Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

ПРЕДИСЛОВИЕ


Жанр хрестоматии, как и любой другой жанр, имеет свои каноны, свои более или менее отчетливые границы. Эти границы подвижны, изменяются от эпохи к эпохе, но тем не менее они существуют и всякая попытка расширить их должна быть соотнесена с существующим эталоном. Необходимость такого соотнесения побуждает составителей сделать несколько предварительных замечаний по поводу структуры предлагаемого издания.

Во-первых, в отличие от привычных хрестоматий по отдельным предметам (история, литература и др.), ориентированных на группу специальных текстов, и включающих фрагменты иной направленности крайне скупо и осторожно, данная хрестоматия опирается на понятие культуры, предполагающее внутреннюю взаимосвязь таких внешне отличных друг от друга областей, как история, литература, изобразительное искусство, наука. Это приводит к появлению широкой палитры текстов (исторических, литературных, научных), заполняющих пространство каждого раздела. В частности, может вызвать удивление появление на страницах гуманитарного издания фрагментов математических сочинений. Однако внимательный взгляд на эти сочинения, причем взгляд не математика, а именно историка культуры позволяет увидеть в них много интересных особенностей, характеризующих мышление создавшего их человека, и сближающего их, например, с космогоническими поэмами или с историческими хрониками. Стремление почувствовать эту близость и таким образом попытаться понять человека другой культуры, “не превращая его ни в поддающуюся исчислению вещь, ни в отражение собственных эмоций” (С.С.Аверинцев), является основной методической установкой составителей данной хрестоматии.

Во-вторых, наряду с произведениями той или иной культуры в хрестоматию включены фрагменты работ крупнейших зарубежных и отечественных исследователей, комментирующих эти произведения, что нарушает стандартный канон, но, на наш взгляд, существенно помогает и преподавателям, и ученикам в непосредственной работе с текстами1.

В-третьих, школьному преподавателю, видимо, сразу бросится в глаза явная избыточность материала по сравнению с часами, отводимыми для изучения данных тем даже углубленными гимназическими программами. Эта избыточность не случайна. Она намного расширяет творческие возможности учителя, использующего данную хрестоматию, и предполагает построение на ее основе разнообразных учебных курсов, различающихся как по глубине, так и по конкретной тематике, т.е. дает учителю возможность выбора, а не загоняет его в узкие рамки предложенных фрагментов, как это было бы в случае хрестоматии стандартного объема.

В четвертых, оптимальным способом работы с данной хрестоматией является использование ее совместно с одноименным учебным пособием. Материалы пособия формулируют основные теоретические положения по каждой теме и дают вспомогательный справочный материал для осмысления этих положений, а хрестоматия насыщает описанное теоретическое пространство конкретными текстами. И хрестоматия, и учебное пособие написаны в рамках программы “Мир в зеркале культуры”, содержание которой приводится в приложении к учебному пособию. Изложенная программа уже апробируется в течение пяти лет в Московском химическом лицее и начинает, на более глубокой основе, преподаваться на отделении Истории и теории мировой культуры гимназии 1514 г. Москвы.

Данная хрестоматия включает в себя разделы: “Первобытная и традициональная культура”, “Культура Древней Месопотамии”, “Культура Древнего Египта” и является первой в серии необходимых для методического обеспечения программы хрестоматий и учебных пособий, выпуск которых планируется Центром гуманитарного образования. Вторая часть хрестоматии и учебного пособия по курсу “История мировых цивилизаций” будет включать в себя разделы: “Культура Древней Греции”, “Культура эллинизма”, “Культура Древнего Рима”; третья – “Древнееврейская культура”, “Раннехристианская культура”, “Культура Византии”, “Арабская культура”; четвертая – “Культура Древней Индии”, “Культура Древнего Китая”, “Культура традиционной Японии”. Наряду с этим предполагается издание соответствующих хрестоматий и учебных пособий по курсам “История русской культуры” и “История западноевропейской культуры”.

Составители выражают свою признательность А.Н.Андрееву, О.А.Славину, а также администрации Московского химического лицея за помощь при подготовке рукописи к печати.

ЧАСТЬ I. ПЕРВОБЫТНАЯ И ТРАДИЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА


Данная часть хрестоматии состоит из трех разделов. В первом разделе приводятся работы психологов и этнопсихологов, предоставляющие дополнительный теоретический и экспериментальный материал для осмысления идей, изложенных в соответствующем разделе учебного пособия. Раздел начинается с выдержек из классического труда Л. Леви-Брюля, теоретические построения которого хотя и устарели, но оказали (и до сих пор продолжают оказывать) существенное влияние на формирование современных представлений о традициональных культурах. Работу Леви-Брюля лучше всего изучать совместно с приводимыми затем фрагментами из книги Л.С.Выготского, в которых те же, что и у первого, фактические данные анализируются с других методологических позиций. Основное место в данном разделе занимают исследования А.Р.Лурии, в которых простота и занимательность формы счастливо соседствует с глубиной и нетривиальностью содержания. Работа Лурии прекрасно иллюстрирует сформулированные Л.С. Выготским теоретические утверждения.

Второй и третий разделы дополняют данные этнопсихологов исследованиями этнографов. Во втором разделе приводятся конкретные материалы по традициональной культуре, основным видом деятельности которой является земледелие. В качестве примера такой культуры взята хорошо изученная земледельческая культура русского крестьянства. Раздел представлен классическими, но, к сожалению, недостаточно известными работами Г.Успенского, а также исследованиями В.Н.Романова, в которых показано, как бытовой контекст традициональной культуры определяет структуру обрядовых действий и фольклорных сюжетов.

В третьем разделе приводятся практически неизвестные широкому читателю материалы по культурам народов Севера, основным видом деятельности которых является охота. Приводимые тексты характеризуют все жизненное пространство человека такой культуры, начиная с простейших бытовых привычек и кончая представлениями о мире и месте человека в нем. Заметим, однако, что часть материалов, связанных с бытом, вынесена в учебное пособие.


следующая страница >>
Смотрите также:
Жанр хрестоматии, как и любой другой жанр, имеет свои каноны, свои более или менее отчетливые границы
1590.5kb.
8 стр.
Б. М. Лепешко Формальная логика и детективный жанр: единство эвристической достоверности
308.89kb.
1 стр.
Праздник каши
81.36kb.
1 стр.
Как написать эссе Эссе как жанр сочинения
35.81kb.
1 стр.
Один из основных подарков миру от электронной эпохи ремиксы
10.63kb.
1 стр.
Урок изобразительного искусства в 5 классе тема урока: «жанры в изобразительном искусстве». Учитель Искусства (мхк, изо), технологии Шеховцова Нина Дмитриевна
88.94kb.
1 стр.
Шукшин Василий Макарович Жанр деревенской прозы
92.53kb.
1 стр.
Звездному мосту
29.42kb.
1 стр.
Как известно, хроника своеобразный жанр, излагающий сведения об исторически достопримечательных событиях в их временной последовательности от более ранних к более поздним
137.86kb.
1 стр.
7. психосоматика
314.83kb.
1 стр.
Доклада Белобров В. А., В. А. Шарков. Научно-производственный комплекс
151.4kb.
1 стр.
Хайрутдинова Резеда Рафаилевна
82.76kb.
1 стр.