Главная
страница 1
Анннотация к учебно- методической разработке

  1. НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

«Театрализованный литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

«ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ Н.В. ГОГОЛЯ»



  1. Предмет

ЛИТЕРАТУРА

  1. Цель, задачи

Цель: привлечение внимания учащихся к яркой и многогранной личности великого русского писателя.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству Н.В. Гоголя;

  • Формирование представления о личности Н.В. Гоголя, его произведениях и героях.

  • Обучение выразительному чтению прозаических произведений.

Развивающие:

  • Развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникабельных, менеджерских способностей

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к творчеству писателя через интеграцию материала литературы, театра, кино; через использование формы – литературная гостиная;

  • Развитие эстетического вкуса.

2 Воспитательные

  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, народным традициям.

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;

  • Формирование умения быстро принимать решения;

  • Формирование навыков публичного выступления

Оформление зала:

  • Портрет Н. В. Гоголя ;

  • Выставка книг Н. В. Гоголя

  • Презентация Microsoft office Power Point 2007

  • Слова Гоголя Н.В. : «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть , с глазами, влажными от слез произнесут примирение моей тени»

  1. Возрастная категория, класс – данное мероприятие было организованно и проведено учащимися 9-11 классов. Так как мероприятие проходило в актовом зале, то аудиторию зрителей составили учащиеся 5-11 классов и учителя школы.

  2. Номинация

«Русский язык и литература»

  1. Краткая характеристика содержания

Разработка данной литературно-музыкальной композиции приурочена к 200-летию со Дня рождения Н.В. Гоголя и ориентирована на учащихся среднего и старшего звена. Использование презентации и музыкального сопровождения позволяет поддерживать интерес зрителей в течение всего представления. В ходе театрализованного мероприятия зрителям предлагается вновь встретиться с Николаем Васильевичем Гоголем, его современниками и героями произведений, а также посмотреть отрывки из документального фильма Л. Парфенова «Гоголь – птица», художественного фильма «Мертвые души», мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством»

  1. Конспект литературного вечера «По воспоминаниям современников: жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие гости!

Ведущий 2. Здравствуйте , друзья! Мы рады видеть Вас на нашем вечере, посвященном 200-летию со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя. (слайд 1)

Ведущий 1 «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть , с глазами, влажными от слез произнесут примирение моей тени» (слайд 3)

Ведущий 2. В наступившем году (2009) будет широко отмечаться 200 -летний юбилей великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (родился в 1809 году, 20 марта, а по новому стилю — 1 апреля). Можно смело утверждать, что это славное имя хорошо известно каждому в России. А также на Украине, в Белоруссии, в ближнем и дальнем зарубежье. Его литературный и гражданский авторитет по-прежнему непреходящ и непререкаем, по его искромётному, меткому слову до сих пор тоскуют наши люди — столкнувшись, например, с очередной несправедливостью, с лихоимством, с леностью, с наглым взяточничеством сверх всякой меры расплодившихся чиновников, в сердцах говорят: «Эх, нет на вас Гоголя!»

(слайд 4)

Н.В. Гоголь о Руси ( слайд 6)

Ведущий 1 2009 год ЮНЕСКО объявило Годом Николая Васильевича Гоголя (слайд 5)

Слайд 9. ( фрагмент фильма Л. Парфенова «Птица - Гоголь»)

Ведущий 2

Сохранившиеся воспоминания современников писателя свидетельствуют о том, что «весёлость, простодушная и вместе лукавая»', которую отметил А.С.Пушкин в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», была свойственна и самому Гоголю. Она проявлялась не только в раннем интересе к театру и к комедийным жанрам, но и в быту, в самых различных ситуациях, как в пору обучения в Нежине, во время службы в Петербурге, так и во время приездов его в Москву из Италии. Описывая поздние годы жизни писателя, современники отмечают его серьёзность, строгость, даже суровость...

Ведущий 2.

Сегодня о Гоголе будут говорить его самые близкие друзья, его современники, герои и , конечно же, сам Гоголь. Встречайте первого гостя - -А.П. Стороженко, украинский писатель, земляк Гоголя. ( слайд 7,8)

А.П. Стороженко

Как- то по окончании курса учения я, вернувшись в родительский дом, поехал с родителями на именины к соседу, где и познакомился с молодым Гоголем, в ту пору студентом Нежинской гимназии: во время обеда незнакомый мне молодой человек всё время меня смешил, чем даже вызвал неудовольствие отца: «По окончании обеда отец подошёл ко мне. "Всему есть мера, — сказал он с неудовольствием, — в порядочном обществе так не хохочут. Что с тобою сделалось?" — "Меня смешил студент", — отвечал я, принимая по возможности серьёзный вид. — "Детские отговорки!" — "Не говорите этого, — заметил старичок в военном сюртуке, — не поверите, какая спичка этот студент; вчера вечером мы животы надрывали, слушая, как он передразнивал почтенного Карла Иваныча, сахаровара". — "Кто он?" — "Гоголь, сынок Марии Ивановны: не много путного обещает. Говорят, плохо учится и не уважает своих наставников"».

Слайд 9. ( фрагмент фильма Л. Парфенова «Птица - Гоголь» « Из Нежина в Петербург)

Ведущий 1. Из воспоминаний современников легко понять, что в Н.В. Гоголе ярко проявляется и свойственный миросозерцанию Гоголя юмор, и знание психологии другого человека, писательская наблюдательность. «Затем произошла и вовсе забавная история,».

На сцене «Стороженко» и «Гоголь», молодица и ее муж

Гоголь: «Очаровательная панорама! А лес так и манит к себе: как там должно быть прохладно, привольно — не правда ли? Знаете ли, что сделаем: мы теперь свободны часа на три; пойдёмте в лес?».

«Стороженко» : чтоб попасть лес, можно сократить путь, пройдя усадьбу. Но На основании принятой от поляков пословицы "шляхтич на своём огороде равен воеводе", в Малороссии считается преступлением нарушить спокойствие владельца...

Стороженко (в сторону) Внезапное наше появление произвело тревогу. Собаки лаяли, злобно кидаясь на нас, куры с криком и кудахтаньем разбежались, и мы не успели сделать двадцати шагов, как увидели высокую дебелую молодицу, с грудным ребёнком на руках, который жевал пирог с вишнями и выпачкал себе лицо до ушей.

Молодица закричала:

"Эй, вы, школяры! Зачем? что вы тут забыли? Убирайтесь, пока не досталось по шеям!"

— "Вот злючка!" — сказал Гоголь и смело продолжал идти; я не отставал от него. Молодица, озлобясь, продолжала:

:"Что ж, не слышите? Оглохли? Вон, говорю, курохваты, а не то позову чоловика (мужа), так он вам ноги поперебивает, чтоб в другой раз через чужие плетни не лазили!" Гоголь пробормотал:

— "Постой, я тебя ещё не так рассержу!"

Молодица :

— "Что вам нужно?.. Зачем пришли, ироды

Гоголь спокойно:

-Нам сказали, что здесь живёт молодица, у которой дитина похожа на поросёнка". Молодица воскликнула:

— "Что такое?" ( с недоумением посматривая то на гостей, то на своё детище. )

Гоголь, указывая на ребёнка :

-Да вот оно! Какое сходство, настоящий поросёнок!"

Стороженко подхватил:

— "Удивительное, чистейший поросёнок!"

Молодица заревела, бледнея от злости:

— "Как! Моя дитина похожа на поросёнка! —. — Шибеники*, чтоб вы не дождали завтрашнего дня, сто болячек вам!.. Остапе, Остапе!— Скорей, Остапе!.. — и кинулась навстречу мужу, который не спеша подходил к ней с заступом в руках. — Бей их заступом! — вопила молодица, указывая на гостей.

Мужик спросил, остановясь.

— Я думал, что с тебя кожу сдирают".

— "Послушай, Остапе, что эти богомерзкие школяры, ироды, выгадывают, — задыхаясь от злобы, говорила молодица, — рассказывают, что наша дитина похожа на поросёнка!" — "Что ж, может быть, и правда, — отвечал мужик хладнокровно, — это тебе за то, что ты меня кабаном называешь".

Стороженко:

Нет слов выразить бешенство молодицы. Она бранилась, плевалась, проклинала мужа, нас и с ругательствами, угрозами отправилась в хату. Не ожидая такой благополучной развязки, мы очень обрадовались, а Остап, понурившись, стоял, опершись на заступ. ...

Остап:


"Ступайте ж по этой дорожке. Послушайте, панычи, если вы увидите мою жену, не трогайте её, не дразните. Теперь и без того мне будет с нею возни на целую неделю". — Гоголь:

"Если мы её увидим, то мы помиримся".

Остап:

— Не докажете этого, нет; вы не знаете моей жинки: станете мириться — ещё хуже разбесите"..»



Стороженко: На обратном пути снова увидели жену Остапа. «Ребёнка держала она на левой руке, а правая вооружена была толстой палкой. Лицо её было бледно, а из-под нахмуренных бровей злобно сверкали чёрные глаза. Гоголь повернулся к ней.

Стороженко:

"Не трогайте её, она ещё вытянет вас палкой". ...

Молодица:

Не подходи! — закричала молодица, замахиваясь палкой. — Ей-богу, ударю!" — Гоголь:

"Бессовестная, Бога ты не боишься, — говорил Гоголь, подходя к ней и не обращая внимания на угрозы. — Ну, скажи на милость, как тебе не грех думать, что твоя дитина похожа на поросёнка?"

Молодица:

-Зачем же ты это говорил?

Гоголь:

— Дура! шуток не понимаешь, а ещё хотела, чтоб Остап заступом проломал нам головы; ведь ты знаешь, кто это такой? — шепнул Гоголь, показывая на Стороженко — Это из суда чиновник, приехал взыскивать недоимку".

Молодица:

— Зачем же вы, какзлодии (воры), лазите по плетням да собак дразните!

Гоголь:

-Ну, полно же, не к лицу такой красивой молодице сердиться.Славный у тебя хлопчик, знатный из него выйдет писарчук: когда вырастет, громада заберёт его в головы... Молодица:

-Не выберут, — отвечала молодица смягчаясь, — мы бедны, а в головы выбирают только богатых".

Гоголь:


-Ну так в москали возьмут

Молодица:

— Боже сохрани!

Гоголь:


— Эка важность! В унтера произведут, придёт до тебя в отпуск, в крестах, таким молодцом, что всё село будет снимать перед ним шапки, а как пойдёт по улице, да бряз-нет шпорами, сабелькой, так дивчата будут глядеть на него да облизываться. "Чей это, спросят, служивый?" Как тебя зовут?.."

Молодица:

— Мартой.

Гоголь:


— Мартин, скажут, да и молодец же какой, точно намалёванный! А потом не придёт уже, а приедет к тебе тройкой в кибитке, офицером и всякого богатства с собой навезёт и гостинцев".

Молодица:

— Что это вы выгадываете — можно ли?

Гоголь:


— А почему ж нет? Мало ли теперь из унтеров выслуживаются в офицеры!"

Молодица:

— Да, конечно; вот Океании пятый год уже офицером и Петров также, чуть ли городничим не поставили его в Лохвицу".

Гоголь:


—Вот и твоего также поставят городничим в Ромен. Тогда-то заживёшь! В каком почёте, уважении, оденут тебя, как пани"

Молодица:

— Полно вам выгадывать неподобное! — вскричала молодица, радостно захохотав. — Можно ли человеку дожить до такого счастья?...

Стороженко:

Молодица слушала Гоголя с напряжённым вниманием, ловила каждое его слово. Глаза её сияли радостно; щёки покрылись ярким румянцем.

Молодица:

-Бедный мой Аверко, — восклицала она, нежно прижимая дитя к груди, — смеются над нами, смеются!

Гоголь:


-Видишь ли, какой разумный и добрый, вот что значит казак: ещё на руках, а уже разумнее своей матери; а ты ещё умничаешь, да хочешь верховодить над мужем, и сердилась на него за то, что он нам костей не переломал

Молодица:

. — Простите, паночку, — отвечала молодица, низко кланяясь, — я не знала, что вы такие добрые панычи. Сказано: у бабы волос долгий, а ум короткий. Конечно, жена всегда глупее чоловика и должна слушаться и повиноваться ему — так и в Святом писании написано

. Остап показался из-за угла хаты и прервал речь Марты.

Остап:

-Третий год женат, и впервые пришлось услышать от жены разумное слово. Нет, панычу, воля ваша, а вы что-то не простое, я шёл сюда и боялся, чтоб она вам носов не откусила, аж смотрю, вы её в ягничку (овечку) обернули... Не простое, ей-ей не простое, — бормотал он, — просто чаровник (чародей)! Смотри, какая разумная и добрая стала, и Святое писание знает, как будто грамотная".



Стороженко:

Я также разделял мнение Остапа; искусство, с которым Гоголь укротил взбешённую женщину, казалось мне невероятным; в его юные лета ещё невозможно было проникать в сердце человеческое до того, чтоб играть им как мячиком; но Гоголь, бессознательно, силою своего гения, постигал уже тайные изгибы сердца».



Инсценировка из «Ночи перед Рождеством» Вакула и Оксана. (слайд )

Ведущий 1

Ещё один современник Гоголя, младший соученик по Нежинской гимназии, «Т.Г.Пащенко» расскажет об актерском таланте Гоголя. (слайд )

«Т.Г.Пащенко» :

«На небольшой сцене второго лицейского музея лицеисты любили иногда играть по праздникам комические и драматические пьесы. Гоголь и Прокопович — задушевные между собой приятели — особенно заботились об этом и устраивали спектакли... Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков, а Прокопович — трагические. Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика-малоросса взялся сыграть Гоголь. Разучили роли и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя, но мы хорошо знали и с нетерпением ожидали выхода его на сцену.

Пауза. На сцене появляется переодетый ученик ( дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, доходит, кряхтя, до скамейки и садится. Сидит, трясётся, кряхтит, хихикает и кашляет; да наконец захихикал и закашлял таким удушливым и сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех до смеху).

Т.Г Пащенко :

С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. В другой раз Гоголь взялся сыграть роль дяди-старика — страшного скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригинал нос к подбородку, пока наконец не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменный голос и полнейшее перерождение в роли, которые он играл. Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов, если бы вступил на сцену».

(фрагмент фильма)

Ведущий 2:

И.И.Панаев., писатель, известный мемуарист, расскажет о гоголевском чтении. (слайд )

Панаев:

Никто не мог сравниться с Гоголем в чтении его произведений, и вот что однажды произошло в доме Аксаковых: все ожидали, когда Гоголь начнёт чтение, но он отказывался, вдруг «встал с дивана... и направил шаги в гостиную. Все последовали за ним. В гостиной дамы уже давно ожидали его.

Он нехотя подошёл к большому овальному столу перед диваном, сел на диван, бросил беглый взгляд на всех, опять начал уверять, что не знает, что прочесть, что у него нет ничего обделанного и оконченного... и вдруг икнул раз, другой, третий...

Дамы переглянулись между собою, мы не смели обнаружить при этом никакого движения и только смотрели на него в тупом недоумении. "Что это у меня? точно отрыжка?" — сказал Гоголь и остановился. Хозяин и хозяйка дома даже смутились. Им, вероятно, пришло в голову, что обед их не понравился Гоголю, что он расстроил желудок.

Гоголь продолжал: "Вчерашний обед засел в горле, эти грибки да ботвиньи! Ешь, ешь, просто чорт знает, чего не ешь..." И заикал снова, вынув рукопись из заднего кармана и кладя её перед собою. "Прочитать ещё "Северную пчелу", что там такое?.." — говорил он, уже следя глазами свою рукопись.

Тут только мы догадались, что эта икота и эти слова были началом чтения драматического отрывка, напечатанного впоследствии под именем "Тяжбы". Лица всех озарились светом, но громко смеяться никто не смел. Все только посматривали друг на друга, как бы говоря: "Каково? каково читает?"... Чтение отрывка продолжалось не более получаса. Восторг был всеобщий; он подействовал и на автора. "Теперь я вам прочту, — сказал он, — первую главу моих "Мёртвых душ", хоть она ещё не обделана".

...Гоголь читал неподражаемо... Когда он окончил чтение первой главы и остановился, несколько утомлённый, обведя глазами своих слушателей, его авторское самолюбие должно было удовлетвориться вполне. На лицах всех ясно выражалось глубокое впечатление, произведённое его чтением. Все были и потрясены, и удивлены. Гоголь открывал для своих слушателей тот мир, который всем нам знаком и близок, но который до него никто не умел воспроизвести с такою беспощадною наблюдательностью, с такою изумительною верностию и с такою художественною силою»7.

Ведущий 1.

Работа над «Мёртвыми душами» начинается в 1835 году. Первый том вышел в свет в 1842-м. В соответствии с замыслом должны были быть написаны второй и третий тома. Однако работа над ними оказывается нелёгкой, и это связано с тем, что в творческом сознании писателя происходят существенные перемены. (слайд )

Фрагмент из кинофильма

Ведущий 2. Знавшим весёлость и артистизм молодого Гоголя трудно было понять умонастроение писателя 1840-х годов. В новом десятилетии он испытывает потребность духовного совершенствования, погружается в изучение религиозной литературы, комизм раннего творчества кажется ему избыточным. Всё больше привлекают к себе внимание жанры исповеди и проповеди. Вышедшая в начале 1847 года новая книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» оказалась столь неожиданной для читателей, что стали распространяться слухи о сумасшествии писателя.

Ведущий1 Вот что вспоминает об этом Г.П.Данилевский. (слайд )

Г.П. Данилевский

-Молва о помешательстве Гоголя, действительно, в то время была распространена в обществе. Говорили странные вещи: будто Гоголь окончательно отрёкся от своего писательского призвания, будто он постится по целым неделям, живёт, как монах, читает только Ветхий и Новый Завет и жития святых и, душевно болея и сильно опустившись, относится с отвращением не только к изящной литературе, но и к искусству вообще.

Ведущий 2.

Современникам писателя трудно было понять, почему он переменился, но, даже зная о религиозном умонастроении Гоголя, сложно было принять его новую творческую позицию. Кто-то из мемуаристов сумел понять Гоголя; кто-то, сочувствуя, не смог объяснить логику и пафос произведений, создаваемых писателем в последние годы. В этом отношении интересны воспоминания таких крупных личностей, как И.С.Тургенев, П.В.Анненков и С.Т.Аксаков. (слайд )

И.С.Тургенев.

Я расскажу посещение писателя, живущего в Москве, в доме А.П.Толстого, которое произошло 20 октября 1851 года (предыдущая встреча состоялась 10 лет назад, в 1841 году, в доме А.П.Елагиной). Мое внимание привлекла одежда Гоголя: цвет пальто, жилета, панталон... В то время он смотрел приземистым и плотным малороссом; теперь он казался худым и испитым человеком, которого уже успела на порядок измыкать жизнь. Какая-то затаённая боль и тревога, какое-то грустное беспокойство примешивалось к постоянно проницательному выражению его лица».

Ведущий 1. Мемуарист выхватывает, фиксирует именно противоречия: отмечен взгляд, в котором «искрилась по временам весёлость», но отмечается и усталость, «одутловатые, мягкие губы», «длинный заострённый нос», «ряд нехороших зубов». Тургенев готов заглянуть в «тёмные стороны» характера Гоголя, поскольку позднее творчество писателя ему чуждо и он убеждён, что усиление религиозности нашло отражение во внешнем облике:

И.С.. Тургенев:

-В осанке Гоголя, в его телодвижениях было что-то не профессорское, а учительское — что-то напоминающее преподавателей в провинциальных институтах и гимназиях»'1.

Ведущий 2.

Определение Гоголя как «странного и больного существа» появилось именно в этом контексте и привело к выводу, что между миросозерцанием Гоголя и самого Тургенева «лежала целая бездна». (слайд )

Однако, завершая очерк, мемуарист вспомнит свою первую встречу с Гоголем, в 1835 году, когда он был одним из слушателей на лекциях писателя по истории средних веков в Санкт-Петербургском университете. Таким образом, читатель может сопоставить, как в сознании Тургенева оказались запечатлены три важных момента в жизни Гоголя: его юношеская пора, когда рождались не только художественные замыслы, но и грандиозные планы по созданию исторических трудов; переломный момент начала 1840-х годов, последний год жизни. Не принимая поздних произведений писателя, Тургенев, тем не менее, уловил очень существенное в судьбе Гоголя: драматические попытки соединения религиозного и эстетического миросозерцания.

Ведущий1.

Мемуары С.Т.Аксакова («Письмо к друзьям Гоголя», «Несколько слов о биографии Гоголя», «История моего знакомства с Гоголем») пишутся вскоре после смерти писателя. Послушайте самого С. Аксакова.

Аксаков:

Смерть всё изменила, всё поправила,— всему указала настоящее место. Гоголя как человека знали весьма немногие. Даже с друзьями своими он не был вполне или, лучше сказать, всегда откровенен. Он не любил говорить ни о своём нравственном настроении, ни о своих житейских обстоятельствах, ни о том, что он пишет, ни о делах семейных. Кроме природного свойства замкнутости, это происходило от того, что у Гоголя было постоянно два состояния: творчество и отдохновение. Разумеется, все знали его в последнем состоянии, и все замечали, что Гоголь мало принимал участия в происходившем вокруг него, мало думал о том, что говорят ему, и часто не думал о том, что сам говорит; одним словом, Гоголя не могли знать хорошо и потому могли усомниться в задушевности, в правде многих слов его последней книги. Но теперь, когда он смертью запечатлел искренность своих нравственных и религиозных убеждений, кажется, наступило время дать полную меру его христианской любви к людям. Речь не идёт о том, ошибочны были или нет некоторые мысли и воззрения Гоголя, речь идёт о правде его смирения, чистоте намерений, сердечности чувствований и стремления к добру»13.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ из повести «Вий». Третья ночь службы Хомы.

Ведущий 1.

Аксаков сам объяснил причины, побудившие его взяться за написание книги, посвященной истории знакомства с Гоголем: всё больше появлялось статей о писателе, и всё больше выражалось в них ошибочных мнений о Гоголе. Аксаков был убеждён, что объяснить Гоголя в полной мере вряд ли возможно; личность, натура художника столь отличается от личности обычного человека, что никто не сможет исчерпывающе истолковать её. Свою задачу он видел в том, чтобы предложить читателям «искренний, никаким посторонним чувством не подкрашенный рассказ», который «может бросить истинный свет не на великого писателя... а на человека»14. Зная Гоголя давно, с 1832 года, неоднократно ему помогая, Аксаков имел право выразить своё понимание гоголевской личности, тем более что в последние годы жизни между ними возникло некоторое расхождение и Аксаков очень резко высказывался о «Выбранных местах из переписки с друзьями».

Ученик 1.

Но знакомство с многочисленными письмами Гоголя к разным лицам, с которыми Аксаков имел возможность познакомиться после смерти писателя, потрясло его. В свою книгу он включает часть переписки Гоголя, суждения тех или иных лиц, с Гоголем встречавшихся; Аксаков рассказывает о своих встречах с писателем — и в итоге в книге предстает непростая, но последовательная история знакомства с внутренним миром Гоголя, с его творческими намерениями, с необъяснимостью его поступков — знакомства незавершённого, оставляющего возможность для догадок и предположений. Так, приводя одно из гоголевских писем, свидетельствующее о глубине его религиозного настроения,

Аксаков признаётся:

-Это чудное письмо произвело тогда на нас необыкновенно сильное впечатление... Я сам, не совсем довольный религиозным направлением Гоголя, которое мне казалось мистическим, был не то что убеждён, но растроган, умилён, очарован этим письмом.

. И далее не раз Аксаков будет проявлять чуткость к тому, что ему прежде казалось чуждым, мешающим творчеству, представая перед читателем как тонкий, наделённый эстетической интуицией и духовным тактом человек.

Ученик 2

Мемуаристы-литераторы, какие бы вопросы они ни выносили на первый план, размышляя о Гоголе, приходили к убеждению, что именно в «Мёртвых душах» заключено ядро, сердцевина гоголевского творчества, что недаром писатель трудился над этим произведением: в поэме нашли выражение и гоголевская весёлость, комизм, и гоголевская строгость; ирония, приближающаяся к сатире, и поиск позитивных начал в человеческой душе и в нации.

С.Т. Аксаков:

-Слова самого Гоголя, утверждают меня в том мнении, что он начал писать "Мёртвые души" как любопытный и забавный анекдот; что только впоследствии он узнал, говоря его словами, "на какие сильные мысли и глубокие явления может навести незначащий сюжет"; что впоследствии, мало-помалу, составилось это колоссальное здание, наполнившееся болезненными явлениями нашей общественной жизни; что впоследствии почувствовал он необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов, необходимость — примирения... Возможно ли было исполнение такой задачи и мог ли её исполнить Гоголь — это вопрос другой...». Повторяющееся слово «впоследствии» свидетельствует о том, что после смерти писателя Аксаков много думал именно об эволюции Гоголя, и если не объяснил её в полной мере, то понял главное: гоголевский поиск позитивных начал.

Ученица читает:

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем - гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню -кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Ведущий2:

П.В.Анненков, мемуарист тонкий и добросовестный, сумел разглядеть в Гоголе не только «наблюдательность», которая никогда «не покидала его лицо», но и «наслаждение способностью читать в душе и понимать самого человека». Нераздельность писателя с «Мёртвыми душами» рельефнее всего выразил именно этот мемуарист.

Ведущий 1.

И для всех учеников, приблизившихся к «Мёртвым душам», познание Гоголя, его творческой биографии, его мироощущения, его поэтики — впереди.

Инсценирование. Чичиков в доме Коробочки.

Викторина от героев поэмы «Мертвые души»

Коробочка:



Бесплотный мечтатель и фантазер приглашает Вас на сладенькую болтовню в Храм уединенного размышления на берегу озера в поместье не то Маниловка, не то Заманиловка

Чичиков:

Бедная, старая помещица, окруженная сворой собак, живущая чуть ли не в курятнике, будет рада любому путешественнику, готовому накормить и одарить «бедную» несчастную накопительницу

Коробочка:



Напористый, уверенный, но неуклюжий медведь, патриот русского желудка приглашает вас на замечательный обед..

ЧиЧиков:


Очень лихой кутила с радостью встретит Вас в своем особнячке, развеет вашу усталость горячей беседой и азартными играми, в результате которых у Вас, несомненно, останутся не только воспоминания, но и следы этого гостеприимства.

Коробочка:



Если вы устали от яркого света и чистого воздуха, то вы можете совершить поездку в деревню к заплатанному, окууться в с головой в мир серости и скупости, посетить музей старинных вещей, приобретенных особым образом.

О не беспокойтесь, вас ждут отменные от первой свежести обед и ужин

Ведущий 1.

-Мёртвые души, — писал П.В.Анненков, — была та подвижническая келья, в которой он бился и страдал до тех пор, пока вынесли его бездыханным из неё», поэтому «биография Гоголя ещё впереди»20.

Фрагмент из фильма «Мертвые души»

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

 Ведущий1. Спасибо всем, кто сегодня пришел к нам на вечер, и надеемся не остался равнодушным к творчеству и самой личности Н.В. Гоголя, литературное значение которого огромно.

Ведущий 2. «… давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России» Спасибо всем и до скорых встреч.


  1. Результативность использования данной учебной методической разработки





Страхова Виктория, ученица 10 класса



  1. Перспективы использования учебно-методической разработки

Данная учебно- методическая разработка могут быть использованы учителями русской литературы в качестве демонстрационного наглядного материала при изучении творческой биографии писателя на уроках литературы, во внеклассной работе по предмету.

  1. Информационные ресурсы по теме

Белякова, В.Н. Очерк о жизни и творчестве Н.В. Гоголя: [сценарий урока-портрета]/ В.Н. Белякова, // Последний звонок.-2005.-№ 12. -С. 10-11.

  1. Гайваровская, Т.А. Улыбка и смех - это для всех:Литературн. игра по книге Н.В .Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"/ Гайваровская, Татьяна Анатольевна // Читаем, учимся, играем.-2004.-Вып. 1. - С. 20-32

  2. Гоголь Н. В. (1809-1852) // Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф. Павленкова. – М., 2003. – С. 367-383.

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 т. Л.: - Акад. наук СССР, 1937-1952.

Горленко В. П. ‹Рассказ Якима Нимченко о Гоголе›. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 81-83.

Грот Я. К. Воспоминания о Гоголе. // Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Без м.изд., 1952, - с. 414-416.



Крыкова,    Е.Н.     Галерея    гоголевских    портретов:материалы    для интеллектуального марафона по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"/ Елена Николаевна Крыкова // Читаем, учимся, играем.-2005.-Вып. 5. - С. 46-51.

Ильдюганова, Г.Г. На ярмарке Н.В. Гоголя:[сценарий встречи с геоями произведений Н.В. Гоголя уч-ся средних классов]/ Галина Григорьевна Ильдюганова // Читаем, учимся, играем.-2005.-Вып. 11. - С. 82-83.

Голубева, Г.Л. Литературная викторина по повести Н.В. Гоголя "Т арас Бульба": [сценарий] / Голубева, Галина Львовна // Уроки литературы (Прилож. кж-лу "Литература в школе").-2008.-№ 11. - С. 4-7.

Иващенко    О.С.    Добро    пожаловать    в    Деканьку:Театрализованное представление по повести Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" / О.С.Иващенко //Читаем, учимся, играем.-2008. .-Вып. 11с. 80-86.

Мертвые души.конкурсно-игровая программа по мотивам поэмы Н.В. Гоголя // Сцеанарий и репертуар.-2005.-Вып. 10. - С. 25-40.

Попова Т.М. Гоголь в воспоминаниях современников [/ Т.М. Попова// Литература в школе. – 2009. - №3. - С.25-28.

Рославцева В.И.   "Над кем смеетесь, господа?":к 200 - летию Н. В. Гоголя/ В.И. Рославцева // Читаем, учимся, играем.-2008.-№ 10 с. 76-80.



Славгородская, Ю.Н. Классика глазами детективов:[сценарий - новый взгляд на изучение произведений Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И. Ильфа и Е. Петрова]/ Славгородская, Юлия Николаевна // Библиотечная сцена: лучшие библиотечные сценарии, присланные на конкурс.-М.: Один из лучших, 2003.-Вып. 1. - С. 48-51.

Соловей, Т.Г. Конкурс на переиздание: [сценарий литературной игры на заключительном этапе изучения творчества Н.В. Гоголя]/ Соловей, Татьяна Григорьевна // Уроки литературы (Прилож. к ж-лу "Литература в школе").-2008.-№ 11. - С. 12-15.

Харитонова, О. "Бранное, трудное время" :По повести Н.В .Гоголя "Таре Бульба"/ Харитонова, Ольга // Харитонова, О. Занимательная литератрура. Игры и викторины: Для 5-9 кл.-М.: Рольф, 2002.-С. 66 - 82.

Харитонова, О.   "За одним разом посмеяться над всеми" :По пьесам Н.В.Гоголя "Ревизор" и "Женитьба"/ Харитонова, Ольга // Харитонова, О. Занимательная литератрура. Игры и викторины: Для 5-9 кл.-М.: Рольф, 2002.-С. 94-113.

Харитонова, О.Н. "Творение чисто русское"-.[сценарий интеллектуальной игры по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"] / Харитонова, Ольга Николаевна // Уроки литературы (Прилож. к ж-лу "Литература в школе").-2008.-№11.-С.7-11.

Мёртвые души (фильм, 1984)

Фильм Леонида Парфенова. Птица-Гоголь. 2009

http://www.cbs-bataysk.donpac.ru/Bases/Gogol_200_let/spisok%20metod.%20rabot.htm

http://postnikovo.ucoz.ru/news/2009-04-24-12



http://vesti-m.ru/category/obshhestvo/page/12



Смотрите также:
Наименование учебно методической разработки
237.76kb.
1 стр.
Наименование дисциплины
34.13kb.
1 стр.
Наименование дисциплины
36.88kb.
1 стр.
Министерство высшего и среднего специального образования СССР
238.01kb.
1 стр.
Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации
316.43kb.
4 стр.
На педагогическом совете школы 29 августа 2011 года
89.75kb.
1 стр.
Учебно-методическая секция организации учебно-методической работы Подсекция
256.1kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике для студентов IV и V курсов, обучающихся по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование»
701.15kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие Казань 2013 (072) ббк 81 Англ я 73 А64
655.57kb.
7 стр.
Требования к оформлению педагогического опыта (научно-методической разработки), представленного к аттестации на высшую категорию
98.23kb.
1 стр.
Доклад n o 10 Лапотников Павел Вадимович
44.38kb.
1 стр.
Паспорт Программы (краткая аннотация Программы развития) Наименование программы
533.77kb.
3 стр.