Главная
страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10

Адвокат. Я понимаю горячность и вы­сокую требовательность прокурора. Одна­ко его пафос, прошу прощения, неуместен. Кого мы видим перед собой? Чиновничест­во начала XIX века, того периода, когда господствовало крепостное право. По вы­ражению их современника, Александра Пушкина, причастного к раскрытию этого дела, в стране правили более обычаи, не­жели законы. Можем ли мы подходить к поступкам с точки зрения современной морали, современного права? Думаю, что нет.

Они не понимают, в чем их обвиняют. «Так самим Богом устроено», - говорит го­родничий. Что поделаешь, таков был их менталитет. Они продукт своего времени, подданные самодержавного авторитарного государства, где все население поделено на сословия и классы. В остальном они нормальные люди: они семейственны, ча­долюбивы, гостеприимны, даже дружны. Поместите их в XX век, дайте образование - и они могли бы сегодня быть депутатами, городскими главами, бизнесменами. Этим я хочу сказать, что у них нет преступных наклонностей, а преступных замыслов я тоже не усматриваю.

И последнее. Мы не можем пренебре­гать тем, чем пренебрегала юстиция в со­ветское время. Уважаемый прокурор, к вам обращаюсь в первую очередь. Помните: за­кон обратной силы не имеет! Нельзя су­дить по законам начала XXI века за деяния, со­вершенные в 1833 году. Таково важнейшее требование современного права. Dixi, как говорили римляне, и мне нечего к этому добавить.

Судья. Суд присяжных удаляется на со­вещание.

Неожиданно в зале суда, где ожидалось оглашение приговора, появился квартальный надзиратель Держи­морда и попросил всех очистить помеще­ние. Держиморда сослался на последнее решение Госдумы о недопущении некото­рых журналистов на заседания Думы. По­чему Держиморда распространил это ре­шение на помещение суда и корреспон­дентов «Школьной газеты», осталось не­ясным...

Так что о приговоре над городничим и другими чиновниками уездного города мне ничего не известно. Полагаю, что устано­вить истину смогут сами старшеклассники на уроках обществознания.

Занятие по теме «Коррупция и борьба с ней»*
Цель: разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикор­рупционную пропаганду; формировать навы­ки работы в группе, обучать умениям выра­жать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного равонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомер­ного поведения; формировать отрицатель­ное отношение к коррупции.

Занятие может быть проведено как на уроке, так и в форме внеурочного мероприя­тия. В период подготовки желательно орга­низовать конкурсы рисунков и плакатов на данную тему.



План занятия:

1. Понятие «коррупция».

2. Проявления коррупции.

3. Групповая практическая работа.

4. Подведение итогов. Блицтурнир._

1. Учитель объявляет тему и задачи заня­тия.

Учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему-кластер (кластер — совокупность однородных элементов, идентичных объек­тов, образующих группу единиц, составляет­ся с помощью учителя). Чем выше интерес к изучаемой теме, тем больше направлений будет названо для включения в кластер. Это даст возможность оценить, насколько дан­ная тема актуальна для учащихся.

Схема-кластер


вымогательство




продажность

правонарушение




Коррупция




взяточничество


подкуп

корысть

Учитель предлагает ознакомиться с некоторыми определения понятия «коррупция» (от лат. corruptio — подкуп, порча, упадок), которые приводятся в различных справоч­ных изданиях и документах.



1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения

2. Подкуп, продажность, взяточничество, прак­тикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодатель­ством многих капиталистических стран как уго­ловное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказуется.

3. Продажность должностных лиц и обще­ственных деятелей.

4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с кор­рупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной соб­ственности должностными лицами; злоупотре­бление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преиму­ществ); конфликт интересов между обществен­ным долгом и личной корыстью.

5. «Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» (1998) пони­мает под коррупцией активный и пассивный под­куп членов национальных и иностранных публич­ных собраний, судей, должностных лиц междуна­родных организаций и членов международных парламентских собраний, злоупотребление влия­нием в корыстных целях, подкуп в частном секто­ре.



6. В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представ­ляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за зло­употребление должностными полномочиями, пре­вышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предприниматель­ской деятельности, получение и дачу взятки, слу­жебный подлог, присвоение или растрату имуще­ства, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в ком­мерческих и иных организациях. В последние годы появились новые формы коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекцио­низм, взносы на политические цели, инвестиро­вание «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее.

2. Учащимся предлагается проанализи­ровать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление кор­рупции:

1. Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действу­ет не один (военнослужащие, техника, мате­риал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.

Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Чиновник создает искусственные неза­конные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопря­жена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.

3. Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незакон­ное решение.

Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нару­шает закон, используя свое служебное положе­ние.

Учитель поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл дол­ларов. Самая коррумпированная страна — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Трансперенси Интернэшнл).



3. Проводится групповая практическая работа. Группам учащихся предлагается решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.

Каждая из четырех групп получает описа­ние одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить при­знаки преступления.



Ситуации.

1, Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от биз­несмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использо­вал полученные сведения в целях недобросовест­ной конкуренции.

2. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устрой­ство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

3. Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммер­ческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.

4. Директор предприятия Бобков дал указа­ние вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вслед­ствие чего вредные химические соединения про­никли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

Помощь группам в работе окажут заранее подготовленные на доске таблицы 1-2: «Виды юридической ответственности» и «Освобождение от юридической ответствен­ности», а также схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».



Схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»

Таблица 2



Освобождение от юридической ответственности


Истечение сроков давности (2 года — после преступления небольшой тяжести, 6 лет — средней тяжести, 10 лет — после тяжкого, 15 лет — особо тяжкого)


Изменение обстановки: лицо и деяние пере­стали быть опасными


Явка лица с повинной добровольно, возмещение ущерба, помощь в раскрытии пре­ступления, совершение впервые преступления небольшой тяжести


Примирение лица с потерпевшим, совершение впервые преступления, причиненный вред заглажен



4. Для закрепления изученного на уроке следует вернуться к первоначальным запи­сям на доске, кластеру: внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки.

Таблица 1

Виды юридической ответственности

Вид

ответственности



За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Уголовная

За преступления

Суд

Меры наказания указаны в ст. 44 УК РФ (лишение свободы, исправительные работы, конфискация иму­щества и т.д.)

Администра­тивная

За административные проступки

Административные комис­сии, суды, органы вну­тренних дел, таможенные органы и т.д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест

Гражданско-правовая

За нарушение договор­ных обязательств иму­щественного характера, причинение имуще­ственного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки

Уполномоченное на то лицо

Выговор, увольнение

Работа проводится фронтально или по группам (можно попросить одну из групп быть ответственной за направление класте­ра, другие — вносят дополнения). Обобща­ется информация, полученная на уроке, под­водятся предварительные итоги, проходит защита рисунков и плакатов по теме. В завершение урока рекомендуем провести блицтурнир.

Класс подразделяется на команды, участ­ники должны назвать определяемое поня­тие. На обдумывание ответа дается 1 мин. Отвечает команда, представитель которой первым поднял руку.



Определения

1. Собрание законов, статей_____(кодекс).

2. Применение к правонарушителю компе­тентными государственными органами санкции правоохранительной нормы _____ (ответствен­ность).

3. Неправомерное удержание или невозвра­щение чужого имущества, вверенного виновно­му _____(присвоение).

4. Соглашение сторон с взаимными обязатель­ствами _____(контракт).

5. Предписание, устанавливающее порядок чего-либо,______(правило).

6. Отдельный человек___________(индивид).

7. Защищенность от всяких посягательств______(неприкосновенность).

8. Система общеобязательных норм __________(право).

9. Своеволие___________(произвол).

10. Решение суда________(приговор).

11. Непосредственная внутренняя побуди­тельная причина преступного деяния ___________(мотив).

12. Несоблюдение закона_________(нарушение).

13. Антиобщественное деяние____________(правона­рушение).

14. Предписание, обязательное к исполне­нию_________(императив).

15. Соглашение_____________(договор).

16. Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступле­нию____(алиби).

17. Необоснованное обвинение ___________ (ого­вор).

18. Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприят­ные последствия,__________(санкция).

19. Заключение под стражу_____________(арест).

20. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором, _____(штраф).

21. Принимаемые должностным лицом мате­риальные ценности за выполнение или невыпол­нение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совер­шить в силу своего служебного положения,_______(взятка).

22. Одно из преступлений против собствен­ности, выраженное в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совер­шить другие действия имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтоже­ния или повреждения чужого имущества ________(вымогательство).

23. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием___________(мошенничество).

24. Тайное хищение чужого имущества ____________(кража).

25. Общественно опасное явление в сфере политики или госуправления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осущест­вляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной служ­бе, своего служебного положения для противо­правного получения имущественных и неимуще­ственных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц,________(коррупция).


Приложение 5.

Полезные интернет-адреса

http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml - официальный сайт Президента Российской Федерации (актикоррупционный раздел)

www.polit.ru/news/ - ПОЛИТ.РУ.

http://law.edu.ru- юридическая Россия Федеральный правовой портал

http://forum.help.su – Общероссийское общественное движение : Жилье, Земля, Люди

http://www.anti-corr.ru/ коррупция в России и в мире

http://www.indem.ru/ - фонд ИНДЕМ

http://www.anti-corrupcioner.ru/about

http://www.stopcorruption.ru/ - Общественный антикоррупционный комитет

http://www.stopcor.ru/- Программа "Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области"

http://www.korrup.ru/ - Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации

1 См. Зимняя И.А. Компетентностная парадигма современного образования. Выписка из протокола № 5 заседания Президиума РАО от 23 апреля 2008 г.

1  Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С.9.

* Данное тематическое планирование является рекомендательным. Учитель может сам выбирать формы занятий и количество часов.

1 Чуть ниже Гордон переходит на русский термин "дьяк" (diack), но нигде не называет своего недруга по имени.


* Схема организованных им хищений не потеряла актуальности до сих пор. В 2007 г. сотрудники ГУИН Свердловской области похищали деньги из федерального бюджета точно так же. Они заводили дела на «мертвых душ», присваивали им инвалидности якобы после ранений, полученных в ходе командировок в Чечню, а средства, выделяемые им на лечение, бессовестно присваивали.

* Ситуация составлена Билык О.В., учителем экономики МОУ СОШ № 56 г. Ульяновска


* См. Экономика и право в школе, 2009, № 7.




<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Противодействие коррупции через образование
1384.34kb.
10 стр.
Противодействие коррупции в 2010 г. Общественное мнение о коррупции в стране
508.55kb.
4 стр.
Закон 24 октября 2008 г года n 468-оз об областной целевой программе "противодействие коррупции в калужской области в 2008-2010 годах"
186.28kb.
1 стр.
«противодействие коррупции: вопросы реализации муниципальной антикоррупционной политики»
18.48kb.
1 стр.
«противодействие коррупции»
390.51kb.
2 стр.
Информация о реализации мероприятий краевой целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы»
162.92kb.
1 стр.
Отчет о ходе реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Коми
135.05kb.
1 стр.
Отчет о ходе реализации Программы «Противодействие коррупции в Государственной жилищной инспекции Республики Коми
157.38kb.
1 стр.
Постановление Г. №186 сл. Большая Мартыновка
220.57kb.
1 стр.
«История коррупции и борьбы с ней в России. Нет коррупции»! «Коррупция – самое большое зло, потому что это разрушение духовности человека»
128.17kb.
1 стр.
Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения
826.22kb.
4 стр.
Должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в департаменте международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 год
73.23kb.
1 стр.