Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ВЛИЯНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУДОВ В ГЕРМАНИИ Доктор Дитрих Байер, судья Верховного суда в отставке Тема «Влияние Всеобщей декларации прав человека на судебную практику конституционных судов в Германии» несколько необычна для бывшего судьи Верховного суда, и я думаю, то же и для немецкого судьи конституционного суда. Поэтому для начала хорошо бы с помощью юридического банка данных получить обзор всех соответствующих постановлений немецких судов. В ведущем банке данных «Juris» ввод искомого понятия «Декларация прав человека» приводит к 164-м упоминаниям3. Если убрать решения Европейского суда, то остаются еще примерно 140 постановлений. При этом в преобладающем большинстве речь идет о решениях немецких административных судов, и в первую очередь о процессах предоставления убежища. В немецких конституционных судах результат оказывается несколько скудным: о Федеральном конституционном суде сообщается в 16-ти упоминаниях, о конституционных судах 16-ти федеральных земель, напротив, всего три решения — два решения из конституционного суда Саксонии и одно — из конституционного суда Бранденбурга. Другие земли в упоминаниях отсутствуют. Если искать этому объяснение, то напрашивается следующее: Конституция Федеративной Республики Германии, Основной закон, и конституции федеральных земель содержат обширный каталог основных прав, которые делают обращение к Декларации прав человека Объединенных Наций от 10 декабря 1948 г. абсолютно ненужным. Этот правовой статус усиливается еще и тенденцией немецких конституционных судов, в частности Федерального конституционного суда, широко интерпретировать определения основных прав и приспосабливать их к актуальному политическому, техническому, социальному и прочему развитию в Германии. Тем интереснее является рассмотрение конституционных судебных решений, которые занимаются отдельными нормами Декларации прав человека Объединенных Наций от 1948 г. При представлении, какое воздействие имеет Всеобщая декларация прав человека (далее — Декларация ОНН) на судебную практику конституционных судов в Германии, я хотел бы сначала рассмотреть юридическую природу и общее значение Декларации Объединенных Наций с немецкой точки зрения, а затем разъяснить несколько важных решений. При этом речь идет о свободе вероисповедания, законе о телефонной связи, свободе информации, свободе бракосочетания и защите собственности. В заключение будут рассмотрены вопросы уголовного права, а именно наказание бывших сотрудников министерства государственной безопасности ГДР из-за шпионажа во вред Федеративной республики и особенно сложный вопрос о наказании бывших судей ГДР из-за вынесения неправосудного приговора. 1. Предварительное замечание к юридической природе Всеобщей Декларации прав человека. Если говорят о «предписаниях» Декларации права человека, то это понятие не совсем относится к немецкому пониманию. Как определил Федеральный конституционный суд от 26 октября 2004 г.1, Декларация не является обязательным международным правом, а речь идет, по определению конституционного суда федеральной земли Бранденбург5, о «резолюции Объединенных Наций с характером воззвания», что отчетливо видно уже из ее преамбулы. Поэтому Декларация прав человека, в формальном смысле, не относится к Общим правилам международного права, которые согласно ст. 25 Основного закона являются составной частью немецкого федерального права, не превосходят по значению простые законы и не производят непосредственные права и обязанности «для жителей территории ФРГ». Однако это не исключает то, что отдельные предписания Декларации признаны в силу обычного всемирного международного права как международно-правовые нормы и с этой точки зрения приняты согласно ст. 25 Основного закона как составная часть немецкого федерального права6. В России схожий правовой статус, впрочем даже идентичный, так как ст. 15 абз. 4 Конституции РФ совпадает по содержанию со ст. 25 нашего Основного закона. Я предполагаю, что конституции большинства других стран СНГ также обнаруживают похожие нормы. Если вопреки этому ограничению я говорю здесь о «предписаниях» Декларации Объединенных Наций, то прежде всего потому, что Декларация использует это выражение в своей заключительной ст. 30.
Конституционный суд земли Бранденбург снова высказался за то, чтобы толковать основные права конституции земли «также в свете основных международных прав»9. В последнем решенном случае, в процессе контроля норм к перепроверке полицейского разрешения на контроль жилого помещения10, конституционный суд страны Бранденбург обратился к ст. 12 Декларации Объединенных Наций, которая касается защиты частной сферы и квартиры. Критерий оценки согласно ст. 12 в результате отразился, однако, не в пользу заявителей, так как защита по Декларации не является больше, чем предписания конституции земли о защите права на информационное самоопределение11.
Другими словами, кто ранее (во времена ГДР) нарушил права человека, тот не имеет права быть избранным и не может назначаться государственным служащим. В результате эти положения приводят к тому, что Всеобщая Декларация прав человека косвенно действует на законы земли Саксонии. 4. Решения Федерального конституционного суда по отдельным основным правам Декларации Объединенных Наций (Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека) а) защита авторских прав (абз. 2 ст. 27) Согласно абз. 2 ст. 27 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (далее — Европейская конвенция) каждый имеет «право на защиту умственных и материальных интересов, которые возникают для него как для автора произведений науки, литературы или искусства». Конституция не знает сравнимой нормы. Федеральный конституционный суд считает авторское право как право пользования (тем не менее см. ст. 14 Основного закона). Он уже высказывал мнение в более раннем постановлении, что так называемая привилегия, связанная с учебниками, не нарушает конституционную защиту собственности и не представляет, в частности, недопустимое вмешательство в авторское право. Некоторые люди искусства обращались с конституционной жалобой, что §46 немецкого закона авторских прав позволяет воспроизведение литературных произведений в учебниках также без согласия автора13, нарушая абз. 2 ст. 27 Европейской конвенции. Суд, правда, не рассмотрел детально эту жалобу, но признал привилегию, связанную с учебниками, согласованной с защитой собственности согласно ст. 14 Основного закона и тем самым по умолчанию также со специальными положениями абз. 2 ст. 27 Европейской конвенции14; б) образовательное право родителей (абз. 3 ст. 26) В 1968 г. в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия многие родители «атаковали» Федеральный конституционный суд с конституционной жалобой в связи с положением конституции федеральной земли15, согласно которому народные школы должны быть устроены как межконфессиональные школы совместного обучения. По мнению родителей, их дети были бы вынуждены посещать общую школу, что в том числе нарушило бы абз. 3 ст. 26 Европейской конвенции, которая предоставляет родителям преимущественное право выбирать вид образования, которое должны получать их дети. Федеральный конституционный суд признал эту жалобу недопустимой, так как Декларация Объединенных Наций не является допустимым критерием оценки конституционной жалобы16. Хотя по этой причине в решении умалчивается относительно объективной сферы действия абз.
с) защита частной жизни (здесь: тайна телефонных переговоров) (ст. 12) Было обращение с конституционной жалобой относительно законного права БНД (Федеральная разведывательная служба) для контроля процессов телекоммуникации за границей17. Благодаря современной технике Федеральная разведывательная служба в состоянии наблюдать за телефонной связью за границей при помощи технических устройств, которые расположены на территории Федеративной республики. Федеральный конституционный суд сначала выяснил, что защита тайны телефонных переговоров по ст. 10 Основного закона ФРГ простирается в территориальном отношении также на такие телекоммуникационные процессы, которые происходят исключительно за границей. Это действительно тогда, когда эти процессы регистрируются на немецкой территории и здесь же обрабатываются. Федеральный конституционный суд сформулировал это таким образом: «При этих обстоятельствах коммуникация связана государственным действием как за границей, так и внутри страны, что это соединение действует посредством ст. 10 Основного закона»18. При таком зарубежном контакте было бы рационально, когда конституционный суд ориентировался в связи с защитной целью тайны телефонных переговоров исключительно не на немецкое конституционное право, а также на «согласованность» ст. 10 Конституции с международно-правовыми положениями и конкретно на защиту частной жизни согласно ст. 12 Европейской конвенции. Ввиду сдержанности, которую проявляет Федеральный конституционный суд относительно к обращению к Всеобщей декларации о правах человека, это указание кажется достойным внимания; г) свобода бракосочетания (абз. 1 ст. 16) Более отчетливо отношение немецкого правопорядка к Декларации ООН проявилось в процессе конституционной жалобы по следующим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы был испанцем. С 1962 г. он проживал в Германии. Здесь же через несколько лет он захотел жениться на женщине с немецким гражданством. Женщина была разведена в 1965 г. Так как для бракосочетания иностранцев в Германии принципиально требуется так называемое свидетельство о брачной правоспособности, выдаваемое на родине, а испанские органы власти, однако, такие свидетельства не выдают, то испанец ходатайствовал в компетентный Верховный суд земли, чтобы его освободили от представления такого свидетельства. Верховный суд земли отклонил его заявление со ссылкой на немецкое международное частное право и на испанское право. Федеральный конституционный суд упразднил это решение, которое соответствовало дословно тексту закона, как несовместимое со ст. 6 Конституции и ст. 12 Европейской конвенции и поэтому противоречащее конституции19. При этом суд не ограничился высказыванием, что конституционная защита брака и семьи, включая свободу бракосочетания, имеет силу без ограничений также для здесь живущих иностранцев и лиц без гражданства, и добавил, что это соответствует «международному юридическому убеждению, что свобода бракосочетания принадлежит к существенным правам человека», и для обоснования этого положения суд сослался на абз. 1 ст. 16 Европейской конвенции. В этом случае федеральный конституционный суд привлек Всеобщую декларацию ООН и Европейскую конвенцию не только к толкованию лишь национального закона, а поставил всемирно признанное право человека выше буквы закона немецкого (и испанского) права20; д) свобода информации (ст. 19) То, что Федеральный конституционный суд не терял из виду защиту прав человека, как они описаны в Декларации ООН, даже в трудное время холодной войны и раздела Германии, указывает одно из решений от 1969 г.21. Согласно закону с несколько громоздким заголовком «Закон для контроля уголовно-правового и другого запрещения на перемещение товара» газеты и другие печатные издания из ГДР, которые в большом объеме отправлялись по почте в Федеративную республику, задерживались на таможнях по причине государственной защиты, и производилась их конфискация. Федеральный конституционный суд разрешил эти меры в случае, если печатные изделия должны были бы служить, например, поддержкой запрещенной КПГ (Коммунистическая партия Германии) или поношением государственных органов (§97 УК)22. Впрочем, это сильно ограничило область применения запрещения на перемещение товара. В обоснование этого сначала было указано на выдающееся значение свободы информации и права на свободное выражения мнения (предложение 1 абз. 1 ст. 5 Основного закона). При этом суд не ограничился этим, и для подчеркивания и усиления значимости указал на следующее: особенное значение, которое отводилось свободе информации также и в международной области, показывало межгосударственные стремления с 1945 г. обеспечение этой свободы как самостоятельного права. В качестве примера этой связи приводится резолюция Объединенных Наций от 14 декабря 1946 г. и, в частности, ст. 19 из Всеоб-щей декларации прав человека23, е) презумпция невиновности и принцип соразмерности при уголовных процессуальных мерах (здесь: предварительное заключение) (абз. 1 ст. 11 и ст. 9) Федеральный конституционный суд разработал в области уголовного права различные принципы, которые из-за отсутствия четких положений Основного закона берут начало из конституционных норм общего вида. Это действует, например, при постановлении об аресте и сроке предварительного заключения, при которых необходимо выбирать между общим правом свободы гражданина (предложение 2 абз. 2 ст. 2 Основного закона) и презумпцией невиновности, с одной стороны, а также необходимостью эффективного уголовного преследования — с другой стороны. При этом конституционный суд, в конечном счете, сводит презумпцию невиновности так же, как и правовую ценность эффективного уголовного преследования, к принципу правового государства согласно абз. 3 ст. 20 Основного закона24. В принципиальном решении от 1965 г. это обосновало широкое толкование принципа правового государства, кроме того, международное развитие права после войны, и как доказательство этому были приняты во внимание абз. 1 ст. 11 и ст. 9 Европейской конвенции для акцента на презумпции невиновности25. В одном из последних постановлений суда от 11 июня 2008 г. были повторены и подтверждены эти принципы26; ж) защита собственности (абз. 2 ст. 17) Показательным в отношении Всеобщей Декларации ООН к немецкому конституционному праву является постановление Федерального конституционного суда от 26 октября 2004 г.27. Постановление касается вопроса, согласовалась ли с международным правом безвозмездная экспроприация вследствие оккупационной земельной реформы в бывшей Советской оккупационной зоне (1945—1949 гг.) и была ли обязана Федеративная республика, во всяком случае, после немецкого воссоединения, отменить эти экспроприации или, по крайней мере, компенсировать. В основу постановления были положены следующие обстоятельства дела. После окончания Второй мировой войны главнокомандующие вооруженных сил союзников взяли на себя наивысшую власть в оккупационных зонах. В Советской оккупационной зоне была создана Советская военная администрация в Германии (СВАГ) как высший орган власти в Германии. В течение нескольких лет (до 1949 г.) СВАГ с помощью от нее зависимых немецких органов власти проводила обширную земельную реформу, которая касалась в том числе безвозмездной экспроприации земли площадью более 100 га. Экспроприированная земля была занесена в государственный земельный фонд и затем распределена главным образом между малоземельными крестьянами, сельскохозяйственными рабочими, беглецами и переселенцами. В преддверии немецкого воссоединения встал вопрос, может ли все остаться по-старому в отношении экспроприации. В «памятной записке» от 28 апреля 1990 г. советское правительство настойчиво высказалось против расторжения этих мер СВАГ и объяснило, что «законность этих решений, прежде всего, в вопросах собственности и земельных вопросах, не подлежит повторной перепроверке или ревизии немецкими судами или другими немецкими государственными органами»28. В Общем заявлении от 15 июня 1990 г. оба немецких правительства установили следующее: «Правительства Советского Союза и Германской Демократической Республики не видят никакой возможности пересмотреть принятые в то время меры. Правительство Федеративной Республики Германии принимает это к сведению, учитывая историческое развитие»29. Этот правовой статус был зафиксирован в договоре примирения от 31 августа 1990 г. и специально был конституционно подстрахован посредством абз. 3 ст. 143 Основного закона. Тем не менее были многочисленные попытки граждан, которых коснулась экспроприация СВАГ, аннулировать проведенные СВАГ мероприятия. Однако эти попытки, включая соответствующие конституционные жалобы, оставались безуспешными. В принципиальном постановлении (октябрь 2004 г.) Федеральный конституционный суд исходил сначала из того, что немецкие государственные органы должны исполнять обязательные нормы международного права. Кроме того, они должны осуществлять международное право в своей области подведомственности в случае, если третьи государства его нарушают. Тем не менее суд отрицал такое нарушение общих правил международного права в упомянутых случаях экспроприации и обосновал это: «Универсальное международное право не знало и не знает гарантию собственности своих граждан как правовой стандарт защиты человека. Хотя в 1948 г. в статье 17 абзац 2 Всеобщей декларации о правах человека было определено <...> что никого нельзя лишить произвольно его собственности. Но Всеобщая декларация не является обязательным международным правом. Из-за расхождений во мнениях между западом и востоком вопрос о собственности не нашел также в Международном пакте о гражданских и политических правах <...> никакого упоминания. Ввиду этого промедления Международного сообщества, связать себя договорными условиями не может быть и речи в пользу <...> также собственных граждан о действующей во всем мире норме обычного [общего] права человека на защиту собственности. Значение собственности для чести и свободы человека<...> было признано лишь позже, и процесс обсуждения на международно-правовом уровне является сегодня также не закрытым»30. Для затронутых лиц оставалось слабое утешение: они могли выкупить у Федеративной республики свое прежнее недвижимое имущество по относительно выгодной цене; з) запрещение имеющих обратную силу уголовных законов (nulla poena sine lege) (абз. 2 ст. 11) Важное постановление Федерального конституционного суда от 15 мая 1995 г.31 касается последствий раздела Германии, которому предшествовало следующее. В июне 1991 г. генеральный федеральный прокурор выдвинул обвинение против руководителя главного управления разведки министерства государственной безопасности бывшей ГДР Гросманна и других ведущих офицеров главного управления в отношении измены родине, служебной секретной шпионской деятельности и коррупции. Упрек основывался на шпионской деятельности, которой занимались обвиняемые на территории ГДР против Федеративной республики. Однако компетентный Высший суд Берлина имел серьезные конституционные сомнения в случае наказуемости деяний обвиняемых. Поэтому он представил процесс Федеральному конституционному суду на проверку путем так называемого судейского представления согласно ст. 100 Конституции с вопросом о том, в какой мере конституционное право или общие правила международного права запрещают наказывать бывших сотрудников и агентов министерства государственной безопасности или военной информационной службы ГДР после воссоединения Германии на основании их шпионской деятельности, направленной против ФРГ и других государств НАТО. В этом процессе представления обвиняемые сослались на нормируемый принцип абз. 2 ст. 11 Европейской конвенции «Запрещение имеющих обратную силу уголовных законов»32. Кроме того, предметом постановления была конституционная жалоба одного офицера главного управления разведки, которому судом земли Дюссельдорф было вынесено наказание в виде лишения свободы из-за секретной шпионской деятельности. Международно-правовая проблема показалась Федеральному конституционному суду настолько трудной, что он обратился за юридическим заключением в институт Макса Планка по общественному и международному праву. В своем чрезвычайно обширно обоснованном постановлении Федеральный конституционный суд пришел к выводу, что не имеется никакого общего правила международного33 права, которое запрещало бы после воссоединения Германии наказание сотрудников информационной службы бывшей ГДР, а именно с точки зрения запрета имеющих обратную силу уголовных законов. Разумеется, только на основании особенной ситуации, которая возникла из-за вступления ГДР в Федеративную Республику Германии, появилась возможность уголовного преследования. Наказание было поставлено в очень тесные рамки, вследствие образования из конституционного принципа соразмерности преграды для уголовно-правового преследования34. Эти уголовные процессы закончились символическими наказаниями в виде лишения свободы или приостановлением дела из-за малозначительности; и) наказание бывших судей ГДР из-за вынесения неправосудного приговора (абз. 2 ст. 11, ст. 5 Европейской конвенции.) После воссоединения Германии перед судами встала проблема, связанная с запретом имеющих обратную силу уголовных законов. В ГДР суды часто назначали (вплоть до 80-х гг.) драконовские наказания из-за мнимых правонарушений государственной защиты. Подозрение в таких случаях состояло в том, что участвующие профессиональные судьи провинились вынесением неправосудных приговоров, что было наказуемо в ГДР по §244 УК. Вместе с тем было ясно, что относящийся к правовому государству критерий, применяемый в ФРГ, не мог применяться в судебной практике судов ГДР. Поэтому Верховный суд разработал принцип: бывший судья ГДР может быть наказан из-за вынесения неправосудного приговора только в том случае, если приговор представляет собой «невыносимое нарушение прав человека». Для этого он образовал группы дел, которые были обобщены под понятиями «расширение состава преступления» и «особо несправедливые наказания». Федеральный конституционный суд одобрил эту судебную практику. При этом он не осознал тот факт, что судья ГДР мог быть уверен в том, что он не будет держать отчет в ГДР из-за таких противоречащих праву человека приговоров, а скорее, мог еще и ожидать признание. Поэтому встал вопрос о том, не нарушает ли применение федеральных критериев при фактах вынесения неправосудного приговора запрет обратного действия закона согласно абз. 2 ст. 11 Европейской конвенции (абз. 2 ст. 103 Конституции). Федеральный конституционный суд отрицал это. Мне хотелось бы разъяснять эти принципы на примере двух решений Федерального конституционного суда. В постановлении35 Федеральный конституционный суд должен был принять решение по конституционной жалобе бывшей судьи ГДР, которая была осуждена из-за вынесения неправосудного приговора в восьми случаях мерой наказания лишением свободы. Предметом ее осуждения были следующие случаи: в 1982 г. судья как председатель уголовного сената городского суда Берлина осудила гражданина ГДР из-за антигосударственной травли наказанием в виде лишения свободы на 8 лет, так как он в течение 5 лет распространял в ГДР печатающийся в ФРГ журнал и различные листовки в нескольких тысячах экземпляров. Единственной целью этого особо наглядного наказания, согласно установлению суда земли, было устранение политического противника. В другом случае судья определила наказание супружеской паре в виде лишения свободы более двух лет соответственно, так как они передали Постоянному представительству Федеративной республики в Берлине две копии выездных заявлений. Из-за похожего «правонарушения» сенат осудил обвиняемого водителя такси на 2 года лишением свободы. Другие завершенные дела были похожими. Федеральный конституционный суд вынес бывшей судье ГДР приговор со следующим обоснованием: случаи более серьезно государственного неуважения прав человека не ограничивались вмешательствами в тело и жизнь. К общепризнанным в содружестве народов правам человека принадлежали также право на личную свободу и защиту от жестокого и негуманного наказания, как записано в ст. 3 и 5 Всеобщей декларации о правах человека. При нарушении права судьями и прокурорами речь идет о тяжелом противоправном деянии тогда, когда вынесение неправосудного приговора приводит к лишению свободы. Это было в приговорах, в которых участвовала обвиняемая судья так же, как и в случае обоснования в этом отношении права ГДР, учитывая отличающиеся от относящихся к правовому государству принципов представления о ценностях в СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) государстве. Речь шла об очевидных и невыносимых нарушениях прав человека, что обвиняемая, как профессиональная судья, должна была осознавать. Еще более показательным был случай бывшего судьи ГДР, который участвовал в вынесении в 1955 г. двух смертных приговоров против граждан ГДР, которые впоследствии были приведены в исполнение. Один процесс касался коммерсанта, который в течение нескольких лет распределял «провокационные листовки» и был агентом различных западных тайных полиций. В другом случае был приговорен к смерти инженер, который почти два года собирал сведения о советских армейских объектах для британской тайной полиции и проводил поездки курьера. Также в этом случае Федеральный конституционный суд принял во внимание ст. 5 Декларации о правах человека и объяснил, что смертные приговоры представляли собой вынесение неправосудного приговора в форме жестокого и завышенного наказания и вместе с тем невыносимое нарушение прав человека; это должно действовать также для юстиции ГДР. В действительности, к этому нечего добавить.
Всеобщая Декларация Объединенных Наций о правах человека не может рассматриваться с немецкой точки зрения как обязательное международное право, которое является непосредственно составной частью немецкого правопорядка посредством ст. 25 Основного закона, не может выступать как второе конституционное право наряду с основным законом. Если при толковании немецких конституционных норм или конституционных принципов по региональным или историческим причинам это зависит от относящихся к правовому государству убеждений международного содружества народов, конституционная судебная практика возвращается к каталогу прав человека как важному элементу обоснования, в частности, это отражено в Декларации Объединенных Наций от 1948 г. На первый взгляд эта сдержанность может показаться несколько странной, однако она предотвращает обесценение высоких правовых ценностей прав человека. Во всяком случае, опасение, что немецкие конституционные суды не принимают всерьез всемирно признанные права человека, не оправдывается. 3 Положение дел от 28 июня 2008 г. 1 2 BvR 955/00, BvR 1038/01 // Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 124. 5 Приговор от 30 июня 1999 г. // Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 66; Новый юридический еженедельник. — 1999. — 3703. 6 См. Федеральный конституционный судааО. 7 Постановление от 17 декабря 1975 г. // Решения Федерального конституционного суда. — 41. — 88; Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 56. 8 Постановление 16-IV-08, «Juris» Rdnr. 8 (в настоящий момент еще не опубликовано). 9 Постановление от 30 июня 1999 // Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 66; Новый юридический еженедельник. — 1999. — 3703. 10 §33, абз. 1 п. 1 № 2 Закона о полиции федеральной земли Бранденбург. 11 Абзац 2 ст. 11 Конституции федеральной земли Бранденбург. 12 Постановления от 5 мая 1992 г. // Сборник решений Федерального конституционного суда ФРГ. — 86. — 65.-4 мая 1994 г.; Новая юстиция. — 1994. — 366; и от 15 августа 1995 г.; Новая юстиция». — 1996. — 25. 13 Однако не безвозмездно. Сборник решений Федерального конституционного суда ФРГ. — 31. — 229. — 2. 14 Сборник решений Федерального конституционного суда ФРГ. — 31.-229. 15 Статья 12 (вред, от5 марта 1968 г.). 16 Федеральный конституционный суд ФРГ // Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 56. 17 §1,3 Закона для ограничения тайны переписки и телефонных переговоров (Закон к ст. 10 Основного закона). 18 Приговор от 14 июля 1999 г. // Сборник решений Федерального конституционного суда ФРГ. — 100. — 313; Новый юридический еженедельник. — 2000. — 55; Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 178. 19 Решение от4 мая 1971. Сборник решений федерального конституционного суда ФРГ 31, 58 // Новый юридический еженедельник. — 1971. — 1509. — 2121. 20 ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 30,31. 21 Постановление от 3 октября 1969. Сборник решений федерального конституционного суда ФРГ 27, 71 // Новый юридический еженедельник. —1970. — 235. 22 ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 22. 23 ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 27 и сл. 24 Сравнить, например с решением. Новый юридический еженедельник. — 196. — 243. — 15 декабря 1965 г.; Сборник решений Федерального конституционного суда ФРГ. — 19. — 342 // Информационный юридический пресс-бюллетень № 13 и решение от 11 июня «Juris». — 30, 31. 25 Постановление от 15 декабря 1965 г. // Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 15. 26 Постановление от 11 июня 2008 г. — 2 BvR 806/08. 27 2 BvR 955/00 и 2 BvR 1038/01 // Сборник решений Федерального конституционного суда ФРГ. — 112. — 1. 28 Постановление от 2 октября 2004 г. // ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень. — № 33. 29 Постановление от 26 октября 2004 г. // ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень. — № 19 — 21. 30 Постановление от 26 октября 2004 // ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень. — № 124. 31 2 BvL 19/91. Сборник решений Федерального конституционного суда ФРГ. 92, 277// Новый юридический еженедельник. — 1995. — 1811. 32 Постановление от 15 мая 1995 г. // Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 133. 33 Постановление от 15 мая 1995 г. // ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris» (особенно № 180 и 208). 34 Постановление от 15 мая 1995 г. // ааО. Информационный юридический пресс-бюллетень «Juris». — № 210. 35 Постановление от 7 апреля 1998 г. — BvR 2560/95 // Новый юридический еженедельник. — 1998. — 2585. Смотрите также: Влияние Всеобщей декларации прав человека на судебную практику конституционных судов в Германии
219.36kb.
1 стр.
Журнал международного права и международных отношений 2008 — №4 международное право — к 60-летию Всеобщей декларации прав человека вопросу о правовом статусе
182.67kb.
1 стр.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года цель
170.55kb.
1 стр.
Курсовая права человека 2 формирование концепции прав человека 4
272.03kb.
1 стр.
Право на доступ информации
123.71kb.
1 стр.
Направление подготовки
1444.27kb.
8 стр.
Кодекс поведения мандатариев специальных процедур Совета по правам человека
129.5kb.
1 стр.
Темы исследования обусловлена тем, что изучение вопросов гражданства одновременно связано с правами и свободами человека и гражданина, а также с суверенитетом государства
327.67kb.
1 стр.
-
133.85kb.
1 стр.
О. Е. Коржова Тобольская госсоцпедакадемия, студентка Особенности развития церковно-государственных отношений в России
77.5kb.
1 стр.
Приложение I всеобщая декларация прав человека (1948 год)
141.59kb.
1 стр.
Биохимия Агеев А. К гистохимия щелочной и кислой фосфатаз человека в норме и патологии 652.32kb.
4 стр.
|