Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


Министерство образования и науки Украины

Министерство образования

Автономной Республики Крым

Крымский Гуманитарный университет




Социология

Учебно-методическое пособие

для студентов всех специальностей

Ялта 2009


ББК

УДК


Социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей / Составитель: к.ф.н. Мирошников О.А. – Ялта: КГУ, 2009.

Печатается по решению ученого совета Крымского гуманитарного университета. Протокол № от 28.08.2009 г.

Рецензент:

кандидат философских наук,

доцент Т. П. Разбеглова

Содержание

Введение


Учебный план курса «Социология»

Содержательный модуль 1. Социология как наука

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина

Тема 2. Становление и основные этапы исторического развития социологии

Содержательный модуль 2. Общество как предмет социологического анализа.

Тема 3. Общество как социокультурная система

Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация общества

Содержательный модуль 3. Структурные элементы общества и культуры, их социологическое исследование.

Тема 5. Социология культуры

Тема 6. Личность как объект и субъект общественных отношений

Тема 7. Социология образования

Тема 8. Социология семьи

Тема 9. Социальные конфликты и пути их разрешения

Тема 10. Социология политики

Содержательный модуль 4. Социологические исследования как инструмент социального познания.

Тема 11. Методика и техника социологических исследований

Комплекс индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов.

Темы контрольных работ.

Методические рекомендации к выполнению контрольных (самостоятельных) работ

Тестовые задания

Список литературы
Пояснительная записка
Социология является наукой об обществе как реальном целостном организме и механизмах его развития. В соответствии с этим в пособии изложены основные положения общей социологической теории об обществе, его структуре и подструктурах, социальных механизмах его формирование и развитие.

Современная концепция развития образования в Украине исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности должен обладать знаниями об обществе. Иначе он не сможет стать полноценной личностью, самодеятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбы других людей. Способность же к принятию рациональных решений в жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание социологии в качестве учебной дисциплины.

Данное учебно-методическое пособие рассчитано на студентов-заочников всех специальностей, а также на студентов спецфакультета. Пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение программы данной дисциплины. Для удобства усвоения курса, каждая тема подразделена на несколько разделов, снабжена контрольными вопросами, заданиями, списком рекомендованной литературы. Последовательность тем отражает логику восприятия нового для студента круга проблем.

Содержательный модуль 1. Социология как наука

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина.
Предмет и объект социологии.

Термин «социология» - производное от двух слов: латинского – societas-и греческого- logos – слово, понятие, учение. Буквальный перевод слова «социология» - наука об обществе. Но общество изучается целым рядом дисциплин (история, демография и т.д.). Для того, чтобы понять особенности социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между предметом и объектом социологии.

Объектом социологического исследования являются социальные связи, социальные воздействия, социальные отношения и способ их организации.

Предметом социологии является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов- личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Социология- это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии и системы через составные элементы: личности, социальной общности, институты.
Структура социологии

В структуре социологии можно выделить три уровня:

1. Уровень фундаментальных исследований (теоретическая социология);

2. Уровень прикладных исследований (изучение актуальных проблем на основе существующих функциональных знаний);

3. Социальная инженерия (уровень практических внедрений научных знаний).

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро и микросоциологию. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни тесно взаимосвязаны, так как, непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определённых социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология, социология образования, социология семьи и т. д.

Социология и другие науки об обществе
Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. В целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более чётко появляется в предмете исследования. О предмете социологии речь уже шла выше.

Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследования общественной жизни с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Наиболее сложной является проблема различения социологии и эмпирических наук об обществе. В значительной мере эта проблема остается переменной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий, например, демографии и социологии брака и семьи, экономической теории и экономической социологии и т.д.

Решение вопроса о специфики социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда социология появилась как самостоятельная наука? Это является содержанием темы 2.
Контрольные вопросы и задания


  1. Что общего и в чем отличие объекта и предмета социологии как науки?

  2. Чем отличается предмет социологии от предметов других наук об обществе?

  3. На чем базируется утверждение о социологии как об одной из ведущих социально-гуманитарных дисциплин?

  4. В чём проявляется специфика социальных закономерностей?

  5. Каковы основные задания социологической науки на данном этапе?


Литература

  1. Воронцов А.О. О предмете социологии как общей науки об обществе// Социс.- 1991-№5

  2. Вебер М. Избранные произведения.- М., 1990.

  3. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1986.

  4. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.,1992.



Тема 2. Становления и основные этапы исторического развития социологии
Возникновение социологии

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х гг. 19 века. Для ответа на вопрос о времени появления социологии опираются на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает. Что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х гг. 19в. после опубликования О.Контом 3-го тома «Курса позитивной философии» в 1939 г., где он впервые выдвинул термин «социология» и сформулировал задачу изучения обществ на научной основе. Именно это претензия – поставить учение об обществе на научную основу - и явилась тем отправным фактом, который и привел к формированию и развитию социологии.

Вывод, приведший О.Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона развития и кооперации труда. Благодаря этим факторам, появляются социальные и профессиональные группы, растёт разнообразие в обществе и повышается материальное людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества. Поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатации людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистичная мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувства солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласию и призвана, по мнению О.Конта, социология.

Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человека.

В истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Принято говорить о 3 критериях научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности был представлен такими видными социологами как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Основные виды классической методологии сводятся к следующему:


  1. Социальные явления подчиняются законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.

  2. Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.

  3. Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.

  4. Важнейшими критериями научности являются объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозаключительные рассуждения, но описывать социальную действительность независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашёл своё отражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем и М.Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существование двух типов научного знания: наук о природе (естествознание) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология, по их мнению, это пограничная наука и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук всё лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным факторам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук – метод понимания и отнесения к ценностям.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе Маркса и Энгельса и их последователей. При создании этого учения Маркс и Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов.

Наиболее развитые социологические исследования считают, что если в ХХ веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20 гг. ХХ в. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее значение для быстрого развития социологии в США имели 2 взаимосвязанных фактора:

-быстрое прохождение социологией всех стадий внешней институционализации и большой объём конкретных, эмпирических социальных исследований.

Приоритет эмпирических исследований в США диктовался общественными потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптации новых для людей социальным и культурным условиям. В этом плане наибольшее влияние на разработку социологии в США сказало исследование Ф.Знанецкого и У.Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 г.)

Значительное развитие в США получили исследования по социологии труда (с 90х гг. ХIХ в. – Ф.У.Тейлор, в нач. ХХ в. Э.Мэйо). В этом русле А.Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга (1950) и теория стилей управления Д.Мак-Грегора (1957).

Долгое время в США методологи социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм утверждает, что социология – это наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д.Б.Уотсон, Б.Скиннер. Согласно учению бихевиоризма поведение сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, можно задавать определенные реакции. Следовательно, поведение человека значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создании науки об управлении людьми.

С середины ХХ в. разрабатывается методология проникновения во внутренний мир личности, познания ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Ею стала теория социального действия и структурно-функционального анализа (Т. Парсонс). В своих работах Парсонс создает обобщенную модель действия человека. Эта модель включает в себя три основных элемента:



  • Действующее лицо(actor) - человека, наделенного стремлением действовать, имеющего определенные цели и способного описать способы достижения;

  • Ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым производится действия;

  • Значимые (обозначения, символически выраженные) устремления («интенции») и их более или мене успешные применение в конкретной ситуации

В американской социологии были сформулированы также теории «зеркального Я», символического интеракционизма, «социального обмена» и др.
Контрольные вопросы и задания


  1. В чем состоит специфика ранних представлений людей об обществе?

  2. Насколько целесообразно использования социального менеджмента И.Макиавелли в современных условиях?

  3. Что нового внес в социологическую модель Т.Гоббс своим учением об общественным договоре?

  4. Какова роль О.Конта и Г.Спенсера в становлении социологии

  5. Чем отличаются друг от друга социологические взгляды К.Маркса и М.Вебера?


Литература


  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993

  2. Грошев И. и др. Западная социология. – СПб., 1997

  3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1990

  4. Кон И. Позитивизм в социологии. – М., 1964

  5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992

6. Американская социология. – М., 1972

Содержательный модуль 2. Общество как предмет социологического анализа.
Тема 3. Общество как социокультурная система
Общество как целостная система
На всём протяжении существования социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество?

Общество состоит из индивидов, но его нельзя рассматривать как простую сумму индивидов. Важнейшим элементом формирования общества является единство индивидов, общность, солидарность, связь людей.

Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей. Отсюда – необходимость системного подхода к обществу.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социологи особо выделяют связи взаимодействия.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Социальные взаимодействия носят надиндивидуальный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична.

Анализ общества с позиции детерминизма .

Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским либо функционалистическим. Детерминистический подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения. Общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархизированную структуру, то есть находится в соотношении субординации, подчиненности, в том порядке, как они перечислены.

На основе детерминистического подхода марксистской социологией получило распространение следующее определение общество. Общество- исторически сложившееся относительно распределения. Обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемых силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, политических институтов и организаций.

Кроме экономического детерминизма есть детерминизм культурный и детерминизм политический.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитетам. Примером политического детерминизма является концепция общества американского социолога Э. Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.


  1. Социальная система является обществом только в том случае, если оно не входит в качестве составной части в боле крупное общество

  2. Браки заключаются между представителям данного объединения

  3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью

  5. Оно обладает собственной системой правления

  6. У него собственное название и собственная история, т.е. такая история, которой многие ее члены видят объяснения со своим прошлым

  7. У него имеется своя собственная культура

Э.Шилз осознает, что многие из этих признаков в той или иной степени могут быть отнесены к определенным социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формирует системообразующий признак общества: «для того, чтобы быть обществом. Социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», т.е. она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру». Но все же культуре, как и другим формам социальности, присуще вторичная по отношению к власти значение. Э.Шилз подчеркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или мене культуру».

Сторонники культурного детерминизма утверждают приоритетную роль в обществе культуры. Культурный детерминизм, как правило, характеризуется чрезмерно широким толкование понятия «культура», под которым понимается «совокупность общеразделяемых символов и значений», включающих в свое содержание функциональные общественные идеи и ценности, обычаи и традиции. Эти общеразделяемые символы и ценности нередко истолковываются как культурный «код», аналогичный генетическому коду, предопределяющий программу поведения индивидов и общностей.

Культурный детерминизм ведет свое начало от работ М.Вебера по социологии религии, в которых развитие общества ставилось в зависимости от господствующих в нем религиозных ценностей. В современной разновидности культурного детерминизма делает упор на решающую роль коммуникаций, стержнем которой является обмен информацией. Люди образуют «среду», «фон», контекст общества, которое существует как система воспроизводства культуры коммуникации.
Концепция общества в функционализме и индивидуализме.
Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причинно – исследовательских связей, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость – это то, что придает системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

Рассмотрим вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода:

1) Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и тд.

2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой – либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводства человеческого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее частям восполнить нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Парсонса. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы.

1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

2. Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения.

3. Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

4. Оно должно иметь способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе.

Таким образом, Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся, самовоспроизводящейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры – подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования.

Р.Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:

1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2) Р. Мертон вводит понятие дизфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дизфункциональны по отношению к другим.

3) Р. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция – это следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

Идеи Мертона, без сомнения, расширили объективные возможности функционализма, в какой – то мере они решили проблемы объяснения социальных конфликтов, динамики общественного развития и т.д. Однако так же, как и детерминизм, функционализм оказался неспособным должным образом отразить в социальном индивидуальное.

Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функционализма, взяли на себя представители методологии индивидуализма: Хоманс, Линд, Блумер и д.р. Основная идея методологии индивидуализма сводится к следующему. Всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социалогичекой науки состоит, прежде всего, в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий.

С точки зрения представителей индивидуализма, схема действия включает в себя следующие элементы:

1) действующее лицо, т.е. индивида или группу;

2) вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;

3) преследование какой – либо цели через действие;

4) манипулирование ресурсами для достижения цели;

5) более или менее четко обозначенное поведение.

Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяснение этому явлению предполагает ряд теорий социального взаимодействия. Одной из таких теорий является теория социального обмена американского социолога Дж. Хамонса. Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории:

1) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2) Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.

3) Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.

4) Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.

Модификацией теории обмена Дж. Хоманса является теория справедливого обмена Дж. Адамса и Дж. Уолтера. Эта теория сформулирована также в виде системы поступков:

1) Индивиды всегда стремятся к максимализации личных видов, что вытекает из эгоистической природы человека.

2) Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь “справедливых” отношений.

3) Индивиды обнаруживающие свое участие в “несправедливых” отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

4) чем сильнее воспринимается “несправедливость”, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить “справедливые отношения”.

Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интернационализм. Наиболее видные представители символического интеракционизма Дж. Мид и Г. Блумер. Мид учил, что поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в лице значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи коммуникации становится возможной благодаря тому, что люди придают одно и тоже значение данному символу. По Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» - это индивидуальное сознание. «Мы» - это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» - это всегда диалог «Я» и «Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

Все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы роли культуры. В чем же конкретно состоит эта роль, предстоит рассмотреть в следующей теме.


Контрольные вопросы и задания

1) Как реализуются в обществе функции социального контроля?

2) Какую роль в обществе играют социальные общности?

3) В чем различие между групповыми и массовыми социальными общностями?



Литература

1) Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.,1980

2) Фендикс Р. Современная социологическая теория. – М.,1992

3) Баннер Г., Босков А. Современная социологическая теория. – М.,1961

4) Каган М.С. Мир общения. – М.,1988

5) Проблемы теоретической социологии. – СПб,1994

6) Мостовая И.В. Что такое общество. – Ростов на Дону, 1995

7) Шилз Э. Общество и общества // Американская социология. – М.,1970




следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 ббк удк социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей /
924.63kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар 2008 удк ббк ж
1434.29kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар
726.15kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова»
1613.05kb.
14 стр.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 ббк г
1412.38kb.
8 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов естественных специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 20. 1я7 Б81
1215.69kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар Кереку 2011 (07) ббк 75. 711 я 7 м 54
552.35kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения
1189.86kb.
12 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов Гомель Гомгму 2013
1007.47kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999
526.62kb.
3 стр.
Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И. В. Алексеева, И. П. Беляева, В. А. Полупанова. 2-е изд., испр и доп. Владивосток : Изд-во тгэу, 2008. 102 с
1300.34kb.
12 стр.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение
1590.98kb.
7 стр.