Главная
страница 1
Программа курса

«Византийская агиография»
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель курса ­– дать представление о византийской историографии как литературном явлении. Тексты рассматриваются не как исторические источники, а как памятники художественной литературы. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия историографических жанров и их эволюции.

  2. Задача курса – ознакомить слушателей со специфическими чертами византийской историографии, охарактеризовать творчество основных византийских историков в хронологическом порядке и таким образом проследить эволюцию жанровых форм. Курс предполагает комментированное чтение текстов в оригинале.

  3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс читается студентам-византинистам и является дополнением к курсу истории византийской литературы.

  4. Требования к уровню освоения содержания курса: слушатели должны иметь отчетливое представление о жанрах византийской историографии и их взаимодействии, знать основных авторов, ознакомиться с текстами, изданными в русском переводе, иметь понятие о новых подходах исследователей к изучению византийских исторических сочинений.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса:

1. Ранневизантийская историография.

2. Историография IX века и историография эпохи энциклопедизма.

3. Историография XI-XII вв.

4. Поздневизантийская историография (XIII – XV вв.)

2. Краткое содержание тем

2.1. Ранневизантийская историография

2.1.1. Эволюция взглядов на византийскую историографию. Истории и хроники – два «параллельных» жанра? «История византийской литературы» К Крумбахера и статья Бека. Г. Хунгер: взгляд на византийскую хронографию как на «тривиальную» литературу. Концепция эволюции византийской историографии Я. Н. Любарского

2.1.2. Историография, продолжающая античную традицию. Творчество Прокопия Кесарийского. Книги о войнах: идейные позиции, стиль, образ автора, критический подход к источникам. «Тайная история»: образ Юстиниана и Феодоры. «О постройках». Последователи Прокопия: Агафий Миринейский и Феофилакт Симокатта.

2.1.3. Ранневизантийская хронография. Истоки хронографического жанра. Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский. Хроника Иоанна Малалы. Композиция и образы героев. Отсутствие индивидуальной авторской позиции. Пасхальная хроника: сакрализация времени.

2.1.4. Ранневизантийская церковная историография. Евсевий Кесарийский. Сократ. Созомен. Феодорит Киррский. Завершение церковной историографии: Евагрий Схоластик.

2.2. Историография IX века и историография эпохи энциклопедизма

2.2.1. Темные века – упадок историографии. Начало IX века: новые памятники византийского летописания. Георгий Синкелл. “Хронография” Феофана Исповедника: особенности композиции, стиль, “средневековые” методы переработки источников, спор об авторстве. “Бревиарий” патриарха Никифора: соотношения с “Хронографией” Феофана.

2.2.2. Хроника Георгия Амартола: возвращение к “императорской” хронике, “ошибки” и анахронизмы, особенности композиции, художественная природа “вставных новелл”, методы переработки источников.

2.2.3. Систематизация античного и ранневизантийского исторического наследия. “Эксцерпты” Константина Багрянородного.

2.2.4. Генесий и Продолжатель Феофана: соотношение текстов. “Хронография” Продолжателя Феофана: состав летописного свода. Первые пять книг Продолжателя: новые принципы организации текста, особенности стиля, образы императоров в центре повествования. “Жизнеописание Василия”: проблема авторства, схема энкомия в историческом сочинении. Рождение “высокой” историографии из “чрева” хронистики.

2.2.5. “История” Льва Диакона. Авторское “вмешательство”. Новые приемы в изображении героев.



2.3. Историография XI-XII вв.

2.3.1. «Обозрение истории» Иоанна Скилицы и труд Продолжателя Скилицы: проблема авторства. «Обозрение истории» Георгия Кедрина.

2.3.2. «История» Михаила Атталиата. Идейные позиции. Образ Никифора Вотаниата.

2.3.3. Исторические сочинения Михаила Пселла. «Краткая история» - императорская хроника или княжеское зерцало? Проблема авторства. «Хронография» Пселла: образ автора, композиция, методы изображения героев, понятие о противоречивости и изменчивости человеческой природы, внешность героев.

2.3.4. Эволюция всемирной хроники: «Сокращенная история» Иоанна Зонары, «Хроника» Михаила Глики, стихотворный «Синопсис» Константина Манасси.

2.3.5. Труд Никифора Вриенния. «Алексиада» Анны Комнины: методы работы Анны над источниками, идейные позиции, единство композиции и стиля, образ главного героя.

2.3.6. «История» Иоанна Киннама. Исторические труды Киннама и Никиты Хониата: соотношение текстов, проблема общего источника. Идейные позиции Киннама. Образы императоров: Мануил Комнин и Дигенис Акрит. Особенности композиции.

2.3.7. «Хроника» Никиты Хониата как памятник «мемуарной» историографии. Время написания. Идейные позиции (Никита Хониат и Иоанн Зонара) и общая концепция истории. Образы императоров. Мануил Комнин у Киннама и Хониата. Элементы авторской иронии. Язык и стиль Никиты Хониата.



2.4. Поздневизантийская историография (XIII – XV вв.)

2.4.1. Историография никейского периода: Георгий Акрополит. Продоложение традиций мемуарной историографии. Простота стиля и видимая «беспристрастность» автора. Историк эпохи первых Палеологов Георгий Пахимер.

2.4.2. Историография эпохи исихастских споров. «Ромейская история» Никифора Григоры. Труд Иоанна Кантакузина – самое субъективное историческое сочинение в Византии. Художественные особенности и стиль.

2.4.3. Эпилог византийской историографии. Свидетели падения империи: Дука, Сфрандзи, Критовул, Халкокондил.


3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

  1. Особенности византийской историографии. Жанры. Общая периодизация.

  2. Эволюция взглядов на византийскую историографию. Жанровый и исторический подходы.

  3. Ранневизантийская историография. Общая характеристика.

  4. Творчество Прокопия Кесарийского.

  5. Агафий Миринейский и Феофилакт Симокатта.

  6. Происхождение всемирной хроники. Иоанн Малала.

  7. Ранневизантийская церковная историография.

  8. Георгий Синкелл и Феофан Исповедник.

  9. Хроника Георгия Амартола.

  10. Историография «Македонского ренессанса»:.общая характеристика.

  11. Генесий и Продолжатель Феофана: соотношение текстов.

  12. Труд Продолжателя Феофана как литературный памятник.

  13. «История» Льва Диакона.

  14. Историография XI века: традиции и новаторство.

  15. Скилица и Продолжатель Скилицы.

  16. Михаил Атталиат.

  17. «Краткая истоиия» Михаила Пселла.

  18. «Хронография» Михаила Пселла.

  19. Историография XII века: общая характеристика.

  20. Всемирные хроники XII века.

  21. “Алексиада” Анны Комнины.

  22. Иоанн Киннам и Никита Хониат: проблема общих источников.

  23. “Хроника” Никиты Хониата: стиль и образы героев.

  24. Георгий Акрополит.

  25. Георгий Пахимер.

  26. «Ромейская история» Никифора Григоры: стиль и композиция.

  27. Художественная природа исторического труда Иоанна Кантакузина.

  28. Историография XV века.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ




п/п


Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия (час.)

В том числе



Самостоя-тельная

работа


Лекции

Практические занятия

1.

Ранневизантийская историография.

32

16

0

16

2.

Историография IX века и историография эпохи энциклопедизма.

36

18

0

18

3.

Историография XI-XII вв.


44

22

0

22

4.

Поздневизантийская историография (XIII – XV вв.)


24

12

0

12




ИТОГО:

136

68

0

68

IV. Форма итогового контроля: - экзамен.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература

Источники:

1. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история // Пер., статья и прим. А. А. Чекаловой. СПб, 1998

2. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей // Изд. подг. Я. Н. Любарский. СПб, 1992.

3. Лев Диакон. История // Пер. М. М. Копыленко. М, 1988.

4. Михаил Пселл. Хронография. Краткая история // Изд. подг.Я. Н. Любарский. СПб, 2002.

5. Анна Комнина. Алексиада // Изд. подг. Я. Н. Любарский. СПб, 1996

Литература:

1. Каждан А. П. История византийской литературы (650-850гг). СПб, 2002.

2. Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели. СПб, 1999.

3. Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. / П. В. Безобразов, Я. Н. Любарский. Две книги о Михаиле Пселле. СПб, 2001.

4. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб, 1995.



Автор программы: Я. Н. Любарский, профессор, доктор филологических наук


Смотрите также:
Программа курса «Византийская агиография»
72.73kb.
1 стр.
Образовательная программа Профили Классическая, византийская и новогреческая филология
26.13kb.
1 стр.
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение москва 2004 история садово-паркового искусства программа курса
220.32kb.
1 стр.
Программа курса " Мировая политика (Часть 1)" Москва, 2008
361.62kb.
1 стр.
Программа курса «Мировая политика и международные отношения»
436.6kb.
4 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Программа курса "Охрана геологических памятников" для студентов 3 курса по специальности 013600
82.5kb.
1 стр.
Программа курса (Syllabus) Физика электромагнитных волн и атома
239.18kb.
1 стр.
Курс «Основы сексологии» Ведущий курса: Татьяна Серафимовна Козырева Программа курса (36 часов)
11.36kb.
1 стр.