Главная
страница 1
Лингвистическая сказка на уроках русского языка.

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. Как заинтересовать ребят изучением русского языка? В чем причина равнодушия учеников к нашим урокам? На мой взгляд, эти вопросы задает себе каждый учитель. Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы, словесники, часто придерживаемся формального подхода к изучению языка. Сделать эти понятия «живыми» для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создаются разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке, особенно в 5-6 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.
Ориентируясь на возрастные особенности учащихся 5-6 классов, я попробовала на своих уроках «оживить» теоретические, абстрактные правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже через визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом интерес учащихся к урокам русского языка заметно возрастает. Кроме того, грамматические (лингвистические) сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогают формированию у детей абстрактного типа мышления. Главное – организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.
Сказки на уроках русского языка можно использовать как средство, помогающее организовать объяснения нового материала и воспроизведение усвоенного ранее, и как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы). Я предлагаю один из возможных вариантов проведения урока в 5 классе, когда изучается тема «Способы образования слов», с использованием лингвистической сказки.
Урок русского языка в 5 классе

(Используется учебник М.М.Разумовской)

Тема урока «Как образуются слова в русском языке»

(С использованием лингвистической сказки)

Цель урока:


  1. Обобщить сведения о морфемах;

  2. Дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным, суффиксальным способами образования слов и сложением;

  3. Научить понимать отличие этих способов от механизма образования форм слова;

  4. Развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему

  5. На материале урока воспитывать чувство взаимовыручки, коллективизма, интерес к русскому языку.


Ход урока:

  1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Но у нас необычный урок: в гости к нам придет сказка. Любите сказки? А какие?

Сказка часто начинается с присказки. В качестве присказки я взяла слова А.С.Пушкина



«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

Эти слова будут девизом нашего урока. Как вы их понимаете?



- Запишите их в тетрадь, укажите, в каких словах есть известные нам орфограммы, обозначьте их графически. Назовите слова как части речи.

- Сделайте фонетический разбор слова «сказка», подберите к нему однокоренные. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?

(составом основы).

- А что показывает эта схема?

^

Лес + ок ( ) лесок

Сегодня на уроке пойдет речь о том, как образуются слова, какие основные способы образования слов существуют. Мы должны научиться графически показывать способ образования слова. Это наша задача на сегодняшний урок. Чтобы ее выполнить, мы должны не только много знать, но и работать дружно, поддерживать друг друга.



Н.Асеев сказал:

«Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки и суффикса, заинтересовывается строением слова, положением его в речи, в предложении…Про такого человека говорят, что он знает язык до корня»

- Выразительное чтение вслух хором. Как вы понимаете эти слова?


2. Изучение нового материала

Тема урока для вас непростая, чтобы было легче ее усвоить, я и позвала в гости сказку.

Будет сказка занимательна, слушайте, дети, ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много-много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.

Сказывают, было это давно. Но и тогда в удивительной стране Морфемика жили маленькие морфемы. Они всегда были разными, и у каждой был свой характер. И даже в те давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Таких ролей четыре. Одна роль считалась главной. Ее разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители на другие роли. Корень - и всё!



- Вы знаете такие слова? Назовите их.

Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить.

Смотрите, слово РИСОВАТЬ устало,

Решило отдохнуть.

Вдруг прилетели приставки, как стая птиц.

Приставка-раз, приставка – два!

Совсем новые у нас получаются слова.

(Учитель записывает на доске приставки на-, при-, за-, с-, пере-)



- Запишите слова, которые получились. Можно ли говорить, что это каждая приставка образует новое слово? Докажите.
Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики:

-оньк-, -еньк-, -знь-.Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

Поначалу Приставки и Суффиксы очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом : «Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать». Приставки и Суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень, как главный в слове, решил: «За то, что вы раздор учинили, будете стоять от меня по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^ . А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .



Четвертая роль была у окончания. Окошечко в его доме то бывает пустым, то разные буквы в нем появляются .

- А почему? А у некоторых слов вообще окошечка не было. Почему?

- Так какую же роль отвели окончанию?
Вот такие удивительные морфемы живут в этой стране.
-Понравилась вам сказка? Кто из веселых морфем понравился больше всего? А кто не понравился?

А ведь приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Но основных способов словообразования три. О каком же не рассказали нам приставки и суффиксы? Почему?



-Ответьте на этот вопрос, прочитав материал упр.253.
Ту часть слова, к которой присоединяется приставка или суффикс, или те части слова, которые складываются, мы будем обозначать

(образец на доске)
3.Закрепление.

Вернемся в сказку. Однажды Корень дал своим помощникам Приставкам и Суффиксам 3 ответственных задания. Но Приставки и Суффиксы снова поссорились и не смогли задание выполнить. Давайте им поможем.


1. Задание 1 (на карточках)

Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите по образцу(на доске). Обозначьте грамматическую основу первого предложения.



1.Братья молча постояли

Да в затылке почесали.



2. Кушай яблочко, мой свет-

Благодарствуй за обед.



3. Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.



4. Бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко,-

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу.


- Задание 2 (одновременно на доске)

Выполняется по группам.



1 группа

Задание : образуйте глаголы-антонимы по данным схемам. Какое значение вносит приставка в слово?

¬ +

При- за- в(во)-
У- от- вы-

2 группа

Задание: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача

образуйте новые по схеме

^

+ + -НИК-

Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?


3 группа

Задание: покажите графически, как образовались данные слова
Хлебозаготовка, пароход, секундомер, самовар
2. Самостоятельная работа. Задание 3 (для всех, кроме сильных уч-ся)

Определите способ образования слов, распределите слова в таблице



приставочный

Суффиксальный

сложение









Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.


Задание для сильных уч-ся (выполняется одновременно с классом)

Определи способ образования данных слов, напиши сочинение-миниатюру на тему «Какой я представляю страну Морфемику», постарайся использовать в нем данные слова, предварительно определив, как они образовались):


Травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.


Итог урока

Вот мы и справились с заданием. А как вы думаете, почему нам это удалось? Что же мы нового узнали?

На этом нашей сказке конец. А кто слушал - молодец! А молодцами вы сегодня были все. (Выставляются оценки за урок)
Домашнее задание (по выбору уч-ся)

1. Составьте рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивая параграф, а по-своему, как поняли, приводя свои примеры). Упр.256, 257



2. Кому трудно, о новой теме рассказать по материалам учебника. Упр.256, 257

3. Кто любит творчество, сочините свою сказку о том, как образуются слова.


Смотрите также:
Сказка на уроках русского языка
76.08kb.
1 стр.
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Уроки русского языка Издательство «Глобус» На уроках русского языка 3 Биология. Репетитор
128.71kb.
1 стр.
Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория, учитель английского языка, русского языка и литературы
210.32kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию для использования на уроках русского языка в начальной школе
226.97kb.
1 стр.
Краткий очерк изучения истории русского языка в русском и зарубежном языкознании. Образование русского языка
37.94kb.
1 стр.
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год
201.94kb.
1 стр.
Уроках русского языка в 9 классе Методическое пособие. Работа выполнена учителем русского языка и литературы Жилкиной Раисой Николаевной
507.08kb.
1 стр.