Главная
страница 1
Тема: «ГИДРОСФЕРА»
Тема урока: «Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система».

Практическая работа № 18 «Составление и объяснение схемы: «Части реки»». (НРК).





Цели: Сформировать представление о реке, ее частях, речной системе, научить устанавливать причинно-следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа, развить умение определять географическое положение объекта, показывать реку на географической карте, сформировать представление об особенностях речных систем своей местности.

Воспитывать бережное отношение к объектам природы.



Понятия: река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, водораздел.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебные картины, видеофрагменты, диск с изображением Мирового круговорота воды в природе.

Тип урока: комбинированный.

Логика учебного процесса: мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление, запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.

Географическая номенклатура: реки: Ангара, Терек, Обь, Волга, Нил, Ока, Москва, Иртыш, Енисей, Амазонка, Конго, Амударья.

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1.Составление схемы на доске «Состав гидросферы».

Прокомментировать схему и если есть ошибки исправить их (один учащийся).

2.Игра «Ловись рыбка». Работа с понятиями.

3.Фрагмент с компьютера «Мировой круговорот воды в природе». Объяснить и дать определение процессу.

III. Новый материал.

1.Будет отгадка следующих загадок.

а) Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

б) Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

в) Между гор, между дол бежит белый конь.

- Отгадка? /Река/

- Вы уже поняли, что мы будем говорить о реках. Открываем тетради, записываем тему.

2. – Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Картина художника А.М. Васнецова «Северный край», «Река – Царевна» Н.М. Ремезова и т.д. Не только художники, но и писатели … Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…». Любили реки и поэты. Много прекрасных строк посвятили им:

«О Волга! … колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?»

(Н. Некрасов)

«Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А.С. Пушкин)

Учащийся: «Обь»
Разговор такой особый Бия и Катунь вели:

Будем рядом - станем Обью,

Будут плавать корабли

И слились в одну те реки

В берегах родной Оби,

Как сливаются навеки

Два напева, две судьбы.

3. Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река (ребята отвечают, дают свои определения).

- Сравним свои определения с тем, что записано в учебнике.

«Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки».

(если учащиеся дали подобное определение, то учитель отмечает).

Река Терек берет начало в ледниках Кавказа, Волга – на Валдайской возвышенности из болота (фрагмент с компьютера), там, где выходят подземные воды. В озеро Байкал впадает более 300 рек, а вытекает одна – Ангара. Река имеет начало – исток, русло – углубление реки, устье – место, куда впадает река, это может быть море, залив, другая река, озеро, притоки.

На доске изображены условные знаки географических объектов (озеро, болото, горы, родник).

- Изобразите в тетради реку, используя составные части, а у доски работает один из учащихся (составление схемы).

- Дайте определение терминам: исток, устье, приток, русло, речная долина, пойма.

- Расстояние от истока до устья – длина реки. На карте реки надо показывать от истока до устья. Самые большие реки впадают в моря или заливы. Некоторые заканчиваются в озерах, но большинство являются притоками других рек: река Москва – левый приток Оки, Ока – правый приток Волги. Чтобы узнать каким притоком реки является другая река – правым или левым – нужно мысленно встать лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа – правый приток, слева – левый приток. Пользуясь физической картой России и атласом определите, где находятся устья рек: Оби, Волги. Определите каким притоком является Иртыш для реки Обь, Ангара для Енисея.

- Река со всеми ее притоками называется речной системой.

Работа с атласом: описать речную систему реки Обь по плану:

1. исток главной реки

2. устье


3. притоки.

- Территория, с которой река со своими притоками собирает воду – бассейн реки.

Работа с учебником: с. 89, рис. 58.

- Граница между бассейнами – водораздел.

В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной части. На физической карте покажите бассейн реки Волга.

- Ребята, как вы считаете: можно измерить длину реки по карте и каким образом, ведь реки извилистые?

Ответ: с помощью нитки и линейки.

Задание: Измерьте длину рек:

1 вариант – Оби

2 вариант – Енисея.



IV. Закрепление.

- От Капельки – Невидимки пришло послание (приготовьте контурные карты, где вы будете отмечать географические объекты гидросферы. Будьте внимательны): «Я маленькая Капелька – Невидимка. Однажды я пролилась с дождем на поверхность самого глубокого озера мира (Байкал). Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке (Ангара) и попала в крупнейшую из рек России (Обь), впадающую в Северный Ледовитый океан. С поверхности океана я испарилась и вместе с моими сестрами-капельками образовала облако. Это облако принес ветер, и я пролилась с дождем на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды, которые попали в большую реку (Волга), впадающую в море-озеро (Каспийское). Из этого моря я снова испарилась, попала в облако, и ветер опять перенес это облако далеко к берегам большой реки (Обь), начинающейся от слияния рек Бия и Катунь. Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я еще успела побывать в водах самого соленого в мире моря – озера (Мертвое), проплыть по самой длинной реке Африки (Нил), упасть с высоты самого высокого в мире водопада (Анхель) и искупаться в самой полноводной реке (Амазонка) на планете. Путешествие заняло очень много времени, но вот теперь я в виде пара обитаю в вашем кабинете. Удачи вам.



V. Итог урока.

VI. Домашнее задание

§ 30 п. 1.2 стр. 87 – 90 в. 1 (п.).



НРК

- Ребята, как вы считаете: Много рек в Челябинской области? Какое значение имеют реки? Какие проблемы существуют?

Сообщение о реке Миасс(1учащийся).

- Я хочу, чтобы вы помнили, что все реки – это чудесный светлый дар природы, их надо беречь, о них надо заботиться, так как без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на нашей планете и хочу выразиться словами Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются …».



ЛИТЕРАТУРА:


  1. Начальный курс географии, 6 класс,: метод. пособие Бахчиева О. А. – М.: Дрофа, 2004.- 192 с. : ил.

  2. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М. - «ВАКО», 2004, 288с.

  3. Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с. (Серия «Игровые методы обучения»).

  4. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод. пособие для учителя / А.М. Зотова. – М.: Дрофа, 2004. – 127, (1) с. – (Мастер-класс).

  5. Постникова М.В. Физическая география: Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты. – М.: Изд.-во НЦ ЭНАС, 2005. – 176 с. – Портфель учителя).

  6. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.

  7. М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области: Учеб. пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд. - во, 2002 – 320 с., с ил.

  8. География в таблицах. 6-10 кл: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 1997. – 160 с.


Смотрите также:
Практическая работа №18 «Составление и объяснение схемы: «Части реки»». (Нрк)
52.41kb.
1 стр.
Практическая работа Реки Кетовского района
41.69kb.
1 стр.
Составление обоснований положений Схемы территориального планирования
10864.19kb.
43 стр.
Уроков «Части реки»
30.89kb.
1 стр.
Практическая работа №1 Составление характеристики одного нефтяного бассейна по картам и статистическим материалам Ход работы
176.5kb.
1 стр.
6. водные ресурсы бассейна реки сырдарьи
61.45kb.
1 стр.
Практическая работа №13. Работа с фрагментами текста Урок информатики в 5 «А» классе моу «всош №1» Морозова Ж. И. п. Волоконовка
67.61kb.
1 стр.
Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «нрк региональный» под управлением
974.76kb.
5 стр.
Реки. ЧАСТИ реки. Речная система
40.89kb.
1 стр.
Практическая работа График роста ребенка Нина Чумель Практическая работа
49.56kb.
1 стр.
Практическая работа №1. Исследование структурной схемы автоматического контроля, управления и регулирования I
68.23kb.
1 стр.
Реки. Части реки
22.41kb.
1 стр.