Главная
страница 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

ВНЕДРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «ТРИЕДИНСТВО ЯЗЫКОВ»

В ВУЗЫ РК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Алматы «Кдзак; университет!» 2012

Рекомендовано к изданию Учебно-методической секцией по гуманитарным и естественнонаучным специальностям Республиканского учебно-методического совета высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (протокол № 2 от 8 июня 2012 г.)
Редакционная коллегия:

доктор технических наук, профессор Г.М. Мутанов доктор физико-математических наук, профессор У.С. Абдибеков доктор философских наук, профессор А. С. Сыргакбаева



Внедрение культурного проекта «Триединство языков» в вуз РК: проблемы и решения / под ред. Г.М. Мутанова, У.С. Абдибека А.С. Сыргакбаевой. - Алматы: Казак университет!, 2012. - 178 с.

ISBN 978-601-247-555-5

В сборнике рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в процессе внедре вузы РК культурного проекта Н.А. Назарбаева «Триединство языков», обсуждены н подходы к подготовке полиязычных специалистов по приоритетным отраслям жон и образования.

Издание адресовано руководителям системы образования, профессорско-пр вательскому составу и всем тем, кто интересуется актуальными проблемами совреме образования.

ISBN 978-601-247-555-5 © КазНУ им. аль-Фараби|



Попова Н.В., Тулеубаева Б. Б.

Обучение чтению текстов на иностранном языке 137



Рыскеева Б.Д., Бекалаева А.О., Алмабаева Г.Б.

Понимание естественной речи на иностранном языке на уровнях

«intermediate» и «иррег-intermediate» 141

Савенкова И.В., Ахметова Т.А.

Опыт проведения бинарных занятий в высшей школе (на примере

интеграции дисциплин «дендрология» и «казахский язык») 147

Silantyeva Y.

Cognitive approach to translation studies 153



Тастемирова Б.И., Жаутикбаева A.A.

Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку 159



Ттеугабылова 3., Акимбекова М.

Шет тигш уйрену багдарламасын уялы телефон аркылы игеру:тэж1рибе жэне нэтиже 162



Торманов Н., Толеуханов СТ., Мэушенбаев А.Э.

Окыту сапасына ap6ip пэн MyraniMi жауапты 167



Tursunbayeva X.

Integrating express-debate technology in foreign language teaching 170




дл-Фараби атыпдагы К,аз¥У жаныпдагы 1уР БжРМ жогары жопе жогары оку ориыпап Keuimi 6iим берудщ гумшштарлык жопе жаратылыстапу гылымдар мамапдыкрпары боиыпша РОЖ ОдС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Б.И. Тастемирова, А.А. Жаутикбаева

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Технология обучения - определенный способ практического использования метода, который предназначен не столько для приобретения новых знаний и умений, сколько для умения использовать эти знания. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место преподавателя в интерактивных обучениях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:



  • Творческие задания;

  • Работа в малых группах;




  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  • Проектная методика (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни);

  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео - и аудиоматериалами, «студент в роли преподавателя», «каждый учит каждого», использование вопросов);

  • Обсуждение дискуссионных вопросов и проблем, «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

На современном этапе используются активные методы, основанные на

УМС РУМС по гуманитарным и естественнонаучным специальностям высшего и послевузовского образования МОИ РК на базе КазНУ им. аль-Фараби

интерактивном обучении, т.е. сотрудничестве преподавателя и студента. В данном случае преподаватель является организатором процесса, студент должен быть заинтересован и должен принимать активное участие.

На примере курса дисциплины по выбору на 3 курсе, представим интерактивные методы и техники работы в группах. Курс представлен пятью этапами, посвященным теме «Евросоюз и его значение». Первый этап интегрирует группу с помощью различных техник и упражнений на знакомство. Презентация «Интересное имя» - техника, цель которой -содействие знакомству, презентуя свое имя. Участники усаживаются на стульях по кругу. Преподаватель предлагает каждому рассказать что-то интересное, необычное о своем имени, чтобы помочь другим запомнить его.

«Интервью» - работа в парах. Участники стоят по кругу, преподаватель предлагает выбрать партнера и провести интервью с целью узнать несколько фактов о собеседнике. Далее каждый участник пары по очереди представляет другого участника всей группе и рассказывает, о чем он смог узнать.

«Чем мы похожи» - техника, позволяющая членам группы ощутить подобие друг с другом. Участники сидят на стульях по кругу. Преподаватель приглашает в центр одного из участников, подчеркивая его подобие кому-то по какому-либо общему признаку (например, «Арман, выйдите ко мне, потому что у нас с вами одинаковый цвет волос», или «Алия, выйдите, пожалуйста, потому что мы с вами являемся жителями Земли» и т.д.).

Все выполняют данное задание, преподаватель подчеркивает, что все участники похожи, поэтому они - одна группа. На первом модуле составляется также групповой контракт о совместной работе во время занятий.

Эти правила, которые записываются на большом листе бумаги или на

доске.


Например, быть вежливым, позитивным, ценить время, говорить от своего имени, правило добровольной активности, конфиденциальность, правило «стоп» (поднятой руки), обратная связь и т.д. В случае нарушения того или иного пункта, преподаватель или участники группы напоминают нарушителю об этом. Совместно составленные и принятые правила создают атмосферу добровольности и совместных действий.

Второй модуль посвящен чтению и пониманию содержания текстов на английском языке об истории создания и основных принципах функционирования Евросоюза. Сначала создаются малые группы (от 3 и больше человек). Количество человек в таких группах зависит от количества предлагаемых текстов. Каждая группа получает свой номер, и каждый участник в группе тоже. Затем, раздаются подготовленные тексты (группа 1 получает текст 1, группа 2 - текст 2 и т.д.). На первом этапе студенты самостоятельно знакомятся с текстам. Студенты должны прочитать подготовленный для каждой группы текст и подготовиться к тому, чтоб пересказать прочитанный фрагмент другим.

Этот метод поможет участникам приобрести основные знания по теме, позволит эффективно работать в группе и ощущать безопасность, задействовать всех в активной работе. Результатом являются совместно

Эл-Фараби атыпдагы ЦачУУ жаныпдагы К,Р БжРМжогары жопе жогары оку ориынап Keuimi бтЫ беруд'щ гумапитарлык, жопе жаратылыстапу гылымдар мамандыктары бойынша РОЖ ОЭС

обработанные заметки с краткими записями главной информации полученного текста.

Следующий этап проходит в новых группах. Участники, получившие номера 1, создают новую группу, с номерами 2 - группу 2 и т.д. Получились группы, в которых студенты излагают по очереди ту информацию, которую получили в предыдущих начальных группах. Таким образом, каждый участник усваивает полный объем материала. Далее, преподаватель проверяет усвоенные знания либо фронтальным опросом, либо использует аудиовизуальное оснащение, либо раздает карточки с заданиями: опишите историю возникновения ЕС, сделайте схему главных органов управления ЕС и т.д.).

Следующее задание предполагает работу у доски, на слайде или на листке бумаги.

Необходимо написать центральное слово либо фразу посредине, затем записывать слова и фразы, которые ассоциируются с этим словом. Этот вид работы может быть использован для стимулирования мышления, для подведения итога.

Третий этап состоит из дискуссии, беседы, убеждения, определения преимуществ и недостатков ЕС. Четвертый этап рассматривает профессиональную коммуникацию, трудоустройство в Европе, деловые путешествия за границу на основе материалов делового английского языка, работа с документами, контрактами, письмами. Студенты учатся вести деловые переговоры, переубеждать в своих намерениях, аргументировать свои мысли.

Пятый этап включает контрольный опрос и тестовые задания, и разработка собственного проекта по данной теме.

Таким образом, использование интересных форм и методов интерактивного обучения в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на занятиях для каждого студента, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Педагог в свою очередь становится организатором самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности студентов, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

Реализация интерактивного обучения в образовательном процессе требует от педагога создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:

1. Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;

2. Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с
студентами;


  1. Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;

  2. Расположение мебели, оборудование учебной аудитории;

5. Различные материалы, которые педагог и студенты могут
использовать в своей деятельности на занятии.

УМС РУМС по гуманитарным и естественнонаучным специальностям высшего и послевузовского образования МОН РК на базе КазНУ им. аль-Фараби

Тушндеме

Макала агылшын пгШн окытудагы cmydepmmepdi интерактивт1 оку эдгетершщ myp.nepiu колдану нэтижесте жепназеди ¥стаз - студенттердщ взтдж жумысын орындауъщ олардыц шыгармашылык кызыгушылыктарын калыптастыруга уйымдастырушы.

Resume

Using interesting forms and methods of interactive teaching in the process of teaching foreign languages allows learning new material easily and solving different tasks of an educational and developing character. A teacher organizes self-independent and creative work of students.


ШЕТ TIJIIH УЙРЕНУ БАГДАРЛАМАСЫН ¥ЯЛЫ ТЕЛЕФОН АРКЫЛЫ ИГЕРУ: ТЭЖ1РИБЕ ЖЭНЕ НЭТИЖЕ

3. Тыеугабылова, М. Акимбекова

эл-Фараби атындагы Казак улттык университет!

Соцгы онжылдыкта элемдш 6miM беру саласында акпараттык,-коммуникацияльщ технологияларды пайдалану курт ecri. Буюлэлемдк галамтор желюшде кептеген казакстандык, гылыми веб-сайттар ашылды, Mbic&nbi:www.science.kz, www.gylymkaz.kz (2008 жылы). Бйпм алу мумкшджтер1 жыл сайын кенеюде: кашыктан бипм алу, виртуалды кещетжтеп турл1 тренингтер, онлайн-курстар, дыбыстьщ таспалар, электрондьщ ютаптар, бейнедэрютер, сандык фильмдер кай мамандьщка болсын уйрену мумющцпн береди

Ал ендл осынша турл1 окыту куралдары мен эдю-тэсщдер турганда, тагы да 6ip мобильд1 бипм алу тэсш1 кажет пе деген сауал туындайды. ¥ялы телефон аркылы шет тiлiн уйрену багдарламасын сыннан етюзген Казак улттык университетшщ окытушылары бул суракка «ия,кажет» деп жауап бередь

Американдьщ «Video Arts» компаниясыньщ екш Мартин Эддисонньщ айтуынша, каз1рп тандагы жет1 урд1с бшм алуда мобильд1 коммуникация куралдарын пайдалануга итермелейдь Дэлдеп айтса, олар темендепдей:

1 -mi урдю. Бшм алудыц шагын форматына сураные болуы.

2-uii урдю. Мобильд1 куралдардыц колжет1мдшп жэне кеп таралгандыгы. Нетбуктер, смартфондар, сенсорлык дисплей! бар планшетп компьютерлер бшм алудыц жаца удемел1 тур1мен камтамасыз етедь

3-uji урдю. Студенттерге бейнематериалдар аркылы бшм алу унайды.

Бейнематериалдар уйренушшердщ ойын козгап кана коймай, оларга эмоциялык, сез1мд1к децгейде эсер етт, KepiHic туршде есшде калады, кеншн. KOTepin, жаца кадам жасауга, жацаша ойлауга жетелейдь Бейнематериалдар аз гана уакыт шшде уйренупиге аса курдел1 тусш1мдерд1, идеяларды, мысалы, когамдьщ дагдыларды жетюзедй

4-uii YPflic. Онлайн-видеоныц дамуы.

Бурынгы VHS видеокассеталар, компакт-дискшер, DVD-лер колданые аясынан ыгыстырылып, сандык агымдык видео заманы туды. Эртурл1 YouTube, Vimeo сиякты желшершщ аркасында галамторда видео керу





Смотрите также:
Внедрение культурного проекта «триединство языков» в вузы рк: проблемы и решения
105.98kb.
1 стр.
Стандарт финансового контроля (бюджет) сфкб «Экспертиза проекта бюджета и проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период»
256.69kb.
1 стр.
Конструктивно-технологические решения энергоэффективных зданий и сооружений
83.04kb.
1 стр.
Социальные сервисы в преподавании иностранных языков: перспективы использования
146.23kb.
1 стр.
Конкурса на разработку проекта и внедрение «Автоматизированной системы мониторинга специальных автомобилей инкассации на базе оборудования Mototurboкомпании Motorolla»
172.7kb.
1 стр.
Северный морской путь и основные задачи его решения
175.05kb.
1 стр.
Международная научно-практическая очно-заочная конференция "Проблемы изучения и сохранения культурного наследия и традиции в контексте современной культуры Балтии "
34.73kb.
1 стр.
Рабочей программы дисциплины Высокопроизводительные вычисления Место дисциплины в структуре ооп
15.13kb.
1 стр.
Их решения
3402.6kb.
13 стр.
"18 лет после Чернобыля: проблемы и решения"
103.65kb.
1 стр.
I. Актуальность проекта
113.36kb.
1 стр.
Наименование и место реализации проекта Энергосберегающие технологии в региональной системе жкх на базе кафедры «Нанотехнологии»
42.4kb.
1 стр.