Главная
страница 1
СТРАТЕГИЯ

развития физической культуры и спорта в Томской области 
до 2015 года

Одобрено Коллегией Департамента по  молодежной политике,

физической культуре и спорту Администрации Томской области.

14 июля 2006 года
1. Введение

Важной составной частью социальной политики государства является развитие физической культуры и спорта. Основная ее цель состоит в эффективном использовании возможностей физической культуры и спорта (ФКиС) для оздоровления нации, воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни населения и достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Привлечение большинства населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической  мощи. О необходимости повышенного государственного внимания к вопросам формирования потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций Российская Федерация находится на 143-м месте в мире по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где реализуются стратегические программы в области физической культуры, показатель  ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с людьми незанимающимися спортом, люди активно и регулярно занимающиеся спортом в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим  тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом.  Как результат, люди активно занимающиеся спортом в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации в Томской области предложенной Стратегии развития массовой физической культуры и спорта будет бесспорен.

Несмотря на увеличение в последнее время бюджетного финансирования физической культуры и спорта, направленность и объем государственных и муниципальных расходов далеки от оптимальных. Так средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила  в 2005 году в Томской области 176 рублей, в Российской Федерации - 185 рублей, в то время как, например, в Великобритании  она составляет в рублевом эквиваленте около 2000 рублей.

Можно сделать вывод, что сегодня в Российской Федерации и Томской области имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры  и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:

- отсутствие устойчивой ориентации населения на здоровый образ жизни;

- недостаточные и неэффективные меры государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом по привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

- несоответствие уровня развития материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта, а также ее моральное и физическое старение;

- недостаточное количество высокопрофессиональных тренерских кадров, низкий уровень квалификации  работников отрасли физической культуры и спорта;

- отсутствие на государственном, региональном и муниципальном уровнях активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.

Преодолению указанных проблем в полной мере будет служить настоящая Стратегия. 

2. Характеристика ситуации, сложившейся в физкультурно-спортивной сфере Томской области 

С начала 90-х годов в Томской области стали проявляться неблагоприятные тенденции по снижению общих показателей состояния здоровья населения. В условиях неустойчивого развития экономики серьезную опасность для  здоровья граждан стали представлять наркомания, алкоголизм и табакокурение. Но, наряду с этими причинами, существенное негативное воздействие оказывает снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие у наших сограждан потребностей и возможностей полноценно заниматься физической культурой и спортом.

Общая ситуация сегодняшнего состояния физической культуры и спорта в Томской области характеризуется следующими факторами.

1. Невысокий процент занимающихся физической культурой и спортом, который составляет 9,2 % от общего количества жителей области. По России этот показатель чуть больше 12%,  в экономически развитых странах мира он достигает 40-50 %.

Платная система физкультурно-оздоровительных услуг и отсутствие контроля над их стоимостью делает учреждения физической культуры и спорта недоступными для многих граждан, что усугубляет отсутствие интересов и потребностей у большинства людей заниматься физической культурой и спортом в свободное время, в том числе 
самостоятельно.

Зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, 


исключительно высока.

2. Сокращение в Томской области числа спортивных сооружений, в том числе по месту жительства и отдыха населения.

В 90-е годы многие предприятия Томской области в процессе приватизации или под предлогом невозможности содержания спортивных объектов продали их либо перепрофилировали. Лишь в последние 2-3 года в области начались активные работы по ремонту и реконструкции существующих спортивных сооружений, приступили к строительству новых спортивных объектов (см. Таблица 1). Однако объем проводимых работ недостаточен.

Серьезной проблемой продолжает оставаться отсутствие современных спортивных сооружений для занятий физической культурой по месту жительства. Повсеместно, особенно в г. Томске, возводятся новые здания и микрорайоны, но спортивные сооружения для занятий детей и взрослого населения не строятся.

Одновременно в Томской области ощущается явный недостаток современных технически оснащенных спортивных сооружений, в которых могли бы заниматься как учащиеся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), так и ведущие томские спортсмены при подготовке к важнейшим всероссийским и международным соревнованиям, в том числе Олимпийским играм. 
Наличие спортивных сооружений в Томской области

Таблица 1



Наименование спортивных сооружений

1998

2002

2005

всего

в сельской местности

всего

в сельской местности

всего

в сельской местности

Спортивные сооружения

963

446

1 001

455

1 034

481

Стадионы

19

7

19

7

19

7

Плоскостные сооружения

424

178

445

184

463

206

Спортивные залы

412

208

430

212

443

216

Бассейны

18

1

17

1

17

1

Лыжные базы

34

17

34

16

38

20

Стрелковые сооружения

56

35

56

35

54

31

 

Следует отметить, что в Томской области в целом имеет место низкая обеспеченность спортивными сооружениями по сравнению с государственными нормативами (см. Таблица 2).


Обеспеченность спортивными сооружениями в Томской области на 01.01.2006

Таблица 2 



Наименование спортивных сооружений

Численность населения на 2006 г.

(человек)



Нормативная площадь спортсооружений

(тыс.кв.м)



Фактическая площадь спортсооружений

(тыс. кв.м.)



Процент обеспеченности

Бассейны

1 034 132

77,5599

3,7670

5 %

Спортивные залы

1 034 132

361,9077

123,9590

34 %

Плоскостные сооружения

1 034 132

2 016,5574

494,4424

25 %

 

Численность населения на 2006 г.

(человек)



Нормативная единовременная

пропускная способность



Фактическая единовременная пропускная способность

Уровень обеспеченности

 
Все спортивные сооружения области

 
1 034 132

 
196 485

 
33 722

 
17 %

 

Томская область имеет самые слабые показатели развития физической культуры и спорта среди соседних регионов Сибирского федерального округа  (см. Таблица 3) и очень низкое - 43 место в  рейтинге Росспорта.  


Сравнительные показатели развития физической культуры и спорта в Сибирском

федеральном округе в разрезе субъектов за 2006 год

Таблица 3

Субъект РФ

Спортивные сооружения

% от норматива ЕПС (единоврем. пропускная способность)

Численность      занимающихся

ФКиС


Подготовлено спортсменов-разрядников

Республика Бурятия

1533

22,4%

96205 

10,0%


16197   

Иркутская область

2835

14,6%

223321

9,3%


9487

Алтайский

край


5114

30%

286212

11,3%


26338

Красноярский  край

5151

21,5%

278885

9,8%


27527 

Кемеровская область

3664

17,6%

360328    36,4%

39697    

Новосибирская область

3439

16,8%

379208    14,3%

25956     

Омская область

4411

28,6%

247265

12,2%


13501

Читинская область

2392

29,6%

154044

14,6%


7908  

Томская     область 

1230 

17%

95567

9,2%


5757

3. Необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере физической культуры и спорта.

Существующая законодательная и нормативная база в Томской области не позволяет обеспечить полноценное функционирование и развитие физической культуры и спорта высших достижений. Закон «О физической культуре и спорте в Томской области» был принят в 1997 году и в современных социально-экономических условиях для его более интенсивного развития отрасли подготовлена его новая редакция. Явные пробелы  в нормативно-правовом обеспечении физкультурно-спортивной и оздоровительной  деятельности продолжают иметь место в муниципальных образованиях и сельских поселениях. Местные органы власти не уделяют должного внимания развитию массовой ФКиС и подготовке спортивного резерва.

4. Слабая физкультурно-спортивная и оздоровительная работа с населением по месту жительства.

В стране все более обостряется проблема курения, стремительно увеличивается удельный вес курящего населения. Сегодня каждый восьмой россиянин зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением. Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ.

В настоящее время физическая культура на всех уровнях деятельности человека является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также высокоэффективным средством профилактики асоциальных явлений.

Другие причины, обуславливающие интерес общества к систематическим занятиям ФКиС, носят чисто экономический характер: быть здоровым, физически развитым и способным переносить большие психологические нагрузки в условиях рыночной экономики не просто выгодно, но чрезвычайно выгодно. Здоровый образ жизни, постоянная двигательная нагрузка, борьба с гиподинамией – непременные атрибуты, присущие большинству представителей среднего класса, который в свою очередь является основой гражданского общества в демократических государствах.

Неудовлетворительное состояние системы физической культуры по месту жительства во многом определяется отсутствием штатных единиц специалистов по физической культуре и спорту, работающих с населением по месту жительства, что особенно сказывается на физкультурно-оздоровительной работе в сельской местности.

5. Отсутствие условий по подготовке спортсменов высокого класса.

Спорт высших достижений, в первую очередь представленный в Олимпийском движении, давно стал важным элементом международной политики. Государственные приоритеты в развитии именно «олимпийских» видов спорта понятны и обоснованы. Такое же внимание уделяется в последнее время Параолимпийскому движению, что особо указано Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

Но реализация отмеченных государственных интересов не может быть в полной мере возложена только на федеральный центр, так как основной процесс подготовки и воспитания «олимпийского резерва» все же сосредоточен в регионах РФ. Субъекты федерации обязаны уделять постоянное и серьезное внимание как подготовке «олимпийцев», так и качественному резерву для сборных команд России.

6. Отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, недостаточные условия для развития детско-юношеского спорта.

На сегодняшний день недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых недостаточная материально-техническая база или ее отсутствие, дефицит спортивного инвентаря, оборудования, финансовых средств для участия в соревнованиях и проведения учебно-тренировочных сборов, несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

Существенной проблемой в образовательных учреждениях Томской области является крайне слабая оздоровительная работа с учащимися, освобожденными по состоянию здоровья от занятий физической культурой. На сегодняшний день этот контингент учащихся доходит до 40 % от общего состава школьников. Несмотря на то, что в последние годы в некоторых школах Томской области началась организация учебной работы по ФК с учащимися с ослабленным здоровьем, требуется ее усиление.

7. Трудности в своем развитии продолжает испытывать студенческий спорт.

Учитывая то, что студенчество составляет около 100 тыс. человек, можно с уверенностью сказать, что оно является доминантной социально-демографической группой населения г. Томска.

Студенческий этап в жизни каждого человека является решающим для его практического жизненного пути. Этот период характеризуется завершением базового профессионального образования, формированием определяющих психофизиологических качеств личности, позиционированием своей роли в обществе, на этот отрезок времени приходятся максимальные спортивные достижения.

Современное студенчество в ближайшем будущем станет основной движущей силой социально-экономического развития нашего государства. Морально-нравственные ценности, приобретаемые в процессе занятий ФКиС, формируют социально-активную личность, способную решать самые сложные задачи становления российского демократического общества.

Существовавшая стройная система студенческого спорта была разрушена еще в годы «перестройки» и нуждается в скорейшем воссоздании на новом этапе развития. Поэтому студенческому спорту следует уделять особое внимание.

8. Недостаточная работа по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.

Приобщение населения к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения. Следует создать региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным разделам отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемым на конкурсной основе средствам массовой информации. Пропаганда физической культуры должна быть адресована непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении фазы активной жизнедеятельности, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.

Задача средств информации - повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных  занятий.

Пропаганда физической культуры должна способствовать повышению престижности разносторонней физической подготовки человека и его умения владеть своим телом, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на последних научных исследованиях и открытиях.

Одно из важных направлений развития физической культуры и массового спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующим культ насилия и жестокости.

9. Отсутствие устойчивой мотивации и материальной заинтересованности специалистов высокой квалификации, в том числе молодых специалистов, работать в отрасли физической культуры и спорта.

В последние годы в нашей области значительно снизился кадровый потенциал сферы физической культуры и спорта, особенно это коснулось учителей общеобразовательных школ и тренеров ДЮСШ. Данная проблема возникла в связи с низким уровнем доходов специалистов, работающих в сфере образования. Средняя заработная плата указанных категорий по Томской области не превышает 6000 рублей в месяц против 10250 рублей в целом по области. Одним из важнейших оценочных показателей эффективности деятельности органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта, установленным федеральным центром, является процентное отношение среднемесячной номинальной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Томской области.  По итогам 2006 года этот показатель составляет 56,1%, что является наихудшим (!!!) во всей бюджетной структуре Томской области.

Молодые специалисты, в первую очередь мужчины, в связи с невысокой оплатой труда и невозможностью получить или приобрести жилье для своей семьи, увольнялись и переходили работать в другие сферы деятельности. На сегодняшний день средний возраст преподавательского и тренерского состава физической культуры и спорта в Томской области составляет в районе 50 лет. Старение штатных работников – это не единственная проблема в кадровом обеспечении отрасли в Томской области.

Другая не менее важная проблема – недостаточный уровень знаний у учителей и тренеров современных методик, технологий и подходов для ведения образовательного процесса с учащимися. Многие учителя, преподаватели и тренеры физической культуры и спорта в Томской области не проходили переподготовку либо курсы повышения квалификации высокого уровня, т.е. в ведущих российских, зарубежных центрах, либо в вузах, в крайнем случае – организованных в г. Томске курсах повышения квалификации с приглашением ведущих специалистов отрасли из других регионов России. 

Третьей, не менее важной проблемой является недостаточная квалификация кадров физической культуры и спорта, подготавливаемых в Томской области. До 2005 года более 50 лет в Томской области единственным высшим образовательным учреждением по подготовке специалистов физической культуры и спорта являлся факультет физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета. Для области одного образовательного учреждения по подготовке специалистов высокого уровня не достаточно, тем более что ТГПУ готовит только учителей и педагогов по физической культуре, подготовка специалистов  и тренеров по физической культуре и спорту в Томской области практически отсутствует. В свою очередь, движущей силой в решении проблемы кадрового обеспечения в Томской области может явиться конкуренция. Необходимо отметить, что в 2005 году в Томском государственном университете открыта специальность «Физическая культура и спорт» с квалификацией «специалист по физической культуре и спорту». В то же время для решения проблемы кадрового обеспечения необходимо открывать новые направления в специальности «Физическая культура и спорт» в других высших учебных заведениях г.Томска.

10. Отсутствие системного подхода к организации физкультурно-оздоровительной работы с  инвалидами.

Серьезное внимание в нашей стране в последние годы уделяется работе по вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Спортсмены-инвалиды принимают участие во многих международных соревнованиях, в том числе в Параолимпийских играх. Проблема социально-психологической и физической реабилитации, спортивной подготовки и возврат к трудовой деятельности инвалидов – эта проблема всего общества. В Томской области этой проблеме пока не уделяется достаточного внимания.

На сегодняшний день в Томской области проживает порядка 55 тысяч инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Из них в спортивных клубах и школах физической культурой и спортом регулярно занимается 1150 человек, что составляет 2 % от общего числа. Малый процент инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями, занимающихся ФКиС в Томской области, обусловлен следующими причинами:

- отсутствием в спортивных сооружениях условий для занятий ФКиС инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями;

- недостаточным количеством секций в спортивных школах и клубах, где имели бы возможность заниматься инвалиды и лица с ограниченными физическими возможностями;

- отсутствием единой системы в организации занятий физической культурой и спортом для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями.

11. Слабое взаимодействие органов управления ФКиС с  негосударственным сектором организаций, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги.

Мировое сообщество признало нашу страну государством с рыночной экономикой. Рыночные отношения повсеместно вошли не только в промышленность, торговлю, но и в социальную сферу. Предприниматели все чаще проявляют интерес к организации платных услуг физкультурно-спортивного профиля населению, как весьма привлекательному и рентабельному бизнесу.

Практически во всех муниципальных образованиях Томской области десятки клубов по шейпингу, фитнесу, атлетизму, восточным единоборствам, туризму, теннису объединяют тысячи любителей здорового образа жизни. В этих структурах на постоянной основе трудятся сотни специалистов спорта. Поэтому конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество между органами управления физической культуры и спорта на местах и негосударственным сектором, представляющим спортивно-оздоровительные услуги населению крайне актуально. К сожалению, на сегодняшний момент отсутствуют нормативно-правовые и организационные основы такого сотрудничества.

12. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются не только превентивным средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального и противоправного поведения молодежи, и  в частности, распространения наркомании. Физкультурно-спортивная профилактическая деятельность должна предусматривать проведение активных профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей, подростков и молодежи социально-нормативного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;

- формирование личной позиции и активности в достижении спортивных результатов, успешного и ответственного поведения в борьбе за спортивные показатели, как личные, так и командные;

- внедрение в спортивно-педагогической среде инновационных спортивных технологий, обеспечивающих освоение ценностей физической культуры и спортивного стиля жизни;

- развитие эффективных форм и способов организации и проведения позитивно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности.

Работа, проводимая в этом направлении в Томской области, не отличается системностью и результативностью. Это сказывается в конечном итоге и  на росте числа несовершеннолетних наркоманов, и на том факте, что Томская область входит в шестерку регионов Российской Федерации, лидирующих по этому печальному показателю.



Очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Томской области требует комплексного и системного подхода как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания оптимальных условий для регулярных занятий физической культурой, без которых негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией еще более усугубится. В этой связи разработка Стратегии является оптимальным решением проблемы в условиях  реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

3. Цель и задачи Стратегии

Настоящая Стратегия является основой для разработки комплекса 


мероприятий по развитию физической культуры и спорта в Томской области, предусматривающих объединение усилий органов исполнительной власти, местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.

3.1. Основными целями предложенной Стратегии являются:

-  достижение к 2015 году высокого, то есть максимально близкого к 30, процента населения Томской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом;

- здоровая молодежь, способная к эффективному производительному труду в приоритетных секторах экономики;

- низкий уровень криминализации в молодежной среде;

- высокие результаты спортсменов Томской области на Всероссийских и международных соревнованиях и Олимпийских играх.

Инструментом реализации предложенной Стратегии является совершенствование общественных отношений в сфере физической культуры и спорта Томской области на основе развития нормативно-правовой базы, инфраструктуры и кадрового потенциала отрасли.  Регулирование государственными и муниципальными органами управления общественных отношений в сфере физической культуры и спорта должно стимулировать: гармоничное развитие личности, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности у каждого человека в собственном  физическом и нравственном совершенствовании. 


Это может быть достигнуто путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение отношения людей к занятиям физической культурой и спортом, оказывающей положительное воздействие на состояние здоровья населения Томской области.

3.2. Основными  задачами развития физической культуры и спорта в  Томской области являются:

3.2.1.  Предоставление гражданам Томской области равных условий и возможностей для занятий ФКиС независимо от их доходов и благосостояния.

3.2.2.  Формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях ФКиС и навыков здорового образа жизни.

3.2.3. Развитие нормативной правовой базы управления физической культурой и спортом в области.

3.2.4. Организация эффективной оздоровительной и профилактической работы с детьми, подростками, молодежью.    

3.2.5.   Внедрение физической культуры и спорта в режим учёбы, труда и отдыха

различных социально-демографических групп населения.

3.2.6.  Создание условий для широкого доступа детей инвалидов к занятиям ФКиС с учетом ограниченных возможностей по состоянию здоровья.

3.2.7. Разработка и широкое использование новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

3.2.8. Создание сети современных, технически оснащенных, спортивных сооружений, предназначенных для занятий физической культурой и спортом населения области.

3.2.9. Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и организации учебно-тренировочного процесса сборных команд области, а также  проведения физкультурно-массовых мероприятий.

3.2.10. Повышение квалификации работников физической культуры и спорта.

3.2.11. Привлечение внебюджетных средств и инвестиций в сферу физической культуры и спорта.

4. Основные принципы и меры по реализации Стратегии

4.1. В целях успешной реализации Стратегии необходимо руководствоваться следующими принципами:

4.1.1. Непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности.   

4.1.2. Консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.

4.1.3. Дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию ФКиС с учетом специфики и целевой установки на развитие: массовой физической культуры (спорт для всех), спорта высших достижений (олимпийский спорт), профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт).

4.1.4. Использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития ФКиС и формирования здорового образа жизни с учетом необходимости выявления факторов, сдерживающих темпы их развития в Томской области.

4.1.5. Открытости системы ФКиС для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, видов спорта и упражнений, форм организации соревнований и образования населения.

4.2. Первоочередные меры для реализации Стратегии:

4.2.1. Создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп населения, в том числе инвалидов, в регулярные занятия ФКиС, подготовкой спортсменов высокого класса.

4.2.2. Обеспечение межведомственного  и многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха населения, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого является ФКиС.

4.2.3. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, направленной на вовлечение населения в активные занятия ФКиС на всех этапах жизнедеятельности человека.

4.2.4. Обеспечение минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области ФКиС для социально незащищенных категорий и групп населения, а также инвалидов.



5. Основные направления деятельности по развитию Стратегии

Для реализации поставленных целей и задач по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Томской области основными направлениями являются:



5.1. Совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта.

Совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов субъекта, муниципальных образований, направленных на развитие отрасли физической культуры и спорта в Томской области в целом. В первую очередь, необходимо:

5.1.1. Разработать новую редакцию Закона Томской области «О физической культуре и спорте в Томской области».

5.1.2. Утвердить нормативную базу по созданию условий для развития детско-юношеского спорта в Томской области, включающую нормативы по обеспечению учебно-тренировочного процесса в расчете на одного обучающегося в зависимости от этапа обучения (спортивный инвентарь, учебно-тренировочные сборы, участие в соревнованиях).

5.1.3. Утвердить нормативную базу о наличии, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений в Томской области.

5.1.4. Разработать и утвердить условия по развитию спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Томской области.

5.1.5. Разработать и утвердить Положение об аккредитации областными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом  Томской области общественных объединений спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности.

5.1.6.  Разработать и принять отдельные нормативные документы:

- по областной целевой Программе «Развитие физической культуры и спорта в Томской области»;

- по организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с населением Томской области по месту жительства;

- по созданию благоприятных инвестиционных условий в отрасль физической культуры и спорта в Томской области;

- по созданию необходимых и благоприятных условий, направленных на подготовку спортивного резерва и спортсменов-членов сборных команд России для участия в Олимпийских и Параолимпийских играх и ответственных международных соревнованиях;

- по обеспечению необходимых условий для закрепления молодых специалистов, особенно в сельской местности;

- по стимулированию эффективной работы учителей, специалистов, тренеров физической культуры и спорта в зависимости от результатов их трудовой деятельности

5.1.7. Организовать тесное взаимодействие  с представительными органами местного самоуправления в части развития и совершенствования местной нормативной правовой базы ФКиС.

5.2. Развитие и укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта.

В условиях недостаточной обеспеченности спортивными сооружениями, фактический уровень которой в Томской области составляет 17 % от нормативной потребности, основными принципами Стратегии укрепления материально-технической базы ФКиС должны стать:

5.2.1. Включение объектов Томской области в федеральные программы строительства и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

5.2.2. Разработка и реализация областных и муниципальных программ по строительству и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

5.2.3. Принятие областных и муниципальных программ по укреплению материальной базы детско-юношеского спорта.

5.2.4. Разработка комплекса организационно-правовых мер по созданию условий для развития негосударственной физкультурно-спортивной инфраструктуры.



5.3. Качественное кадровое обеспечение физической культуры и спорта.

Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта в Томской области, формирования у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижения нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеет качество профессиональной подготовки специалистов.

Для решения проблем по кадровому обеспечению отрасли физической культуры и спорта в Томской области необходимо:

5.3.1. Организовать курсы переподготовки и курсы повышения квалификации работников  физической культуры и спорта в Томской области с приглашением ведущих специалистов Российской Федерации и зарубежных специалистов.

5.3.2. Организовать систему переподготовки, повышения квалификации для перспективных и ведущих тренеров Томской области по различным видам спорта в межрегиональных центрах олимпийской подготовки или вузах Российской Федерации, либо за рубежом.

5.3.3. Открыть в вузах г. Томска новые направления по специальности «Физическая культура и спорт», такие, как: тренер по виду спорта, менеджмент физической культуры и спорта, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, лечебная физическая культура и др.

5.3.4. Ввести должности специалистов физической культуры и спорта в штатные расписания органов управления общего образования муниципальных районов и Управления начального профессионального образования Томской области в  рамках организации и контроля за качеством образовательного процесса по физической культуре и спорту  в образовательных учреждениях Томской области

5.4. Подготовка спортсменов высокого класса для участия в Олимпийских играх и международных соревнованиях 

Для качественной подготовки спортсменов Томской области - членов сборных команд России следует:

5.4.1. Открыть государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томское областное училище олимпийского резерва».

5.4.2. Создать региональные центры олимпийской подготовки по приоритетным видам спорта.

5.4.3. Совершенствовать практику материального и морального стимулирования спортсменов и тренеров за достижение высоких спортивных результатов.

5.4.4. Создать условия для обучения в вузах ведущих спортсменов, членов сборных команд Томской области.

5.4.5. Увеличить число учащихся Томской областной Школы высшего спортивного мастерства (включение всех членов и кандидатов в сборные команд России по видам спорта в т.ч. молодежных, юношеских составов).

5.4.6. Обеспечить проведение полноценного учебно-тренировочного процесса учащихся Школы высшего спортивного мастерства (проведение учебно-тренировочных сборов, участие в соревнованиях, обеспечение спортивным инвентарем, фармакологическими препаратами).

5.4.7. Создать областной Олимпийский совет.

5.5. Развитие массовой физической культуры.

Для развития массовой физической культуры в Томской области, увеличения численности регулярно занимающихся спортом к 2015 году до 30% от общего количества жителей области, предлагается реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для занятий ФКиС по месту жительства:

5.5.1.   Строительство универсальных игровых площадок с деревянным покрытием (40х20), хоккейных кортов, катков для массового катания и освещенных лыжных трасс.

5.5.2.   Выделение ставок инструкторов по физической культуре для организации работы с населением на объектах спортивной инфраструктуры в жилых микрорайонах и сельских поселениях.

5.5.3.   Включение специалистов спорта в состав муниципальных экспертных комиссий по отводу земельных участков для строительства.

5.5.4. Обременение строительства новых жилых домов созданием качественной инфраструктуры спорта.

5.5.5. Создание системы проведения массовых соревнований для детей и юношества по игровым видам спорта.

5.5.6. Развитие системы спортивно-оздоровительного туризма, в т.ч. строительство туристских баз с инфраструктурой спорта для недорогого семейного отдыха.

5.5.7. Предоставление возможностей для занятий спортом студентам, молодежи и малообеспеченным гражданам в платных группах на льготных условиях (снижение размера оплаты физкультурно-оздоровительных услуг).

5.5.8.   Поддержка ветеранского спортивного движения.

5.5.9. Активизация работы общественных организаций по видам спорта (федераций) по проведению массовых физкультурных мероприятий и спортивных соревнований в стиле «шоу».

5.6. Развитие детско-юношеского спорта и совершенствование физического воспитания в образовательных учреждениях Томской области.

Для развития детско-юношеского спорта и совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях Томской области необходимо:

5.6.1. Принять на территории Томской области отраслевую систему оплаты труда, позволяющую увеличить заработную плату тренерам-преподавателям, методистам и руководящим работникам учреждений спортивной направленности.

5.6.2. Разработать областную программу развития и укрепления специализированных детско-юношеских  школ олимпийского резерва.

5.6.3. Создать на базе общеобразовательных учреждений комплексные физкультурно-спортивные центры.

5.6.4. Ввести в практику создание Попечительских советов спортивно-образовательных учреждений.

5.6.5. Организовать учебный процесс по физической культуре в общеобразовательных школах и профессиональных училищах Томской области с учащимися, освобожденными по состоянию здоровья.

5.6.6. Организовать курсы повышения квалификации и переподготовку специалистов по физической культуре, для осуществления образовательного процесса в учебных специальных медицинских группах у учащихся с ослабленным здоровьем.       



5.7. Информационно-пропагандистская и просветительно-образовательная работа с населением.

Для достижения значимых результатов требуются конкретные шаги:

5.7.1. Увеличение объема спортивной информации в печатных и электронных СМИ, постепенное расширение направленности журналистики от хроникальной до нравственно-аналитической.

5.7.2. Оборудование стационарных рекламных мест для социальной рекламы по пропаганде спорта возле спортивных сооружений, учреждений общего и  начального профессионального образования.

5.7.3. Организация системы тематических конкурсов (публицистика, фотоматериалы, телепередачи) среди спортивных журналистов Томской области.

5.7.4. Приглашение в Томскую область знаменитых спортсменов и тренеров, организация мастер - классов и творческих встреч с учащимися детско-юношеских спортивных школ, спортивной общественностью.

5.7.5. Создание серии телевизионных передач под рубриками «Сердца, отданные спорту», «Звезды томского спорта».

5.7.6. Проведение ежегодной региональной (межрегиональной) научно-практической конференции по ФКиС с обсуждением проблем пропаганды здорового образа жизни.   

5.7.7.  Привлечение ветеранов спорта для пропаганды  физической культуры среди подрастающего поколения.

5.8. Развитие студенческого спорта.

Для развития студенческого спорта в Томской области необходимо:

5.8.1. Создание управленческой структуры, курирующей вопросы студенческого спорта.

5.8.2. Создание условий для реализации потенциальных возможностей студентов-спортсменов в спорте высших достижений.

5.8.3. Организация поддержки ведущих спортивных студенческих команд.

5.8.4. Осуществление мер по повышению качества занятий в специальных медицинских группах.

5.8.5. Укрепление материальной базы студенческого спорта.

5.8.6. Создание в ВУЗах факультетов спортивной направленности.

5.8.7. Организация участия студенческих сборных команд Томской области по видам спорта во Всероссийской универсиаде.

5.8.8. Увеличение числа всероссийских спортивных мероприятий, проводимых на территории Томской области. 

5.9. Развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями

На территории Томской области следует создать гарантированную систему мер социальной поддержки и реабилитации лицам с ограниченными физическими возможностями средствами физической культуры и спорта. Для этого необходимо реализовать следующие меры:

5.9.1. Провести реконструкцию отдельных спортивных сооружений для доступности в занятиях ФКиС спортсменам-инвалидам.

5.9.2. Создать областную федерацию инвалидов-спортсменов

5.9.3. Разработать и включить в систему дополнительного образования детей Томской области спортивные отделения для занятий детей-инвалидов;

5.9.4.  Включить в Положение о Губернаторской стипендии спортсменам Томской области раздел о выделении стипендий спортсменам-инвалидам.



5.10. Организация сотрудничества между органами управления физической культуры и спорта Томской области и негосударственными организациями физкультурно-спортивной направленности.

5.10.1. Создание областного и муниципальных реестров негосударственных организаций физкультурно-спортивной направленности в Томской области.

5.10.2. Проведение государственными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом ежегодных консультативных семинаров для руководителей и специалистов коммерческого сектора ФКиС.

5.10.3. Принятие программы содействия расширению охвата населения услугами  негосударственных организаций спортивно-оздоровительной направленности.



5.11. Использование средств физической культуры и спорта в профилактике алкоголизма, наркомании и преступности.

5.11.1. Создание новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной  деятельности.

5.11.2.  Разработка инновационных проектов, методик и программ физкультурно-спортивного профиля на основе педагогического взаимодействия  различных сфер деятельности.

5.11.3.  Осуществление взаимодействия со всеми организациями, занимающимися досуговой деятельностью среди молодежи.

5.11.4. Подготовка методических материалов и обобщение передового опыта по использованию средств физической культуры и спорта в профилактике девиантного и противоправного поведения в подростковой и молодежной среде.

5.11.5.  Разработка технологий использования средств физической культуры и спорта в реабилитации людей с алкогольной и  наркотической зависимостью.

5.11.6. Разработка совместно с УВД Томской области программы физкультурно-профилактической работы с трудновоспитуемыми подростками.

6. Механизм реализации Стратегии

После принятия Стратегии государственный заказчик-координатор разрабатывает План мероприятий, в котором обозначаются методы, формы и технологии реализации Стратегии, в том числе:

6.1. Разработка областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Томской области» на период до 2015 года

6.2. Принятие нормативных  правовых актов, направленных на развитие отрасли ФКиС.

6.3. Разработка порядка формирования организационно-финансового механизма Плана мероприятий Стратегии.

6.4. Разработка механизма корректировки Плана мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Стратегии;

6.5. Разработка порядка обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Стратегии и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

6.6. Проведение мониторинга физической подготовленности и физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи.

Контроль за ходом реализации Стратегии предлагается возложить на координационный Совет Администрации Томской области по развитию ФКиС.

7. Результаты и индикаторы реализации Стратегии развития физической культуры и спорта

7.1.Реализация Стратегии позволит:

7.1.1. Улучшить физическое состояние населения, заложить основы формирования здорового и гармонично развитого поколения.

7.1.2. Привлечь к массовым занятиям ФКиС различные категории населения.

7.1.3. Усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого класса, создать условия для их успешного выступления на международной арене.

7.1.4. Использовать ФКиС для социальной и физической адаптации инвалидов.

7.1.5. Повысить роль средств массовой информации  в развитии ФКиС, а также в формировании здорового образа жизни.

7.2. Основными индикаторами реализации Стратегии являются:

7.2.1. Удельный вес населения Томской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом.

7.2.2. Показатели спортивного мастерства (число подготовленных спортсменов высокой квалификации – мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, членов сборных команд России по видам спорта, призеров всероссийских и международных соревнований).

7.2.3.   Показатели нормативной обеспеченности спортивными сооружениями.

7.2.4. Число тренеров-преподавателей высшей категории физкультурно-спортивных организаций.

7.2.5. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Томской области.

7.2.6. Показатели обеспеченности учебно-тренировочного процесса учреждений дополнительного образования спортивной направленности (расходы на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, в процентах к общему объему финансирования учреждения).

 Количественные значения перечисленных показателей  на среднесрочный период  и целевые значения на 2015 год представлены в Таблице 4 
 

Количественные показатели индикаторов реализации

Стратегии развития физической культуры и спорта в Томской области до 2015 года

Таблица 4



Показатели 

2006 год

2010 год

2015 год

Удельный вес населения Томской  области, систематически занимающегося ФКиС (в процентах)

9,2%

14%

19%

Число подготовленных мастеров   спорта и мастеров спорта международного класса

70

75

85

Число членов сборных команд Российской Федерации по видам спорта

65  

65

80

Количество призеров   всероссийских и международных соревнований

506

590 

635

Количество тренеровпреподава-телей высшей категории физкультурно-спортивных организаций и учреждений

182

210   

252

Отношение среднемесячной  номинальной начисленной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Томской области (в процентах)

56,1%

75%

100%

Обеспеченность населения Томской области спортивными  сооружениями (в процентах от государственных нормативов)

 

 

 

-  бассейны  

5%

7%

8%

-  спортивные залы  

34%

37%

45%

-  плоскостные сооружения

25%

27%

30%

Уровень фактической единовременной пропускной способности спортсооружений Томской области  (в процентах от нормативной обеспеченности

17%

19%

22% 


8. Анализ возможных рисков и ресурсных возможностей органов власти, связанных с реализацией  целей и задач  Стратегии

В процессе реализации Стратегии основными рисками, препятствующими достижению поставленных целей и задач, являются следующие:

- негативные изменения демографической ситуации;

- стихийные природно-экологические катастрофы;

- низкий уровень социально-бытовых условий  спортсменов и тренеров;

- просчеты в планировании и организации учебно-тренировочного процесса;

- реорганизация или ликвидация физкультурно-спортивных учреждений, обеспечивающих      подготовку  спортивного резерва  и спортсменов высшего класса;

- травмы или заболевания спортсменов или тренеров;

- изменение запланированных сроков или отмена проведения соревнований из-за негативных  погодно-климатических явлений;

- отсутствие поступательных шагов органов государственной власти и местного самоуправления  по динамичному развитию материальной базы физической культуры и спорта в Томской области, в первую очередь в части строительства новых, современных и социально-значимых объектов как в городе Томске, так и в остальных муниципальных образованиях области;

- низкий уровень финансирования  физической культуры и спорта из областного и муниципальных бюджетов.

Снижение показателя «Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом»  возможно, во-первых, в связи с уменьшением доли  детского населения и населения трудоспособного возраста в общей численности населения, а во-вторых, по причине неблагоприятных погодных условий, так как занятия спортивных групп и большинство физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий проходят на открытых площадках.

Низкий уровень социально-бытовых условий вынуждают спортсменов и тренеров искать более выгодные предложения и приводят, в основном, к переезду их в другие регионы и территории.

Просчеты администраций учреждений и тренеров – преподавателей в планировании и организации учебно-тренировочного процесса приводят к недостаточно высоким спортивным результатам спортсменов на основных соревнованиях.

Реорганизация учреждений физкультурно-спортивной направленности также отрицательно сказывается на результатах спортсменов, т.к. меняется психологический климат  в коллективе учреждения и условия проведения учебно-тренировочного процесса.

Но основными внешними рисками в реализации данной Стратегии будут являться:



- отсутствие надлежащего финансирования ФКиС из областного и муниципальных бюджетов - низкие темпы развития в Томской области современной спортивной инфраструктуры.

Приглашаем Вас высказать свое мнение о проекте Стратегии развития физической культуры и спорта в Томской области до 2015 года 

Отзывы с пометой «стратегия» можно отправить по электронному адресу depms@tomsk.gov.ru


Смотрите также:
Стратегия развития физической культуры и спорта в Томской области до 2015 года
366.27kb.
1 стр.
Достижения в области физической культуры и спорта 2013 года
23.44kb.
1 стр.
Справк а об итогах выполнения долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Новгородской области на 2011-2015 годы» за 2011 год
107.38kb.
1 стр.
Программа развития физической культуры, спорта,туризма и здорового образа жизни на 2011- 2015 годы
33.66kb.
1 стр.
Отчет управления туризма, физической культуры и спорта Южно-Казахстанской области о проделанной работе за 1-квартал 2010 года
70.27kb.
1 стр.
Стратегический план Управления туризма, физической культуры и спорта Алматинской области на 2011 – 2015 годы Раздел І. Миссия и видение Миссия
889.72kb.
6 стр.
Информация об итогах развития физической культуры и спорта в Алтайском крае в 2011 году и задачах на 2012 год
227.03kb.
1 стр.
М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в
129.33kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга об основах политики санкт-петербурга в области физической культуры и спорта
135.65kb.
1 стр.
Информация комитета Ставропольского края по физической культуре и спорту об основных итогах реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года за 2009 год и задачах на 2010 год
96.94kb.
1 стр.
Информация о реализации на территории Курганской области государственной политики в сфере развития адаптивной физической культуры и спорта среди людей
92.2kb.
1 стр.
Проект концепция развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года Общие положения
292.62kb.
1 стр.