Главная
страница 1

Обрезкова Н.В. Донская горожанка: социальный портрет и повседневность 1920-х годов. Дис… канд. ист. наук: 07.00.02 – Отечественная история. Новочеркасск, 2011. – С. 46-68. [254 с.].

Обрезкова Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории государства и права и отечественной истории, старший научный сотрудник НИИ истории казачества и развития казачьих регионов.
Города Дона в 1920-е годы:

тенденции исторического развития и стандарты бытия
Территориальные рамки настоящего исследования охватывают регион Донской области, и именно это обстоятельство требует дополнительных изысканий и уточнений эвристических позиций автора. Прежде всего, используемое в нашем случае понятие «регион» не сводится к чисто географическому содержанию: это категория исторической и историко-культур­ной типологии, содержание которой не только городское пространство как таковое, но и общество, исторически олицетворяющее это пространство. В этом случае Дон выступает в качестве историко-географической общности, под которой мы понимаем совокупность людей, население, объединяемое определенными социальными связями на определенной территории, выступающей в качестве предпосылки формирования общих интересов и характеризуемое комплексностью социально-экономических и политических условий жизнедеятельности, в том числе для горожанок.

В рассматриваемый период территориальные рамки Донского региона не всегда четко определялись и исторически изменялись на протяжении 1920-х годов. Донская область была образована в 1920 году и вошла в состав Юго-Востока России. Кроме Донской области, Юго-Восток включал в себя Терскую, Ставропольскую губернии, Кубанскую область, Дагестан. По декрету ВЦИК 1923 года в состав области тогда входили следующие округа: Донецкий, Морозовский, 1-ый Донской, Сальский и Черкасский. Постановлением Президиума ВЦИК от 2 июня 1924 года Донская область как административно-территориальная единица была упразднена, а ее территория разделена на 4 округа: Донецкий, Ростовский (вскоре переименованный в Донской), Морозовский и Сальский. Все поименованные округа подчинялись краевому центру Юго-Востока России – г. Ростову-на-Дону1. 16 ноября 1924 года Юго-Восток России переименовывается в Северо-Кавказский край опять же с центром в г. Ростове-на-Дону, в который вошла и Донская область. В конце 1924 года в состав Северо-Кавказского края из административной подчиненности Украины возвращаются Таганрогский и Шахтинский округа. Правомерность объединения нами гг. Шахт и Таганрога в начале 1920-х годов в единый регион не вызывает никаких сомнений. Эти территории органически входили в жизнь области, являясь частью общего культурного единства. Город Ростов н/Д соединял их, выполняя роль центра социально-экономического и духовного притяжения.

В целом, географический район Дона, как историческое месторазвитие российского государства, представляет собой относительно самостоятельную единицу историко-культурной и историко-географической типологии. В этом смысле можно даже говорить о Донском регионе, как единой структурной единице исторического развития. Так, профессор А.П. Скорик определяет его как транспериферию, подчеркивая при этом автономные административно-территориальные, культурно-исторические, экономические и социально-политические особенности и традиции, закрепленные в социальной памяти населения Дона2.

При характеристике Дона как объекта конкретно-исторического исследования для нас вторым ключевым понятием диссертации является «провинция». Появившись в российской исторической практике в XVIII в. как административно-территориальная единица, провинция стала рассматриваться в значении особого феномена, который характеризует культурный ландшафт страны. В рамках данной работы под провинцией понимается не только географическая единица, удаленная от центра, но, прежде всего, особая социокультурная система, с особым умонастроением и психологическим состоянием жителей. Центрами, организующими жизнь донской провинции, выступали города.

К середине 1920-х годов на Дону существовало всего 10 городов: Ростов-на-Дону, Нахичевань (1 ноября 1928 года эти два города были объединены в один с общим названием Ростов-на-Дону), Азов, Красный Сулин, Миллерово, Новочеркасск, Сальск, Таганрог, Шахты, Каменск-Шахтин­ский. В исторический период нэпа в Донском регионе, как и во всей стране, происходил процесс урбанизации, который порождал определенные трансформации и постоянно корректировал образ жизни, ценности и идеалы людей, стимулировал повышение интереса к особенностям городской культуры. 1920-е годы стали для Донского края периодом активного роста городского населения. В 1920 г. на Дону в городах проживало 425 тыс. чел., а в 1926 г. – 637 тыс 3. Крупными городами по данным 1926 года, являлись: Ростов н/Д и Нахичевань 308 тыс. жителей, Таганрог – 86,4 тыс., Новочеркасск – 62,3 тыс. Шахты – 41 тыс.4. Так, в г. Ростове н/Д число жителей в 1920 году составляло 177,3 тыс., в 1923 году – 185,7 тыс., в 1926 году – 230 тыс. Активно росло население и других городов. Так, в г. Азове в 1923 г. проживало 15 тыс. человек, в 1926 г. – 17 тыс.5

Значительную долю мигрантов, за счет которых в основном росло население Донских городов, составляли женщины. В результате обозначенного процесса урбанизации, а также демографических изменений вследствие революционных потрясений и гражданской войны, наблюдалось численное превосходство женского городского населения. Так, на 1000 мужчин по переписи 1926 г. в городах региона приходилось 1059 женщин6.

Каждый донской город по-своему уникален и заслуживает довольно детального описания. Мы же остановимся на некоторых наиболее общих характеристиках в целях познания городской среды, в которой приходилось жить, работать, развиваться горожанкам в 1920-е годы. Аккумулируемый нами исторический мемориум позволяет воссоздать социокультурную атмосферу функционирования Донских городов.

Город Ростов-на-Дону – столица Донского края в 1920-е годы со времени окончательного утверждения советской власти. Ростов н/Д был основан 15 (26) декабря 1749 года по указу императрицы Елизаветы Петровны об установлении в устье реки Темерник (правого притока р. Дон) Темерницкой пограничной таможни и порта7. Темерницкая пограничная таможня защищалась заложенной в 1761 году военной крепостью имени святителя Димитрия Ростовского. Крепость сыграла значительную роль в период русско-турецких войн второй половины XVIII в. Официально поселения, возникшие вокруг крепости, впервые именуются г. Ростов-на-Дону в Указе императора Александра I, датированном 17 августа 1807 года. Ростов н/Д в это время все больше приобретает городские черты. С 1887 года Ростов н/Д входит в состав Области войска Донского (с 1888 г. – окружной центр). В первой половине XIX в. Ростов н/Д известен как крупный торговый город, а с середины XIX в. также как крупный промышленный центр и важный транспортный узел Юга России. В 1846 г. здесь был построен чугунолитейный завод (ныне судостроительно-судоремонтный завод «Красный Дон»), в 1853 г. – табачная фабрика, в 1859 г. начал действовать машиностроительный завод, в 1870 г. – бумажная фабрика. В 1898 г. построен завод сельскохозяйственных машин (ныне – культиваторный завод «Красный Аксай»). К началу ХХ в. в Ростове н/Д всего насчитывалось около 140 промышленных предприятий. Население города в 1897 г. достигло 119,5 тыс. человек, в 1914 г. – 172,3 тыс. человек. Ростовский порт по объему грузооборота (главным образом вывоз зерна, железа, леса) занимал одно из первых мест на юге страны. В годы Гражданской войны власть в Ростове н/Д неоднократно менялась, шли очень ожесточённые бои. Ростов н/Д сыграл заметную роль как один из центров Белого движения. В декабре 1917 года город взяли войска генерала А.М. Каледина. С марта по май 1918 года Ростов н/Д являлся центром Донской советской республики. В начале мая 1918 года в город вступили немецкие оккупационные войска, а затем – войска генерала А.И. Деникина. С занятием Ростова н/Д 1-й Конной армией под командованием С.М. Будённого, 10 января 1920 года, начался советский период истории. С 1924 года Ростов-на-Дону – центр Северо-Кавказского, с 1934 года – Азово-Черноморского краев, с 1937 года – Ростовской области. В 1920-е годы развернулось крупное промышленное строительство. Были реконструированы и расширены старые промышленные предприятия, созданы новые: химический завод (построен в 1924-1925 гг.), гигант отечественного сельхозмашиностроения завод «Ростсельмаш» (1926-1931 гг.) и др. Ростов стал крупнейшим индустриальным центром. Существенно изменился облик города, улучшились условия быта и отдыха.



Город Нахичевань был образован в 1779 году получившими разрешение от императрицы Екатерины армянами-переселенцами из Крыма на правом берегу Дона, со временем составившего юго-западную часть города. Переселенцам была предоставлена относительная автономия. Город рос и формировался как ремесленно-промышленный и торговый центр. В 1782 году в нем уже проживало 3000 человек. Население изначально вело весьма оживленную торговлю шелковыми тканями, кожевенными, стальными и серебряными изделиями и фруктами, собираемыми в многочисленных садах, окружавших город. С 1 января 1888 года Нахичевань входит в состав Области Войска Донского. В 1896 году в ней проживало 32174 человека. Выходцами Нахичевани-на-Дону стали многие выдающие деятели армянской культуры – просветитель, публицист и поэт, революционный демократ Микаэл Налбандян, писатель Рафаэл Патканян, художник Мартирос Сарьян, актер Георгий Тусузов и многие другие. В историческом развитии Нахичевани принято выделять период до 1860 года, когда город, заселенный преимущественно армянами, пользовался особыми правами, льготами и играл немаловажную роль в экономическом развитии Дона и всего Юга России. Со второй половины XIX века бурно развивающийся Ростов н/Д начинает доминировать над своим соседом. К 1920-м годам Нахичевань настолько слилась с Ростовом н/Д, что границы обоих городов стало возможно определить лишь по плану, утвержденному 11 мая 1811 года. С 1928 года Нахичевань и вовсе становится Пролетарским районом главного города Северного Кавказа.

Город Азов официально является одним из древнейших городов России. Находится в 42 км к юго-западу от Ростова-на-Дону. Расположен на левом берегу Дона, в 15 км водного пути от его впадения в Таганрогский залив Азовского моря. Город испокон веков занимал важное стратегическое положение, оказавшее большое влияние на его историю. По одной из исторических версий Азов возник на месте поселения античного времени – Тана, имевшего связи с Танаисом. Славянское поселение, входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества, на месте Азова появляется в X-XI вв. Достоверно известно, что около 1067 года его захватили половцы8. С XIII в. существовал как город Золотой Орды Азак (от тюркского слова «азак» – устье реки; другая версия – по имени хана Азува или Азака). Через него проходил «великий торговый путь» в Китай. На территории Азова в это время складывается колония генуэзцев и венецианцев, превративших её в богатейший перевалочный пункт между Западом и Востоком. В 1395 году город был разрушен войсками завоевателя Тимура (Тамерлана). В 1471 году город захватывают турки и превращают его в мощную турецкую военную крепость. Со временем тюркское исходное название Азак превратилось в Азау, а последняя форма была воспринята русскими как Азов. Крепость препятствовала донским казакам выходить на судах в Азовское и Чёрное моря для торговли и набегов. В июне 1637 году отряды запорожских и донских казаков после двухмесячной осады штурмом захватили Азов. Началось знаменитое Азовское осадное сидение (1637-1642 гг.). В 1695 году во время первого Азовского похода, войска Петра I осадили Азов с суши. После двух неудачных штурмов осада крепости была снята. Летом 1696 года при содействии кораблей Азовской флотилии русские войска овладели Азовом. С 1708 г. Азов становится российским городом, центром Азовской губернии. После неудачного Прутского похода русских войск (1711 г.) город вновь возвращается Турции. В июне 1736 года в ходе русско-турецкой войны (1736-1739 гг.) Донская армия генерала П.П. Лапси при содействии Донской флотилии вице-адмирала П.П. Бредаля овладела Азовом. Однако, по Белградскому мирному договору (1739 г.) Азов и Таганрог вошли в состав «барьерных» (нейтральных) земель, укрепления и постройки на которых следовало разрушить. В 1769 году, в ходе русско-турецкой войны (1768-1773 гг.) Азов вновь был занят русскими войсками под командованием П.А. Румянцева. В 1775 году по Кючук-Кайнарджийскому миру Азов окончательно закрепляется за Россией. В конце XVIII – начале XIX вв. Азов является пограничной фланговой крепостью на Азово-Моздокской линии (упразднена в 1810 г.). В 1885 году в Азове проживало 16,6 тыс. жителей. С 1888 года он переходит из Екатеринославской губернии в состав Области войска Донского. В 1926 году Азов вновь утверждён городом. В 1920-е годы строятся новые небольшие предприятия, развивается кустарно-кооперативная промышленность. Первой приступила к выпуску продукции чулочная фабрика. В июле 1921 г. Азов становится центром Ростовского округа, сюда из Ростова переезжают окружные партийные и советские органы.

Город-порт Таганрог находится в 70 км к западу от Ростова-на-Дону. Расположен на юго-восточной части Миусского полуострова, вдающегося в Таганрогский залив Азовского моря. Старая часть города расположена на мысу Таганий Рог (от греческого слова тигани [Τηγανι] – сковорода). По другой исторической версии наименование Таганрог происходит от названия урочища, от тюркского слова «таган» – подставка для котла, треножник, и от русского слова «рог» в смысле «мыс». В итоге получается «мыс, на котором была подставка для огня (маяк)». Археологические исследования позволили установить, что на месте нынешнего Таганрога в VII–VI вв. до н.э. существовало греческое поселение, в настоящее время практически полностью разрушенное морем. Как город, Таганрог был заложен императором Петром I в результате известных Азовских походов 12 сентября 1698 года. Основание города имело для России военно-стратегическое значение. Однако, по Прутскому мирному договору Россия обязалась разрушить гавань и город, что и было сделано в феврале 1712 года. В 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. северо-восточная часть побережья Азовского моря вновь была занята русскими войсками и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774) окончательно присоединена к России. По указанию Екатерины II Великой началось активное восстановление города. Однако, после основания Севастополя в 1783 году Таганрог потерял былое военно-стратегическое значение и стал безуездным городом Екатеринославского наместничества. Несмотря на эти судьбоносные обстоятельства, Таганрог превратился в крупнейший торговый порт России9. Развитию города способствовала его близость к сельскохозяйственным районам Юга России. Здесь развернулась активная торговля пшеницей, льном, паюсной икрой, пенькой. В Таганроге были открыты 15 иностранных консульств. Город притягивал и манил южной красотой многих известных людей. В Таганроге 19 ноября (1 декабря) 1825 г. умер император Александр I. Город Таганрог – это родина А.П. Чехова, Ф.Г. Раневской, К.А. Савицкого, Д.М. Синоди-Попова, В.Я. Парнаха. На протяжении всего XIX века город являлся крупным центром международной торговли Юга России, и с того времени в нем сохранились интересные особняки итальянских и греческих купцов. С 1860 по 1897 гг. население города возросло с 21,3 до 51,0 тыс. человек. В конце XIX века здесь начала активно развиваться промышленность, и были построены металлургический, котельный, машиностроительный заводы. Всего в 1900 г. на промышленных предприятиях города трудилось около 6 тыс. рабочих. В 1887-1920 гг. Таганрог являлся окружным городом Области войска Донского. В годы Гражданской войны, с 1918 по 1920 год в Таганроге располагалась Ставка генерала А.И. Деникина – Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Юга России. Во время гражданской войны 1917–1921 гг. на город претендовала Украинская Народная Республика. В январе 1920 г. в Таганрог вошли соединения 1-й Конной армии. В 1920−1925 гг. Таганрог входил в состав Донецкой губернии УССР, а в 1925 году он был возвращен РСФСР. В 1923 году в городе проживало 68,3 тыс., в 1926 году – 86,4 тыс. человек. В 1920-е годы Таганрог являлся крупным историческим, культурным и экономическим центром юга России, играя роль своеобразных морских торговых ворот, открывающих выход на Волгу, Причерноморье и Каспий.

Город Новочеркасск находится в 40 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Основан 18 (30 мая) 1805 года известным донским казачьим атаманом М.И. Платовым как столица Войска Донского10. Плугами были проложены борозды, отмечавшие первые городские проспекты, улицы и переулки. Состоялась закладка войскового собора, затем – гостиного двора, Войсковой канцелярии и гимназии. Первым градостроителем Новочеркасска стал инженер генерал-лейтенант Ф.П. Деволан. Строительство города шло довольно медленно, прежде всего, из-за нежелания донских казаков покидать обжитые места, да к тому же новая столица находилась в 20 км от Дона, с которым казаки были тесно связаны на протяжении всей своей истории. В 1811 году в городе проживало 6,7 тыс. жителей. Уже в 1825 г. в городе начинает работать драматический театр, впоследствии получивший именование в честь В.Ф. Комиссаржевской. В первой половине XIX века Новочеркасск строился только как войсковой центр. Здесь располагались административные здания, гостиные дворы, трактиры, винные погреба, гостиницы, дома генералов и дворян, городские сады и т.д. Только в 1850-х годах в Новочеркасске появились промышленные предприятия. Однако на всех этих производствах работало менее 1000 человек при почти 20-тысячном населении Новочеркасска. До конца 1860-х гг. существовали административные ограничения войскового правления на промышленное строительство ближе 20 верст от города. Железная дорога в городе появилась только в 1864 году, когда была построена железная дорога Аксай-Новочеркасск-Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты), в 70-х годах XIX века дорогу продлили до Москвы. К концу XIX в. в Новочеркасске уже насчитывалось 28 небольших предприятий. Накануне революции 1917 года в Новочеркасске проживало около 60 тыс. человек. Около половины (более 25 тыс. человек) составляло служивое казачество с семьями. Дворяне – около 3 тыс. человек, лица духовного звания – более 500 человек. Купцов и крестьян практически не было. Тем самым, Новочеркасск являлся, прежде всего, культурным и просветительным центром Донского региона. Не случайно, в Новочеркасске к настоящему времени насчитывается около 200 памятников истории и архитектуры, из них 9 – федерального, около 60 – областного и более 100 – местного значения. Особо выделяются Вознесенский кафедральный войсковой собор (1893-1905 гг., архитектор А.А. Ященко), расположенный на площади Ермака с памятником Ермаку (1904 г., скульптор В.А. Беклемишев) и памятником походному атаману Я.П. Бакланову (1911 г.). На въездах в город установлены 2 триумфальные арки: в память Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск в 1813-1814 гг. С 1899 года в городе действует уникальный музей истории донского казачества. В Новочеркасске было открыто в 1907 году первое на Дону высшее учебное заведение – Донской Алексеевский политехнический институт (ныне – Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), в 1911 году – учительский институт, в 1915 году – ветеринарный. Особое значение для образования и культуры Новочеркасска имел Донской Мариинский институт благородных девиц, открытый в городе в 1853 году, в помещениях которого в настоящее время находится главный корпус Новочеркасской государственной мелиоративной академии. С 1883 года в Новочеркасске действует Донской императора Александра III кадетский корпус (восстановленный вновь после советской власти в 1991 г.). В годы Гражданской войны Новочеркасск стал одним из центров белого движения и местом укрытия для всех, кто не хотел смириться с захватом власти большевиками. За время гражданского противостояния население города, по некоторым данным, выросло почти в три раза и достигло 200 тысяч человек. 8 января 1920 года Новочеркасск окончательно перешел в руки большевиков, потеряв статус столицы Донского казачества. С Новочеркасском связаны имена не только известных архитекторов, но и донского историка Василия Сухорукова, писателей Михаила Шолохова, Федора Крюкова, Александра Серафимовича, Петра Краснова, Анатолия Калинина, философа Алексея Лосева, композитора Ивана Шишова, актрисы Веры Комиссаржевской, музыкантов Михаила Эрденко и Константина Думчева, художника Николая Дубовского, ученых Мушкетова, Кашинского, Скрябина и многих других известных деятелей. В конце 1920-х гг. Новочеркасск оставался культурным и просветительским центром Юго-Востока России.

Город Шахты находится в 75 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. История возникновения г. Шахты связана c поселением, основанным в конце ХVII – начале ХVIII вв. донскими казаками. Тогда близ поселения началась разработка выходивших на поверхность пластов каменного угля, использовавшегося для местных нужд. В 1867 году было образовано Грушевское горное поселение со статусом города. С 1881 года по 1921 год город носил название Александровск-Грушевский. К концу XIX в. город являлся одним из крупных центров каменноугольной промышленности Юга России, и тогда (1897 г.) в нем проживало 16,3 тыс. жителей. 13 января 1921 года город был переименован в Шахты11. В течение 1920-х годов город стремительно менял свой облик. Расширились границы, в состав города вошли окрестные горняцкие посёлки. К 1926 году население составляло 41 тыс. человек. Успешно решались задачи культурной революции. К концу 1920-х годов г. Шахты превратился в один из крупных индустриальных и культурных центров Дона.

Город Каменск-Шахтинский находится в 145 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Возник как казачье поселение 22 сентября 1671 г. До 1920 года станица Каменская входила в Область Войска Донского. С 1920 по 1924 годы станица находилась в составе Донецкой губернии Украинской ССР. В ноябре 1924 года был создан Северо-Кавказский край, в состав которого вошла станица Каменская. В 1927 году Каменск из поселка городского типа был преобразован в город, а в 1929 году для отличия от одноименных городов в стране он получил название Каменск-Шахтин­ский12. На протяжении 1920-х годов облик города менялся. На месте старых лачуг строились многоэтажные дома. Каменск становился ведущим промышленным центром на севере области, куда приезжали со всех концов страны рабочие и специалисты.

Город Красный Сулин находится в 133 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Он был основан в 1797 году казачьим полковником Андреем Сулиным как хутор и до 1920-х годов назывался Сулиновский, Сулиновско-Кундрючьевский, Сулин. Место размещения будущего города Красного Сулина, как выяснилось позже, отличалось многими достоинствами: большими запасами каменного угля, железной руды и камня. Не менее существенным достоинством являлась близкая, удобная связь с Грушевским горным поселением (будущим городом Шахты), где (в его поселке Каменоломни) находился главный узел железной дороги, связавшей Восточный Донбасс с портами Черного и Азовского морей. В 70-х годах XIX века слился с поселком чугунолитейного завода, построенного на базе местных месторождений железной руды. В марте 1926 года постановлением ВЦИК получил статус города и новое название – Красный Сулин13. В 1920-е годы росла промышленность города. Был реконструирован металлургический, построена крупнейшая по тому времени ГРЭС «Несветай», открыты новые шахты местной топливной промышленности, значительно расширены железнодорожный узел и паровозное депо.

Город Миллерово находится в 218 км к северу от Ростова-на-Дону. Он был основан в 1786 году войсковым старшиной Иваном Абрамовичем Миллером как родовое имение и поселок Миллерово. До 1920 года поселок Миллерово входил в состав Области войска Донского. В 1872 году через Миллерово прошла Ростово-Воронежско-Козловская железная дорога. После постройки железной дороги до Луганска (1898 г.) Миллерово становится важным железнодорожным узлом. Здесь перерабатывалась значительная часть сельскохозяйственных продуктов, поступавших сюда из районов Верхнего Дона и Украины для последующей отправки в центральные губернии России. В XIX – начале XX вв. в Миллерово строятся паровые мельницы, маслобойни, элеватор, чугуноплавильный завод и др. В годы Гражданской войны Миллерово неоднократно переходил из рук в руки воюющих сторон, в 1918 году был центром Донецкого округа Донской советской республики. Получил статус города в 1926 году14. К этому времени Миллерово являлся экономическим, торговым и культурным центром Северного Дона. Здесь появились строительные организации, кооперативы, промартели, возводились сельскохозяйственные и торговые базы, были построены драмтеатр, Дом крестьянина и казака, жилые дома, реконструировались предприятия.

Город Сальск находится в 180 км к востоку от Ростова-на-Дону. Возник как хутор Юдичев в 1812 году. Постепенно хутор разрастался, поскольку сюда, в безводные, сухие Сальские степи бежали от крепостного права крестьяне из Воронежской, Курской, Харьковской, Полтавской и Херсонской губерний России. И вольные хуторяне всем миром построили в 1849 году деревянную церковь. Год постройки церкви и стал годом преобразования хутора в село Воронцовское. В начале ХХ века оно получает новое название: Воронцово-Николаевское (в честь императора Николая II). Важнейшим событием, изменившим судьбу глухого села и его окрестностей, стала прокладка через Сальские степи железнодорожной магистрали Тихорецкая–Царицын (Волгоград). В 1899 году эта дорога была принята в постоянную эксплуатацию. В километре от Воронцовки (к югу от нее) появилась железнодорожная станция Торговая, при ней стал быстро разрастаться поселок. В 1915 году, с постройкой железнодорожной линии Батайск-Торговая, станция становится узловой. Здесь появляются многочисленные предприятия, связанные с обслуживанием железнодорожного узла, сельского хозяйства, склады зерна (ссыпки). Поселок Торговый как бы двигался навстречу селу Воронцово-Николаевскому. В период революции и Гражданской войны станция Торговая и окрестные села стали ареной жестоких сражений. После окончательного установления советской власти в ноябре 1921 года станция Торговая и поселок при ней передаются из Ставропольской губернии в Донскую область. В 1924 году поселок Торговый был преобразован в поселок городского типа. 1 марта 1926 года поселок Торговый переименовывается в город Сальск (с населением около семи тысяч жителей)15. Складывается костяк современной промышленности города, предназначенной главным образом для переработки сельскохозяйственного сырья и об­служивания предприятий сельского хозяйства. Однако, в 1920-е годы в Сальске сельские черты преобладали над городскими. Крупных многоэтажных домов не было, но стало появляться множество построек городского типа, открывались клубы, кинотеатры, городские парки.

Провинциальные города Дона, составляя общую историческую почву городской культуры российской провинции 1920-х годов, различались по численности населения, его основным занятиям, экономической структуре и другим параметрам. Существовали города средние и малые, древние и очень молодые. Донские города представляют довольно широкую палитру исторических свидетельств своего развития. Это позволило нам на основе историко-культурного, хронотопического, экономико-производственного критериев провести типологизацию Донских городов.

Все изучаемые города Дона находились в разных экономических, социальных условиях, административном положении и физическом состоянии. Это определило необходимость проведения типологизации на основе историко-культурного критерия, позволяющего определить особенности социокультурного облика городов и на основе этого сформулировать основные принципы и направления их развития в 1920-е годы. Данная типологизация позволяет нам выделить следующие группы городов:

1) города-административные центры. Новочеркасск и Нахичевань по определению закладывались и долгое время развивались как столичные города с соответствующей урбанистической атрибутикой, подходами к городской планировке, своеобразным отношением к сегментации и регулированию народонаселения, постройкой административных зданий, установлением региональных и межрегиональных связей и т.п. Наличие одновременно сразу двух столичных городов (а с определенного периода времени столичные функции однозначно взял на себя Ростов н/Д) составляет несомненную историко-культурную особенность донского региона. Этнократический характер складывания Новочеркасска и Нахичевани на довольно продолжительный исторический период предопределил их социокультурный облик. Новочеркасск с 1805 г. по 1920 г. существовал исключительно как столица донского казачества. В наши дни возрождение российского казачества вернуло ему столичный статус. Нахичевань закладывалась как исторический центр донских армян, и, несмотря на вхождение в состав Ростова н/Д, таковым остается и в настоящее время.

2) города-торговые центры. Торговый компонент весьма существенное влияние оказал на историческое развитие Нахичевани16, Ростова н/Д, Сальска, Таганрога. Однако, в каждом конкретном случае торгово-эконо­мические связи в названной группе донских городов формировались на различной основе. Скажем, Нахичевань во многом выстраивалась армянскими купцами как новый центр армянского анклава в Северном Причерноморье при самой активной поддержке Российской империи. Город изначально соединял в себе эти две имманентные сущности: столичную и торговую. Однако, Ростов н/Д вырастал из пограничного города-крепости и только со временем превратился в крупнейший торговый центр Юга России. В немалой степени этому способствовало и соседство с торговой Нахичеванью. Таганрог как крепость исторически не состоялся, но это не помешало ему стать торговым центром, а наличие морской гавани и близость к экспортно-ориентированным южно-российским сельскохозяйственным районам долгое время подпитывали этот городской статус. Месторазвитие Сальска заключалось в его географической предопределенности помноженной на необходимость расширения сельскохозяйственного товарообмена во вновь колонизируемых территориях, достаточно мощно простимулированного наличием железной дороги.

3) города-культурные центры. Среди донских городов, которые однозначно можно отнести к культурным центрам, следует выделить Новочеркасск и Таганрог. Опять же, историческая почва для развития провинциальной городской культуры у них существенно отличается. Превращение Новочеркасска в культурный центр – эта реальная историческая заслуга плеяды выдающихся донских атаманов (М.И. Платова, П.Х. Грабе и др.) и донского сообщества в целом, жаждавшего видеть в новой столице не только административный пункт, но и сосредоточие донской культуры. Это подтверждает история возникновения первого высшего учебного заведения в 1907 г. Столица донского казачества стала тогда 13-м вузовским и 6-м втузовским городом огромной Российской империи. Причем, донские казаки неоднократно еще во второй половине XIX в. ставили вопрос об открытии на Дону технического вуза и выражали желание оказывать материальную поддержку его строительству. В 1906 г. они даже предложили передать на сооружение института 22 тыс. рублей – деньги по тому времени немалые. Кроме того, 200 тыс. пожертвовали на строительство первого вуза донские предприниматели. Уже после принятия решения Войско Донское в 1907 г. добилось в военном министерстве выделения из войскового капитала 500 тыс. рублей на устройство Донского политехнического института. Характерно, что в то время предусматривалось принимать на учебу в ДПИ ежегодно 150 человек, из них 50% должны были набираться только из “коренных обитателей Области Войска Донского”17. Тем самым, если культурное своеобразие Новочеркасска формировалось на основе старинных и новых традиций донского казачества, то культурное своеобразие Таганрога предопределялось тем уникальным симбиозом различных культур, который мог сложиться только в международном торговом порту, когда торгово-экономические связи не затмевали желания людей разных национальностей и вероисповеданий уютно обустроить свою жизнь на новом месте. Чего стоят только Каменная (Депальдовская) лестница (Пушкинская набережная), дворец Алфераки (ныне – краеведческий музей), здание художественного музея, сохранившиеся в Таганроге до настоящего времени. А памятники города Петру I, Александру I, А.П. Чехову, Джузеппе Гарибальди, Ф.Г. Раневской отражают неповторимое историческое притяжение этого южного российского города. Конечно же, нельзя не отметить несомненное культурное своеобразие Ростова н/Д. Однако, в его историческом развитии к 1920-м годам, на наш взгляд, все же превалировали торгово-административная и промышленная составляющие городской среды.

Историческая почва городской культуры на Дону довольно многослойна. Складывалась эта историко-культурная субстанция довольно долго, что позволят нам на основе хронотопического критерия выделить группы донских городов, отличающиеся по способу своего формирования. Донские города по характеру своего возникновения и развития можно группировать по достаточно разным историческим критериям.

1) город-крепость. Азов, Ростов н/Д, Таганрог долгое время не мыслились иначе, как города-крепости, что предопределялось той зоной Северо-Кавказского и Причерноморского фронтира, в которой они существовали. Именно данное обстоятельство превращало названную группу Донских городов в южно-российский форпост. Эта историческая предопределенность не могла не сказаться на истории самих городов, на мироощущении их жителей.

2) город-станица. Из сельской среды в 1920-е гг. на Дону вырастают города Миллерово и Каменск-Шахтинский. Они преимущественно формировались как центры обширных сельскохозяйственных территорий, поэтому в них сложились местные перерабатывающие промышленные объекты. К возникновению этих крупных поселений исторически причастно донское казачество. На наш взгляд, можно даже говорить об историческом феномене города-станицы, когда на основе большой и регионально значимой казачьей станицы возникало новое городское поселение. В этой связи, как не удивительно звучит, таким городом-станицей был и сам Новочеркасск. Отдельные части города до сих пор воспринимаются как станицы. В современном Новочеркасске донские казаки выделяют Верхнюю, Среднюю, Нижнюю и другие станицы. К тому же город буквально окружен исторически тяготеющими к нему станицами: Багаевской, Бессергеневской, Грушевской, Заплавской, Красюковской, Кривянской. Станица Татарская вообще вошла в его состав. Город-станица как историческое явление в исследуемый период только еще обозначился как характерная региональная социально-экономическая тенденция. В более поздние времена появились такие города-станицы как: Константиновск18, Морозовск, Пролетарск и др.

3) монопромышленный город. Еще одной характерной региональной социально-экономической тенденцией в складывании городской среды на Дону становится формирование и развитие монопромышленных городов, когда основная хозяйственная деятельность их жителей сосредотачивается на одном промышленном объекте и/или одной отрасли промышленного производства. В 1920-е годы к монопромышленным городам Дона относились Шахты и Красный Сулин.

В целом, именно в 1920-е годы возникает понимание города, прежде всего, как промышленного центра. Урбанистические подходы к крупным поселениям диктовались тогда идеологической предопределенностью политики большевиков в развитии территорий. Причем, чем больше появлялось таких промышленных центров, тем более устойчивой считалась социальная база советской власти. Тем самым, развитие городов предопределялось уровнем развитости промышленного производства. Города Дона 1920-х годов на основе экономико-производственного критерия можно разбить на три группы:

1) крупные экономические центры: Ростов н/Д, Таганрог, Шахты. В этой группе Донских городов рабочие составляли около 27,9 % населения, а служащие – 28,3 %19. Однако, по численности женщин в промышленности города данной группы различались. Женщины составляли в г. Ростове н/Д и Нахичевани – 5,4 % рабочих, в г. Шахты – 4 %, в г. Таганроге – 2,3 %20.

Так, к середине 1922 года в г. Ростове н/Д работали 53 фабрично-заводских предприятия, насчитывающие всего около 5963 рабочих. После XIV съезда ВКП (б) с 1926 года развернулось масштабное промышленное строительство. В этот исторический период на Дону вводятся в строй такие крупные предприятия, как обувная фабрика, завод цинковых белил (крупнейший в стране), табачная фабрика (ДГТФ), бумажная фабрика им. М.И. Калинина. На вышеперечисленных крупных промышленных предприятиях Дона концентрировалось большое количество работниц. Это, прежде всего, Донская государственная табачная фабрика (крупнейшее предприятие области, где трудились свыше 2000 работниц), 1-я Государственная швейная фабрика (свыше 400 работниц), Донская государственная бумажная фабрика (до 200 работниц)21. Необходимо отметить, что горожанки Дона по профессиональной занятости также были сильно распылены по различным мелким предприятиям. К примеру, в г. Ростове н/Д в 1924-1925 гг. на заводе «Жесть» по производству цинковых белил и оцинкованных изделий работало 39 женщин, на чугунно-литейном заводе им. Ченцова – 16 женщин, в Штамповальной капсульной мастерской – 36 женщин22.

Географическое положение г. Таганрога, как крупного международного порта, своеобразных морских торговых ворот Дона, открывающих выход на Волгу, Причерноморье и Каспий, предопределило его развитие как крупного экономического центра Донского региона. Уже в середине 1920-х годов здесь сосредоточили свое производство такие крупнейшие предприятия, как инструментально-механический завод ЮМТА, котельный завод «Красный котельщик», металлургический завод «Югосталь», большой и малый кожевенные Кожкомбинаты, завод по производству маслобойных машин «Красный масло-пресс» и др.23.

В г. Шахты, основной отраслью индустриальной специализации выступала угольная промышленность. К числу действующих угольных предприятий в 1920-е годы относились шахты им. Красина, им. газеты «Комсомольская правда», «Ново-Азовская» и др.

2) мелкие промышленные города со значительной прослойкой рабочего населения около 17,3 % и 18,6 % служащих24. К этой группе мы можем отнести города Красный Сулин и Каменск-Шахтинский. В промышленности этих городов в 1920-е годы оказалось занято около 3,6 % женского населения25.

В г. Красный Сулин вся промышленность была представлена градообразующим металлургическим заводом. Промышленность же г. Каменск-Шах­тинский характеризовалась в 1920-е годы наличием сразу нескольких небольших предприятий: чугунолитейным, кирпичным, стеклотарным заводами, мастерскими по ремонту сельскохозяйственных машин, по переработке сельхозсырья.

3) все остальные Донские города отличались незначительным количеством рабочего населения – менее 10 %. К этой группе в 1920-е годы относились Миллерово, Новочеркасск, Азов, Сальск26. При этом в данных городах наблюдался разный уровень женской профессиональной занятости. В городах Азове, Новочеркасске женщины составляли около 4 % всех рабочих, а в Миллерово величина применения женского труда определялась 1,1 %, в Сальске – 1,8 %27.

Промышленность этой группы Донских городов была представлена небольшими мастерскими. Как правило, это были частные предприятия с преобладающим ручным трудом. Рабочий день в таких мастерских составлял 10-12 часов. Работницы получали мизерную зарплату, не являлись членами профсоюзов и не были застрахованны28.

Экономический подъем в историческую эпоху нэпа на Дону сопровождался значительной феминизацией наемного труда. Женщины в 1920-е годы вытесняли мужчин из целого ряда отраслей промышленного производства, из сферы образования, настойчиво пробивали себе дорогу в медицину, другие отрасли интеллигентного труда. Именно в 1920-е годы изменения в структуре занятости приобрели качественный характер, что и повлияло на темпы формирования новой культуры, характерной для индустриального общества. Женщины-горожанки вносили значительный вклад в ее становление.

Процесс индустриализации, урбанизации, коренные изменения в социальной структуре общества сопровождались последствиями социокультурного характера. Прежде всего, рост городского населения на Дону способствовал увеличению разнообразия жизнедеятельности и обновлению быта горожанок. Ускорилось становление культуры индустриального типа, возросло число женщин, вовлеченных в жизнь городского социума, в котором зачастую менялся социальный статус женщины, возможности ее развития. Профессиональная занятость в промышленном производстве, в сферах образования, медицины, просвещения, связи, являлась основой экономической самостоятельности женщин, проживавших в городах Дона. Тысячи сельских жителей приходили в движение, освобождались от традиционных норм и ценностей, регулировавших их жизнь на селе. Новые же «правила игры», соответствовавшие новым историческим возможностям в городской среде 1920-х годов, воспри­нимались вчерашними сельскими жителями города гораздо мед­леннее, определяя во многом своеобразие городов Дона. Далеко не все городское население было включено в городской образ жизни по характеру занятости, уровню обслуживания, разнообразию досуга. Зачастую рост численности горожанок не поспевал за их социальной адаптацией к городскому образу жизни и усвоением городской культуры.

Таким образом, донская городская среда 1920-х гг. как пространство женской истории имела тогда своеобразные, можно сказать, уникальные характеристики. Ее исследовательское понимание и дальнейшая интерпретация невозможны без предварительного согласования и презюмирования авторского тезауруса. В его определении мы, в первую очередь, руководствовались операционально-антропологическим подходом, что позволило нам прояснить содержание и интеллектуальные смыслы таких понятий, как горожанка, социальная роль горожанки, ментально-социальные типы горожанок, позиционировать дефиниендум и дефиниенс обозначенных дефиниций. Из них, во многом, складываются черты того обобщенного социального портрета провинциальной донской горожанки, которые на основе конкретно-исто­рического материала нам приходилось реконструировать.

Донские провинциальные города представляли в 1920-е годы разнообразную городскую среду, в которой женщинам приходилось жить, работать и реализовывать себя в различных социальных амплуа. Повседневность горожанок была наполнена разноплановыми событиями на семейно-бытовом, профессионально-производственном, социально-политическом, партикулярно-городском уровнях, о которых речь пойдет в последующих главах диссертации. Вместе с тем, можно говорить об историко-культурном обособлении Дона как исторического пространства, как самодостаточной провинции, как человеческой макросреды для развития женской истории. Описание совокупности донских городов, их социально-экономическая, историко-куль­турная, хронотопическая дифференциация объективирует историческую повседневность горожанок Дона, позволяет уточнить историческую почву, на которой они реализовали свои социальные роли, а соответственно установить корреляционные связи с преимущественными ментально-социальными типами донских горожанок в 1920-е годы. Наш последующий анализ конкретно-исторических материалов, с одной стороны, интеллектуально связан с этим категориально-понятийным аппаратом, а с другой стороны, является производным при воссоздании исторической картины жизнедеятельности горожанок в 1920-е годы на Дону.




1 Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. 1920-2006. Ростов н/Д., 2007. С. 11.

2 Скорик А.П. Донская казачья субкультура как историческое явление // Научная мысль Кавказа. 1995. № 4. C. 74.

3 Статистика Юго-Восточного края. 1921. № 1-2. С. 30-31; Города и районы Ростовской области: историко-краеведческие очерки. Ростов н/Д., 1987. С. 18; Ростовская область. 70 лет создания. Ростов н/Д., 2007. С. 14.

4 Города и районы Ростовской области. Ростов н/Д., 1987. С. 18, 19.

5 Предварительные итоги переписи // Молот. 1927. 1 янв. С. 5.

6 Гозулов А.И. Морфология населения. Ростов н/Д., 1929. С. 127.

7 На пороге XXI века. Ростовская область. Ростов н/Д., 1997. С. 38.

8 Ростовская область. История и современность. Ростов н/Д., 2002. С. 116.

9 Ростовская область. История и современность. Ростов н/Д., 2002. С. 113.

10 На пороге XXI века. Ростовская область. Ростов н/Д., 1997. С. 52.

11 Города и районы Ростовской области: историко-краеведческие очерки. Ростов н/Д., 1987. С. 120.

12 Там же. С. 76.

13 На пороге XXI века. Ростовская область. Ростов н/Д., 1997. С. 82.

14 Ростовская область. История и современность. Ростов н/Д., 2002. С. 123.

15 Города и районы Ростовской области: историко-краеведческие очерки. Ростов н/Д., 1987. С. 105.

16 См. подробнее: Нигохосов Михаил Геннадьевич. Предпринимательская деятельность донских армян на Юге России (конец XVIII – начало XX вв.). Дис… канд. истор. наук. Ростов н/Д., 2007.

17 Водолацкий В.П., Скорик А.П. Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон: очерки истории и культуры /Под ред. проф. А.П. Скорика. Ростов н/Д., 2005. С.353.

18 Примечательно, что политкомиссар Аронштам еще в 1919 г. переименовал станицу Константиновскую в город Розы Люксембург с улицами: Подтелковской, Мироновской, Ленинской, Смерти. (Map П. По разоренному Дону. // Донские ведомости, № 143, 22 июня (5 июля) 1919 г.).

19 ШФ ГАРО, ф. Р-186, оп. 1, д. 82, л. 3.

20 Гозулов А.И. Морфология населения. Ростов н/Д., 1929. С. 319.

21 ГАРО, ф. Р-3713, оп. 1, д. 542, л. 15; д. 390, л. 53.

22 ГАРО, ф. Р-3708, оп. 1, д. 38, л. 65, 123, 146.

23 ТФ ГАРО, ф. Р-10, оп. 1, д. 80, л. 13.

24 ШФ ГАРО, ф. Р-186, оп. 1, д. 82, л. 3.

25 Гозулов А.И. Указ. соч. С. 319.

26 Гозулов А.И. Указ. соч. С. 319.

27 Там же.

28 Иванов В.И., Чернопицкий П.Г. Социалистическое строительство и классовая борьба на Дону. Ростов н/Д., 1971. С. 94.



Смотрите также:
Обрезкова Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории государства и права и отечественной истории, старший научный сотрудник нии истории казачества и развития казачьих регионов
278.77kb.
1 стр.
Непревзойденный мастер атак генерал яков крейзер
114.94kb.
1 стр.
Академия. Еженедельник науки и образования Юга России. 2012. №25 (541). Берлявский Леонид Гарриевич
80.9kb.
1 стр.
Т. А. Красницкая Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории, старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории фгбоу впо шуйский государственный педагогическ
121.49kb.
1 стр.
Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
2210.54kb.
13 стр.
Н. В. Загладин Всемирная история. XX век. 10-11 классы
5289.47kb.
25 стр.
Механизмы и институты защиты прав военнослужащих в зарубежных странах
136.57kb.
1 стр.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы
360.7kb.
1 стр.
Кризис современного государства: причины, последствия, пути преодоления
132.12kb.
1 стр.
К вопросу о толерантности и противодействии экстремизму в казахстанском обществе муканова Н
87.71kb.
1 стр.
Государство в условиях глобализации
132.44kb.
1 стр.
А. Е. Чирикова политические ориентации и модели самоопределения региональных элит
339.59kb.
1 стр.