Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ-СОШ №1 _________/Т.Ю.Агеева/ МОУ-СОШ №1 г. Аткарска __________/И.Ю.Тарасова/ Протокол № ______ _________/И.В.Салимзянова/ Приказ № _________ От _____________2011г. _____________________2011г. От _______________2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо музыке для учащихся 5 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № _____от «_____» ___________2011г. 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Тема первого полугодия «Музыка и литература». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс). Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы общеобразовательных школ: Музыка: 1-9 кл./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. Учебно-тематический план программы по музыке для 5 класса Тема I полугодия «Музыка и литература»
Тема II полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
Календарно-тематическое планирование
Содержание тем учебного курса Содержание музыкальных занятий в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы. Оно направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который, в свою очередь, способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания курса по-прежнему русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа. Одним из принципов подбора материала является принцип широких ассоциативных связей музыки с литературой и изобразительным искусством. 1 раздел «Музыка и литература» 16 часов. Основы музыкальной культуры. В этом разделе необходимо особое внимание уделить интонационному сходству и различию музыки и литературы. Для учащихся все более очевидным становится то общее, что роднит музыку и речь человека, не только разговорную, но и поэтическую и прозаическую. Чем больше для учащихся открывается значение речевой интонации, тем ярче и глубже воспринимается ими и музыкальная речь. Особенно это касается непрограммной музыки, в которой нет никаких других подсказок, кроме эмоционального смысла самой музыкальной интонации. Интонация является единым стержнем музыки и литературы. Рассматривая с учащимися связи музыки и литературы, необходимо опираться на знания, которые школьники получают на уроках литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Перед детьми раскрываются художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. В таких произведениях рассказывается о музыкантах, о чудотворной силе музыки и т.п. Необходимо так построить процесс общения ребенка с искусством, чтобы он в чужом узнал свое, понимая великую силу искусства. Опыт музыкально-творческой деятельности. Осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, как составной части народного действия; личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности; исполнения русских народных песен и песен других народов мира; распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном стиле; исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов; пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших широкое мировое признание; выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. 2 раздел «Музыка и изобразительное искусство» 18 часов. Основы музыкальной культуры. Задача этого раздела – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Необходимо использовать опыт общения школьников с произведениями изобразительного искусства на уроках ИЗО. Изучение материала этого раздела основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?» Взаимодействие музыки с изобразительным искусством наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства, народного творчества. Дети должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение – способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят. Работа направлена на формирование у учащихся ведущих умений: вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Опыт музыкально-творческой деятельности. Продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся; совершенствование выразительности звучания голоса, овладение приемами исполнения все более сложных в вокальном отношении сочинений, осознание нотной записи как средства воплощения художественной образности исполняемой музыки, пластическое интонирование. Этот раздел расширяет интонационно-жанровые, образно-стилевые представления (предпочтения) учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений и включения новых, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point. Список методической литературы
Список дополнительной литературы
Смотрите также: Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
180.4kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
123.65kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
170.07kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
431.83kb.
6 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
47.35kb.
1 стр.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа педагога Кулик Ларисы Егоровны, высшая категория
107.49kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению в 8 классе
125.27kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для 11 «в» класса учителя Кудрявцевой Ю. В. Рассмотрено на заседании педагогического совета
152.77kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе 95.54kb.
1 стр.
|