Главная
страница 1
МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГ –

ПУТЬ К БОГАТСТВУ ИЛИ АФЕРА ВЕКА?
Гуркова О.М.

Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного университета, Ачинск, Россия
Basic principles of multi-leveled marketing system are revealed in the given article. The author suggests the variant of implementing this system into practice of training students of the Higher School who are specializing in economics and management.

Чтобы любить свою работу, нужно работать!


В последние время в России бурно развились разнообразные способы продвижения товаров. Одним из таких новых методов является многоуровневый маркетинг, или прямые продажи товаров.

Менеджеры прямых продаж фирм с мировым именем работают по следующей схеме. Установление контактов с потенциальными клиентами производится путём организации презентаций, семинаров, индивидуальной работы с клиентами или группой клиентов по месту жительства или работы, а также демонстрации продукции, приёма заказов, доставки товаров и получения платежей. Подобные формы работы хорошо знакомы, их применяют, к примеру «AMWAY», «Avon», «Herbalife», «Mary Kay», «Zеpter» и др. Доставить товар или услугу от производителя к потребителю – главная задача маркетинга.

Убеждена, что пришло время решать эту задачу в агропромышленном комплексе более эффективно. Для этого нужны специалисты нового типа, обладающие соответствующими знаниями и способные работать в условиях конкурентного отечественного рынка.

Многоуровневый маркетинг (Multi Level Marketing, сокр. - MLM или МЛМ) - одно из самых новых и эффективных направлений в бизнесе, в то же время вызывающее массу недопонимания. Это не производство и не торговый бизнес в том смысле, как мы это обычно представляем. Выражение «многоуровневый» означает систему поощрения людей, доставляющих товар или услугу потребителю. MULTI (много) - означает «более чем один». Level (уровень, ступень) - скорее означает «поколение». Таким образом, можно назвать систему «продвижение продукции с помощью нескольких поколений». Более современным является термин «сетевой маркетинг». [1]

В классическом маркетинге существуют три способа продвижения продукции до конечного потребителя:


  • Розничная торговля - продажа через стационарные торговые точки (магазин, рынок, лоток), то есть условие, когда потребитель сам выбирает продукцию, расплачивается и уходит;

  • Непосредственное продвижение - это комивояжерство, продажа от двери к двери, продажа страхования, выставка-продажа, заказ по телевизионной рекламе, заказ по телефону, продажа по почте, по купонам, по каталогам;

  • Многоуровневый (сетевой маркетинг), суть которого сводится к тому, что компания производит какую-то продукцию (продукция теоретически прекрасная, потрясающая) и хочет распространить эту продукцию, охватить все население страны, чтобы о ней все знали и, как результат, чтобы все ее покупали.

Это, конечно, предельно сложно. При этом компания хочет исключить всех посредников и доставить продукцию напрямую тому человеку, который хочет ее приобрести. Вот здесь и начинаются отличия сетевого маркетинга от традиционной розничной торговли или непосредственного продвижения. Распространение продукции и продажа продукции - это совсем не одно и то же. Прежде всего, компания хочет донести информацию до потребителя, а не продать ему продукцию. Образованный потребитель сам ее купит, если получит исчерпывающую информацию. Таким образом, основной задачей сетевого маркетинга является информационный охват максимального количества людей. Продажа будет являться естественным результатом информационного охвата. [2]

Идея простая - сделать потребителя продукции одновременно распространителем, то есть, в первую очередь, информатором о продукции фирмы, а не продавцом! Фирмы МЛМ не рекламируют свой товар и не продают его населению через торговые точки. Реклама происходит при непосредственном общении потребителей продукции, а продукцию у фирмы могут закупить только те люди, которые участвуют в бизнесе - они получают доход от товарооборота![3]

Основным экономическим плюсом многоуровнего маркетинга можно считать то, что в цепочке производитель – потребитель теперь нет места для крупных, средних и мелких посредников, влияющих на увеличение стоимости продукции. Это крайне важно в системе сбыта сельскохозяйственной продукции, обладающей, к примеру, уникальными характеристиами и свойствами.

Многоуровневый маркетинг – это система, созданная людьми и для людей, а не для бизнесменов и предпринимателей. Человек, решивший заняться этим бизнесом, сам выбирает место для деятельности, время и то, с кем он собирается вести своё дело. Однако при этом следует отметить, что в работе необходимыми качествами являются коммуникабельность, умение быть организатором, приветствуется наличие лидерских качеств, а также «хорошая обучаемость». Именно эти качества, но в статусе компетентностей являются базовыми для выпускников специальности «Менеджмент организации» в соответствии с требованиями ФГОСов нового поколения.
Успешная работа в МЛМ предполагает формирование у будущих специалистов навыков создания широкой дистрибьюторской сети. Устойчивая, хорошо работающая дистрибьюторская сеть – это основа МЛМ-бизнеса, только она позволит получать достойный доход от своей работы, в том числе и молодому специалисту. Особенностью многоуровневого маркетинга является то, что компании, ведущие таким образом продвижение своего товара на рынке, предоставляют возможность своим потребителям стать их партнёрами в этой работе. Например, производственная и управленческая практика у студентов 4-5 курсов может рассматриваться как вариант проекции знаний в реальном секторе экономики региона. Система МЛМ оказывается полезной как для получения дополнительного заработка студентам, а со временем, может стать и основным источником доходов. При правильном создании дистрибьюторской сети система позволяет получать «остаточный доход».

А теперь, несколько советов для начинающих овладевать искусством многоуровневого маркетинга. На первом этапе создания Вашего бизнеса мало вероятно, что он будет составлять основной источник дохода, как и любой вид бизнеса МЛМ требует время для «раскрутки», поэтому его можно совмещать с какой-либо другой работой. По мере того, как доход от МЛМ будет расти и станет равным доходу от других ваших источников, Вы сможете принять решение о целесообразности продолжения работы в других местах.



Работа в многоуровневом маркетинге имеет ряд преимуществ перед традиционным бизнесом:

  • Вам не придется заниматься доставкой продукции, складированием, учетом, бухгалтерией – всё это берет на себя ваша компания, с которой Вы начнёте работать.

  • Для развития бизнеса вам не нужен офис, вы можете встречаться со своими потенциальными партнёрами в кафе, дома. У вас нет постоянных издержек - аренда офиса, зарплата персоналу, покупка офисного оборудования и т.д.

  • Вам предоставят систему ведения бизнеса в мельчайших деталях. Ваши вышестоящие партнеры будут заинтересованы в вашем обучении.

Многоуровневый маркетинг - это самое интересное направление в современном бизнесе. Он ничего общего не имеет с незаконной «пирамидой» или игрой в «счастливое письмо». Это колоссальный бизнес, предлагающий людям больше возможности разбогатеть, чем любой другой вид бизнеса.

Многоуровневый маркетинг, начиная с 80-х годов прошлого столетия, завоевал заслуженное признание во всём мире. Его преподают в Гарвардской школе бизнеса. Практически любые товары, которые вы можете купить в магазине, можно уже сейчас или, по крайней мере, в ближайшем будущем купить и через многоуровневый маркетинг. Витамины, диетические продукты, косметика и моющие средства - самые популярные линии многоуровневого маркетинга. Кроме того, можно купить книги, журналы, произведения искусства, посуду, одежду, канцтовары и множество видов продуктов питания. Список можно продолжать и продолжать, и почти каждый день к нему добавляются новые товары. [4]

Убеждена, что системе многоуровнего маркетинга должно уделяться большее внимание в курсе «Маркетинг» для студентов экономических и управленческих специальностей.
Что же являет собой этот феномен? Прежде всего, многоуровневый маркетинг это не индустрия, как, например, строительство, электроника, металлургия или видео. Скорее, это маркетинговая концепция, которую можно применить почти к любому товару или услуге. Преимущество заключается в так называемом множащемся виде дохода.
Он начинается с производителя, производящего товар, который он хочет продать потребителям. Основная причина, по которой новые компании выбирают многоуровневый маркетинг, избежать многомиллионных расходов на внедрение на рынок нового продукта.
Концепция проста! Компания, избравшая многоуровневый маркетинг, подбирает ядро энтузиастов в ключевых районах страны и обучает их особенностям бизнеса и продукта. После этого компания в полном смысле зависит от того, как эти люди распространяют свой бизнес. Естественно, у них должна быть мотивация стать преданными компании и продукту дистрибьюторами.

К примеру, компания обеспечивает Вам как индивидууму возможности построить собственную сеть путем привлечения 4-5 преданных делу дистрибьюторов, которые в свою очередь «размножаются», привлекая в бизнес других таких же энтузиастов. Привлечение нового человека означает, что он становится распространителем продукта компании (Рис.1)





Рисунок 1 – Схема многоуровнего маркетинга
Многоуровневый маркетинг простой, но далеко не легкий бизнес! Главное в этой игре контакты с людьми. Это поистине народный бизнес. Дистрибьюторы говорят, что они «делятся» с другими продуктом и возможностями.
Если Вы заинтересовались многоуровневым маркетингом, Вы должны проделать следующее:
1. Вы должны изучить компанию, с которой собираетесь работать. Лучше остановиться на продуктах, которые «продают сами себя» и вызывают повторные продажи, например, еда, косметика, диетические продукты и т.п. Компания должна предоставлять возможность легко войти в бизнес.
2. Продукты должны поставляться каждому дистрибьютору персонально, чтобы не нужно было создавать запасов, кроме как для себя и своих клиентов.

3. Присмотритесь к печатным пособиям, которые выпускает фирма. Успешно развивающаяся компания создает себе такой имидж в своих изданиях, какой бы она хотела видеть в каждом дистрибьюторе.

4. Если Вы уж выбрали компанию, то продолжайте с ней работать.

5. Составьте список кандидатов. Он может включать всех знакомых, а также всех, с кем вы так или иначе связаны. Вам не обязательно иметь продавцов по призванию. Самое ценное для Вас из того, что человек может принести в Вашу организацию это желание улучшить свою жизнь и вера в то, что он добьется успеха в многоуровневом маркетинге. [5]



Сильная сторона МЛМ в том, что он, безусловно, работает. Его концепция очень проста, а доходы в некоторых случаях столь впечатляющи, что по сравнению с обычными линейными доходами выглядят совершенно неправдоподобно и многие образованные люди затрудняются это воспринять и отмахиваются, не разобравшись, считая это мошенничеством и фальшивкой. А ведь выгода для любого человека от участия в сетевом маркетинге заключается в следующих факторах:

  • он может покупать действительно великолепную продукцию, не оплачивая при этом расходы рекламной кампании, посреднических структур и магазина.

  • он может получать от компании устойчивый возрастающий доход, если способствует привлечению новых людей к потреблению продукции этой компании.

По данным журналов «Wall Street Journal» и « Down-Line News» - этот бизнес самый эффективный из легальных в мире! Этот бизнес дал наибольшее количество миллионеров из всех видов деятельности! Но репутация этого бизнеса, нужно признать, оставляет желать лучшего. Дело в том, что многоуровневый маркетинг рекламируется как дверь в богатство для всех. Но нужно сказать откровенно: система проста с точки зрения самой идеи, но далеко не проста с точки зрения организации.


Литература





  1. Беверли Надлер. Многоуровневый маркетинг - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009. - 272 с.

  2. Д.Пиплз. Продажи снизу вверх. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 142 с.

  3. Клофер П. Многоуровневый маркетинг: Как преуспеть в сетевом бизнесе / Пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009. - 336 с.

  4. Фейлла Дон. Десять уроков на салфетках. Многоуровневый маркетинг. - М.: Экор, 2007. - 128 с.

  5. Юрий Мороз. Бизнес. Пособие для гениев - М.: ФАИР-ПРЕСС 2010. - 416 с.


Смотрите также:
Многоуровневый маркетинг путь к богатству или афера века?
77.77kb.
1 стр.
Сетевой маркетинг или бизнес пирамида Сетевой маркетинг – распространенный вариант розничной торговли методом прямых продаж. Его еще называют «многоуровневый маркетинг»
57.31kb.
1 стр.
Многоуровневый Маркетинг
91.74kb.
1 стр.
Многоуровневый Маркетинг
96.88kb.
1 стр.
Орфоэпические нормы (правильное произношение) а августовский, айва, айвовый, акро
102.98kb.
1 стр.
К. Аваев, К. Киселев
1039.67kb.
4 стр.
Сетевой маркетинг Развитие и понимание
140.72kb.
1 стр.
Директ-маркетинг: подружимся?
126.75kb.
1 стр.
«Маркетинг 21 века инновационное брендирование территории»
16.13kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины Цели и задачи дисциплины
62.99kb.
1 стр.
Вадим кожинов
3662.21kb.
13 стр.
Введение в маркетинг что такое маркетинг в системе менеджмента фирмы
364.71kb.
1 стр.