Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ремонтненская гимназия №1

Занимательная зоология

Урок-КВН для 7-х классов

В.С Конецкая Учитель биологии Ремонтненская гимназия №1

2011 год

Урок проводится после изучения темы «Класс Млекопитающие». Каждый класс выставляет команду из 10 человек (остальные – болельщики). Избирается жюри: учитель биологии и двое ведущих – старшеклассники, увлеченные биологией.


Каждая команда заранее готовит: название команды, эмблему (рисунок этого животного) и девиз – оформленные на листах бумаги; приветствие (начинается со слов: «Есть идея!» или «Эврика!»); три вопроса для команды соперников.

1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Клуб Веселых и Находчивых приветствует вас!

2-й ведущий. Сегодня соревнуются в находчивости и показывают свои знания команды 8-х классов. Наше компетентное жюри ... (представляет членов жюри). Даем слово командам.

Листы с названиями команд, эмблемами и приветствиями прикрепляются к магнитной доске.



1-й ведущий. Разминка – биологическая зарядка. (Все участники команд отвечают по очереди. При правильном ответе команда получает 1 очко.)
Назовите отряды, к которым принадлежат следующие виды млекопитающих.

1. Собака домашняя. (Хищные.)


2. Утконос. (Яйцекладущие.)
3. Коала. (Сумчатые.)
4. Рыжая вечерница. (Рукокрылые.)
5. Ушастый еж. (Насекомоядные.)
6. Обыкновенная ночница. (Рукокрылые.)
7. Крапчатый суслик. (Грызуны.)
8. Бурый медведь. (Хищные.)
9. Обыкновенный бегемот. (Парнокопытные.)
10. Дельфин-белобочка. (Китообразные.)

Назовите отряды, к которым принадлежат следующие виды птиц.

1. Большой пестрый дятел. (Дятлы.)
2. Африканский страус. (Африканские страусы.)
3. Городская ласточка. (Воробьиные.)
4. Обыкновенный скворец. (Воробьиные.)
5. Белая куропатка. (Куриные.)
6. Горная индейка. (Куриные.)
7. Журавль-красавка. (Журавли.)
8. Серый гусь. (Гусеобразные.)
9. Императорский пингвин. (Пингвины.)
10. Степной орел. (Дневные хищные птицы.)

2-й ведущий. Конкурс «Литературная страница». Вспомните книги, которые вы читали в детстве.


  • Кого по очереди везли на себе домой паук, жужелица, кузнечик, водомерка, хрущ? (Муравья. В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».)

  • От кого спас утят храбрый утенок Алеша? (От стрекозы. Б.Житков.)

  • Кто дружит с мухами, не обижает козявок, ест травку и сам зеленый? (КузнечикН.Носов.)

  • К кому обращались со словами: «...красавица, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье?». (К бабочке. К.Чуковский.)

  • В кого превращался князь в «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина:

1-й ведущий. Какие слова здесь зашифрованы?
Пишет на доске слова и предлагает переставить в них буквы таким образом, чтобы получились названия рыб и земноводных.
Какие это рыбы?

– Тапвол. (Плотва.


– Знаас. (Сазан.)
– Ёгмас. (Сёмга.)
– Торёс. (Осётр.)
– Алгбеу. (Белуга.)
– Секрат. (Треска.)
– Бовал. (Вобла.)
– Млина. (Налим.)

Какие это земноводные?

– Яшаглук. (Лягушка.
– Ранасадмал. (Саламандра.
– Жаряклен. (Жерлянка.
– Вашкак. (Квакша.)

2-й ведущий. Объявляю конкурс капитанов! «Дальше, дальше...». Кто знает, тот отвечает, если не знает, говорит «дальше».

– Какой породы был Белый Бим Черное Ухо? (Шотландский сеттер.)


– Какой породы была собака Белый клык из рассказа Джека Лондона? (Помесь волка и собаки.)
– Сколько крыльев у жука? (Четыре.)
– Каких пауков называют бродячими? (Тех, которые не плетут ловчих сетей, а охотятся, разыскивая свою добычу и нападая на нее: это пауки-волки, пауки-скакунчики, тарантулы, домовые пауки, паук-серебрянка. Встречающийся вариант ответа «скорпионов и фаланг» неверен – это не пауки.)
– Какой паук строит дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка.)
– Можно ли назвать кита рыбой? (Нет, кит – млекопитающее.)
– Откуда плывет утка? (От берега.)
– Где ночуют зимой белые куропатки? (В снегу.) А где они ночуют летом? (В траве.)
– Что птицам страшнее зимой – холод или голод? (Голод.)
– Дышит ли цыпленок в яйце? (Да.)
– Название какой птицы соответствует фамилии великого русского писателя? (Утка гоголь.)
– Строят ли наши птицы в дальних страдах гнезда? (Нет.) – Кто такой мул? (Гибрид кобылицы и осла.)

1-й ведущий. Конкурс «Зоошутка» – нарисуйте необычное насекомое, которое не существует в природе, органы возьмите от разных насекомых (метод фактов).

2-й ведущий. Конкурс «Грызуны»

1. Это животное имеет небольшое гибкое тело с пушистым хвостом и кисточками на кончиках ушей. (Белка обыкновенная.)

2. Почему у грызунов всегда острые зубы? (Зубы имеют эмаль только с одной стороны и самозатачиваются.)

3.  В голландском городе Лезвардене стоит памятник с надписью «Наша мама». Кого изображает памятник? (Корову.)

4. У этих грызунов очень короткий хвост и большие защечные мешки, в которые они набивают собранный корм, чтобы унести в нору. Некоторые мелкие виды очень часто содержат как домашних питомцев. А вот того, что покрупнее, лучше не брать в руки – зубы у него большие и острые. О каких грызунах идет речь? (Хомяки.)

5. У этих животных ценный мех. Хищнический промысел привел к тому, что еще в XIX в. все они были почти полностью истреблены. Сейчас численность этих грызунов восстанавливается. О ком идет речь? (Бобры.)

1-й ведущий. Конкурс «Пословицы и поговорки»

1. Кого ноги кормят? (Волка.)

2. Кого не пускают в посудную лавку? (Слона.)

3. Какое животное пробегает между поссорившимися людьми? (Кошка.)

4. Как называют совершенно бесполезную работу? (Мартышкин труд.)

5. Назовите самого известного погонщика телят. (Макар.)

2-й ведущий. Конкурс «Третий лишний»

1. Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответы обоснуйте.



  • Печеночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария.

  • Человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис.

  • Пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь.

2. Определи, кто лишний в ряду и объясни свой ответ.

1. Ушан – полевка – вечерница


Ответ:

2. Белка – выхухоль – еж


Ответ:

3. Павиан – горилла – шимпанзе


Ответ

4. Лось – кулан – жираф


Ответ:

5. Котик – афалина – сивуч


Ответ:

6. Ласка – песец – соболь


Ответ:

Ответы «Третий лишний»

  • Карточка 1. Полевка относится к ряду грызунов, а ушан и вечерница – к отряду рукокрылых.

  • Карточка 2. Белка относится к отряду грызунов, а выхухоль и еж – к отряду насекомоядных.

  • Карточка 3. Павиан относится к семейству мартышковых, а горилла и шимпанзе – к семейству человекообразных обезьян.

  • Карточка 4. Кулан относится к отряду непарнокопытных, а лось и жираф – к отряду парнокопытных.

  • Карточка 5. Афалина относится к отряду китообразных, котик и сивуч – к отряду ластоногих.

  • Карточка 6. Песец относится к семейству волчьих, а ласка и соболь – к семейству куньих.

1-й ведущий. Конкурс «Копытные»

1. В какой стране коров не только нельзя кушать, но и просто обижать. Они там священные животные? (В Индии.)

2. Какое единственное достоинство видели люди в лошади четыреста веков назад? (Ее съедобность.)

3. В Древнем Риме это африканское животное называли «гиппотигр», или лошадь-тигр. О ком речь? (Зебра.)

4. Каких домашних животных, погубивших растительность во многих странах Средиземноморья, по праву называют «рогатой саранчой»? (Коз.)

5. В 1827 г. в Париже возникла мода на длинную обнаженную шею после того, как королю подарили необычное животное. Какое? (Жирафа.)

2-й ведущий. Конкурс «Самый, самый, самый...»

1. Назовите самое крупное животное, обитающее в наши дни на Земле. (Синий кит, может достигать длины 33 м и веса 160 т.)

2. Какое млекопитающее является самым маленьким? (Карликовая бурозубка из отряда насекомоядных, ее длина 4 см, а вес – 1,5–2 г.)

3. Какой хищный зверь на Земле самый крупный? (Белый медведь, длина его тела – до 3 м, а вес – 700–800 кг.)

4. Назовите самого быстрого бегуна на нашей планете. (Гепард, 110 км/ч.)

1-й ведущий. Конкурс «Вживание» (метод эмпатии, вживания).

Представьте себе, что вы - лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?



2-й ведущий. Конкурс «Двойная жизнь животных»

1. Как называют специальную сумку с лямками для переноса младенцев? (Кенгуру.)

2. Как называют любителя зимнего плавания? (Морж.)

3. Как по-другому называют пешеходный переход? (Зебра.)

4. Как называют приспособления для лазания по столбам, надевающиеся на ноги электромонтера? (Кошки.)

5. Как называют промежуточную опору моста? (Бык.)

1-й ведущий. Конкурс «Реклама» (метод образного видения).

- Придумайте рекламу отряду Акулы.
(Акула лучшая из всех, хотя кусается. Она красавица из тех, кто здесь не славится. Самая серая, самая злючая, Бывает и белая, бывает колючая.)

- Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры. (Вни­мание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем - татуировка.) Метод фактов.

2-й ведущий. Конкурс «Сюрприз»

1. Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым.)

2. По чему собака бегает? (По земле.)

3. Когда лисе исполнится 5 лет, что будет дальше? (Пойдет шестой год.)

4. Так называется не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения. (Рубец.)

5. Что есть у медведей и нет больше ни у каких животных? (Медвежата.)

1-й ведущий. Конкурс «Хвосты»

1. Хвост этот, пожалуй, самый пушистый и красивый среди всех хвостов хищных зверей. (Хвост лисы.)

2. Хвост этот похож на хлыст, им удобно отгонять кусачих насекомых. (Хвост коровы.)

3. Своему хозяину – довольно крупному животному и отличному прыгуну – хвост служит не только для поддержания равновесия в прыжке, но и как опора при стоянии. (Хвост кенгуру.)

4. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища? («Кошкин дом» С.Я. Маршака.)

5. Этот хвост дал название женской прическе. И сам хвост расчесывают, подстригают, завивают и заплетают в косы. (Хвост лошади. Прическа – «конский хвост».)

2-й ведущий. Конкурс « Найдите биологические неточности» (метод ошибок).

а) в стихотворении А.А. Фета «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем. Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась, куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась и вот - дышу.

б) в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето? - говорит ей Муравей.



1-й ведущий. Конкурс «Хоботные»

1. Что представляет собой хобот слона? (Сросшийся с верхней губой нос.)

2. Какая часть тела слона играет роль автомобильного радиатора? (Уши.)

3. «Зачем яблоки?» Еж питается насекомыми, червями, но иногда можно видеть, как он несет на иголках яблоки, которые никогда не ест. Для чего он это делает? (Яблочная кислота помогает избавиться от паразитов.)

4. Умеют ли слоны плавать? (Да, слон хорошо плавает, а еще он может погружаться под воду, оставляя над ее поверхностью конец хобота.)

5. Известно, что слоны наряду с водными ваннами устраивают себе пылевые и грязевые ванны. Для чего они это делают? (Избавляются от паразитов.)

2-й ведущий. Конкурс «Кошки и мышки»

1. Какой котик никогда не мурлыкает? (Морской котик.)

2. Каких мышек не едят кошки? (Игрушечных, компьютерных.)

3. Какому сказочному персонажу в конце 2003 г. был открыт памятник в городе Воронеже на улице Лизюкова? (Котенку Василию.)

4. Как изменится погода, если кошка сворачивается во сне клубочком? (Станет холодно.)

5. Поймав мышку или полевку, кошка часто играет с ней, прежде чем убить и съесть. Зачем? (Отрабатывает навыки охоты.)

1-й ведущий. Конкурс «Хищники»

1. Это животное с трудом поддается дрессировке. Даже Дуров отказался его дрессировать, одному Куклачеву удалось добиться успеха. Что это за животное? (Кошка.)

2. Вопреки общему заблуждению лисице редко удается догнать его и полакомиться, разве что на детеныша случайно нападет. О каком «живом лакомстве» идет речь? (О зайце.)

3. Почему все дикие и домашние кошки гораздо чистоплотнее собак, волков, лисиц? (Кошки охотятся из засады, жертва не должна почуять их запах.)

4. Кого написал художник К.А. Савицкий на известной картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»? (Четырех медведей.)

5. Почему волки воют на Луну? (Воют не на луну, а чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)

2-й ведущий. Конкурс «Сказки»

1. Какой зверь раздавил волка при штурме теремка; катал девочку Машеньку на спине в коробе? (Медведь.)

2. Назовите «трусливое» животное из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Лев.)

3. Кто жаловался Айболиту, что его укусила оса; кто не смог пообедать у журавля; кто наказал Колобка за хвастовство? (Лиса.)

4. Этому бедолаге из семейства кошачьих переодевшиеся врачами враги из отряда грызунов поставили диагноз: «Кошмар верхних дыхательных путей». Кто был больной? (Кот Леопольд.)

5. Этот чудовищный зверь мог неодолимый сон напустить, мог весь люд побить, мог и сказки рассказывать. Кто он? (Кот Баюн.)

1-й ведущий. Конкурс «Закончи фразу»

1. В черепе млекопитающих наиболее развит . . . . . отдел.


2. У жирафа и слона . . . . . шейных позвонков.
3. В яичниках развиваются . . . . ..

2. В позвоночнике млекопитающих выделяют . . . . . отделов.


2. Пояс передних конечностей состоит из . . . . . и . . . . ..
3. Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются . . . . ., . . . . ., . . . . . .

3. Оплодотворение у млекопитающих . . . . ..


2. Зубы обычно подразделяются на . . . . ., . . . . ., . . . . ..
3. Питание зародыша у настоящих зверей происходит через . . . . ..

4. У большинства млекопитающих . . . . . температура тела.


2. Землеройки, кроты, ежи относятся к отряду . . . . . .
3. В основе селекции домашних животных лежит . . . . . отбор.

5. Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует . . . . . .


2. Скелет передних конечностей состоит из . . . . ., . . . . ., . . . . ..
3. У всех млекопитающих . . . . . сердце.

Ответы «Закончи фразу»

  • Карточка 1. Мозговой; семь; яйцеклетки.

  • Карточка 2. Пять; лопаток и ключиц; беспомощными, голыми, слепыми.

  • Карточка 3. Внутреннее; резцы, клыки, коренные; через плаценту.

  • Карточка 4. Постоянная, высокая; насекомоядных; искусственный отбор.

  • Карточка 5. Плаценту; бедра, голени, стопы; четырехкамерное.

  • Карточка 6. Шерстью; корой; забота о потомстве.

Литература

  • Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: Сфера, 2005.

  • Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  • Акимушкин И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.

  • Акимушкин И. Причуды природы. – Смоленск: Русич, 1999.

  • Популярная энциклопедия животных. – СПб.: МиМ-Экспресс, 1997.

  • Энциклопедия для детей. Т.2. – М.: Аванта+, 2000.


Смотрите также:
Урок проводится после изучения темы «Класс Млекопитающие»
111.35kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса. Мероприятие проводится в октябре, после изучения темы «Периодическая система Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов»
92.75kb.
1 стр.
Половое размножение у растений
50.21kb.
1 стр.
Пояснительная записка к уроку изобразительного искусства Раздел программы : Художник и зрелище Тема урока : Путешествие в мир кукольного театра
140.91kb.
1 стр.
Урок по классу Млекопитающие в форме интеллектуальной игры
148.62kb.
1 стр.
Урок в 7 классе. Тема урока: «Алгебраический способ решения задач»
28.11kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по английскому языку Weekend за границей
137.42kb.
1 стр.
Краткое содержание проекта Проект проводится при изучении темы «Путешествие в Австралию»
76.73kb.
1 стр.
Приложение Класс Млекопитающие. Общая характеристика.[3,4]
19.95kb.
1 стр.
Данный урок является продолжением изучения темы «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества». Тема урока: «Декор в жизни древних обществ. Костюм Древнего Египта»
76.09kb.
1 стр.
Урок мастер-класс по истории древнего мира по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»
77.46kb.
1 стр.
Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическая значимость
48.5kb.
1 стр.