Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Автор программы: Е.Б.Мезенцеваmesentseva@mtu-net.ru
Утверждено УС факультета социологии Ученый секретарь Г.В. Иванченко _______________ “___” __________ 2005 г. Москва 2006 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААВТОР ПРОГРАММЫКандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Мезенцева Елена Борисовна.
АННОТАЦИЯ «Гендерный анализ в экономической социологии» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Этот курс является продолжением изучения социально экономической проблематики современного общества и логически следует за изучения студентами бакалавриата таких курсов как «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Основы экономической социологии», «Социология потребления, «Социология труда и занятости» и пр. Новизна данного курса заключается в том, что в нем впервые делается попытка применить гендерную методологию к анализу различных форм экономического поведения (конкретно: трудового, потребительского, финансового, предпринимательского и пр.); при этом в качестве аналитической основы предполагается использовать экономико-социологический подход, рассмотрев его в сравнении с: экономическим и социально-психологическим подходами. Необходимость разработки подобного курса и соответствующего учебного пособия связана с тем, что, несмотря на очевидную социальную видимость множества гендерных проблем в экономической сфере (в частности, гендерной дискриминации в занятости, профессиональной сегрегации по признаку пола, гендерных различий в доступе к экономической власти и пр.) и разработанность соответствующих экономических и социологических концепций, гендерная проблематика до сих пор не получила адекватного отражения в российской системе высшего образования. До настоящего времени гендерная проблематика не получила адекватного отражения в системе подготовки специалистов по социально-экономическим дисциплинам. В России отсутствуют не только учебники и учебные пособия по данной теме, но и более или менее разработанные методики преподавания; за рубежом подобные курсы также являются достаточно немногочисленными (например, по сравнению с политически и идеологически ангажированными курсами Women Studies). Вместе с тем, знание основ гендерной теории и реальных проявлений гендерных различий оказывается высоко востребованным в реальной практике управления социальными и экономическими процессами. Включение данного курса в систему подготовки социологов, специализирующихся в области экономической социологии, позволяет хотя бы частично восполнить этот пробел. Логика курса заключается в том, чтобы рассмотреть различные формы экономического поведения на основе использования гендерной методологии; базовая аналитическая рамка курса строится на основе экономико-социологического подхода, сопоставленного с: экономическим и социально-психологическим подходами. В методическом плане в ходе преподавания данного курса активно используются интерактивные формы работы со студентами на семинарах. С этой целью в Программу курса включен ряд текстов, которые носят очевидно дискуссионный характер, что позволяет активизировать работу студентов на семинарских занятиях, а также может быть использовано для самостоятельных творческих заданий и подготовки эссе. Одной из форм творческих заданий является письменная аналитическая рецензия научной или журнальной публикации, в ходе которой студент должен не только сформулировать свои собственные соображения по теме анализируемого текста, но и рассмотреть его с точки зрения различных теоретических подходов, изучаемых в рамках данного учебного курса, а затем публично представить на семинаре результаты своего анализа перед аудиторией. Еще одним исключительно важным направлением при изучении данного учебного курса является ориентация студентов на проведение самостоятельных эмпирических исследований в области социологии гендера, и обучение их основам самостоятельного анализа статистических данных в данной предметной области. Результаты этой работы могут быть представлены в виде кратких эссе на заданные темы, целью которых является выявление гендерных различий в той или иной области на базе существующих информационных массивов (статистических и анкетных).
Основные темы данного курса связаны с выяснением содержания таких базовых понятий как «гендер», «гендерный контракт», «гендерная система», «гендерный дисплей» и пр. и изучением особенностей их проявления и взаимосвязи в сфере экономических отношений. Значительное место уделено изучению таких проблем как дискриминация по признаку пола в сфере занятости, вертикальная и горизонтальная сегрегация, взаимосвязь экономического роста и гендерного неравенства, гендерные различия предпринимательского поведения и лидерства, гендер и социальная стратификация, .гендерные аспекты социальной политики. ЗАДАЧИ КУРСА: В результаты изучения курса студенты должны:
ФОРМЫ КОНТРОЛЯИтоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов: 10% - посещаемость семинарских занятий 20% - активность на семинарских занятиях 20% - оценка за эссе 50% - оценка за экзамен
ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ Эссе оценивается по следующим критериям:
Минимальный объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 15 страниц (ориентировочно 20000 – 25000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, в том числе не менее 3 иностранных. Эссе должно быть представлено как в распечатанном виде, так и в электронной версии не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета. Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 10 вопросов по пройденному курсу. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 30 мин. II. БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРАУЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯТеория и методология гендерных исследований. Том I. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. Введение в гендерные исследования. Часть I. Учебное пособие. /Под ред. И..Жеребкиной. Харьков, ХЦГИ, 2001, СПб.: Алетейя, 2001. ХРЕСТОМАТИИТеория и методология гендерных исследований. Том II. Хрестоматия. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия. /Под ред. С.Жеребкина. Харьков, ХЦГИ, 2001, СПб.: Алетейя, 2001. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - “Русская панорама”, 2002.
ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ СТАТЬИ
ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ КНИГИ
Некоторые русскоязычные ресурсы Интернет:
Российские журналы: СОЦИС Социологический журнал Социологический Форум Социологическое обозрение < http://www.sociologica.ru/Journal.html> Экономическая социология Отечественные записки < http://www.strana-oz.ru/?ozid=22&oznumber=1> Неприкосновенный запас < http://magazines.russ.ru/nz> Мир России Альманах «Личность и мир» Труд и социальные отношения Общественные науки и современность SPERO Cоциальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры (Электронный журнал)
Комплексный характер категорий пола и гендера. Гендер как социально-демографическая категория. Гендер как идеология. Гендер как стратификационная категория. Гендер как социальная технология. Гендер как культурная метафора. Гендерная социализация. Роль гендерных стереотипов в формировании гендерной идентичности. Институционализация гендерных исследований в мире и в России - основные центры, темы исследований и учебные программы. «Мужские исследования» («Men Studies») как новое направление гендерных исследований. Гендерный подход в социологии. Теория социального конструирования гендера (Уэст и Зиммерман). Три методологических источника теории социального конструирования гендера: (а) социальное конструирование реальности (П.Бергер, Т.Лукман); (б) Драматургический интеракционизм (Э.Гоффман); (в) этнометодология (Г.Гарфинкель). Теория «гендерной системы», Особенности российской гендерной системы. Разделение на публичную (общественную) и частную сферы, Гендерный контракт.
Здравомыслова, Е., Темкина, А.. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования (http://www.owl.ru/win/source.htm). Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. http://sexology.narod.ru/publ018_3.html Лорбер, Дж.. Пол как социальная категория. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс. 127-136. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html) Goffman, Erving.The arrangement between sexes. // Theory and Society. Volume 4 Issue 3 (1977), pp. 301-331. (JSTOR) http://links.jstor.org/ Komarovsky, M. Cultural Contradictions and Sex Roles: The Masculine Case. // American Journal of Sociology. 1973, January. (JSTOR) http://links.jstor.org/ West, C. Zimmerman, D. Doing Gender. // American Journal of Sociology. 1987. (JSTOR) http://links.jstor.org/
Айвазова, С. Права женщин в контексте русской культуры.// Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М., 1998. http://www.owl.ru/win/books/rw/index.htm Бергер, П.; Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. Бок, Г. История, история женщин, история полов. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс. 170-200. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html) Воронина, О. Основы гендерной теории и методологии. // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001, сс. 95-109. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // Общественные науки и современность. №6, 1999, сс.177-185. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии (http://www.owl.ru/win/source.htm). Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. http://www.polit.ru/article/2006/12/29/kon/ Пфау-Эффингер, Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. № 11, 2000, сс. 24-36. http://socis.isras.ru/SocIsArticles/ListSocIs2000_7_12.htm Тёрнер, Б. Современные направления развития теории тела. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс.137-168. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html). Уэст, К., Зиммерман, Д. Создание гендера (Пер. Е. Здравомысловой) // Гендерные тетради (Ред. А. Клецин). Труды СПб. филиала ИС РосАН. 1997, сс. 94 - 124. Элиас, Н. Отношения между мужчиной и женщиной: изменение установки. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс.103-127. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html) Bradley, K., Khor, D. Toward an integration of theory and research on the status of women // Gender and Society. Volume 7, Issue 3. (Sep., 1993), pp. 347-378. (JSTOR) http://links.jstor.org/ Carrigan, T., Connell, B., Lee, J. Toward a New Sociology of Masculinity. // Theory and Society. Volume 14, Issue 5. (Sep., 1985), pp. 551-604. (JSTOR) http://links.jstor.org/ Hagan, J., Gillis, A.R., Simpson, J. Clarifying and Extending Power-Control Theory. // American Journal of Sociology, Volume 95, Issue 4 (Jan, 1990), pp. 1024-1037. (JSTOR) http://links.jstor.org/
Смотрите также: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли самарской области
71.22kb.
1 стр.
Министерство экономического развития и торговли
7155.04kb.
21 стр.
Министерство экономического развития и торговли
116kb.
1 стр.
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки
550.81kb.
3 стр.
Министерство экономического развития и торговли
206.19kb.
1 стр.
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки
225.45kb.
1 стр.
Министерство экономического Министерство развития и торговли образования и науки
224.54kb.
1 стр.
Программа круглого стола «развитие сферы государственных услуг в республике казахстан»
157.75kb.
1 стр.
Председатель Кабинета Министров
33.08kb.
1 стр.
Министерство экономического развития и торговли
556.92kb.
9 стр.
Программа Организаторы: Министерство экономического развития и торговли Украины
35.43kb.
1 стр.
Министерство экономического развития и торговли 7464.93kb.
29 стр.
|