Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт ![]() М.В. Борцова История психологии Часть 1 Методические рекомендации к семинарским занятиям Славянск-на-Кубани 2008
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СГПИ
В методических рекомендациях приведены указания по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии». Тематика семинарских занятий курса соответствует содержанию учебной программы и Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в Российской Федерации. К каждой теме приведены план занятий, темы докладов и рефератов, перечень основных терминов, комментарий, вопросы для самоконтроля. Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы студентов специальности 031000 – «Педагогика и психология» всех форм обучения при изучении курса «История психологии».
Оформление. Издательский центр СГПИ, 2008 Содержание
ВВЕДЕНИЕ Курс «История психологии» представляет собой одну из дисциплин, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – «Педагогика и психология». Знание истории психологии необходимо для понимания путей и тенденций развития современной психологии. Только включение в исторический контекст позволяет понять сущность различных теорий и направлений, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания современной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого1. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. Основная цель курса – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки. Задачи курса: а) формирование психологического и научно теоретического мышления у студентов; б) расширение их научного кругозора; в) умение работать с научной литературой, г) формирование навыков реферирования первоисточников, публичного выступления. По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны:
Практико-ориентированный компонент курса «История психологии» представлен серией семинарских занятий, назначение которых – формирование основных теоретико-познавательных умений для качественного осуществления профессиональной деятельности. Целью семинарских занятий является повышение уровня знаний студентов за счет углубленного изучения теоретического материала дисциплины, знакомства с первоисточниками. Кроме того, в процессе подготовки к семинарским занятиям ставятся задачи: привить студентам навыки самостоятельной работы над литературными источниками, освоить методики проведения различных форм семинарских занятий, выработать навыки постановки проблем, ведения дискуссии, сопоставления и анализа альтернативных точек зрения; отстаивать и аргументировать свое мнение, делать обобщения, что в конечном итоге способствует развитию творческого мышления студента – будущего педагога-исследователя. В настоящем издании приведены методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии» для студентов педагогических вузов всех форм обучения, исходя из учебного плана, Государственного образовательного стандарта и учебной программы курса. Часть тем или вопросов может быть рекомендована преподавателем для самостоятельного изучения студентами. Перечень выносимых на семинары тем и вопросов может корректироваться преподавателем в зависимости от уровня усвоения материала, степени подготовленности студентов и др. По каждой помещенной в данное пособие теме приводятся перечень выносимых на обсуждение вопросов, темы сообщений, докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля уровня подготовки студентов, перечень основных понятий и терминов, рекомендуемые литературные источники, особенности подготовки к каждому вопросу темы. 1. Общие положения По согласованию с преподавателем семинарские занятия могут проводиться в различных формах: традиционные семинары, круглые столы, пресс-конференции, устные журналы, семинары-диспуты и др. При традиционной форме проведения семинарских занятий рекомендуется заслушивать по каждому вопросу доклады студентов и их ответы на вопросы аудитории, оппонентов, докладчиков и содокладчиков, а также дополнительные сообщения студентов или выступления. Преподаватель организует обсуждение докладов и содокдадов, обращая особое внимание на разбор проблемных вопросов, оценивает выступления и подводит итоги. Предполагается, что основная часть группы готовит весь материал, выносимый на семинарское занятие. При подготовке к семинарским занятиям, независимо от их формы, а также при самостоятельной проработке темы студенту целесообразно прежде всего ознакомиться с изложенными в настоящем издании методическими рекомендациями к данной теме, просмотреть и разобраться в лекционном теоретическом материале, учебной литературе, будет полезно обратить внимание на постановку проблемы, обоснование различных точек зрения. Затем прорабатываются контрольные вопросы к семинару. Студент может привлекать и другие материалы, кроме рекомендованных преподавателем, подходящие к данному вопросу. При подготовке к семинарским занятиям следует выполнять задания для самостоятельной работы, представленные в издании: конспектирование первоисточников, подготовка докладов, сообщений, рефератов, творческих заданий (например, составление кроссворда, мультимедийной презентации доклада и пр.). Перед подготовкой или в процессе подготовки к семинару студент может проконсультироваться у преподавателя по интересующим его вопросам. Преподаватель может проконтролировать подготовку студентов к семинару путем использования устного или письменного опроса или проверки конспектов литературных источников. На семинарских занятиях особое внимание уделяется не только содержанию выступления, его целесообразности, логике изложения, убедительности выводов, но и культуре речи, а также умению формулировать вопросы, логично выбирать ответ, отстаивать и обосновывать свою точку зрения. Перечисленные умения являются основой диалогового общения, столь необходимого будущему специалисту. Студенты, активно и успешно участвующие в семинарах, не пропускающие занятий без уважительных причин, имеющие отличные оценки в промежуточной аттестации и защитившие свой реферат по тематике семинарских занятий, могут быть оценены по данному курсу на отличную оценку и освобождены от явки на экзамен. Данные методические рекомендации могут быть использованы не только для подготовки к семинарским занятиям, но и для самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов студентами как очной, так и заочной форм обучения. 2. Семинарские занятия Семинарское занятие № 1 Тема: «Предмет, объект истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей». Цель: рассмотреть предмет, объект, задачи, периодизацию истории психологии; изучить движущие силы и причины развития психологических идей, хронологию этапов развития психологии, принципы историко-психологического анализа; определить источники и методы истории психологии. Основные понятия: научное знание, Zeitgeist (дух времени, парадигмальная теория), научная революция. Подходы к изучению истории психологии: выделение общих оснований и установок (детерминизм – индетерминизм; элементаризм – холизм; эмпиризм – рационализм), описание истории в понятии школы, теории великих людей, эклектическая позиция, периодизация отечественной психологической мысли категориальный анализ (принципы детерминизма, системности, развития…), процесс становления предмета и др. Оппонентный круг ученого. Процесс преобразования предмета психологии. Периодизация истории психологии. Хронология этапов развития психологии. Принципы историко-психологического анализа: принцип историзма, принцип единства логического и исторического, принцип детерминизма. Методы истории психологии: теоретическая реконструкция, научная школа, изучение архивных материалов, метод интервьюирования, анализ научных ссылок. Источники истории психологии. Теоретическая часть
Комментарий к теме История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Основной задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста. Выделяют следующие методы истории психологии: теоретическая реконструкция, изучение архивных материалов, интервью (беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов), биографический и автобиографический методы, анализ научных ссылок. Следует охарактеризовать каждый из перечисленных методов. В психологической науке существуют различные подходы ее истории. Рекомендуется раскрыть следующие: 1. Концепция Э. Боринга, который в целях объяснения научных открытий в психологии использовал понятие Zeitgeist (дух времени). 2. Парадигмальная теория Т. Куна. 3. Выделение общих оснований и установок, которые прослеживаются в развитии психологии на протяжении всей ее истории. 4. Описание истории в понятии школы. 5. Теории великих людей. 6. Эклектическая позиция (совместное использование различных подходов). Необходимо аргументировать каждый из этих подходов и доказать прогрессивность последнего подхода.
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысяч лет, второй – чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этапов с учетом следующих критериев: время, предмет изучения, важнейшие итоги.
Важным источником развития психологических знаний является общественная практика – медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К настоящему времени наиболее освоенной психологами областью оказалась медицина, особенно психиатрия. Источником психологических знаний являются также другие науки: естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук. Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии. Следует аргументировать применение перечисленных источников истории психологии, привести примеры исследований в этой области. Контрольные вопросы
Литература1
Задания для самостоятельной работы
Семинарское занятие № 2 Тема: «Античная психология». Цель: раскрыть основные положения материалистического учения о душе в античной психологии; познакомиться с учениями античных врачей, философов. Основные понятия: душа, анимизм, гилозоизм, идея причинности Демокрита, идея системности Анаксагора, идея организации Анаксагора, биогенетический закон Аристотеля, атомизм Демокрита, темперамент, софисты, сократический метод, философия идеализма, функции души, Стоики: пневма и избавление от страстей, эпикурейцы: атомизм и безмятежность духа, алесандрийская наука, идея о внутреннем опыте, неоплатонизм, волюнтаризм. Теоретическая часть
Комментарий к теме Формирование античной психологии проходило в VI в.дон. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т.е., была опровергнута мифологическая природа а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир – на природу, человеческой общество. Но все же основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя и предпринимаются попытки рационалистического объяснения этого понятия. Появлялись первые философские трактаты, авторы которых берут за основу мира тот или иной вид материи: неопределенной бесконечное вещество «алейрон» (Анаксимандр), воду (Фалес), воздух (Анаксимен), (Гераклит). Первыми философскими направлениями являются анимизм и гилозоизм. Анимизм рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов. древние греки принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи – гилозоизм Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Особое внимание следует обратить на ключевые моменты данных направлений. Существуют различные теории, раскрывающие понятие «душа». Развитием материалистического учения о душе в античной психологии занимались: Фалес, Гераклит, Парменид, Демокрит, Гиппократ, Анаксагор и др. Необходимо объяснить, в чем заключается смысл учения данных философов. Идеалистическая психология Платона основывалась на учениях Сократа. Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Душа бессмертна, полагал Платон. Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душу он определил не просто как сущность, а как форму, способ организации живого тела и выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Аристотель наметил иерархию способностей – функций души: а) вегетативная б) чувственно-двигательная в) разумная. Следует охарактеризовать каждую из функций. В заключении необходимо сделать вывод об особенностях развития психологии с VI – VI вв. до н.э. до III – IV вв. н.э., ее ключевых идеях.
Практическая часть Решение кроссворда: «Развитие психологии в период Античности». Студентам предлагается разбиться на группы и выполнить задания кроссворда. Преподаватель учитывает время и качество ответов на вопросы.
По вертикали: 2. Направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. 6. Первооснова мира, главная составляющая души. 7. Всеобщий разум, нематериальное хранилище всеобщих знаний, накопленных человечеством. 8. Кто считал, что душа состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны. 9. Основатель школы стоиков. 10. Автор изречения «Человек есть мера всех вещей». 11. По Гиппократу, у холерика преобладает такая жидкость как… 12. Кто писал, что существует три вида души – растительная, животная и разумная. 13. Кто соотносил нарушение здоровья с дисбалансом различных «соков». 14. По Гиппократу, у сангвиника преобладает такая жидкость как… Литература
Задания для самостоятельной работы
Семинарское занятие № 3 ![]() Смотрите также: М. В. Борцова История психологии Часть 1 Методические рекомендации к семинарским занятиям
835kb.
4 стр.
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «История органов внутренних дел»
77.75kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
59kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации к семинарским занятиям по методике преподавания иностранного языка
152.49kb.
1 стр.
Контрольные вопросы: Понятие и содержание права собственности. Формы собственности
193.62kb.
1 стр.
Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Культурология»
884.8kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям «Организация работы с молодежью за рубежом»
46.86kb.
1 стр.
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
337.76kb.
1 стр.
Методические рекомендации для подготовки к ним, тестовые задания для стандартизованного контроля знаний и русско-англо-французский словарь терминов
1940.11kb.
13 стр.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011
388.39kb.
3 стр.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 удк 220.93kb.
1 стр.
|