Главная
страница 1
Г.Р. Хусаинова

МОУ СОШ № 52, г.Тюмень

ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

На развитие поколений людей определенной национальности, живущих в условиях конкретного этноса, влияет национальный духовный склад народа – менталитет, являющийся результатом его (народа) исторического развития. Поэтому музыкальное воспитание должно быть направлено на приобщение ребенка к собственной национальной музыкальной культуре, так как важной чертой сформированности личности является ее национальная самоопределенность. Она может быть обнаружена не иначе как в неразрывной связи с интернациональными качествами, общечеловеческими чертами, свойственными каждому индивиду с самых ранних этапов его социального развития.

Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает предметом межнационального общения, так как каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора своей самобытности, с другой – как органической части общечеловеческой культуры с учетом сохранения баланса между национальными элементами. Следовательно, национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который ещё не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе школ и, в первую очередь, в формировании личности учащихся. К сожалению, в нашем регионе дети татарской национальности практически не знают своих народных традиций и обычаев, поскольку они не поддерживаются остальными членами семьи. В Тюменской области татарский этнос один из самых многочисленных, здесь проживают более 107 тысяч татар, что составляет более 8% от всего населения области. Несмотря на то, что дети участвуют в татарских народных праздниках, проходящих на территории региона, дети мало знают татарских народных и детских песен, профессиональную музыку татарских композиторов-классиков и современников.

Одной из задач образования является сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Татарские народные традиции, обычаи праздники заслуживают внимания не только со стороны фольклористов, филологов, историков, этнологов, но и педагогов, так как в них кроется большой потенциал массового воспитания. Перед педагогической наукой стоит задача изучить этот потенциал, раскрыть возможности применения его в учебно-воспитательной работе, а также во внеучебное время при проведении массовых мероприятий. Народные традиции, обычаи, праздники являются также средствами подготовки и приучения к требованиям общественной жизни. В них расписаны место и роль каждому, т.к. участвует все население, невзирая на возраст, пол и другие различия, поэтому каждый участник с достоинством выполняет свои обязанности в ходе проведения массового мероприятия, к чему привыкает с малых лет. В ходе взросления человека эти обязанности могут изменяться, но воспитание и учение общению, и поведению происходят незаметно и в естественной среде, что является важной характеристикой народных средств воспитания.

Целостное восприятие национальной культуры является одним из ведущих принципов обучения и воспитания. Национальная культура должна естественным образом войти в повседневную жизнедеятельность детей, молодежи, стать важнейшим элементом осуществления практических дел, удовлетворения их познавательных, эстетических и иных потребностей, осмысления различных сторон жизни общества.

Соблюдение определённых обрядов, традиций в общественно-бытовой жизни присуще каждому народу, что является одним из элементов культуры, характеризующих уровень духовности этого этноса. Народные традиции, обычаи и праздники являются средствами объединения людей в нации. Каждая нация гордится своими традициями, которые воспитывают и формируют национальную гордость, чувство принадлежности к этносу. Эти чувства приносят людям духовное удовлетворение, без чего человек чувствует себя ущербно. Общество, где организована и развита система традиций и обрядов, отличается устойчивостью, и, наоборот, общество, где этого нет, не может считаться полнокровным и полноценным. Не следует забывать и о том, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы, правила этикета, возможности воздействия на умы и чувства молодого поколения.

Личность ребенка постольку национально определенна, поскольку она «погружена» в специфические для данной национальности социально-культурные условия, в которых музыкальный аспект занимает одно из существенных мест. Кристаллизуясь в продуктах материальной и духовно-художественной деятельности, люди обеспечивают преемственность своего развития, передавая эти особенности и свойства, свой художественный опыт последующим поколениям.

Этот процесс необходимо начинать с самого рождения ребенка. А осознанно формировать национальную культуру необходимо уже с первых уроков в школе. Наиболее интенсивно этот процесс происходит на предметах эстетического (гуманитарного) цикла, где детей знакомят с национальной культурой народа. В ходе воспитания и обучения посредством приобщения к художественной и музыкальной культуре, педагоги формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной национальной культуры системы ценностей и традиций, т.е.уподобляют его себе, приноравливают к общепринятым в данной среде художественным нормам и правилам.

Таким образом, в процессе музыкального воспитания необходимо активно развивать эстетическое и художественное сознание школьников через приобщение к национальной культуре своего народа.

Задача музыкального воспитания школьников заключается в том, чтобы обеспечить эффективное становление личности через приобщение ее к музыкальному искусству разных народов. Такой подход позволяет расширить представления школьников о богатом наследии музыкального искусства, развить национальное самосознание и межнациональную и узнать культуру других народов.

Национальные праздники – одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов, в т.ч. и татарского. Национальное самосознание является главным этническим ориентиром людей на земле. Иначе произошла бы и произойдёт полная ассимиляция народов. Возрождая забытые, но не ушедшие в небытие традиции, обряды, праздники, люди, называющие себя татарами, укрепляются в своей древней родословной.

Национальные праздники подкрепляют сознание того, что история народов уходит глубокими корнями в цивилизационное начало. Праздники, которые мы сейчас отмечаем как нечто красочное и колоритное, были некогда ритуалами, благословляющими природу и её сезонные изменения. Для наших предков богом была природа; ей они преклонялись; перед её проявлениями они испытывали чувство страха и её, природу, люди пытались умолить своими дарами.

Приложение 1

Науруз (Новый год)

Задачи праздника:

1.Обучающая:

- активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении татарских народных праздников, в частности, праздника встречи Нового года;

2.Развивающая:

-способствовать формированию у учащихся умений и навыков свободного общения на татарском языке, ведения диалога, работы с дополнительной литературой;

3.Воспитательная:

- способствовать проявлению учащимися их творческой активности, формированию у них чувства патриотизма и любви к своей Родине, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.

Оборудование : рисунки детей на тему «Весна»,искусственные цветы и ветки деревьев, сделанные руками детей, имитация обстановки деревенского дома: печь, лавка с лоскутным одеялом, кумган, вышитые полотенца, стол с самоваром и национальной выпечкой.

Атрибуты участников:

-национальная одежда;

-национальная обувь;

-одежда для Деда Мороза (Кышбабая) и Снегурочки (Наурузбике);

-одежда «Солнца», «Луны»;

-маска морды лошади, стилизованные лошадиный хвост, уздечка, дуга с лентами;

-одежда для месяцев («Апрель», «Май») - помощников Наурузбике;

-корзинки для сбора гостинцев;

-пророщенная зелень зерновых культур (заменяющая живые цветы).

I. УЧИТЕЛЬ:

Когда день догоняет ночь, когда снежные космы Деда Мороза, превращаясь в звонкие весенние ручейки, растекаются по земле, наши деды встерчали весну - Наурузбике.

Основа праздника - противостояние света и тьмы, тепла и холода, их борьба. Это день и ночь, мороз и солнце, снег и вода. Науруз - это праздник не только одного народа, одной нации, одной религии. Это праздник, который на протяжении тысячелетий отмечался разными народами, он очень тесно перекликается и с русской Масленницей.

Сам праздник Науруз отмечается в день солнечного равноденствия, когда день длится 12 часов, и ночь - 12 часов (это 21 марта), и продолжается в течение последующих двух недель. У него есть свои специфические обряды и символы. За две недели до Науруза в небольшую посуду высевают пшеницу, рожь и другие зерновые культуры. К празднику они прорастают. Это надежда на новый, богатый урожай.

Накануне Науруза отмечают два праздника. Один из них - проводы прошлого года и зимы. В лесу собирают сухие ветки и разжигают костёр. Собравшиеся мужчины и женщины, млад и стар, прыгают через него и кричат: «Ян ут, ян ут, ут, ут! Синең алсулыгын мина килсен, ә минем сарылыгым сиңа китсен!» («Огонь, гори, гори, гори! Пусть твоя яркость перейдёт ко мне, а моя худоба уйдёт с тобой!»). Костёр (огонь) - символ Солнца. Когда костёр начинает угасать, его заливают талой водой, собранной с крыш домов в глиняные горшки, приговаривая при этом: «Хәсрәт һәм әрнү!» («Горе и печаль!»). Затем женщины и дети, одетые в различные костюмы и укрыв при этом лица, с пустыми мешками выходят на улицы и деревянными ложками колотят в двери соседей, приговаривая и напевая:

«Ач ишеген, керәбез,

Нәурүз әйтә киләбез!»

(«Открывай, хозяйка, дверь,

Скоро придёт Новый год»!).

Второй праздник - память и поминание умерших. В этот день весь народ ходит на кладбище, прибирается и обновляет могилы, совершаются соответствующие обряды.

В оставшиеся до Науруза дни в домах начинается уборка, моют стены, окна, постели.

21 марта, в новогодний день, проводятся гуляния, празднества, встречают Науруз.

II. ХОД ПРАЗДНИКА.

Ведущий (мальчик) воспроизводит слова учителя на татарском языке, ведущая (девочка) поздравляет гостей. Исполняется «Танец цветов». Ведущий предлагает до прихода Наурузбике пройтись по деревенским домам, поздравить их хозяев и совершить обряд колядования, собрав в корзинки крашеные яйца и домашнюю выпечку.

Звучит татарская мелодия, на фоне которой дети проходят через каждый дом и получают гостинца.

Ведущие встречают вернувшихся детей и вместе призывают выйти Наурузбике.

Звучит песня «Науруз» (муз. М.Имашева, слова А.Гаделя), во время исполнения которой появляются Луна и Солнце.

На тройке запряжённых лошадей появляется Наурузбике со своими помощниками - Апрелем и Маем.

Наурузбике поздравляет всех присутствующих с наступлением Нового года и желает счастья, здоровья, богатого урожая. Звучит песня «Яз» («Весна»).

Но вдруг появляется Кышбабай, обижаясь на то, что у него, как у хозяина зимы, не спросили разрешения на этот праздник.

Ведущие предлагают Кышбабаю и Наурузбике провести соревнование. Кышбабай выдвигает свои условия, считая, что должны быть проведены следующие конкурсы: бег с яйцом в ложке; совместный танец с Наурузбике. Во время танца Кышбабай падает, ему становится жарко, он начинает таять. Его поднимают, и он садится в тройку лошадей. Уезжая, Кышбабай говорит: «Я ещё вернусь в следующем году».

Прощальными с ним словами Наурузбике становится фраза: «Ушёл, улетел Дед Мороз в холодные края! А у меня к вам, друзья, большая просьба: любите природу, храните леса и реки, не обижайте животных и птиц».

Звучит песня «Яз жыры» («Песня весны»), которую исполняют все участники праздника. Гостям раздают маленькие горшки с пророщенные зеленью. Гости праздника поздравляют друг и друга и проходят к праздничному столу.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА УЧИТЕЛЯ.

Весна, весна, весна-красна,

Весна к нам всем опять идёт,

Добра и счастья вам желая



И начиная Новый год!

Все участники праздника приглашаются на заключительный выход.


Смотрите также:
Воспитание гуманистических ценностей младших школьников на основе татарского народного фольклора
85.81kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
160.94kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
192.04kb.
1 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе литературного образования
88kb.
1 стр.
«Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
77.77kb.
1 стр.
" Образ матери великая тема искусства"
85.45kb.
1 стр.
Образ женщины в искусстве
124.5kb.
1 стр.
Статья "Ритмическая гимнастика как средство развития физических качеств младших школьников"
79.76kb.
1 стр.
Урок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства"
79.51kb.
1 стр.
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Казаковой Т. В. В течение последних трёх лет работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников»
32.66kb.
1 стр.
Программа по курсу «родной город»
683.67kb.
5 стр.
Развитие творчества младших школьников
75.96kb.
1 стр.