Главная
страница 1


Текст выступления губернатора Пермского края В.Ф.Басаргина

на пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края

г. Пермь 25 октября 2012 г.


Коллеги, друзья! Мы не случайно избрали такой широкий формат нашей встречи, пригласили не только депутатов Законодательного собрания, но и весь актив, потому что хотим вывести все важные направления деятельности власти в сферу прозрачности и показать - у нас есть возможность сделать жизнь жителей Прикамья не менее комфортной, чем в других регионах.

В повестке сегодняшнего заседания Законодательного собрания сконцентрированы наиболее важные вопросы, которые предопределяют события не только концовки 2012 года, но и периода до 2016 года.

Уставная норма требует от меня доложить об основных итогах 2011 года. По понятным причинам это становится достаточно необычным отчетом. Это своего рода коллизия. Нет тех, кто работал над достижением прошлогодних результатов – в крае новый губернатор, новое правительство. Поэтому мой рассказ станет не столько перечислением цифр, сколько оценкой ситуации, с которой начала работу новая команда. Тем более, что полный отчет был подготовлен и разослан участникам заседания.

Показатели социально-экономического развития и результативности деятельности края за 2011 год в первом приближении выглядят положительно: почти на 9% выросло промышленное производство, на 23% сельхозпроизводство.

Вместе с тем не удалось достичь плановых показателей по 17 из 83 целевых показателей результативности деятельности Правительства края. Это даже при том, что по ряду из них, в том числе таким важным как ввод жилья, планка была установлена ниже результатов 2010 года.

Полагаю, важно не то, сколько показателей выполнено, а исполняются ли обязательства края перед народом. С эти очевидно есть проблемы. На 3,5% снизились реальные доходы населения, не удалось изменить отрицательную миграционную динамику (край покинуло 807 человек), возобновить рост ввода жилья (он снизился на 4%), обеспечить реальную доступность медицинских услуг и детских садов. И что важно нельзя сказать, что закладывались условия для решения этих проблем в будущем: темпы роста инвестиций по полному кругу недотянули 3,5% до планового показателя; показатель привлечения федеральных финансовых средств снизился на 22%.

Очевидно, что богатый и работящий край, производя все больше, начинает проигрывать битву за людей, ресурсы и идеи. Уже зрительно видно, мы уступаем Нижнему Новгороду, Казани, Уфе в мелочах, что делают жизнь более комфортной.

Поэтому наша общая цель – постоянный рост уровня и качества жизни населения. Это целеполагание заложено в Стратегии Пермского края и Программе его социально-экономического развития, подкреплено бюджетными планами.

Фундамент у нас уже есть. Это – результативный труд жителей края. Власти надо лишь суметь использовать его плоды эффективнее. У нас есть четкое представление как это сделать.

С тем чтобы сделать управленческий процесс максимально эффективным, не вариться в своем маленьком мирке мы организовали работу полутора десятка экспертных групп, которые дали свою оценку состоянию дел и предложения по ключевым направлениям. Часть из них переросла в Советы при губернаторе.

Необходимые шаги и ответственных за их исполнение мы расписали в 31 дорожной карте по реализации серии Указов Президента  от 7 мая текущего года и в подготовленной впервые за многие годы программе социально-экономического развития Пермского края. Они фиксирует основные направления работы, в ходе которых предстоит адаптировать экономику и социальную сферу к возросшим потребностям населения, поддержать тех, кто не имеет возможности обеспечить минимально установленные уровень и качество жизни.

Новизна программы социально-экономического развития в акценте на уровень жизни рядового жителя Прикамья, его социальный быт, духовное и нравственное развитие. Более 30 целевых показателей результативности деятельности Правительства края пересмотрены в сторону существенного повышения. Еще один новый аспект – при подготовке программы мы разбудили отложенный многолетний спрос на решение злободневных проблем разного уровня. После того как люди увидели, что власть стала вступать в диалог, началось решение проблем КУБа, Коми-Пермяцкого округа,Усть-Качки, Краснокамского водовода и т.д., нас захлестнул вал обращений по проблемам, которые не решались годами. Они тоже стали основанием для обозначения приоритетов работы.

Все необходимые для достижения поставленных целей ресурсы предусмотрены проектом бюджета на 2013 год и на период до 2015 года.

И программа социально-экономического развития и бюджет - это результат совместной работы с депутатами, главами муниципалитетов, хозяйствующими субъектами, различными политическими группами.

Представляемые сегодня документы, как говорят классики, не догма. Мы выносим их на обсуждение. У кого-то уже есть предложения, поскольку проект программы и бюджета был направлен в Законодательное Собрание месяц назад, представлен на Политсовете и размещен на сайте, кто-то сформирует свою точку зрения сегодня. В любом случае до 16 ноября есть время, чтобы внести корректировки. Если жизнь покажет, что мы ошиблись в каких-то мелочах, изменения можно будет внести в ходе корректировок бюджета в будущем году.

Важнее то, что у нас есть база, отталкиваясь от которой Правительство края, депутатский корпус, эксперты и общественность смогут начать совместное, согласованное движение по дальнейшему развитию региона.

По каким направлениям оно пойдет, я представлю в настоящем докладе.

Подчеркну, что отдельные направления уже начали реализовываться на практике. Да, времени было немного, но конкретные достижения за 5 месяцев работы есть. Говоря о результатах, я не буду оперировать цифрами выплавленного чугуна и добытой нефти, а обозначу направления, где реально пошла работа. Потому что выйти на решение, досконально просчитать каждый шаг – за этим стоит большой и часто незаметный труд.

Начну с главного, что определяет уровень цивилизованности общества –отношение к детям. 2012 год перевернул подходы власти в этой сфере. Согласно программе социально-экономического развития основным критерием поддержки стала не бедность, а желание развиваться.

Мы переориентируем самые финансово-емкие обязательства на поддержку семей с тремя и более детьми. Причем всех семей, а не только малоимущих.

В частности вводится ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума, а это почти 6 тысяч рублей в месяц за третьего и последующих детей до 3-х лет, рожденных после 31 декабря. В 2013 г. ее получат 4200 детей, в 2014 г. –8,5 тыс., в 2015 г. – уже 13 тысяч.

Средства регионального материнского капитала теперь могут направляться еще и на капремонт и газификацию жилья; образование и лечение детей. Им в 2013 г. воспользуются 4900 семей. На это в бюджете предусмотрено почти 500 млн.руб.

Начато предоставление земельных участков для строительства многодетным семьям. В этом году, какой бы ни был саботаж, мы сформируем 2585 участков площадью 388 га. Кроме того, подготовлены законопроекты о праве молодых и многодетных семей на заготовку леса для строительства. Им ежегодно сможет пользоваться 4000 семей.

Поддержка пойдет, в первую очередь, тем, кто хочет вырваться из сложной жизненной ситуации навсегда. Для этого мы задействуем социальный контракт. Новизна здесь в индивидуальных программах поддержки семьи, к которым переходим с января 2013 года.



Поддержка не будет только материальной. Мероприятия краевой программы «Семья и дети Пермского края» дополнятся предоставлением правовых и психолого-педагогических услуг.

Важный фактор при решении о рождении ребенка - возможность его дальнейшего развития, в первую очередь в учреждениях дошкольного образования. Наша задача ликвидировать в 2015 году 30-тысячную очередь в детские сады. В 2012-2014 годах будет создано 21700 мест в детсадах за счет строительства 91 здания на 11600 мест, восстановления 65 ранее закрытых на 6800 мест и расширения на 3300 новых мест действующих детсадов. На основе типовых проектов будут построены сельские детсады в Кудымкарском, Юсьвинском, Горнозаводском и Соликамском районах. В проекте «Учительский дом» к помещениям для учеников добавится площади для работы с дошкольниками.

Для предоставления родителям реального выбора – образование ребенка в учреждении или самостоятельно, средства на выплаты семьям, чьи дети не посещают детсады, передаются муниципалитетам.

Пермский край не раз становился примером работы с детьми-сиротами - 94% из них воспитывается в приемных семьях. Ни один другой регион не достиг такого уровня. Чтобы сохранить его с 2013 года на 20% возрастет вознаграждение приемным родителям, неиндексировавшееся 4 года. Далее индексация станет ежегодной. С 2013 года ежегодно около 1000 детей-сирот будет обеспечиваться жильем по договорам найма, что сохранит возможность их патроната в течение 5 лет. Задача суперсложная. Сегодня нет специализированного фонда, при этом отсутствуют готовые проекты соответствующие социальной норме и ценовым параметрам. Решая такую задачу важно не создать очаги компактного проживания этой непростой социальной категории. Мы должны уделить внимание каждому. Для этого, вводится постинтернатное сопровождение выпускников детдомов для помощи в их адаптации и социализации в обществе.

Многое сделано для наших пожилых граждан, наших ветеранов. Это и льготы на оплату услуг ЖКХ, уникальные региональные программы обслуживания и поддержки приемных семей для более чем 1000 одиноких пожилых граждан. На повышение качества жизни пожилых граждан в бюджете ежегодно предусмотрели более 6 млрд. рублей.

Появятся давно ожидаемые шаги. Это в первую очередь, введение с 2013 года звания «Ветеран труда Пермского края», которое гарантирует комплекс мер социальной поддержки, включая ежемесячную выплату, компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льготное использование общественного транспорта. Деньги на это мы обязательно изыщем.

Идя навстречу пожеланиям пожилых людей вернуть комплексные центры социального обслуживания населения, мы организуем работу центров социальной поддержки при территориальных управлениях Министерства социального развития как комплексных центров. На их базе будет развернута организация культурно-досуговых, социально-психологических, медицинских и консультативных мероприятий.

Все предыдущие годы усилия были сосредоточены на оптимизации бюджетных учреждений в целом. Пришло время оценить итоги этой работы.

Так, широко используемая в образовании система подушевого финансирования заставляет школы конкурировать за учеников. Но нельзя забывать про школы, не имеющие объективных возможностей привлекать новых учащихся. Мы услышали обращения малокомплектных школ, которые звучали в каждой поездке на село и повышаем норматив их финансирования. В 2013 году финансовую поддержку получат 273 сельские школы. Это реальное обеспечение принципа доступности образования, вне зависимости от места проживания.

Для закрепления лучших кадров принята программа «Улучшение жилищных условий молодым учителям на 2012-14 годы», включающая предоставление выплат в 20% от стоимости жилья на первоначальный взнос по льготному ипотечному кредитованию и увеличение единовременного пособия для молодых специалистов с 18,4 тысяч до 100 тысяч рублей с 2014 года.

Отрабатывать перспективные методики обучения, мы планируем путем создания уникальных школ. Так, адресное финансирование получит создание инновационных школ: «Школы Сколково», «IT-Школы», «Инженерной школы», Центра спортивной подготовки и др.



В сфере профессионального образования мы переходим к приоритету подготовки востребованных кадров. Кадровый голод есть в каждом районе от металлургов до учителей. Как пилотные проекты в Березниках и Перми создаются многофункциональные центры, позволяющие получать рабочие специальности в короткие сроки. Этот опыт будет распространен по краю. Мы возобновляем подготовку педагогических кадров в Кунгуре и наращиваем контрольные цифры приема реальному запросу предприятий края. В крае будет сформирован заказ на подготовку кадров на основании мнения работодателей. Бизнес станет участвовать в процессе обучения, составлении образовательных программ, закупке учебного оборудования.

Эту же нацеленность на потребности рынка мы должны применить и в оценке эффективности деятельности высшей школы, что важно учитывая федеральный тренд на сокращение ВУЗов. Нельзя потерять ВУЗы ориентированные на подготовку специалистов непрестижных, но важных для края специальностей. Занятая нами активная позиция в Федеральной Межведомственной комиссии позволила добиться учета региональной компоненты в оценке эффективности деятельности ВУЗов. Это та работа, которую вместе с Советом ректоров должны завершить до конца текущего года и представить для обсуждения профессионалам.

Продолжится проект по привлечению талантливых выпускников школ в пермские вузы. Однако, создавая в крае условия для получения профессионального образования, мы должны повысить и ответственность каждого студента за вложенные в него бюджетные инвестиции. Приход 80% выпускников на работу по специальности позволил бы за 3 года решить все кадровые проблемы.

Я уже говорил о работе экспертных групп по ключевым направлениям. При обсуждении вопросов здравоохранения разговор получился самым острым. Однако практически все проблемы в итоге сводились к двум.

Во-первых, это слабая материально-техническая база отрасли. Здесь основные усилия будут направлены на создание межмуниципальных центров, четкую маршрутизацию больных. Мы ставим целью, чтобы заболев, человек мог получить необходимую помощь, в каком бы удаленном уголке Пермского края он не находился. И число точек высококвалифицированной помощи растет. Уже введены федеральный сердечно-сосудистый и краевой перинатальный центры. В 2013 году начнут работать 5 региональных и 12 первичных сосудистых центров. Только в этом году на оборудование этих центров направлено 500 млн.рублей. Построен и оснащен хирургический корпус Детской клинической больницы №15. С 2013 года заработает долгожданный перинатальный центр в Кунгуре и отделение гемодиализа в Краснокамске. На модернизацию краевого онкологического центра направлено около 700 млн.рублей. При поддержке Федерации в 2013 году будет решена проблема доступности медпомощи в удаленных территориях за счет 36 передвижных фельдшерско-акушерских пунктов. Они появятся практически в каждом районе. Такого не было никогда.

На приведение учреждений здравоохранения в нормативное состояние в бюджете 2013 года предусмотрено более 1 млрд. рублей.

Вторая проблема – это кадры в здравоохранении. Мы предусмотрели в бюджете 300 млн. руб. в год на их привлечение и закрепление, что позволит поднять укомплектованность кадрами до 80%. Сейчас по врачам она составляет 63%, а по отдельным специальностям даже ниже 50%.

Впервые мы перейдем от отдельных проектов к комплексной программе развития здравоохранения. В ней каждый муниципалитет увидит собственную модель развития медпомощи. Такую программу мы внесем в Законодательное Собрание до мая, чтобы она оказала влияние на формирование будущих бюджетов.



Дополнительным элементом формирования здорового общества должен стать спорт. В ближайшее время будут сданы физкультурно-оздоровительные комплексы в Чусовом и деревне Кондратово, крытый каток в Красновишерске. Начато строительство катков в Краснокамске и Чайковском, ФОКов в Кунгуре и Лысьве. С Министерством спорта России достигнута договоренность о строительстве сооружений в наиболее проблемных муниципалитетах на суму в более 350 млн.рублей.

Для привлечения детей в спорт принято решение о создании краевой школы олимпийского резерва и Академии легкой атлетики. Опыт ввода Федерального центра зимних видов спорта в Чайковском позволяет рассчитывать на оживление экономики отдельного муниципалитета, привлекая соревнования и спортсменов высокого уровня. Власти города уже получили заявки на строительство 10 гостиниц и рост обращений за разрешениями на возведение жилья. Аналогичная работа предстоит по санно-бобслейной трассе в г.Чусовой.



Культурная политика за последние годы стала самым резонансным инструментом формирования облика региона. Важно сохранить достигнутые результаты. Новизной в этой сфере станет работа не только с яркими проектами, но и главное с теми, кто формирует социокультурную среду в каждом населенном пункте (работниками сельских клубов, библиотек, муниципальных музеев и театров). Кроме того объединяем усилия края и муниципалитетов в сфере защиты объектов культурного наследия. В Кунгуре уже удалось защитить исторические торговые ряды, начата передача в муниципальную собственность Строгановских палат в Усолье, чего не могли решить много лет. Чтобы сохранить богатство края мы готовы ужесточить меры к нерадивым собственникам объектов культурного наследия вплоть до изъятия и напротив готовим законопроект о передаче таких объектов в долгосрочную аренду за условный 1 рубль, с обязательством восстановления их исторического облика. Особенно актуально это для центров притяжения туризма, таких как Чердынь, Соликамск, Усолье.

Все это лежит в логике идеологии патриотизма и того особого внимания, что мы начинаем уделять духовному и нравственному воспитанию жителей края.

Одним из первых шагов стала разработка долгосрочной целевой программы «Духовность и патриотизм». Эти понятия впервые рассматриваются как комплекс нравственных принципов, влияющий на формирование ценностных установок личности, воспитание гордости за таких известных земляков, как Сергей Дягилев, Александр Попов, Дмитрий Мамин-Сибиряк и наших современников Алексея Иванова, Екатерину Шаврину, Марка Захарова и многих, многих других.

Сегодня мы строим новую систему взаимоотношений власти и общества, основанную на принципах консолидации всех политических групп для достижения общих для региона целей и поддержки стабильной общественно-политической ситуации. Мы руководствуемся принципом тесного взаимодействия со всеми слоями населения. Как только начинаешь общаться – снижается уровень конфронтации. Надо лишь слушать и слышать друг друга – на Политсовете, в Общественной палате, в Законодательном Собрании, просто на улице.

Уже есть первые результаты этой работы – в следующем году бюджет на поддержку общественных инициатив вырастет на 20% и впервые превысит 50 млн. рублей. Мы договорились о совместной разработке столь долгожданного закона о поддержке социально ориентированных НКО, которые практически не привлекались властью к работе.

В многонациональном Прикамье семь традиционных конфессий. Долгое время и в этой среде существовали проблемы, о которых было не принято говорить: выделение земель под строительство религиозных объектов, споры о роли и месте священнослужителей в сфере образования, проблемы единения конфессий. Часть этих вопросов сегодня совместно решается. В декабре прошлого года было передано здание Спасо-Преображенского кафедрального собора Перми Русской Православной Церкви. Одновременно мы активно взялись за проблему строительства нового здания картинной галереи: до конца года будет принято решение о месте строительства нового здания и выбран вариант его проекта.

Необходимо также передать в собственность Церкви землю, которую сейчас занимает зоопарк. Сделать это предстоит в ускоренном режиме.

Кроме того, важнейшей задачей на сегодня считаю полное восстановление Уральского Афона – Белогорского монастыря. Для этой цели в бюджете предусмотрено около 50 миллионов рублей.



Тесно взаимодействуем и с мусульманской конфессией. Нами передан муфтияту комплекс зданий для создания краевой мусульманской гимназии. Мы поддерживаем проведение ежегодного Международного форума Мусульманской культуры и оказываем значительную материальную помощь.

Также плодотворно мы продолжим взаимодействовать с остальными традиционными конфессиями. Здесь самое важное для нас – это развитие уникального 15 летнего опыта Прикамья по достижению мирного взаимодействия конфессий – Межконфессионального комитета. В этом году на его базе состоялась Конференция «Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры». И мы хотим заявиться в Правительство России, чтобы стать площадкой для обсуждения этой темы в масштабах страны.

Однако гражданское общество не ограничивается этими институтами. Оно также оказывает влияние и на политическую сферу, где органы государственной власти будут максимально способствовать развитию здоровой конкуренции.

Итоги прошедших выборов в крае показали, что охотнее всего население голосует за самовыдвиженцев. Хотя их доля среди победителей сократилась с 66% в 2011 году до 53% в 2012 году, а количество избранных выдвиженцев от «Единой России» выросло с 28% до 37%. Считаю, партиям нужно занять более активную позицию при работе в территориях края, в том числе на муниципальном уровне.



Ещё один принцип, который считаю свой личной задачей – недопущение участия в выборах лиц, связанных с криминалом, или лиц с криминальным прошлым. По итогам выборов глав муниципальных образований 14 октября (всего – 28 кампаний), выдвинулись 3таких человека. Была такая ситуация и на выборах главы Краснокамского района. Один из кандидатов снял свою кандидатуру лишь после того, как узнал, что избирательная комиссия выявила у него судимость и готовила решение об отказе в его регистрации.

Избирательная кампания в Краснокамске проходит в сложной обстановке, но я уверен, у судебной системы, избирательных комиссий, Уполномоченного по правам человека достаточно законных полномочий и возможностей, чтобы обеспечить соблюдение избирательных прав граждан. И решение на выборах примут сами жители Краснокамского района.

Мы же будем работать с любым кандидатом, которого изберет народ.

Подчеркну, что любым попыткам криминала прорваться во власть, поставить под свой контроль органы местного самоуправления, мы будем препятствовать всеми законными способами.

Говоря о выборах, необходимо остановиться и на партийном взаимодействии. Считаю, что оно должно строиться на принципе равнодоступности. В его рамках мы уже выходили с инициативой о введении в Законодательном Собрании должности 4-го заместителя Председателя, чтобы все парламентские фракции получили своих замов. Для этих же целей нами создан уникальный орган – Политсовет при Губернаторе. Он объединяет людей с разными взглядами, включая тех, с кем раньше у власти не было диалога. Мы стараемся достигнуть на этой площадке принципа равнодоступности власти не только для политических партий, но и различных элит без выделения преференций тем или иным группам. Это доказывают составы всех экспертных групп, включая сам политсовет.

Уважаемые коллеги!

Следующая, едва ли не самая важная задача - сокращение дифференциации уровня жизни. Здесь первым шагом вижу повышение доходов работников бюджетной сферы.

В 2012 году мы довели среднюю заработную учителей до средней в экономике края - 21 тыс. рублей. Задача - удержать этот соотношение в последующие годы, в т.ч. и в отношении остальных педагогических работников в наших школах.

Предусмотрены средства для повышения зарплат и в других отраслях бюджетной сферы. В 2013 году зарплата работников дошкольных учреждений станет равна средней в школе. С нынешних 11 тыс. рублей она возрастет до 18 тысяч. Средства на эти цели (803 млн.руб.) переданы муниципалитетам.

Кроме того разработаны дорожные карты поэтапного повышения до средней по региону зарплат: преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профобразования, работников учреждений культуры, госучреждений дополнительного спортивного образования детей, социальных работников, среднего и младшего медперсонала. Первым шагом станет их рост в 2013 году на 7,8%

С 1 октября на 6% выросла зарплата в здравоохранении. Приняты решения о дальнейшем ее повышении: с 1 июля 2013 г. на 8%, в 2014 - на 8%, в 2015 – дважды на 7% и 8%, чтобы к 2018 г. довести зарплату врачей до 200% от средней в регионе.

Всего на эти цели в трехлетнем бюджете предусмотрено 6,8 млрд. рублей.

С другой стороны, нам еще только предстоит защитить права граждан на достойную оплату труда. Основное направление здесь - это серьезная работа с предприятиями–банкротами. Сейчас на слуху целый ряд ситуаций, сознательно накаляемых собственниками предприятий, желающих переложить ответственность со своих плеч на государство. Чего стоит только завод Дзержинского, абразивный завод – здесь уведены площади, земля, 150 работникам никто даже не планирует выплачивать зарплату. Я жду от правоохранительных органов жесткого отношения к случаям преднамеренного банкротства, но, к сожалению, этого пока не происходит.

Сегодня почти 60% расходов домашних хозяйств формируют 3 статьи: расходы на питание-31%, на транспорт-17% и жилищно-коммунальные услуги -10%. Это основные направления работы в рамках программы развития края.

Затраты на питание планируется сократить за счет стимулирования местных производителей к росту производства и переработки продуктов, конкуренции сетей и индивидуальных торговцев. Есть опыт Соглашений с торговыми сетями по продвижению продукции пермских производителей, в том числе – по снижению их стоимости. Это направление будем развивать. Нам предстоит нормализовать логистику торговых поставок в край. Не должна местная продукция быть дороже привозной. Но в целом ясно одно - будем производить больше и качественнее – затраты снизятся.

В части сокращения расходов на общественный транспорт предстоит полная паспортизация перевозчиков и борьба с нелегалами в этой сфере, расширение участия в федеральных программах обновления автопарка. С 2013 г создается единая компания-перевозчик пригородного железнодорожного сообщения. У депутатов были предложения по кандидатуре ее руководителя. Готовы их поддержать. Со Свердловской железной дорогой договорились, что теперь объем пассажиро-перевозок будут учитываться по факту, а не по нормативам, что позволит эффективнее использовать дотации из бюджета. Предстоит и развитие конкуренции авиаперевозчиков. Это снизит затраты населения на оплату проезда.

Для сдерживания роста стоимости услуг ЖКХ произойдет упорядочение расчетов между поставщиками и потребителями коммунальных услуг. За прошлый год только по Перми 480 млн.рублей уплаченных жителями города было выведено и не дошло до ресурсоснабжающих организаций. В Краснокамске и Чайковском по 100 млн.рублей. Уже открыто 9 уголовных дел в отношении недобросовестных управляющих компаний. Важно, чтобы сама возможность красть у населения стала невозможной.

Поэтому Государственная жилищная инспекция начала контроль начисления платы за коммунальные услуги. Мы договорились с Минрегионом России о том, что в Пермском крае будет реализован пилотный проект региональной Единой системы расчетов для расщепления и целевого использования платежей. Через полгода ее отделения появятся в основных муниципалитетах края.

Региональная энергетическая комиссия за 2 месяца смогла приступить к решению целого пласта проблем. Ее проверка выявила более 1300 неутвержденных тарифов, которыми пользуются предприятия с 2009 года! Мы наведем в этой сфере порядок. Уже удалось вывести ресурсоснабжающие компании в зону максимальной прозрачности. За весь прошлый год 4 предприятия были привлечены к ответственности за невыполнение требований по раскрытию информации, а только за октябрь 2012 года уже 37. В результате если до июля лишь 0,3% компаний публиковали информацию о своей деятельности, теперь уже 20%, к концу года их станет 100%. Сегодня жители значительного числа домов могут видеть на сайте РЭК, из чего складывается себестоимость оплачиваемых ими услуг. Фактически это элемент будущей информационной системы ЖКХ (содержащей нормативы потребления, тарифы, данные о деятельности управляющих организаций и т.д.). Он должен помочь становлению системы общественного контроля. Другой ее элемент – организация Советов дома. Их создание почти не идет, а это очень важно с учетом того, что зачастую рост платежа за жилищно-коммунальные услуги идет за счет жилищной составляющей, которую вправе контролировать население.

Для повышения инвестиционной привлекательности ЖКХ в каждом муниципалитете до конца года будут подготовлены Планы комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Это позволит реализовывать проекты, нацеленные на снижение себестоимости услуг.

Для сокращения затрат на жилье предусмотрено стимулирование развития жилищного строительства. К 2015 г. мы должны увеличить ввод жилья на 1 жителя с 0,25 до 0,48 м2/чел, а долю в нем эконом-класса с 35 до 60 %.



Работа пойдет по всей цепочке строительного цикла.

К 2015 году мы достигнем полной обеспеченности градостроительной документацией территории края через субсидии на ее разработку и создание информационной системы обеспечения граддеятельности. Число согласительно-разрешительных процедур и сроков их реализации сократится уже до конца 2012 года, а в течение 2013 г. мы их утвердим по всем муниципалитетам.

Кто не в состоянии будет выполнять данные полномочия, будем переводить их на краевой уровень вместе с финансированием. Это же качается вовлечения в оборот земельных участков для жилищного строительства. Уже подготовлены предложения по освоению 965 га, находящихся в федеральной собственности. Так, на территории Фроловского сельского поселения планируется вовлечь 591 га для комплексного освоения.

Для участия в проектах комплексного освоения территорий предполагается создание до конца года фонда жилищного строительства, возмещение процентов по кредитам на обеспечение территорий комплексного освоения инфраструктурой; предоставление субсидий на строительство инженерной и социальной инфраструктуры, а также автодорог.

Гарантированный выкуп ОАО «ПАИЖК» по установленным краем ценам жилья эконом-класса, нереализованного к моменту погашения застройщиком кредита, упростит привлечение в этот сектор финансовых ресурсов.

Для удовлетворения потребностей в материалах и технологиях за счет местных ресурсов предусмотрено возмещение процентов по кредитам на строительство предприятий стройиндустрии. Начата актуализация сметных нормативов, стимулирующих использование местной индустрии и материалов. А они есть. Так, Сибур-Химпром запускает 2-ую очередь производства вспенивающегося полистирола. Это прорывной материал. 12-сантиметровая панель пенополистирола по теплозащите заменяет 45 см дерева, 90 см керамзитобетона или 2 м кирпича. Новое производство закроет потребности края, и увеличит долю отечественного пенополистирола на российском рынке до 70%.

Одновременно мы поддерживаем спрос на новое строительство, в том числе за счет помощи тем, кто не в состоянии купить жилье сам. В этом году улучшат жилищные условия 2417 человек установленных категорий, в том числе почти 1000 ветеранов Великой Отечественной, а кроме того поддержку получат 2370 молодых семей и бюджетников. С учетом отмены бесплатной приватизации в будущем году особую актуальность получат проекты строительства социального арендного жилья. Не менее 10% общего ввода должно советовать данной категории, и мы вместе с вами должны обеспечить законодательную базу для этого.

За 2 года должна быть решена проблема «обманутых» дольщиков. На это заложили в бюджете 600 млн.рублей. При банкротстве застройщика незавершенное строительство с земельными участками передается в управление ЖСК, создаваемых дольщиками. При этом дольщикам будут предоставляться льготные ипотечные займы. Наши меры уже позволили возобновить работы на объекте в г.Кизел. А в декабре состоится общее собрание граждан для создания ЖСК по наиболее проблемному объекту – ул.Ушакова 21 в Перми. Это 450 граждан.



В результате за 2012-15 годы сможем построить 4,2 млн. м2 жилья, так чтобы стоимость квартиры в 54 м2 не превышала дохода семьи за 4 года.

При этом приоритетом становится формирование комфортной среды проживания. Для эффективного строительства общественной инфраструктуры создается единая служба заказчика-застройщика и вводится финансовая ответственность подрядчиков за выполнение контрактов. Мы решили актуализировать реестры недобросовестных проектировщиков и подрядчиков. Будет внедряться практика предквалификационного отбора, позволяющая избавиться от «липовых» генподрядчиков, «умеющих» строить и дороги, и объекты соцкультбыта и при этом не имеющих за душой ничего, кроме письменного стола.

К 2015 г. доля социальных объектов, доступных для маломобильных групп, достигнет 45%. Это предусматривают соглашения с муниципалитетами. Кроме того Правительство края разрабатывает подпрограммный документ по обеспечению доступной среды на перспективу. И обязательно постараемся попасть на условиях софинансирования в Госпрограмму «Доступная среда». Среди конкретных задач - построить в Перми центр реабилитации инвалидов.

Сложный вопрос – экология. Пермский край по последствиям техногенных воздействий на среду входит в десятку лидеров по России. Кислотные реки, короотвалы, загрязнение воздуха, концентрация нефтепродуктов, фенолов, металлов в реках – далеко не полный перечень проблем. В их числе ситуация в Березниках стоит на первом месте. Сознавая уровень ответственности, мы предложили сохранить федеральный орган, занимающийся преодолением негативных последствий техногенной аварии в Березниках и сконцентрировать его деятельность на решении самых актуальных вопросов:

- дополнительного привлечения науки для комплексного мониторинга и долгосрочного планирования горно-геологической ситуации в районах шахтных выработок, поскольку реалистичного прогноза здесь никогда не было;

- подготовки госпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда (это 255 тыс. м2 и 13 тысяч жителей).

Понятие благоприятной среды включает в себя и обеспечение безопасности. Наша задача в том чтобы чувство защищенности сопровождало жителей Прикамья везде. Реалистичность этого тезиса регион доказал став единственным, кто менее чем за сутки организовал вывоз детей из опасной зоны во время наводнения в Геленджике. Самый актуальный вызов в сфере безопасности - преступность. Реформирование органов внутренних дел снизило численность патрульной службы. Сложная ситуация по росту числа преступлений сложилась в Березовском, Суксунском, Юсьвенском районах. В Пермском районе рост составил 135%. Задача правоохранительных органов преломить эту тенденцию. Органы власти окажут им содействие. Там, где это возможно будет расширено число точек оборудованных средствами система видеоконтроля «Безопасный город», использованы мобильные пункты фиксации нарушений правил дорожного движения, что обеспечит снижение преступности в общественных местах, в том числе на улицах. Уже принята концепция программы Профилактики преступности. Кроме того будет реконструировано устаревшее оборудование краевой системы оповещения о ЧС. Пермский край единственный из субъектов Федерации, кто взял на себя задачу уложить эту работу в 2 года.

Уважаемые коллеги!

Условия жизни в разрезе края очень дифференцированы. В этой связи Программой социально-экономического развития изменяются подходы к работе с территориями, в первую очередь, с депрессивными. Нами восстановлена межведомственная комиссия по делам Кизеловского угольного бассейна, принято решение о создании Министерства по проблемам и перспективам развития его территории. После прекращения здесь добычи угля люди стали разъезжаться, инфраструктура - стареть. Сегодня задача – обеспечить населению удобное и компактное проживание, а избыточные сети, дороги и жилье вывести из эксплуатации. В рамках пилотного проекта организации компактного проживания Гремячинскому району выделено 6 млн.руб. на ремонт пустующего жилья и переселение в него 36 семей. Этот опыт перенесем и на весь Кизеловский район.

Подготовлена новая редакция регионального проекта «Оказание содействия в переселении из труднодоступных и отдаленных бесперспективных населенных пунктов». Для его реализации требуется составить реестр таких населенных пунктов, в т.ч. тех, где расположены подразделения ГУФСИН.

Поддержку получит экономика моногородов. Этот вопрос приобретает особую остроту в условиях вступления России в ВТО. Как показывают расчеты, для Пермского края этот шаг в целом позитивен. Однако негативные последствия даже для двух-трех моногородов, специализирующихся в машиностроении, целлюлозно-бумажной промышленности, имеющих немодернизированные металлургические производства, могут перечеркнуть весь положительный эффект. На мой взгляд, мы вместе с депутатами, главами муниципалитетов, представителями отраслевых союзов должны выделить конкретные предприятия, чтобы по опыту работы в рамках федеральной поддержки моногородов сформировать перечень тех, кому может понадобиться первоочередная помощь. Разумеется, все попадающие в список предприятия должны будут иметь реалистичные планы комплексного развития.

Специфика устройства края, связанная с нахождением в его составе Коми-Пермяцкого округа, впервые нашла отражение в отдельном разделе Программы социально-экономического развития края и определила приоритеты работы. Это:

- строительство дороги Пермь-Кудымкар-Сыктывкар до границы с Коми;

- газификация 3500 домовладений Кудымкара, Кудымкарского, Юсьвинского, Юрлинского муниципальных районов;

- завершение многострадальной реконструкции драмтеатра, строительства Окружного диспансера в Кудымкаре, филиала Окружной больницы в с. Юрла, отделения «Гайнской ЦРБ», межмуниципальной детской поликлиники, женской консультации, хирургического корпуса Окружной больницы в Кудымкаре и реабилитационного центра в с.Юсьва.

За последние месяцы уже есть подвижки, в т. ч. приведено в нормативное состояние 10 км. дороги Юксеево-Коса, увеличилось покрытие сотовой связи.

Решению проблем в конкретных муниципалитетах должно послужить развитие местного самоуправления. Его реформа должна устранить проблемы, препятствующих эффективному развитию территорий.

В их числе финансы. В 141 из 347 муниципалитетов края уровень дотационности бюджетов от 80 до 97%. То есть, бюджета развития в них нет, его значительная часть идет на содержание органов местного самоуправления. К примеру, Усьвинское сельское поселение по итогам 2011 г. дотационное на 86%, а затраты на содержание чиновников здесь более 50% расходов бюджета.

При этом качество управления под большим вопросом. Я уже говорил о ситуации с детскими садами. Дошкольное образование как раз муниципальный уровень ответственности. И то, что край вынужден с головой погрузиться в вопросы строительства детсадов свидетельствует о качестве работы на местах.

Накопились различия в уровне экономического развития муниципалитетов. Наряду с точками роста, такими как Пермь, Чайковский, Березники, Соликамск, Чусовой, есть территории, где уже десяток лет отсутствуют крупные, стабильно работающие предприятия. Это Кизеловский, Гремячинский, Чердынский, Сивинский, Кудымкарский, Гайнский, Юрлинский районы.

За привлечение инвесторов, взаимодействие с бизнесом и, в конечном счете, за будущее развитие территорий безусловную ответственность несут главы. От эффективности их работы зависит число «точек роста» в крае.

Еще одна проблема - несовершенство двухуровневой системы «город – район», при которой два хозяина на одной территории могут бесконечно перекладывать ответственность и не отвечать за конкретные участки работы. Такая ситуация в каждом четвертом муниципальном районе с поселениями, являющимися их административными центрами. Наиболее яркие примеры в Осинском, Кизеловском, Чайковском, Краснокамском и ряде других районов.

Решить обозначенные проблемы возможно только комплексным путем. Во-первых, это ставка на выборность и подотчетность избирателям. Будем активно вовлекать в решение вопросов и проблем муниципалитетов территориальное общественное самоуправление.

Что касается дополнительных организационных и экономических возможностей развития, то с 2013 года местным бюджетам дополнительно передаются: налог на доходы физических лиц (5% - для городских округов, 15% - для муниципальных районов), 50% транспортного налога - в бюджеты поселений. Одновременно мы решаем задачу повышения эффективности использования средств Фонда софинансирования расходов. Предлагаем главам трехлетнее инвестиционное планирование на принципах согласования приоритетов формирования отраслевых программ, упрощения процедуры выделения краевых денег. Это позволит избежать необходимости согласования каждого отдельного объекта в течение года. Центр же ответственности останется за главами. Для этого мы должны гарантировать неизменность параметров трехлетнего бюджета в отношении муниципалитетов.

Следующий шаг - укрупнение муниципальных образований. Муниципальная реформа не является самоцелью, она должна быть поддержана обществом. Поэтому мы предложим несколько вариантов преобразований: объединение поселений, муниципальных районов, городских округов и поселений, создание новых городских округов в границах муниципальных районов, объединение местных администраций района и поселения-райцентра. Стоит подумать и об административных округах, агломерациях. Часть таких шагов уже сделана. Это преобразование Лысьвенского и Губахинского муниципальных районов в городские округа, укрупнение сельских поселений в Еловском и Красновишерском районах. Одним из критериев преобразований станет преобладающая доля городского населения райцентра в общей численности населения района. При этом считаю недопустимыми попытки реформирования муниципалитетов, основанные не на целесообразности улучшения жизни населения, а на конфликте местных элит.

Предлагаю вместе с вами, уважаемые депутаты и эксперты, подготовить проект поправок в Бюджетный кодекс и 131-й Федеральный закон, инициатором которых мог бы стать Пермский край. Закрепить положения, обеспечивающие реализацию инициатив объединения местных администраций районов и поселений, усовершенствовать процедуры преобразования муниципалитетов.

Что касается повышения качества работы на местах. Оценка эффективности глав и их команд уже с 2013 года станет учитывать мнение населения, уровень комфортности для бизнеса, выполнение соглашений с краем и уровень открытости. В разы увеличивается охват программы повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих. Следующий шаг - формирование кадрового резерва и определение принципов ротации кадров.



Эти шаги должны ускорить развитие муниципалитетов края.

Считаю, в своих планах мы должны задействовать потенциал не только Пермского края. Серьезный шаг предстоит сделать межрегиональному сотрудничеству. В ближайшем будущем должны быть заключены соглашения с Ямало-Ненецким автономным округом, Москвой, Республикой Коми и рядом других субъектов Федерации.



Шаги по организации территориального развития увязываются с Программой развития края с планами снятия инфраструктурных ограничений. В первую очередь, транспортных. У нас пока худшие федеральные автодороги по сравнению со всеми соседними регионами. Поэтому с Федерацией проработано ускорение финансирования строительства. Так, на пусковой участок дороги Пермь – Екатеринбург длинной 8 км в июне дополнительно выделено 456 млн. руб. Чтобы завершить запланированные работы уже в 2014-ом, а не в 2015 году в федеральном бюджете предусмотрено по 1,5 млрд. рублей в 2013 и 2014 годах. Считаю важным в 2013 г. начать строительство следующего участка до Кукуштана.

Весь прирост дорожного фонда в 2013 году с 6,7 до 8,2 млрд.рублей будет пущен на новое строительство. Станет возможной реконструкция шоссе Космонавтов до аэропорта, реконструкция Восточного обхода Перми, реконструкция участков дорог «Пермь – Березники» и «Березники - Соликамск», строительство дороги «Кудымкар-Республика Коми». По другим объектам средства сконцентрированы на наиболее сложных участках (это аварийные мосты на региональных трассах, расширение полос на подъемах и т.д.).

Закончено проектирование моста через Чусовую, в следующем году закажем документацию на строительство третьего моста через Каму в Перми. Кроме того запущена программа приведения в нормативное состояние муниципальных мостов. Начато строительство моста через р. Ирень в Кунгуре, напоминаю подрядчику о договоренности построить его до конца года. Готовится капремонт мостов через реки Усолка в Соликамске и Лытва в Александровском районе. Он должен завершиться в 2013 году. Кроме того, подготовили программу приведения в нормативное состояние муниципальных дорог на транзитных направлениях, предусматривающую и уменьшение доли местного софинансирования с 25 до 5%. Благодаря ей нормальными станут 89 км. дорог в Губахинском, Березовском и еще 10 районах. Такая работа не велась с 2006 года.

В части развития железнодорожного транспорта достигнута договоренность с ОАО «РЖД» о взаимодействии на 2013-16 годы, включая создание транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь-II в 2015 г. Из 8 млрд. рублей затрат 2,7 млрд. бюджетные деньги, остальное внесет инвестор. Полностью за свой счет РЖД реконструирует вокзал Пермь-1. Продолжится подготовка к реализации проекта Белкомур. Сейчас необходимо определить протяженность участка проходящего через территорию нашего края. Среди приоритетов - расширить вывоз готовой продукции из центров экономического роста.

Определен круг инвесторов, готовых вложить в реконструкцию аэропорта Большое Савино 2,5-3 млрд. руб. Уже в этом году выставим проект на тендер. Реалистично открыть аэропорт до конца летнего сезона 2015 года. Он обеспечит современный уровень комфорта пассажиров, расширит географию полетов и соответственно позволит повысить пассажиропоток.

Пермский край одобрен Минтрансом России как пилотная площадка организации полетов в центры регионов Приволжского округа - Киров, Самару, Казань, Нижний Новгород, Уфу, Ульяновск, Саранск и Саратов. Ожидаем принятия Правительством России решения о субсидировании части затрат с марта 2013 г. В таком случае мы инициируем поправки в бюджет и начнем реализацию проекта.

Приоритетом становится увеличение удельного веса перевозок водным транспортом. Решено повысить с 2013 года субсидии перевозчикам. Кроме того, удалось добиться передачи в краевую собственность причалов Речного вокзала Перми, эксплуатация которых была приостановлена Ространснадзором. Ремонтные работы здесь позволят продолжить реконструкцию набережной, а теплоходам не придется принимать пассажиров с маломерных судов.



Будут предприняты шаги по удешевлению и повышению доступности услуг связи: увеличены площади устойчивого покрытия и количество пользователей сети Интернет по современным технологиям, распространения цифровых технологий. Мы уже договорились с руководителями филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» подписать соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Заложены основы для снятия ограничений в энергетике. Совместно с КЭС-холдингом реализуется программа по обновлению генерирующих мощностей в Березниковско-Соликамском промышленном узле.

В 2013 году будет введена газотурбинная установка на Пермской ТЭЦ-9, в 2015 году - 4-й энергоблок Пермской ГРЭС. Уже через месяц специалисты «ИНТЕР РАО ЕЭС» начнут реализацию проекта. Одновременно пойдет развитие распределительных сетей. Это обеспечит развитие промышленности, нового строительства и социальной сферы, снимет угрозу энергодефицита до 2020 года.

На принципиально новые уровни выходит газификация. Нам удалось убедить Газпром в кратном увеличении ее финансирования. В 2011 году на эти цели было отпущено 280 млн.рублей, в 2012-ом уже 690 млн., а в следующем году 1,5 млрд. При таких темпах работ полная газификация региона завершится к 2018 г.



Работа по снятию ограничений развития будет увязана с размещением новых и развитием существующих производств.

Многие годы меры поддержки промышленности и предпринимательства определялись без особого участия самих предприятий и бизнесменов. Сегодня мы вместе принимаем решения. Создан Совет по предпринимательству, институт Уполномоченного по правам предпринимателей, в результате обсуждений появляется понимание причин проблем и путей их решения, доверие друг к другу.

Совместно мы определяем промышленную политику, направленную на поддержку тех, кто хочет вести бизнес в Пермском крае и с Пермским краем. Она будет предусматривать для каждого уровня и отрасли свои, подходящие механизмы. Сохранится поддержка химической и нефтяной промышленности, металлургии, машиностроения, лесной промышленности, энергетики, инфокоммуникационных технологий, отраслевой науки. Приоритетом останется развитие оборонного комплекса. В этих сферах мы поддерживаем крупные проекты, включая их в федеральные программы и инициативы.

Так, Проект «Строительство интегрированного трубно-сталеплавильного комплекса» в г.Чусовой стоимостью в 49,9 млрд рублей получил госгарантию в 21 млрд. К 2017 г. планируется создать 1800 рабочих мест и сохранить еще 4 тысячи. Отчисления в бюджеты всех уровней вырастут в 8 раз.

В перечень приоритетных инновационных кластеров, утвержденный Правительством России, вошел кластер «Технополис «Новый Звездный». Поддержано создание на базе ОАО «Мотовилихинские заводы» федерального кластера «Новые артиллерийские технологии» и включение программы создания Федерального центра артиллерийских технологий в список национальных технологических платформ. К 2015 году «Мотовилихинские заводы» станут артиллерийским заводом №1 в России.

На ОАО «Пермский моторный завод» будут размещены заказы на поставку 340 двигателей и даны госгарантии по кредитам.

Режим наибольшего благоприятствования получили инвестиционные проекты компании Еврохим, предприятия «Орис», комбината Гипсополимер общей емкостью свыше 40 млрд.рублей. Оказана помощь в выходе на новые рынки Западно-Уральскому машиностроительному заводу и на постоянный контроль взят вопрос обеспечения деятельности Губахинского кокса.

Для формирования новых производств уже начато создание технополисов, техно- и индустриальных парков, особых экономических зон, оказана поддержка частным технопаркам.

Дальше поддержка и сопровождение инвесторов станет более системной.

«Зеленый коридор» для инвесторов - это принципиальная позиция. Создается проектный офис, каждый проект будет снабжен понятным инвестору паспортом. Отбором проектов для региональной поддержки займется специальный орган - Агентство по инвестициям и внешнеэкономическим связям. Такие проекты смогут претендовать на изменение сроков уплаты налогов и сборов в форме инвестиционного налогового кредита; льготное предоставление земельных участков; снижение вплоть до нуля ставки налога на имущество на период старта инвестиционного проекта для новых отраслей; снижение других региональных налогов, ускоренные сроки согласования проектов. Отбор станет публичным и прозрачным. Система налоговых льгот и преференций будет усовершенствована и направлена на стимулирование инвестиционной деятельности.

В крае будет создан институт оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов. С одной стороны, это позволит не допустить создания новых трудностей для развития бизнеса, с другой – обеспечить экономическую эффективность принимаемых правил и ограничений, а в некоторых случаях найти более подходящую альтернативу.

Даже с учетом совершенствования структуры экономики края ее ресурсная составляющая продолжит играть значительную роль. Здесь основная задача в повышении эффективности использования ресурсов.

Однако в крае сегодня нет никакого программного документа, обеспечивающего сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы. Поэтому в I полугодии 2013 г. мы создаем банк данных по недрам края, который упростит контроль их использования и обеспечит прозрачность для инвесторов.

Уже в этом году мы увеличим соотношение лесовосстановления к вырубке с 85 до 92%. Для того чтобы снизить опасность лесных пожаров в бюджете предусмотрено 105 млн.руб. на приобретение 43-х единиц лесопожарной техники. В комплексе с созданием системы видеонаблюдения, включающей съемку из космоса, это даст полный охват края системой обнаружения и тушения лесных пожаров. Опыт показал, что мы поторопились, одними из первых отказавшись от системы лесхозов. Она будет восстановлена и одной из важнейших ее задач станет помощь населению в заготовке древесины гражданами для собственных нужд. В 2012-14 годах планируется передать в долгосрочную аренду до 1,5 млн.м3 свободного лесного ресурса, сориентировав его не только на крупные предприятия лесопромышленного комплекса, но и на средний и малый бизнес. В мае мы приняли решение о проведении лесных аукционов. На прошлой неделе в Коми-Пермяцком округе прошел первый аукцион по купле-продаже 110 тыс.м3 древесины по санитарным рубкам, направленный на обеспечение потребности в лесе местных предпринимателей. Подобные аукционы мы введем в систему по всему краю.

Чтобы вывести процесс заготовки леса из тени, мы установим фактическое состояние наших лесов. На эту работу в бюджете предусмотрено 480 млн.рублей.

В сфере АПК эффект от усилий властей пока заметен меньше. Предлагаю депутатам и экспертам обсудить концепцию программы «Развитие сельского хозяйства». Она предполагает уделять больше внимания социальному развитию села, его комплексному обустройству.

Предполагается переход к учету интересов всех видов и категорий товаропроизводителей. Предстоит увеличить вложения в создание новых рабочих мест и развитие отрасли, вдвое сократившиеся с 2008 г., выстроить дополнительные цепочки продвижения продукции от производителей до потребителей. В 2013 году инвестиции из всех источников составят 6,8 млрд.руб, а в 2014 г. - 8 млрд.руб.

Приоритетом станет работа с территориями, где пока нет крупных производств. Новые станут размещаться более равномерно, чем ранее для обеспечения полной занятости населения. Для содействия успешным сельхозтоваропроизводителям планируется создание в Чайковском, Верещагинском и Куединском районах агропромышленных парков.

Есть планы уйти от прямой поддержки, связанной с объемами производства и реализации продукции, и распределять часть субсидий на 1 гектар посевных площадей с учетом эффективности деятельности, чтобы способствовать вводу в оборот новых земель и росту производительности. Эту меру диктует нам вступление в ВТО.

Основным станет принцип комплексности – поддержка не только развития производства, но и инфраструктуры села, инженерных и социальных объектов, жилья. Обязательным условием помощи станет движение к комплексному развитию со стороны муниципалитетов и предприятий.

Особо хочу подчеркнуть еще одну цель - организацию промышленного рыболовства. Мы живем на великой реке и не использовать этот фактор преступно. Помимо повышения рыбопродуктивности (а в 2012 г. в водоемы выпущено 0,5 млн. экземпляров молоди), вовлечем в промысел новые районы лова и повысим эффективность использования рыбопромысловых участков. Этот процесс будет увязан с развитием переработки.



Во всех отраслях экономики получат развитие системы поддержки предпринимательства. В т.ч. создание центров поддержки предпринимательства. Их особенность - «шаговая» доступность для предпринимателей и интеграция функций разных структур поддержки в едином центре. В 2012 году создается 7 пилотных Центров, до конца 2014 г - уже 38. Кроме того будет поддержано развитие центров микрофинансирования и увеличено финансирование через организации инфраструктуры поддержки предпринимательства: «Пермский центр развития предпринимательства», «Пермский гарантийный фонд», банки-партнеры «Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства».

Уважаемые коллеги!

Даже в таком длинном выступлении трудно охватить все направления и детали ведущейся и предстоящей работы. Но все они досконально просчитаны и закреплены в Программе социально-экономического развития края, а объем взятых Правительством края обязательств подкреплен возможностями бюджета.

Еще раз подчеркну - представленные сегодня идеи и документы - это лишь база для дальнейшей совместной работы. Мы готовы к обсуждению и программы социально-экономического развития, и проекта бюджета края.

Если будем действовать согласовано, мы преодолеем любые проблемы и сложности, чтобы обеспечить достойную жизнь для каждого жителя Пермского края.



Спасибо!



Смотрите также:
Текст выступления губернатора Пермского края В. Ф. Басаргина на пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края
347.46kb.
1 стр.
Закон Пермского края от 12. 09. 2011 №808-пк «о контрольно-счетной палате Пермского края»
179.06kb.
1 стр.
Правительство Пермского края постановляет
173.94kb.
1 стр.
Отчет о работе сектора-аппарата Общественной палаты Пермского края Администрации губернатора Пермского края
93.22kb.
1 стр.
Отчет о ходе строительства пожарных депо на территории Пермского края
61.89kb.
1 стр.
Закон Пермского края от 07. 09. 2007 n 107-пк (ред от 29. 02. 2012) "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края"
382.18kb.
1 стр.
Доклад «Отчет Министерства природных ресурсов Пермского края за 2007 год и задачи на 2008 год»
311.17kb.
1 стр.
О формировании Временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва
48.94kb.
1 стр.
Средства массовой информации за 02-03 февраля 2012 года Федеральные и инорегиональные сми более 30 сообщений в сми игорь Шубин снова станет сенатором от Пермского края. Президиум Генсовета «Единой России»
360.1kb.
1 стр.
Программа «Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы»
268.66kb.
1 стр.
Закон пермского края
5276.32kb.
26 стр.
Закон пермского края
4501.69kb.
26 стр.