Суточная потребность в элементах (рассказ, беседа).

  2. Элементный состав пищи.

  3. Продукты, содержащие различные элементы (анализ таблиц).

  4. Пищевые добавки и здоровье человека (беседа, обсуждение данных таблицы «Пищевые добавки» и исследование любой упаковки на предмет содержания добавок в продуктах этой упаковки).

  5. Формирование рекомендаций по употреблению продуктов питания.

Культура отношения к наркогенным веществам.

Занятие 9. Культура отношения к наркогенным веществам.

Пресс-конференция по материалам дополнительной литературы о воздействии алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека, подготовленным каждым учащимся. Анонимное анкетирование «Есть ли у вас вредные привычки?».



Среда жизни здорового человека.

Занятие 10. Формы поведения, связанные с неоправданным риском для здоровья и жизни.

  1. Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции и другие болезни, передающиеся от человека к человеку (беседа).

  2. Нацеливание школьников на выработку собственной модели поведения в критической ситуации (ролевая игра).

  3. Дискуссия по таблице «Проблема – СПИД и ВИЧ-инфекция».

  4. Подведение итогов (творческая работа – написание синквейна)

Занятие 11. Терморегуляция и закаливание организма.

  1. Регуляция температуры тела, механизмы терморегуляции.

  2. Отрицательное действие холода на организм.

  3. Закаливание организма. Принципы закаливания. Способы закаливания (самообразование – работа в малых группах по информационным карточкам, с последующим обсуждением поставленных в них вопросах).

Заключение.

Занятие 12. Человек и его здоровье.

  1. Экология жилища (рассказ о действие бытовых приборов и других вещей на здоровье человека).

  2. Стресс и здоровье человека (беседа).

Все группы в ходе исследования проводят сопоставление и анализ собранных данных и математически обрабатывают результаты исследований, которые они оформляют в виде презентации и буклета. А каждый учащийся проводит оценку состояния собственного здоровья и разрабатывает «Правила поведения и жизнедеятельности для сохранения и улучшения здоровья» лично для себя, с учетом результатов исследований.



Материалы для дифференцированного обучения




Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Работа над проектом позволяет развивать у его участников аналитическое и творческое мышление, специальные навыки по самоисследованию, применять полученные теоретические и практические данные для самостоятельного осмысления и формулирования выводов помогающих адаптации к жизни. Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявить себя.




Ученик, для которого язык преподавания не родной

Для такого ребенка в проекте можно предусмотреть деятельность которая его не напрягает, не формирует речевой комплекс, например, техническое оформление информации в буклете или презентации, поиск рисунков и изображений, тестовый контроль усвоения материала проекта и др




Одаренный ученик

Полученные умения и навыки в ходе проекта, повышают образовательный уровень и способствуют формированию научного потенциала, прежде всего в области биологии, что способствует еще большей увлеченности предметом и стремлению познать больше.

В рамках проекта осуществляется профориетационная работа на медико-биологический профиль обучения.



Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы)


Фотоаппарат

Компьютер(ы)

Цифровой фотоаппарат

DVD плейр

Сеть Интернет


Лазерный диск

Принтер


Проектор

Сканер


Телевизор

Видеомагнитофон

Видеокамера

Оборудование для видеоконференций

Другое



Технологии– программное обеспечение (Отметьте флажками необходимые элементы.)

Базы данных, электронные таблицы

Издательские системы

Программы для электронной почты

Электронные энциклопедии



Программы обработки изображений

Веб-браузер

Мультимедийные прграммы


Программы редактирования веб-страниц

Текстовый редактор

Другое


Печатные материалы

Психология здоровья: учебник для ВУЗов/Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Издательство Питер,2003

1. Научно – методический журнал «Биология в школе» №6 - 1997

2. Научно – методический журнал «Биология в школе» №1 – 1999

3. Научно – методический журнал «Биология в школе» №2 – 2003

4. Научно – методический журнал «Биология в школе» №2 – 2004

5. Научно – методический журнал «Биология в школе» №6 – 2004

6. Научно – методический журнал «Биология в школе» №5 – 2005

7. Научно – методический журнал «Биология в школе» №6 – 2005

8. Научно – методический журнал «Биология в школе» №7 – 2005

9. Научно – методический журнал «Биология в школе» №7 – 2006

10. Научно – методический журнал «Биология в школе» №1 – 2007

11. «Антропология» Е.Ю. Бардышева, элективный курс, ЧРИО г. Чебоксары, 2005 (занятия 3-4, 5).

12. Анастасова Л.П., Цехмистренко Т.А., Кучменко В.С. «Формирование здорового образа жизни подростков» Методическое пособие для учителей.

13. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека», Пособие для учащихся.М., «Просвещение», 1981

14. Маш Р.Д. «Человек и его здоровье», Сборник опытов и заданий с ответами – 9 класс. Изд. «Мнемозина»

Тверская С., Утешинский Д. «Здоровье человека», М.: Просвещение, 2003

15. Хрипкова А.Г. «Анатомия, физиология и гигиена человека»Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1985.


Дополнительные ресурсы

Электронные мультимедийные издания комплекта кабинета «Информатики», DVD диски учебного содержания по биологии человека учебного комплекта кабинета биологии

Интернет-ресурсы

http://tsu.tmb.ru/psy/tz/011/shtml

http://www.gmcit.murmansk./text/bit/1998/30/4/

http://rs463.narod.ru/add/vrednie_privichki.htm


Другие ресуры

Можно пригласить медицинских работников (диетолога, психотерапевта и др.), психолога, эколога и представителей других профессий, которые могут поделиться полезной информацией с учащимися по проблемным направлениям

Programs of the Intel® Education Initiative are funded by the Intel Foundation and Intel Corporation.



Copyright © 2007, Intel Corporation. Все права защищены. Intel

© 2000-2007 Intel Corporation. All Rights Reserved. Страница из


Смотрите также:
Программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст
107.77kb.
1 стр.
Программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст
170.68kb.
1 стр.
Программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст
128.34kb.
1 стр.
Программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст
103.16kb.
1 стр.
Статья учащихся (для группы город Серов)}} Шаблон «Визитной карточки» проекта
83.18kb.
1 стр.
Программа Intel® Обучение для будущего Bизитная карточка проекта
78.33kb.
1 стр.
Шаблон «Визитной карточки» проекта
79.7kb.
1 стр.
Шаблон «Визитной карточки» проекта
70.89kb.
1 стр.
Шаблон визитной карточки проекта
128.48kb.
1 стр.
Шаблон «Визитной карточки» проекта
97.65kb.
1 стр.
Шаблон «Визитной карточки» проекта
82.83kb.
1 стр.
Шаблон «Визитной карточки» проекта
49.65kb.
1 стр.