Главная
страница 1
Программа курса

«Современные проблемы византинистики»
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель курса ­– ознакомить слушателей с основными проблемами, стоящими перед византийской наукой, дать представление о развитии византиноведения, об эволюции взглядов на культуру Византии, о новых подходах к изучению византийского литературного наследия.

  2. Задача курса – охарактеризовать основные проблемы современной византинистики, новые подходы к исследованию текстов, ознакомить слушателей с новейшими трудами в области византийской филологии, ввести их в курс современной научной полемики. Курс предполагает чтение текстов в оригинале и их разбор с применением элементов нарратологического анализа. Особое внимание в рамках курса уделяется византийской историографии.

  3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс читается студентам-византинистам и представляет собой продолжение курса истории византийской литературы. Курс призван подготовить студентов к самостоятельной научной работе.

  4. Требования к уровню освоения содержания курса: слушатели должны ориентироваться в современной научной византиноведческой литературе и представлять себе перспективы развития византинистики.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



1. Разделы курса:

  1. Введение.

  2. Проблема систематизации византийского литературного наследия.

  3. Византийская литература и теория текста.

2. Краткое содержание тем

2.1. Введение.

2.1.1. Основные мировые центры изучения византийской культуры и литературы.

2.1.2. Главные византиноведческие журналы.

2.1.3. Современное состояние науки и новейшие тенденции в ее развитии – общая характеристика.



2.2. Проблема систематизации византийского литературного наследия.

2.2.1. «История византийской литературы» К. Крумбахера. Классификация византийской литературы по жанрам. Проблема правомерности жанрового подхода

2.2.2. Необходимость создания новой «Истории византийской литературы». Сводные труды К. Крумбахера и Г. Хунгера. «История…» А. П. Каждана. Исторический принцип систематизации.

2.2.3. Можно ли говорить об эволюции византийской литературы? Позиция С. С. Аверинцева. «Неподвижные» жанры и эволюция стилей.

2.2.3. Существовало ли в Византии понятие, аналогичное современному «художественная литература»? Оппозиции «словесность – литература», «риторика – литература».

2.2.3. Жанры византийской историографии. Истории и хроники. Статья Х.Г. Бека: несостоятельность термина «монашеская хроника». Г. Хунгер: византийская хронистика как «тривиальная литература». Проблема эволюции византийской историографии. Происхождение «высокой» историографии из хронистики.

2.2.4. Состояние источников. Необходимость создания новой источниковедческой базы.

2.3. Византийская литература и теория текста

2.3.1. Основные категории нарратологии. Основные представители. Теория текста в приложении к современной литературе.

2.3.2. Возможно ли приложение методов нарратологического анализа к византийским текстам? Теория текста в приложении к литературе средневекового Запада.

2.3.3. Понятие “истории” и “хроники” с точки зрения нарратологии. Два типа композиционного построения повествования – временной и причинно-следственный.

2.3.4. Структура хроники. Отсутствие причинно-следственных связей. Единство замысла и идеологии.

2.3.5. Структура энкомия в историографическом сочинении. «Жизнеописание Василия» Константина Багрянородного.

2.3.6. Тексты, построенные по логическому принципу. Структура «Хронографии» Михаила Пселла.

2.3.7. Единство композиции в «Алексиаде» Анны Комнины. «Иерархическая» структура. Эпизоды и мегаэпизоды.

2.3.8. Эпизодическая структура «Истории» Иоанна Киннама.Унифицированная грамматическая связь между эпизодами. Отличие от структуры «Алексиады».
4. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу


  1. Основные тенденции современной византийской филологии. Общая характеристика.

  2. Основные центры мирового византиноведения и научные журналы

  3. Жанровый подход к византийской литературе и его правомерность

  4. Проблема эволюции византийской литературы

  5. «Литература» и «словесность» в Византии

  6. Сводные труды по истории византийской литературы и их особенности.

  7. Эволюция взглядов на византийскую историографию. Отказ от жанрового принципа.

  8. Византийская историография и методы нарратологического анализа

  9. Оппозиция «истории» и «хроники» с точки зрения нарратологии

  10. Повествовательные структуры «Хронографии» Феофана Исповедника

  11. «Вставные новеллы» в хронике Георгия Амартола

  12. Историография и энкомий: «Жизнеописание Василия».

  13. Эпизодическая структура «Хронографии» Михаила Пселла

  14. Структурное единство «Алексиады» Анны Комнины

  15. Структура «Истории» Иоанна Киннама.

IV. Форма итогового контроля: - зачет.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ


п/п


Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия (час.)

В том числе



Самостоя-тельная

работа


Лекции

Практические занятия

1.

Введение.


16

8

0

8

2.

Проблема систематизации византийского литературного наследия.

20

10

0

10

3.

Византийская литература и теория текста.


36

18

0

18




ИТОГО:

72

36

0

36

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



Рекомендуемая литература
1. Томашевский Б. В. Теория литературы. М, 2001 (или др. изд.)

2. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М, 1975.

3. Каждан А. П. История византийской литературы (650-850гг). СПб, 2002.

4. Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели. СПб, 1999.

5. Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. / П. В. Безобразов, Я. Н.

6. Любарский. Две книги о Михаиле Пселле. СПб, 2001.



Автор программы: доктор филологических наук, профессор Я. Н. Любарский


Смотрите также:
Программа курса «Современные проблемы византинистики»
53.17kb.
1 стр.
Программа курса лекций обновляется ежегодно
14.6kb.
1 стр.
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) м 01 Современные проблемы науки и образования
195.61kb.
1 стр.
Учебная программа для магистрантов специальности: 1-33 80 02 Геоэкология Кафедра экологии Очное обучение Заочное обучение
229.84kb.
1 стр.
Программа курса «Современные проблемы юридической науки» для направления 03 05 00. 68 «Юриспруденция»
202.66kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине современные проблемы юридической науки для направления 030500 (521400)
865.95kb.
6 стр.
Семинара «Современные проблемы развития»
68.17kb.
1 стр.
Программа аттестационного испытания по дисциплине «Современные проблемы образования»
58.73kb.
1 стр.
Программа курса «Новая история»
196.17kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Современные проблемы культурологии»
516.46kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины б. 1 «современные проблемы науки и образования»
44.95kb.
1 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Актуальные проблемы информационного общества» включены программа курса и темы для дискуссий
207.91kb.
1 стр.