Главная
страница 1
Методические рекомендации

по разработке рабочих программ

учебной и производственной практики ОПОП НПО
В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разработке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональной образовательной программы по профессиям начального профессионального образования.

В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ.

Методические рекомендации адресованы руководителям, методистам, педагогическим работникам образовательных учреждений начального профессионального образования.
ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник образовательного учреждения начального профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный результат.

Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования (ФГОС НПО).

Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования. В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ учебной и производственной практик, показаны подходы к разработке каждого раздела программы.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С введением ФГОС НПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практикам.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении начального профессионального образования утверждённому постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521, в образовательном учреждении начального профессионального образования устанавливаются такие виды учебных занятий, как учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и производственной практик обучающихся образовательных учреждений НПО Министерством образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение об учебной (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» (Приказ МОН РФ № 674 от 26.11.2009).

Настоящее Положение распространяется на все образовательные учреждения, реализующие ОПОП НПО в соответствии с ФГОС НПО, определяет порядок организации и проведения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО.

Практика является обязательным разделом ОПОП и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии.



Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ОПОП НПО.

Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.



Целью учебной практики является:

- приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.



Задачами учебной практики (производственного обучения) являются:

- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии;

- закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.

Учебная практика проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения и может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является зачет или дифференцированный зачет.

Целью производственной практики является:

- формирование общих и профессиональных компетенций;

- комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования, заложенных в ФГОС НПО.



Задачами производственной практики являются:

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- освоение современных производственных процессов, технологий;

- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.


  1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

Структура программ учебной и производственной практик разрабатывается в соответствии с рекомендациями Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

    1. Структура рабочей программы учебной практики

Рабочая программа учебной практики содержит:

- титульный лист;

- паспорт программы учебной практики;

- тематический план и содержание учебной практики;

- условия реализации учебной практики;

- контроль и оценка результатов освоения учебной практики;

- приложение: перечень учебно-производственных работ.

Титульный лист содержит:

- наименование образовательного учреждения;

- наименование программы (Рабочая программа учебной практики);

- наименование профессии;

-  год разработки программы.

Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании методической цикловой комиссии и рекомендована ею, утверждена заместителем директора образовательного учреждения по учебно-производственной работе. Поэтому на оборотной стороне титульного листа располагают грифы рекомендации и утверждения, а также указывают авторов-разработчиков программы и рецензентов (см. приложение № 1).

Паспорт программы содержит несколько пунктов (приложение № 2):

1. Область применения программы.

2. Цели и задачи учебной практики.

Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности.

3. Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики - определяется образовательным учреждением.

Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы (приложение № 3), где указываются наименование профессионального модуля, номер и наименование темы учебной практики, содержание учебного материала, объём часов на изучение тем.

Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей ОПОП.

Третий раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики» (приложение № 4) включает в себя следующие пункты:

1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств).

2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики).

Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики отражается в четвёртом разделе программы (приложение № 5), осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением.

В приложение к программе учебной практики необходимо включить перечень учебно-производственных работ.

При разработке перечня учебно-производственных работ для подготовки рабочих по определенному виду профессиональной деятельности необходимо учесть следующие условия:

- изготовление деталей (изделий) должно включать комплексно-объединенные приемы, предусмотренные изучаемыми темами;

- изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых приемов к сложным;

- максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность;

- комплексные работы должны состоять из деталей, охватывающих максимальное число изученных до этого операций.

Перечень учебно-производственных работ разрабатывается с учётом получаемого уровня квалификации по профессии.


    1. Структура рабочей программы производственной практики

Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом по профессии.

Программа производственной практики содержит:

1. Титульный лист (см. приложение № 1).

2. Паспорт программы (приложение № 6).

3. Тематический план и содержание производственной практики (приложение № 7) .

4. Условия реализации программы производственной практики (приложение № 8):

- общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой);

- характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику:

5. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики  осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением.

Рекомендуемая литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г N 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

6. Федеральный государственный стандарт по профессии.

7. Приказ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009 г. N 15083).

8. Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 674).

9. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утв. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.).

10. Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Форма доступа – http://www.consultant.ru

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР);


Приложения

к "Методическим рекомендациям по разработке рабочих программ учебной и производственной практики ОПОП НПО"

Приложение №1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Оборотная сторона титульного листа рабочей программы учебной и производственной практики («Утверждено» - заместителем директора по УПР, «Рассмотрено» - методическим советом или цикловой комиссией; указать разработчиков и рецензентов)


Приложение № 2 

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по профессии___________________________ (указать код и наименование профессии)



1.2. Цели и задачи учебной практики

С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии обучающийся в ходе освоения учебной практики должен

иметь практический опыт:________________________________________

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной практики: ______
Приложение № 3 

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Наименование профессионального модуля,тем

Тема урока учебной практики

Содержание учебного материала

Объем часов

ПМ.01

 

 

 

Тема 01.1



Содержание учебного материала (дидактические единицы)

24

Тема 01.1.1

 

 

6

 

 

Всего часов

 

ПМ.02

 

 

 

Тема 02.1

 

 

 

Тема 02.2

 

 

 

 

 

Всего часов

 

 

 

Итого

 


Приложение № 4  

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Программа учебной практики реализуется в ________________________

(указать наименование учебных мастерских, лабораторий)

Оборудование учебной мастерской и рабочих мест мастерской:

______________________________________________________

(приводится перечень средств обучения, оборудования, технических средств) 



3.2. Информационное обеспечение обучения: ____________ (перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

3.3. Общие требования к организации учебной практики __________описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики) 
Приложение № 5

 IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий. 

Результаты обучения

(освоенный практический опыт)



Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения



 

 

 
Приложение № 6
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по_________________________________________________________

(указать код и наименование профессии)

1.2. Цели и задачи производственной практики.

Целью производственной практики является:

- формирование общих и профессиональных компетенций:______________

- комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности: ___________ профессии _________

Задачами производственной практики являются:

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- освоение современных производственных процессов, технологий;

- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.  

1.3. Рекомендуемое количество часов на производственную практику: ___________ 
Приложение № 7  

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Наименование профессионального модуля, тем

Содержание учебного материала (дидактические единицы)

Объем часов

ПМ.01

 

 

Тема 01.1



 

Тема 01.2

 

 

 

Всего часов

 

ПМ.02

 

 

Тема 02.1

 

 

Тема 02.2

 

 

 

Всего часов

 

 

Итого

 


Приложение № 8

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 


Макет рабочей программы учебной практики

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

__________________________________________________________________

(наименование учредителя образовательного учреждения)

__________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

__________________________________________________________________

(сокращенное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДАЮ

Директор ________________________


(наименование ОУ)
_________________/_______________/
«______» ___________________ 201_г.

           



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

___________________________________________________


(код, наименование профессии)
___________________________________________________
(место разработки, год)

 

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования, _________________________________ (код и наименование профессии НПО)



положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, утвержденного приказом министерством образования и науки РФ № 674 от 26 ноября 2009 г.,

Организация-разработчик: __________________________________________________________________


Разработчики:

__________________________________________________________________


(фамилия, имя, отчество, должность разработчика программы)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании методической комиссии

(Протокол № __ от ____ __________ 2011 г.)

Председатель комиссии ______________________/___________________/


Содержание:
Паспорт программы учебной практики                                                      стр.....

Результаты освоения программы учебной практики                             стр.....

Тематический план и содержание учебной практики                           стр.....

Условия реализации программы учебной практики                             стр.....

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики             стр.....

Приложения                                                                                                      стр.....




  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии ______________________________________________________ (код и наименование профессии НПО) в части освоения квалификаций: ____________________________________________________________________ (наименование  квалификаций) и основных  видов профессиональной деятельности (ВПД): ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________(указать виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС НПО)

Рабочая программа учебной практики может быть использована ____________________________________________________________________

(указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Цели и задачи учебной практики: 
формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

Требования к результатам освоения учебной практики
В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности обучающихся должен уметь:


ВПД

Требования к умениям

 

 

 

 


1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:

Всего -  часа, в том числе:

В рамках освоения ПМ 01. –   часов

В рамках освоения ПМ ...  -  часа

В рамках освоения ПМ ... -  часов

В рамках освоения ПМ ... –  часов

В рамках освоения ПМ ... –  часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД), ____________________________________________________________________

(указать виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС НПО)

необходимых для последующего освоения ими  профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.



 

Код

Наименование результата освоения практики

 

 

 

 


3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1.Тематический план учебной практики


Код  ПК

Код и наименования профессиональных модулей

Количество часов по ПМ

Виды работ

Наименования тем учебной практики

Количество часов по темам

1

2

3

4

5

6

 

ПМ 01



*

 

Тема 1.1

*

Тема 1.2

*

Промежуточная аттестация в форме зачета/диф.зачета

*

 

ПМ 02



*

 

Тема 2.1

*

Тема 2.2

*

Промежуточная аттестация в форме зачета/диф.зачета

*

 

Всего часов

*

 

 

*


3.2. Содержание  учебной практики


Код и наименование
профессиональных
модулей и тем
учебной практики


Содержание учебных занятий

Объем
часов


Уровень
освоения


1

2

3

4

ПМ 01.


 

*

 

Виды работ:


 

 

 

Тема 1.1:


Содержание:

*

 

1.

**

2.

**

3.

**

Тема 1.2.

Содержание:

*

 

1.

**

2.

**

3.

**

Промежуточная аттестация в форме зачета/дифференцированного зачета

*

 

Внутри каждого профессионального модуля указываются темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала
в дидактических единицах. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой*). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие 


_____________________________________________________________________

(указать подразделения образовательного учреждения где проводится учебная практика:

мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и др. либо предприятия/ организации на основе прямых договоров с ОУ).

Оснащение:______________________________________________________

(наименование подразделения, где проводится учебная практика)

1.Оборудование: __________________________________________________

2. Инструменты и приспособления:__________________________________

3. Средства обучения: _____________________________________________

Приводится перечень оборудования, инструментов, приспособлений, средств обучения включая технические средства обучения. Количество не указывается.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика  проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла. _____________________________________________________________________

(указать характер проведения учебной практики: рассредоточенно, концентрированно)



4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Мастера производственного обучения, осуществляющие  руководство учебной  практикой обучающихся,  должны иметь   квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже


1-го раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения  учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме зачета/диф.зачета.




Результаты

обучения

(освоенные умения в рамках ВПД)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения


















 






Смотрите также:
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
214.27kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке и реализации рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров в компетентностном формате
327.89kb.
1 стр.
2011 г. Методические требования к разработке рабочих программ учебных дисциплин самара
560.88kb.
3 стр.
Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Мурманской области Общие положения Настоящие рекомендации раскрывают понятие
77.91kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке региональных программ демографического развития москва- 2012
692.88kb.
7 стр.
Методические указания по ее разработке созданы в Инновационном центре высоких технологий в машиностроении кафедры «Компьютерные технологии и системы»
155.84kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта Общие положения
147.6kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для воспитателей доу
1132.98kb.
8 стр.
Методические рекомендации содержат эргономические требования к организации рабочих мест животноводов с учетом их антропометрических данных
273.73kb.
1 стр.
Приказ 30 августа 2012 г. №111 о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
92.96kb.
1 стр.
Г. №186/17-11 рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям
142.87kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке конкурсных заданий
108.31kb.
1 стр.