Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ-СОШ №1

_________/Т.Ю.Агеева/ МОУ-СОШ №1 г. Аткарска __________/И.Ю.Тарасова/

Протокол № ______ _________/И.В.Салимзянова/ Приказ № _________

От _____________2011г. _____________________2011г. От _______________2011г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке


для учащихся 5 класса
педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
(высшая квалификационная категория)

Рассмотрено на заседании


педагогического совета
Протокол № _____от
«_____» ___________2011г.

2011-2012 учебный год



Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия «Музыка и литература». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:


  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы общеобразовательных школ: Музыка: 1-9 кл./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:


  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:



  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Учебно-тематический план программы по музыке для 5 класса

Тема I полугодия «Музыка и литература»






Тема урока

Кол-во

часов





I четверть

9 час.

1.

Что роднит музыку с литературой

1 ч.

2.

Вокальная музыка

2 ч.

3.

Фольклор в музыке русских композиторов

2 ч.

4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1 ч.

5.

Вторая жизнь песни

1 ч.

6.

Всю жизнь мою несу родину в душе

2 ч.




II четверть

7 час.

7.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2 ч.

8.

Путешествие в музыкальный театр. Опера

1 ч.

9.

Путешествие в музыкальный театр. Балет

1 ч.

10.

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1 ч.

11.

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1 ч.

12.

Мир композитора

1 ч.

13.

Итоговый урок по теме «Музыка и литература»

1 ч.




Итого:

17ч.

Тема II полугодия «Музыка и изобразительное искусство»



урока


Тема урока

Кол-во

часов






III четверть

10 час.

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1 ч.

2.

Небесное и земное в звуках и красках

1 ч.

3.

Звать через прошлое к настоящему

2 ч.

4.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2 ч.

5.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1 ч.

6.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1 ч.

7.

Волшебная палочка дирижера

1 ч.

8.

Образы борьбы и победы в искусстве

1 ч.




IVчетверть

8 час.

9.

Застывшая музыка

1 ч.

10.

Полифония в музыке и живописи

1 ч.

11.

Музыка на мольберте

1 ч.

12.

Импрессионизм в музыке и живописи

1 ч.

13.

О подвигах, о доблести, о славе

1 ч.

14.

В каждой мимолетности вижу я миры

1 ч.

15.

Мир композитора. С веком наравне

1 ч.

16.

Итоговый урок по теме «Музыка и изобразительное искусство»

1ч.




Итого:

18ч.




За учебный год:

34ч.



Календарно-тематическое планирование






урока

Название темы


Кол-во часов по программе

Дата проведения

Фактическое прохождение программы

ИКТ


Примечание





I четверть – 8 часов.

















11 1.

Музыка и литература.

Что роднит музыку с литературой.


1


07.09










2.

Вокальная музыка. Песня – душа народа. Разучивание народной песни.

1


14.09










3.

Романс. Дуэт. Музыкальная форма. Романсы А. Варламова и А.Рубинштейна.

1


21.09










4.

Фольклор в музыке русских композиторов. А.Лядов «Кикимора», симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакого.

1

28.09





презентация о композиторах




5.

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вокализ, песня без слов, баркарола.

1


05.10










6.

Вторая жизнь песни. Интерпретация, обработка, трактовка.

1

12.10










7.

Программная симфония, симфония-действо, кантата, струнные инструменты. «Перезвоны» В.Гаврилина, кантата «Снег идет» Г.Свиридова.

1

19.10











8.

Обобщающий урок. Повторение пройденного материала и исполнение песен по выбору учащихся.

1


26.10














II четверть – 8 часов.

















1

(9).

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. В. Астафьев «Слово о Мастере».

1

09.11










2 (10).

Лирические стихотворения «Горсть земли» и «Вальс», сказка «Тайна запечного сверчка», «Моцарт и Сальери».

1


16.11










3 (11).

Что такое опера. Либретто. Опера-былина «Садко».

1

23.11










4 (12).

Что такое балет. Балет – сказка «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

1

30.11










5 (13).

Музыка в театре, в кино, на телевидении.

1

07.12










6 (14).

Что такое мюзикл. Где и когда появился этот жанр.Мюзикл «Кошки» Л.Уэббера.

1

14.12




презентация о мюзикле




7-8 (15-16).

Обобщающие уроки по разделу «Музыка и литература».

2


21.12

28.12















III четверть – 10 часов.













1 (17).

Музыка и изобразительное искусство.

Что роднит музыку и ИЗО.



1

18.01










2 –3 (18-19).

Небесное и земное в звуках и красках. Песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, хор, солист, орган.

2


25.01

01.02











4 (20).

Триптих П.Корина «А.Невский» и кантата С.Прокофьева «А.Невский».

1

08.02










5 (21).

Картины В.Борисова-Мусатова и музыка созвучная им.

1

15.02










6 (22).

Весенние пейзажи разных художников и романсы С.Рахманинова «Островок», «Весенние воды». Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет».

1

22.02





презентация о весне

22.02

в/д


7 (23).

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

29.02










8 (24).

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

07.03










9 (25).

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.

1

14.03










10 (26).

Образы борьбы и победы в искусстве. Симфония №5 Л.Бетховена. Эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

1

21.03














IV четверть – 8 часов.
















1 (27).

Застывшая музыка. Изображения храмов, соборов, монастырей. Содружество муз в храме.

1


04.04




презентация о храмах, соборах




2 (28).

Полифония в музыке и живописи. Органная музыка И.С.Баха. Изображение Кельнского собора.

1


11.04










3 (29).

Музыка на мольберте. Полотна М.Чюрлениса.

1

18.04










4 (30).

Импрессионизм в музыке и живописи. Произведения К.Дебюсси и полотна созвучные этой музыке.

1


25.04




презентация о композиторе




5 (31).

О подвигах, о доблести, о славе. Тема защиты Родины в творчестве художников, композиторов и поэтов.

1


02.05










6 –7

(32-33).

В каждой мимолетности вижу я миры. С.Прокофьев «Мимолетности» и картины В. Кандинского. Музыкальная живопись М.Мусоргского.

2


09.05

16.05








09.05

в/д


8 (34).

Обобщение раздела «Музыка и изобразительное искусство».

1

23.05










Содержание тем учебного курса
Содержание музыкальных занятий в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы. Оно направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который, в свою очередь, способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания курса по-прежнему русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа. Одним из принципов подбора материала является принцип широких ассоциативных связей музыки с литературой и изобразительным искусством.
1 раздел «Музыка и литература» 16 часов.
Основы музыкальной культуры.
В этом разделе необходимо особое внимание уделить интонационному сходству и различию музыки и литературы. Для учащихся все более очевидным становится то общее, что роднит музыку и речь человека, не только разговорную, но и поэтическую и прозаическую. Чем больше для учащихся открывается значение речевой интонации, тем ярче и глубже воспринимается ими и музыкальная речь. Особенно это касается непрограммной музыки, в которой нет никаких других подсказок, кроме эмоционального смысла самой музыкальной интонации. Интонация является единым стержнем музыки и литературы. Рассматривая с учащимися связи музыки и литературы, необходимо опираться на знания, которые школьники получают на уроках литературы.

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Перед детьми раскрываются художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. В таких произведениях рассказывается о музыкантах, о чудотворной силе музыки и т.п. Необходимо так построить процесс общения ребенка с искусством, чтобы он в чужом узнал свое, понимая великую силу искусства.


Опыт музыкально-творческой деятельности.
Осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, как составной части народного действия; личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности; исполнения русских народных песен и песен других народов мира; распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном стиле; исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов; пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших широкое мировое признание; выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
2 раздел «Музыка и изобразительное искусство» 18 часов.
Основы музыкальной культуры.
Задача этого раздела – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Необходимо использовать опыт общения школьников с произведениями изобразительного искусства на уроках ИЗО. Изучение материала этого раздела основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?»

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства, народного творчества. Дети должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение – способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят. Работа направлена на формирование у учащихся ведущих умений: вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку.


Опыт музыкально-творческой деятельности.
Продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся; совершенствование выразительности звучания голоса, овладение приемами исполнения все более сложных в вокальном отношении сочинений, осознание нотной записи как средства воплощения художественной образности исполняемой музыки, пластическое интонирование. Этот раздел расширяет интонационно-жанровые, образно-стилевые представления (предпочтения) учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений и включения новых, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

  • жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С., Чайковского П.И., Рахманинова С.В.);

  • знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.


Список методической литературы





  1. Учебник «Музыка» - 5 кл. Е.Д. Критская - Москва, «Просвещение», 2003 г.




  1. Рабочая тетрадь «Музыка» - 5 кл. Е.Д.Критская – Москва, «Просвещение», 2005 г.




  1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» - Москва, «Просвещение», 2003г.




  1. Авторская программа Е.Д.Критской «Музыка» 5-9 классы – Москва, «Просвещение», 2005г.




  1. Методическое пособие по музыке 5-6 классы. Е.Д.Критская – Москва, «Просвещение», 2005г.




  1. Электронный учебно-методический комплект по МХК. – ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ.


Список дополнительной литературы





  1. Сборники «Песни для детей» 1986 г. – 2007 г.




  1. «Я познаю мир» детская энциклопедия. Музыка. – Москва, «Аст», 2000 г.




  1. А.Кленов «Там, где музыка живет» - Москва, «Педагогика», 1996 г.




  1. Тетрадь-пособие Л.Назаровой «В мире звуков, слов, красок» - Саратов, «Добродея», 1998 г.


Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
180.4kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
123.65kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
170.07kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
431.83kb.
6 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
47.35kb.
1 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
107.49kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению в 8 классе
125.27kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для 11 «в» класса учителя Кудрявцевой Ю. В. Рассмотрено на заседании педагогического совета
152.77kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе
95.54kb.
1 стр.