Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кзыл-Ярской средней общеобразовательной школы Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан


РассмотреноСогласовано Утверждаю

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

Руководитель

___________ Л.А.Миннегареева __________ Л.Р.Залеева ____________ А.А.Аминова.
Протокол №___ от «___» ____________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г.

Рабочая программа по музыке

в 3 классе

учительI квалификационной категории

Миннегареева Лилия Авхадиена
2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе федерального компонента государственно­го стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, с опорой на пример­ную программу по музыке для начального общего образования, составители Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш., рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для татарских образовательных учреждений различного типа, рекомендованные и допущенные МОи Н РТ (МО РТ).

На всех ступенях изучения предмета «Музыка» 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента, в содержании которого предусматривается изучение музыкального наследия народов Татарстана и Поволжья.



Цель предмета «Музыка» в начальной школе за­ключается в формировании основ духовно-нравст­венного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компо­ненту гармоничного развития личности.

Задачипредмета «Музыка» заключается в следующем:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека:

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

  • привить основы художественного вкуса;

  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь лите­ратурой и изобразительным искусством);

  • обучить основам музыкальной грамоты;

Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

  1. Учебно-методический компонент: учебник - Н.В.Бакиева, А.Г.Гарипова., В.Х.Бакиева (Музыка дәресләре 3сыйныф) – Казань., Магариф, 2009г.

Содержание программы
Тема года: «Развитие музыки»
I четверть: Песенность, танцевальность, маршевость в произведениях
1. Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,

маршевость. С.Сайдашев – 2ч

2. Песенность в вокально-инструментальной музыке. Р.Яхин – 2ч

3. Танцевальность. Балет. П.И.Чайковский, Э.Григ. – 2ч

4. Маршевость в музыке – 1ч

5. Песенно-танцевальная музыка. Д.Кабалевский. – 1ч


II четверть: Интонация
6. Интонация – 7ч
III четверть: Развитие музыки
7. Развитие музыки – 8ч
IV четверть: Построение (форма) музыки
8. Форма музыки – 2ч

9. Построение музыки (Рондо) – 1ч

10.Развитие музыки (вариация) – 2ч

11.Обобщение тем четверти и года. Дунаевский – 2ч



Учебно-тематическое планирование

Базовый уровень






Тема урока

Кол.часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Дата

Примечание

по плану

Факт

1 четверть: «Песенность, танцевальность, маршевость в произведениях».

1


Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость


1

1)

2) Слушание и анализ произведения: «Әпипә», «Көзгеҗыр», увертюра к опере (Ж.Бизе) «Кармен»;

3) Вокально-хоровая деятельность: “Исәнме мәктәп”

4) Практическая деятельность: Двухголосие

1 неделя







2

Песенность вокальной музыке.

Ә. Бакиров



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения: “Мәрьям һәм Гайфи дуэты” (“Алтын тарак” балетыннан)

3) Вокально-хоровая деятельность: “Исәнме мәктәп”

4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, ноты.

2 неделя







3


Песенность в инструментальной музыке. Опера, ария.


1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения: ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» (М.И.Глинки); вступл. Из «Шурале» (Ф.Яруллин)

3) Вокально-хоровая деятельность:«Колыбельная» (М.Яруллин); «Ак калач»

Исполнение в 2 голоса



3 неделя







4

Маршевость

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения: Марш (“Мәкерле песи” операсының финал хоры)

3) Вокально-хоровая деятельность: “Без – кыю малайлар”

4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, ноты.

4 неделя







5

Маршевость в инструментальной музыке.

Исаак Осипович Дунаевский



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения: “Туган ил турында җыр” В.Лебедев-Кумат сүз. И.Дунаевский көе

3) Вокально-хоровая деятельность: Марш (“Мәкерле песи” операсының финал хоры)

4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, темп.

5 неделя







6

Танцевальностьв вокальных жанрах

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения:Полонез (Ф.Шопен)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Без – шаян кызлар”, «Яшә, Республикам!»

6 неделя







7

Танцевальность в балете.


1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения: “Кызлар һәм егетләр биюе” (“Алтын тарак” балетыннан. Ә.Бакиров)

3) Вокально-хоровая деятельность: «Яшә, Республикам!»

4) Практическая деятельность:Двухголос. Исполнение, ноты.

7 неделя







8

Сочетание: песенно-танцевальная и песенно-маршевая музыка

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения: 7 прелюдия (Ф.Шопен)

3) Вокально-хоровая деятельность:«Дуслар», «Мәктәпкә барасы бар» (М.Яруллин көе, Г.Рәхим сүз).

8 неделя







9

Обобщение темы четверти «Песенность, танцевальность, маршевость»

1

1) Контрольные вопросы

2) Слушание и анализ произведения:произв. Четверти.

3) Вокально-хоровая деятельность: «Мәктәпкә барасы бар»

9 неделя







II четверть Интонация

10

Особенности разговорной и музыкальной речи.

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения:«Шурале», «Болтунья (С.Прокофьев)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Маляр” (М.Мазунов сүз. М.Мозаффаров көе)

Исполнение по нотам;



4) Практическая деятельность:пение по нотам

10 неделя







11

Понятие – интонация.

М.Мусоргский



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения: «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» (М.Мусоргский)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Маляр” (М.Мазунов сүз. М.Мозаффаров көе)

4) Практическая деятельность:двухголосное исполнение

11 неделя







12

Понятие – «зерно интонации»

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения:«Бәйрәмдә» (А.Ключарев);

3) Вокально-хоровая деятельность:“Укучылар вальсы” (С.Сайдашев муз. М.Хөсәен сүз)

4) Практическая деятельность:двухголосное исполнение

12 неделя







13

Динамические оттенки

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения: «Полет шмеля» из «Сказка о царе Салтане»;

3) Вокально-хоровая деятельность:“Укучылар вальсы” (С.Сайдашев муз. М.Хөсәен сүз)

4) Практическая деятельность:динамические оттенки

13 неделя







14

Изобразительные интонации

С.Сайдашев



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения: Вальс из муз. драмы “Наемщик” (С.Сайдашев)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Кар бөртекләре” (Р.Хисматуллина сүз.

4) Практическая деятельность:

14 неделя







15

Выразительные и изобразительные интонации.

Р.Яхин


1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения: «Кыш бабайбелән аюрусчабииләр

3) Вокально-хоровая деятельность: “Кар бөртекләре” (Р.Хисматуллина сүз. Л.Хисматуллина көе)

4) Практическая деятельность:“Вальс-экспромт” – игра ударн инстр.

15 неделя







16

Обобщающий урок

1

1) Контрольное задание

2) Угадай мелодия

3) Вокально-хоровая деятельность: на выбор уч-ся.

16 неделя







III четверть Развитие музыки

17

Музыка –это движение

Д.Кабалевский



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения; «Өч дускыз» («Чаян», «Елак», «Зәһәр»);

3)Вокально-хоровая деятельность:“Кар кызы” (Н.Зариф сүз. Җ.Фәйзи көе)



4) Практическая деятельность:исполнение канон; тон, полутон

17 неделя







18

«Петя и волк» (С.Прокофьев);

1

1) Беседа

2) Слушание и анализ произведения: темы из«Петя и волк»

3) Вокально-хоровая деятельность: «Безнең дусларыбыз (А.Ключарев)

18 неделя







19


Оркестр народных инструментов

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения: “Ах вы, сени мои, сени” (РНП)

3) Вокально-хоровая деятельность: «Безнең дусларыбыз (А.Ключарев)

4) Практическая деятельность:игра на ударн. инструм.

19 неделя







20

Развитие в песенном жанре

А.Ключарев



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:“Мулланур Вахит улы” (М.Хөсәен сүз А.Ключарев көе)

3) Вокально-хоровая деятельность:исполнение по нотам

4) Практическая деятельность:игра на ударн. инструм.

20 неделя







21

Драматическое развитие


1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения:“Яшь бөркет” (Я.Шведов сүз. В.Белый көе)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Яшь бөркет” (Җ.Дерзаманов сүз. Ф.Әбүбәкеров көе)

4) Практическая деятельность: игра на ударн. инструм.

21 неделя







22

Знаки альтерации

Җ.Фәйзи



1

1) Лекция, биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:Комсомолка Гөлсара” (Ә.Ерикей сүз. Җ.Фәйзи көе)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Әнием” (Л.Юнысова сүз. Л.Хисмәтуллина көе)

4) Практическая деятельность:игра на ударн. инструм., знаки альтерации – игра.

22 неделя







23

Развитие динамики

Р.Зарипов



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения: “Чишмә” (Р.Зарипов)

3) Вокально-хоровая деятельность: “Кош баласы” (Д.Хәбибуллин сүз. Р.Зарипов көе)

4) Практическая деятельность: муз.игра“Үрмәкүч”

23 неделя







24

Ладовое развитие

М.Глинка



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:”Черномор маршы” из оперы “Руслан и Людмила” (М.Глинка)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Яз килде” (Ә.Ерикей сүз. С.Сайдашев көе)

4) Практическая деятельность:

24 неделя







25

Роль исполнителя.

Симфонический оркестр



1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения:

3) Вокально-хоровая деятельность:“Өммегөлсем” (М.Хөсәен сүз. Тат.хал.көе)

4) Практическая деятельность:Муз. игра “Әйлән-бәйлән”

25 неделя







26

Обобщающий урок

1

1) Контрольные задания

2) Слушание и анализ произведения:

3) Вокально-хоровая деятельность:

4) Практическая деятельность:

26 неделя







IV четверть Построение (форма) музыки

27

Форма музыки


1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:«Әкият» (Н.Жиганов);

3) Вокально-хоровая деятельность:“Кайт, карлыгач” (Р.Вәлиева тәрҗ. Л.Батыр-Болгари көе

27 неделя







28

2-х частная форма

М.Мозаффаров



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:“Җиләк җыйганда” (М.Мозаффаров)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Карак песи” (М.Җәлил сүз, Җ.Фәйзи көе)

4) Практическая деятельность:двухголосное пение

28 неделя







29

3-х частная форма

Н.Сабитов



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:“Бию” из балета “Буратино” (Н.Сабитов)

3) Вокально-хоровая деятельность:“Карак песи” (М.Җәлил сүз, Җ.Фәйзи көе)

4) Практическая деятельность:двухголосное пение

29 неделя







30

Развитие музыки (вариация)

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения:«Камаринская» М.Глинки; «Ком бураны» -вариации для форт. (Л.Шигабетдинов)

«Ком бураны»



3) Вокально-хоровая деятельность:«Ком бураны» (Ә.Фәйзи сүз тхк)

30 неделя







31

Вариация

Ф.Яруллин



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:“Кош кыз Сөембикә вариаөияләре (Ф.Яруллин)

3) Вокально-хоровая деятельность: «Ком бураны» (Ә.Фәйзи сүз тхк)

4) Практическая деятельность: “Парлы бию” (Баш.х.к) – муз. Игра

31 неделя







32

Построение музыки (Рондо)

В.А.Моцарт



1

1) Лекция, беседа и биография композитора

2) Слушание и анализ произведения:«Рондо в турецком стиле» В.Моцарта, «На празднике» Р.Яхина;

3) Вокально-хоровая деятельность:«Сабан туе» (тхк)

Исполн. В 2 голоса



32 неделя







33

Рондо

1

1) Лекция, беседа

2) Слушание и анализ произведения: «Увертюра» из «Дети капитана Гранта», «Песня о Родине»

«Вольный ветер» Дунаевского.



3) Вокально-хоровая деятельность: «Сабан туе» (тхк)

4) Практическая деятельность:

33 неделя







34

Обобщающий урок.



1

1) Итоговый контроль

2) Слушание и анализ произведения:

3) Вокально-хоровая деятельность: концерт

4) Практическая деятельность:

34 неделя







Требования к уровню подготовки учащихся

по итогам 3 класса
Требования заключаются:

– в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом само­выражении (пение в хоре, игра на детских музыкаль­ных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

– в умении высказывать свои размышления о му­зыке (определять ее характер, основные интонации ­вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавли­вать простейшие взаимосвязи с жизненными образа­ми, жизненными проявлениями);

– в узнавании некоторых музыкальных произве­дений, изученных в 3 классе (не менее трех);

– в знании имен выдающихся татарских, русских и зарубежных композиторов (С.Сайдашев, Р.Яхин, П.И.Чайковский, Э.Григ, Д.Кабалевский, В.Моцарта, С.Прокофьев, Д.Дунаевский);

– в знании музыкальных инструментов, входя­щих в группу струнных смычковых;



– в проявлении навыков вокально-хоровой де­ятельности (умение исполнять более сложные дли­тельности и ритмические рисунки - , а также несложные элементы двухголосия - подго­лоски).

Используемая методическая литература:


  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.

  2. Алиев Ю.Б. “Пение на уроке музыки”

  3. Антология татарской народной музыки. Татарский традиционный музыкальный фольклор (Татар халыкмузыкасыантологиясе.Татартрадиционмузыкаль фольклоры). Сост. Ш.К. Шарифуллин.-Казань.: Магариф, 2000.-50, 5 л.

  4. Н.В.Бакиева, А.Г.Гарипова., В.Х.Бакиева (Музыка дәресләре 3сыйныф) – Казань., Магариф, 2009г.

  5. Батыр Булгари Л.С. Лето с песней (Җырлыҗәй). На татарском и русском языках.-Казань.: Магариф. 2004.-5,0 л.

  6. Батыр БулгариЛ.С.«Сайра, моңлысандугач» (Балаларөченҗырлар) — Казань 2000.

  7. Евсеев Б. Русские композиторы

  8. Зарипов Э.Я. Портреты татарских композиторов (Татар композиторларыныңпортретлары.) На татарском и руссккомязыках.Казань.: Магариф, 2002.-20,0 л.

  9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?

  10. Музыкальная литература. В.Владимиров.

  11. Мухутдинова Р.Ш. Песенка родника (Чишмәҗыры). Песни для детей. На татарском языке.-Казань.: Магариф, 200.-2,3 л.

  12. Нигметзянов М.Н. Татарская народная музыка. На русском языке.-Казань.: Магариф, 2004.-13,0 л.

  13. Портреты татарских, русских, зарубежных и советских композиторов.

  14. Программа и методическое руководство по музыке для 1-8 классов татарских школ и гимназий. Сост. Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш. На татарском языке. – Казань.: Магариф, 1997.

  15. Россихина В.П. Беседы о классической музыке.

  16. Слово о музыке

  17. Советская музыкальная литература. И.Прохорова.

  18. Татар халык иҗаты

  19. Уроки музыки в четырехлетней начальной  татарской школе, 1-4 классы (Дүртеллыкбашлангыч татар мәктәбендә музыка дәресләре, 1-4 сыйныфлар).Методическое пособие на тат.яз.-Казань.: Магариф, 2004.-4,0 л.

  20. Энциклопедия «Искусство».


Мультимедиа – поддержка курса


  1. Энциклопедия классической музыки. «Интерактивный мир»

  2. Энциклопедия популярной музыки. Кирилла и Мефодия.

  3. Аудиокассеты, СД – диски с записями муз.произведений композиторов.

  4. Аудиокассеты, СД – диски с фонограммами

  5. Видио записи

  6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


Смотрите также:
Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
199.25kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке в 4 классе учительI квалификационной категории Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год
204.2kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 3 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
236.1kb.
3 стр.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 9 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
547.46kb.
5 стр.
Александр Юрьевич Алтынцев Салба 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
193.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «английский язык»
442.47kb.
4 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «английский язык»
458.06kb.
3 стр.
Романовой Марины Юрьевны 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
400.04kb.
4 стр.
Романова Марина Юрьевна 2012-2013 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
443.22kb.
4 стр.
Юсупова Юнуса Исхаковича I категория Ф. И. О., категория по физике 11 кл предмет, класс и т п 2011 2012 учебный год пояснительная записка. Настоящая рабочая программа курса
351.79kb.
1 стр.
Романовой Марины Юрьевны 2011-2012 учебный год пояснительная записка Статус документа Настоящая программа
319.36kb.
2 стр.