Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 по разработке рабочих программ учебной и производственной практики ОПОП НПО В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разработке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональной образовательной программы по профессиям начального профессионального образования. В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ. Методические рекомендации адресованы руководителям, методистам, педагогическим работникам образовательных учреждений начального профессионального образования.
Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник образовательного учреждения начального профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный результат. Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования. Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования (ФГОС НПО). Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования. В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ учебной и производственной практик, показаны подходы к разработке каждого раздела программы.
С введением ФГОС НПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практикам. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении начального профессионального образования утверждённому постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521, в образовательном учреждении начального профессионального образования устанавливаются такие виды учебных занятий, как учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и производственной практик обучающихся образовательных учреждений НПО Министерством образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение об учебной (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» (Приказ МОН РФ № 674 от 26.11.2009). Настоящее Положение распространяется на все образовательные учреждения, реализующие ОПОП НПО в соответствии с ФГОС НПО, определяет порядок организации и проведения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО. Практика является обязательным разделом ОПОП и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии. Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ОПОП НПО. Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Целью учебной практики является: - приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии. Задачами учебной практики (производственного обучения) являются: - обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии; - закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся. Учебная практика проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения и может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
Целью производственной практики является: - формирование общих и профессиональных компетенций; - комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования, заложенных в ФГОС НПО. Задачами производственной практики являются: - закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии; - развитие общих и профессиональных компетенций; - освоение современных производственных процессов, технологий; - адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
Структура программ учебной и производственной практик разрабатывается в соответствии с рекомендациями Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Рабочая программа учебной практики содержит: - титульный лист; - паспорт программы учебной практики; - тематический план и содержание учебной практики; - условия реализации учебной практики; - контроль и оценка результатов освоения учебной практики; - приложение: перечень учебно-производственных работ.
- наименование образовательного учреждения; - наименование программы (Рабочая программа учебной практики); - наименование профессии; - год разработки программы. Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании методической цикловой комиссии и рекомендована ею, утверждена заместителем директора образовательного учреждения по учебно-производственной работе. Поэтому на оборотной стороне титульного листа располагают грифы рекомендации и утверждения, а также указывают авторов-разработчиков программы и рецензентов (см. приложение № 1). Паспорт программы содержит несколько пунктов (приложение № 2): 1. Область применения программы. 2. Цели и задачи учебной практики. Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности. 3. Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики - определяется образовательным учреждением. Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы (приложение № 3), где указываются наименование профессионального модуля, номер и наименование темы учебной практики, содержание учебного материала, объём часов на изучение тем. Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей ОПОП. Третий раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики» (приложение № 4) включает в себя следующие пункты: 1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств). 2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы). 3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики). Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики отражается в четвёртом разделе программы (приложение № 5), осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением. В приложение к программе учебной практики необходимо включить перечень учебно-производственных работ. При разработке перечня учебно-производственных работ для подготовки рабочих по определенному виду профессиональной деятельности необходимо учесть следующие условия: - изготовление деталей (изделий) должно включать комплексно-объединенные приемы, предусмотренные изучаемыми темами; - изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых приемов к сложным; - максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность; - комплексные работы должны состоять из деталей, охватывающих максимальное число изученных до этого операций. Перечень учебно-производственных работ разрабатывается с учётом получаемого уровня квалификации по профессии.
Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом по профессии. Программа производственной практики содержит: 1. Титульный лист (см. приложение № 1). 2. Паспорт программы (приложение № 6). 3. Тематический план и содержание производственной практики (приложение № 7) . 4. Условия реализации программы производственной практики (приложение № 8): - общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой); - характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику: 5. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции). 2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». 3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г N 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521). 6. Федеральный государственный стандарт по профессии. 7. Приказ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009 г. N 15083). 8. Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 674). 9. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утв. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.). 10. Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Форма доступа – http://www.consultant.ru Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС); Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС); Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР); Приложения к "Методическим рекомендациям по разработке рабочих программ учебной и производственной практики ОПОП НПО" Приложение №1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Оборотная сторона титульного листа рабочей программы учебной и производственной практики («Утверждено» - заместителем директора по УПР, «Рассмотрено» - методическим советом или цикловой комиссией; указать разработчиков и рецензентов) Приложение № 2 I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по профессии___________________________ (указать код и наименование профессии) 1.2. Цели и задачи учебной практики С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии обучающийся в ходе освоения учебной практики должен иметь практический опыт:________________________________________
Приложение № 4 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Программа учебной практики реализуется в ________________________ (указать наименование учебных мастерских, лабораторий) Оборудование учебной мастерской и рабочих мест мастерской: ______________________________________________________ (приводится перечень средств обучения, оборудования, технических средств) 3.2. Информационное обеспечение обучения: ____________ (перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы) 3.3. Общие требования к организации учебной практики __________описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики) Приложение № 5 IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий.
Приложение № 6 I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по_________________________________________________________ (указать код и наименование профессии)
Целью производственной практики является: - формирование общих и профессиональных компетенций:______________ - комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности: ___________ профессии _________ Задачами производственной практики являются: - закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии; - развитие общих и профессиональных компетенций; - освоение современных производственных процессов, технологий; - адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
Приложение № 8 III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Смотрите также: Методические рекомендации по разработке рабочих программ
214.27kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке и реализации рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров в компетентностном формате
327.89kb.
1 стр.
2011 г. Методические требования к разработке рабочих программ учебных дисциплин самара
560.88kb.
3 стр.
Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Мурманской области Общие положения Настоящие рекомендации раскрывают понятие
77.91kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке региональных программ демографического развития москва- 2012
692.88kb.
7 стр.
Методические указания по ее разработке созданы в Инновационном центре высоких технологий в машиностроении кафедры «Компьютерные технологии и системы»
155.84kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта Общие положения
147.6kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для воспитателей доу
1132.98kb.
8 стр.
Методические рекомендации содержат эргономические требования к организации рабочих мест животноводов с учетом их антропометрических данных
273.73kb.
1 стр.
Приказ 30 августа 2012 г. №111 о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
92.96kb.
1 стр.
Г. №186/17-11 рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям
142.87kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке конкурсных заданий 108.31kb.
1 стр.
|