Муниципальное общеобразовательное учреждение Кзыл-Ярской средней общеобразовательной школы Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
РассмотреноСогласовано Утверждаю
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
Руководитель
___________ Л.А.Миннегареева __________ Л.Р.Залеева ____________ А.А.Аминова.
Протокол №___ от «___» ____________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г.
Рабочая программа по музыке
в 3 классе
учительI квалификационной категории
Миннегареева Лилия Авхадиена
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, с опорой на примерную программу по музыке для начального общего образования, составители Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш., рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для татарских образовательных учреждений различного типа, рекомендованные и допущенные МОи Н РТ (МО РТ).
На всех ступенях изучения предмета «Музыка» 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента, в содержании которого предусматривается изучение музыкального наследия народов Татарстана и Поволжья.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачипредмета «Музыка» заключается в следующем:
-
привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
-
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека:
-
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
-
привить основы художественного вкуса;
-
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
-
обучить основам музыкальной грамоты;
Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
-
Учебно-методический компонент: учебник - Н.В.Бакиева, А.Г.Гарипова., В.Х.Бакиева (Музыка дәресләре 3сыйныф) – Казань., Магариф, 2009г.
Содержание программы
Тема года: «Развитие музыки»
I четверть: Песенность, танцевальность, маршевость в произведениях
1. Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,
маршевость. С.Сайдашев – 2ч
2. Песенность в вокально-инструментальной музыке. Р.Яхин – 2ч
3. Танцевальность. Балет. П.И.Чайковский, Э.Григ. – 2ч
4. Маршевость в музыке – 1ч
5. Песенно-танцевальная музыка. Д.Кабалевский. – 1ч
II четверть: Интонация
6. Интонация – 7ч
III четверть: Развитие музыки
7. Развитие музыки – 8ч
IV четверть: Построение (форма) музыки
8. Форма музыки – 2ч
9. Построение музыки (Рондо) – 1ч
10.Развитие музыки (вариация) – 2ч
11.Обобщение тем четверти и года. Дунаевский – 2ч
Учебно-тематическое планирование
Базовый уровень
№
|
Тема урока
|
Кол.часов
|
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
|
Дата
|
Примечание
|
по плану
|
Факт
|
1 четверть: «Песенность, танцевальность, маршевость в произведениях».
|
1
|
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
|
1
|
1)
2) Слушание и анализ произведения: «Әпипә», «Көзгеҗыр», увертюра к опере (Ж.Бизе) «Кармен»;
3) Вокально-хоровая деятельность: “Исәнме мәктәп”
4) Практическая деятельность: Двухголосие
|
1 неделя
|
|
|
2
|
Песенность вокальной музыке.
Ә. Бакиров
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения: “Мәрьям һәм Гайфи дуэты” (“Алтын тарак” балетыннан)
3) Вокально-хоровая деятельность: “Исәнме мәктәп”
4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, ноты.
|
2 неделя
|
|
|
3
|
Песенность в инструментальной музыке. Опера, ария.
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения: ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» (М.И.Глинки); вступл. Из «Шурале» (Ф.Яруллин)
3) Вокально-хоровая деятельность:«Колыбельная» (М.Яруллин); «Ак калач»
Исполнение в 2 голоса
|
3 неделя
|
|
|
4
|
Маршевость
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения: Марш (“Мәкерле песи” операсының финал хоры)
3) Вокально-хоровая деятельность: “Без – кыю малайлар”
4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, ноты.
|
4 неделя
|
|
|
5
|
Маршевость в инструментальной музыке.
Исаак Осипович Дунаевский
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения: “Туган ил турында җыр” В.Лебедев-Кумат сүз. И.Дунаевский көе
3) Вокально-хоровая деятельность: Марш (“Мәкерле песи” операсының финал хоры)
4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, темп.
|
5 неделя
|
|
|
6
|
Танцевальностьв вокальных жанрах
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения:Полонез (Ф.Шопен)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Без – шаян кызлар”, «Яшә, Республикам!»
|
6 неделя
|
|
|
7
|
Танцевальность в балете.
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения: “Кызлар һәм егетләр биюе” (“Алтын тарак” балетыннан. Ә.Бакиров)
3) Вокально-хоровая деятельность: «Яшә, Республикам!»
4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, ноты.
|
7 неделя
|
|
|
8
|
Сочетание: песенно-танцевальная и песенно-маршевая музыка
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения: 7 прелюдия (Ф.Шопен)
3) Вокально-хоровая деятельность:«Дуслар», «Мәктәпкә барасы бар» (М.Яруллин көе, Г.Рәхим сүз).
|
8 неделя
|
|
|
9
|
Обобщение темы четверти «Песенность, танцевальность, маршевость»
|
1
|
1) Контрольные вопросы
2) Слушание и анализ произведения:произв. Четверти.
3) Вокально-хоровая деятельность: «Мәктәпкә барасы бар»
|
9 неделя
|
|
|
II четверть Интонация
|
10
|
Особенности разговорной и музыкальной речи.
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения:«Шурале», «Болтунья (С.Прокофьев)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Маляр” (М.Мазунов сүз. М.Мозаффаров көе)
Исполнение по нотам;
4) Практическая деятельность:пение по нотам
|
10 неделя
|
|
|
11
|
Понятие – интонация.
М.Мусоргский
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения: «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» (М.Мусоргский)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Маляр” (М.Мазунов сүз. М.Мозаффаров көе)
4) Практическая деятельность:двухголосное исполнение
|
11 неделя
|
|
|
12
|
Понятие – «зерно интонации»
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения:«Бәйрәмдә» (А.Ключарев);
3) Вокально-хоровая деятельность:“Укучылар вальсы” (С.Сайдашев муз. М.Хөсәен сүз)
4) Практическая деятельность:двухголосное исполнение
|
12 неделя
|
|
|
13
|
Динамические оттенки
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Полет шмеля» из «Сказка о царе Салтане»;
3) Вокально-хоровая деятельность:“Укучылар вальсы” (С.Сайдашев муз. М.Хөсәен сүз)
4) Практическая деятельность:динамические оттенки
|
13 неделя
|
|
|
14
|
Изобразительные интонации
С.Сайдашев
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения: Вальс из муз. драмы “Наемщик” (С.Сайдашев)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Кар бөртекләре” (Р.Хисматуллина сүз.
4) Практическая деятельность:
|
14 неделя
|
|
|
15
|
Выразительные и изобразительные интонации.
Р.Яхин
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения: «Кыш бабайбелән аюрусчабииләр
3) Вокально-хоровая деятельность: “Кар бөртекләре” (Р.Хисматуллина сүз. Л.Хисматуллина көе)
4) Практическая деятельность:“Вальс-экспромт” – игра ударн инстр.
|
15 неделя
|
|
|
16
|
Обобщающий урок
|
1
|
1) Контрольное задание
2) Угадай мелодия
3) Вокально-хоровая деятельность: на выбор уч-ся.
|
16 неделя
|
|
|
III четверть Развитие музыки
|
17
|
Музыка –это движение
Д.Кабалевский
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения; «Өч дускыз» («Чаян», «Елак», «Зәһәр»);
3)Вокально-хоровая деятельность:“Кар кызы” (Н.Зариф сүз. Җ.Фәйзи көе)
4) Практическая деятельность:исполнение канон; тон, полутон
|
17 неделя
|
|
|
18
|
«Петя и волк» (С.Прокофьев);
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: темы из«Петя и волк»
3) Вокально-хоровая деятельность: «Безнең дусларыбыз (А.Ключарев)
|
18 неделя
|
|
|
19
|
Оркестр народных инструментов
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения: “Ах вы, сени мои, сени” (РНП)
3) Вокально-хоровая деятельность: «Безнең дусларыбыз (А.Ключарев)
4) Практическая деятельность:игра на ударн. инструм.
|
19 неделя
|
|
|
20
|
Развитие в песенном жанре
А.Ключарев
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения:“Мулланур Вахит улы” (М.Хөсәен сүз А.Ключарев көе)
3) Вокально-хоровая деятельность:исполнение по нотам
4) Практическая деятельность:игра на ударн. инструм.
|
20 неделя
|
|
|
21
|
Драматическое развитие
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения:“Яшь бөркет” (Я.Шведов сүз. В.Белый көе)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Яшь бөркет” (Җ.Дерзаманов сүз. Ф.Әбүбәкеров көе)
4) Практическая деятельность: игра на ударн. инструм.
|
21 неделя
|
|
|
22
|
Знаки альтерации
Җ.Фәйзи
|
1
|
1) Лекция, биография композитора
2) Слушание и анализ произведения: “Комсомолка Гөлсара” (Ә.Ерикей сүз. Җ.Фәйзи көе)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Әнием” (Л.Юнысова сүз. Л.Хисмәтуллина көе)
4) Практическая деятельность:игра на ударн. инструм., знаки альтерации – игра.
|
22 неделя
|
|
|
23
|
Развитие динамики
Р.Зарипов
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения: “Чишмә” (Р.Зарипов)
3) Вокально-хоровая деятельность: “Кош баласы” (Д.Хәбибуллин сүз. Р.Зарипов көе)
4) Практическая деятельность: муз.игра“Үрмәкүч”
|
23 неделя
|
|
|
24
|
Ладовое развитие
М.Глинка
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения:”Черномор маршы” из оперы “Руслан и Людмила” (М.Глинка)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Яз килде” (Ә.Ерикей сүз. С.Сайдашев көе)
4) Практическая деятельность:
|
24 неделя
|
|
|
25
|
Роль исполнителя.
Симфонический оркестр
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения:
3) Вокально-хоровая деятельность:“Өммегөлсем” (М.Хөсәен сүз. Тат.хал.көе)
4) Практическая деятельность:Муз. игра “Әйлән-бәйлән”
|
25 неделя
|
|
|
26
|
Обобщающий урок
|
1
|
1) Контрольные задания
2) Слушание и анализ произведения:
3) Вокально-хоровая деятельность:
4) Практическая деятельность:
|
26 неделя
|
|
|
IV четверть Построение (форма) музыки
|
27
|
Форма музыки
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения:«Әкият» (Н.Жиганов);
3) Вокально-хоровая деятельность:“Кайт, карлыгач” (Р.Вәлиева тәрҗ. Л.Батыр-Болгари көе
|
27 неделя
|
|
|
28
|
2-х частная форма
М.Мозаффаров
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения:“Җиләк җыйганда” (М.Мозаффаров)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Карак песи” (М.Җәлил сүз, Җ.Фәйзи көе)
4) Практическая деятельность:двухголосное пение
|
28 неделя
|
|
|
29
|
3-х частная форма
Н.Сабитов
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения:“Бию” из балета “Буратино” (Н.Сабитов)
3) Вокально-хоровая деятельность:“Карак песи” (М.Җәлил сүз, Җ.Фәйзи көе)
4) Практическая деятельность:двухголосное пение
|
29 неделя
|
|
|
30
|
Развитие музыки (вариация)
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения:«Камаринская» М.Глинки; «Ком бураны» -вариации для форт. (Л.Шигабетдинов)
«Ком бураны»
3) Вокально-хоровая деятельность:«Ком бураны» (Ә.Фәйзи сүз тхк)
|
30 неделя
|
|
|
31
|
Вариация
Ф.Яруллин
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения:“Кош кыз Сөембикә вариаөияләре (Ф.Яруллин)
3) Вокально-хоровая деятельность: «Ком бураны» (Ә.Фәйзи сүз тхк)
4) Практическая деятельность: “Парлы бию” (Баш.х.к) – муз. Игра
|
31 неделя
|
|
|
32
|
Построение музыки (Рондо)
В.А.Моцарт
|
1
|
1) Лекция, беседа и биография композитора
2) Слушание и анализ произведения:«Рондо в турецком стиле» В.Моцарта, «На празднике» Р.Яхина;
3) Вокально-хоровая деятельность:«Сабан туе» (тхк)
Исполн. В 2 голоса
|
32 неделя
|
|
|
33
|
Рондо
|
1
|
1) Лекция, беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Увертюра» из «Дети капитана Гранта», «Песня о Родине»
«Вольный ветер» Дунаевского.
3) Вокально-хоровая деятельность: «Сабан туе» (тхк)
4) Практическая деятельность:
|
33 неделя
|
|
|
34
|
Обобщающий урок.
|
1
|
1) Итоговый контроль
2) Слушание и анализ произведения:
3) Вокально-хоровая деятельность: концерт
4) Практическая деятельность:
|
34 неделя
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
по итогам 3 класса
Требования заключаются:
– в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
– в умении высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);
– в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3 классе (не менее трех);
– в знании имен выдающихся татарских, русских и зарубежных композиторов (С.Сайдашев, Р.Яхин, П.И.Чайковский, Э.Григ, Д.Кабалевский, В.Моцарта, С.Прокофьев, Д.Дунаевский);
– в знании музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
– в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки -

, а также несложные элементы двухголосия - подголоски).
Используемая методическая литература:
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.
-
Алиев Ю.Б. “Пение на уроке музыки”
-
Антология татарской народной музыки. Татарский традиционный музыкальный фольклор (Татар халыкмузыкасыантологиясе.Татартрадиционмузыкаль фольклоры). Сост. Ш.К. Шарифуллин.-Казань.: Магариф, 2000.-50, 5 л.
-
Н.В.Бакиева, А.Г.Гарипова., В.Х.Бакиева (Музыка дәресләре 3сыйныф) – Казань., Магариф, 2009г.
-
Батыр Булгари Л.С. Лето с песней (Җырлыҗәй). На татарском и русском языках.-Казань.: Магариф. 2004.-5,0 л.
-
Батыр БулгариЛ.С.«Сайра, моңлысандугач» (Балаларөченҗырлар) — Казань 2000.
-
Евсеев Б. Русские композиторы
-
Зарипов Э.Я. Портреты татарских композиторов (Татар композиторларыныңпортретлары.) На татарском и руссккомязыках.Казань.: Магариф, 2002.-20,0 л.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?
-
Музыкальная литература. В.Владимиров.
-
Мухутдинова Р.Ш. Песенка родника (Чишмәҗыры). Песни для детей. На татарском языке.-Казань.: Магариф, 200.-2,3 л.
-
Нигметзянов М.Н. Татарская народная музыка. На русском языке.-Казань.: Магариф, 2004.-13,0 л.
-
Портреты татарских, русских, зарубежных и советских композиторов.
-
Программа и методическое руководство по музыке для 1-8 классов татарских школ и гимназий. Сост. Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш. На татарском языке. – Казань.: Магариф, 1997.
-
Россихина В.П. Беседы о классической музыке.
-
Слово о музыке
-
Советская музыкальная литература. И.Прохорова.
-
Татар халык иҗаты
-
Уроки музыки в четырехлетней начальной татарской школе, 1-4 классы (Дүртеллыкбашлангыч татар мәктәбендә музыка дәресләре, 1-4 сыйныфлар).Методическое пособие на тат.яз.-Казань.: Магариф, 2004.-4,0 л.
-
Энциклопедия «Искусство».
Мультимедиа – поддержка курса
-
Энциклопедия классической музыки. «Интерактивный мир»
-
Энциклопедия популярной музыки. Кирилла и Мефодия.
-
Аудиокассеты, СД – диски с записями муз.произведений композиторов.
-
Аудиокассеты, СД – диски с фонограммами
-
Видио записи
-
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
-
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
-
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/