Главная
страница 1

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2011 г, Пермь

УДК 336

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Башкирский государственный университет, нефтекамский филиал

Салимов Янис Рашидович

Студент 4 курса экономико-математического факультета,

специальность «Финансы и кредит»
В данной работе представлен анализ одного из ключевых моментов развития банковской системы в России – создание национальной платежной системы, что в свою очередь расширит возможности для пользователей платежных карт, которые на сегодняшний день работают слабо, заметно отставая от аналогов за рубежом.

Национальная платежная система в России создается вот уже шесть лет. Решение о создании российской платежной системы было принято в 2004 г. советом «Сбербанка». Мотивом для его принятия послужила безубыточная деятельность системы «Сберкарт», которая работала на тот момент уже около 10 лет. Однако, несмотря на вложенные средства и потраченное время, ни в Центробанке, ни в Сбербанке не смогли выработать принципы и стандарты для этой системы. Не удалось осуществить процессинговую деятельность и даже убедить население страны в необходимости такой системы и удобстве ее использования. Фактически за это время не было получено ни одного положительного результата.

И теперь, через шесть лет, Правительство вновь ставит перед собой цель создания национальной платежной системы, закрепив принципы ее действия в проекте ФЗ «О национальной платежной системе». Закон еще не принят, но уже вызвал массу споров и сомнений.

Одним из моментов, которые содержатся в проекте закона, является требование о наличии лицензии кредитной организации (небанковской или банковской) у операторов денежных переводов, включая электронные. Причем, согласно закону «О банках и банковской деятельности», [3] для получения лицензии небанковской кредитной организации без права проведения расчетов по поручению юридических лиц потребуется уставный капитал не менее 18 млн руб., для небанковской кредитной организации с лицензией на расчеты юридических лиц - не менее 90 млн руб., для получения банковской лицензии - не менее 180 млн руб. То есть введение законопроекта даже при снижении порога уставного капитала для небанковской кредитной организации, занимающейся электронными платежами, означает частичную зачистку рынка от мелких операторов в пользу банков. Поэтому в число выбывших с рынка попадают и владельцы платежных терминалов, большинство из которых едва ли будет в состоянии увеличить уставный капитал до того уровня, который необходим для получения лицензии небанковской кредитной организации без права проведения расчетов между юридическими лицами.

К тому же ст. 9 ч. 2 закона «О национальной платежной системе» [8] запрещает передачу информации по внутрироссийским платежам операционным центрам платежных систем, которые находятся за пределами России. При том, что любая операция по карте требует передачи информации в операционные центры платежной системы, которые в настоящее время располагаются за границей. То есть это означает, что картами иностранных платежных систем, таких как Visa и MasterCard, а также менее распространенных Diners Club, American Express, ChinaUnionPay и других, невозможно будет расплачиваться в пределах России как россиянам, так и иностранным держателям карт. При этом за Центральным Банком РФ закрепляется право определять, соответствуют ли операционные центры платежных систем новым российским требованиям.

Данная версия законопроекта заставляет иностранные платежные системы, которые планируют продолжать свою деятельность в России, создавать собственные операционные центры в пределах страны. В настоящее время у Visa имеются четыре операционных центра, у MasterCard - пять, при том, что все они расположены за границей. То есть для продолжения работы в России у международных платежных систем остается лишь один выход – это быстрое создание собственных операционных центров на территории страны, иначе рынок может полностью остаться за национальной платежной системой и локальными внутрироссийскими платежными системами. Это потребует от Visa и MasterCard крупных расходов, так как создание одного такого центра обойдется в десятки миллионов долларов. При этом времени у международных платежных систем остается немного, как правило, закон вступает в силу в течение года после принятия в третьем чтении, в то время как на создание и запуск операционного центра потребуется не менее 10-12 месяцев [10].

В целом национальная платежная система имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К плюсам можно отнести следующие:

- ужесточение контроля над рынком электронных денег. Как следствие - снижение частоты использования платежных терминалов для обналичивания денежных средств или легализации доходов, полученных преступным путем;

- обеспечение широкомасштабного функционирования на национальном уровне независимой от влияния международных платежных систем структуры расчетов по карточкам. Если вспомнить приостановку международными платежными системами обработки платежей на территории России в 1998 г., а также на территории Югославии во время атак НАТО;

- контроль над оборотом рынка. Рынок электронных денег дорос до довольно высокого уровня. В 2009 г. объем этого рынка приблизился к отметке в 40 млрд руб. Если после принятия закона банки смогут получить контроль над столь внушительными денежными потоками, то это будет положительной тенденцией;

- реализация социальной функции, использовать карты НСПК в качестве основы для предоставления различных государственных услуг в электронном виде.

К отрицательным моментам можно отнести:

- давление на Visa и MasterCard даже в случае создания их операционных центров может привести к повышению тарифов для держателей карт и сбоям при проведении операций;

- сокращение сети платежных терминалов из-за снятия или ухода мелких компаний.

Возможно дискуссии вокруг поправок законопроекта, которые запрещают платежным системам типа MasterCard передачу информации о внутрироссийских (в том числе зарплатных) платежах за рубеж, на самом деле не что иное, как отвлекающий маневр от более опасных тенденций. Например, от законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц платежными агентами» [4]. Предполагалось остановить данный законопроект и принять вместо него закон о национальной платежной системе. Но вопрос платежей физических лиц через платежных агентов появился в законопроекте о национальной платежной системе уже ко второму чтению. Поэтому было предложено принять сразу два отдельных закона; появляется риск того, что законопроект может легализовать в стране альтернативную банковскую систему. Но данная банковская система не будет иметь серьезных финансовых обязательств, возложенных на банки. Таким образом, появляется опасность того, что под маской "современных электронных технологий" в стране пытаются развернуть теневое финансирование и неконтролируемые расчеты. Данная система расчетов устроена таким образом, что не только дает возможность физическим лицам за секунды рассчитываться за товары или услуги, но и переводить денежные средства между юридическими лицами без создания ими банковских счетов и уплаты налогов. То есть между нелегальными и легальными электронными деньгами создается своеобразный мост - телефон, который могут использовать террористы, юридические лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, наркодельцы.

Еще одним противоречивым моментом является то, как отреагирует население страны на нововведения. Перейдет ли оно на новую систему, если Visa и MasterCard создадут операционные центры в России. Сможет ли Правительство убедить население страны в необходимости такой системы и удобстве ее использования – вопрос спорный.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (с изм. от 04.03.98 №3 ФЗ).

  2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

  3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) «О банках и банковской деятельности».

  4. Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

  5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О персональных данных».

  7. Постановление ГД ФС РФ от 10.12.2010 N 4617-5 ГД «О проекте Федерального закона N 455931-5 "О национальной платежной системе».

  8. Кочергин Д.А. «Методы платежа в Интернете: классификация и экономические особенности» // «Проблемы современной экономики». 2010. № 1(13).

  9. http://saminvestor.ru/news/2011/03/09/16552/.

  10. http://www.rg.ru/2010/12/23/platezh-sistema-site-dok.html


Problems and prospects of development of the national pay system Russian Federation

Islamov Flarit Fatikhovich, senior teacher of financial management department of Neftekamsk branch Bashcir State University

Student of group E-43 ekonomiko-mathematical faculty of Salimov Yanis Rashidovich of Neftekamsk branch Bashcir State University

This paper presents the analysis of the one of key moments of development of the banking system is in-process examined in Russia is creation of the national pay system. That, in same queue, will extend possibilities for the users of pay maps which to date work poorly. Notedly falling behind from analogues abroad.

РЕКОМЕНДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА


Автором работы, студентом 4 курса экономико-математического факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета Салимовым Я.Р., исследуется достаточно актуальная на современном этапе развития банковской системы РФ проблема дальнейшего развития и совершенствования платежной системы. До сих пор в России в розничной торговле преобладает оплата наличными средствами, тогда как в развитых странах более десяти лет расчеты в основном проводятся платежными картами. Развитие платежных карт в РФ отстает от зарубежных. Из используемых в мире наиболее популярен – American Express. Данной картой практически можно расплачиваться в любой точке мира. В России ею можно воспользоваться только в крупных городах. Отсутствие терминалов сдерживает развитие платежной системы.
Зав. кафедрой финансового менеджмента

экономико-математического



факультета НФ БашГУ, доцент, к.э.н. Ф.Н. Салимова


Смотрите также:
Проблемы и перспективы развития национальной платежной системы РФ
66.57kb.
1 стр.
Закон от 27 июня 2011 Г. N 161-фз "о национальной платежной системе"
16.05kb.
1 стр.
Закон о национальной платежной системе принят Государственной Думой
1013.88kb.
4 стр.
Закон о национальной платежной системе принят Государственной Думой
1053.82kb.
4 стр.
Семинар-совещание по теме: «Территориальное общественное самоуправление города Абазы: опыт, проблемы, перспективы развития»
27.96kb.
1 стр.
Перспективы и проблемы развития экотуризма в узбекистане
86.74kb.
1 стр.
Хозяйственные комплексы направления развития механизмы управления
9593.42kb.
50 стр.
Актуальные проблемы и перспективы развития информационного общества
18.03kb.
1 стр.
Проблемы и перспективы развития образования в россии
24.71kb.
1 стр.
Материалы по дополнительной теме для г. Минска: "Организация транспортного обслуживания в г. Минске. Проблемы и перспективы развития"
53.65kb.
1 стр.
Проблемы и перспективы развития отношений между россией и кндр
286.98kb.
1 стр.
О национальной платежной системе Законопроект Вид закона: Федеральный закон
556.17kb.
3 стр.