Главная
страница 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №20 Сулукского сельского поселения

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

« Женский костюм эпохи готики»

Проблемно – реферативная работа



Выполнила: Колесникова Дарья, ученица

7 класса, член историко – краеведческого

кружка

Руководитель: Судакова Л. И. – учитель

истории и обществознания

п. Сулук

2010г.

Оглавление

Стр.

I. Введение……………………………………………………3

II. Основная часть

Глава 1.Средневековая готика………………………………4

Глава 2.Этапы в развитие конструирования и

моделирования костюма в эпоху средневековья….. 4 - 5

Глава 3.Декоративное решение одежды, ткани, цвет,

орнамент………………………………………………………..5 - 6

Глава 4. Костюм эпохи средневековья…………………….6 - 8

Глава 5. Головные уборы…………………………………...9 - 10

Глава 6. Словарь терминов…………………………………10 - 11

III. Заключение……………………………………………….12

IV. Список используемой литературы…………………..13


  1. Введение

История моды – это история человечества, воплощенная в костюме. Мода родилась сразу, как только первобытный человек, спасаясь от холода, смастерил себе первый наряд. Его соплеменники не заставили себя ждать – тут же соорудили себе нечто подобное, ведь подражание – один из главных законов моды. И закрутилось колесо истории, и стремительно началась меняться мода! Она всегда была зеркалом, отражающим все перемены, происходившие в обществе, и каждый человек так или иначе покорялся ей, а если протестовал, то тем самым только доказывал ее существование.

Как же определить, что такое мода? Это не только украшения, это – целый образ жизни, присущий конкретной эпохе. Мода напрямую связана с общим художественным стилем, проявляющимся в музыке, литературе, живописи, прикладном искусстве и архитектуре. И следовать ей – значит идти в ногу со своим временем, чувствовать его влияния, стиль, ритм.

Как изменилась мода в эпоху средневековой готики? Как отражала одежда неповторимость этой эпохи? Чтобы дать острее почувствовать дыхание моды готики я наряжу в старинные одежды современных девушек, попробую сама создать платья для куклы в духе той эпохи.

Цель:

Проследить эволюцию готического костюма.



Задачи:

  • Выяснить, как выглядел костюм готики и как был связан с другими видами искусства

  • Научиться различать костюмы ранней и поздней готики

  • Найти изображения готических костюмов

  • Составить словарь по истории готического костюма.

  • Выяснить, какие элементы костюма готики пережили свое время.



  1. Основная часть

Глава 1. Средневековая готика

ХII век – век бурного развития городов, связанного с развитием: торговли и ремесел. На перекрестках торговых дорог возводятся окруженные зубчатыми стенами новые города, строятся ратуши, соборы, жилые дома. В архитектуре возникает готический стиль, тесно связанный с развитием городского строительства. Сложившийся первоначально как стиль церковных сооружений, он проникает и в гражданскую архитектуру, влияет на строительство жилых домов, ратуш и т. д.

Сегодня готическая одежда выглядит для нас гротескно, но она была созвучна с остроконечными крышами домов и с богатым орнаментом зданий той эпохи. Модная линия была удлиненная и величественная, как и готическая архитектура. Все в женской одежде было словно устремлено вверх, завершаясь высокой остроконечной шляпой. Острый нос обуви подчеркивал безупречность стиля. Для того чтобы удерживать шляпу на голове, необходимо было сохранять равновесие, равномерно и спокойно двигаться.
Глава 2. Этапы в развитие конструирования и моделирования костюма в эпоху средневековья
Х-XI вв. – господство примитивного кроя, появившегося в глубокой древности на Востоке, давшего основные типы накладной и распашной одежды. По описаниям поэтов XI-ХII вв. у женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов.

В это же время начинается создание одежды облегающих форм. В стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется узкий короткий жилет, который поддерживает грудь и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают спереди до низа.

С XII века – начало готики, начинается большая и важная реформа европейского костюма. В ее осуществлении выделяются следующие этапы:

XII— 1-я половина XIV в: длинная, облегающая, накладная одежда, только плащи драпированные. Облегание достигается с помощью кроя: в одежде проектируют 3 шва - боковые и средний шов спинки. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой. Пояс не затягивает талию, а только подчеркивает ее и является декоративным украшением.

В ХIII веке издаются первые законы против роскоши, а также законы о рангах в одежде, предписывают строгие ограничения в выборе тканей и формы одежды для различных классов общества. Именно в XIII в. Были заложены основы кроя, особенно повлиявшие на изменение формы женского костюма. Умение кроить ткани освободило фасон одежды от ширины ткацкого станка. Крой, требовавший определенных профессиональных навыков, повлек, за собой дальнейшее развитие портновского искусства. Портные объединяются в профессиональные цехи, которые изготовляют одежду в основном по заказам знати. В этот период усовершенствуется сама техника шитья.

2-я половина XIV— 1-я четверть ХV в. (период поздней готики). Были найдены формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры: спинки, переда, рукавов. На ткани эти отдельные части или детали кроя стали располагать с учетом ее пластических свойств (растяжимости долевых и поперечных нитей). Для создания объема делается вытачка, линии проймы и оката рукава подкраиваются овально. Соединение рукава с проймой — непостоянное, с помощью тесьмы, шнуровки. Одежду стали также разрезать в поперечном направлении по линии талии. Это обеспечило максимальное прилегание, позволило избежать заломов и поперечных складок, которые образовывались при шнуровке цельного платья. Вместе с тем прекрасно используются пластические возможности косого кроя в верхней одежде типа упелянд.

В костюме готики, как и в остальных видах искусства этого периода, есть две противоречивые тенденции: закрыть тело, нивелировать его формы, как того требует христианская мораль, и обтянуть фигуру узким кроеным костюмом, подчеркнуть красоту естественных форм человеческой фигуры. Период готики был временем расцвета конструирования и моделирования одежды, формирования моды, т. е. относительно быстрой смены форм одежды в пределах общего художественного стиля

Глава 3. Декоративное решение одежды, ткани, цвет, орнамент

Из наиболее общих принципов декоративного оформления одежды эпохи средневековья можно выделить следующие:

1) отделку горловины, низа изделия, низа рукавов и линии соединения проймы с рукавом вышивкой, мережкой, бейками (из дорогой отделочной ткани), фестонами, мехом горностая, куницы;

2) использование в одежде ярких, контрастных сочетаний цветов (зеленых, красных, синих, желтых);

3) появление в отделке костюма объемной орнаментации — лент, бахромы, кистей;

4) украшение ткани золотыми и серебряными бубенчиками (в хронике того времени рассказывается, что на одном из турниров на рыцаре звучало сразу 500 бубенцов, прикрепленных к одежде, обуви, шляпе);

5) появление перчаток, украшенных драгоценными камнями и золотом;

6) подчеркивание отделкой (в общей композиции костюма) значения детали, узла (например, шнуровка с лентами).

7) непременным атрибутом готического костюма был носовой платок. Но функция его была необычна: модницы отгоняли им от себя назойливых мух. Один его кончик всегда был украшен золотым сердечком.

8) на поясе у готических женщин обычно висели гребешок, зеркальце и амулет. Был здесь также и позолоченный коготь сокола, который часто служил зубочисткой.

В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелка. Расцвет ремесленного производства в городах в готический период привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению качества тканей, разнообразию их орнаментации. Получают распространение шелк, парча, бархат, эластичные сукна. Великолепную шерстяную ткань – шарлах - преимущественно красного цвета изготовляли в Англии, Нидерландах. Бархат— ткань с льняной основой и хлопковым утком— в Германии. Лучшим сортом шелка был пурпур, изготовляемый в Венеции.

Цветовая гамма яркая, чистая: ярко - красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм проникают своеобразные темные и приглушенные цвета.

Ткани были преимущественно гладкие. Затем становятся модными набивные и тканые узоры с эффектами тиснения, украшенные золотой и серебряной нитью. Рисунок - изображение в круге или ромбе точек, крестов, геральдических животных, птиц с серебряными крыльями и золотыми зубами. С XV в. модны растительные узоры: плоды граната, тюльпаны, гвоздики, розы. Готическая роза— символ молчания и любви— состояла из семи лепестков с толстыми стеблями и зубчатыми листьями, которые переплетались в узоре с гранатами (также символ любви), ананасами и другими пышными растениями. Фон и орнамент всегда резко контрастировали по цвету. Горизонтальная кайма византийского типа вытесняется узором по всей поверхности ткани.
Глава 4. Костюм эпохи средневековья
Изменился стиль жизни, изменилась и мода. Люди перестали прятаться за суровыми стенами замков. На смену им пришли богатые орнаментом здания с остроконечными крышами и большими окнами. Архитектура отразилась и на моде. Все в одежде было словно устремлено вверх. Последним писком моды считалось платье с завышенной талией, большим декольте, очень узкими и длинными рукавами, которые иногда достигали земли. Дополняли этот наряд конусообразный высокий (до 70 см.) головной убор, который напоминал башни готического собора, и остроносая обувь. Церковь абсолютно не устраивал такой костюм. Поэтому модницам часто приходилось рисковать: слишком большое декольте или чересчур длинный рукав могли стать причиной их отлучения от церкви.

В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Женщину сравнивают с «розой» — она нежна, хрупка, изящна. В моду входит S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки — босы. Настоящим «криком моды» стал шлейф платья, мириться с которым церковь тоже не хотела! Один епископ сказал: «Если бы женщине нужен был хвост, господь создал бы ее с хвостом». На рыночной площади в городе Модене (Италия) был даже установлен специальный камень для измерения длины шлейфа в локтях. Рядом стоял страж с мечом, чтобы отсекать лишнюю ткань. Однако это тоже не помогало. Шлейф все равно удлинялся. Иногда он достигал 5 метров. Во все времена являлся исключительной привилегией знати. Средневековая церковь объявляла ему войну, называя шлейф «чертовым хвостом». Наказание за его ношение подчас было очень суровым – вплоть до отлучения от церкви.

Одежда от талии вниз расширялась. Носили клешенные юбки, увеличилась длина юбки и ширина низа юбки. В эту эпоху характеризующая одежда знати была в том, что знать носила сразу несколько одновременно надеваемых одежд: туника, котт, сюрко, плащ. Начало новой эпохи - ХIII в.- женская одежда «сюрко» выпрямлялась и была широкой, имела большие овальные вырезы. Другая одежда – котт – была узкой, она прилегала к телу по линии груди и талии, рукава были длинные и узкие. Талия немного занижена. Носился корсет для подтягивания груди. Цвета одежды были яркими и контрастными: золотисто-желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко-синий на меховой подкладке плащ, жемчужные украшения.

Женский костюм: платье со шлейфом и рукавами в виде крыльев, двурогий чепец с покрывалом.

Женский костюм: узкое платье - котт и сюрко, отделанное мехом, головной убор -крузелер.

Женский костюм: платье - роб со шлейфом и эннен с прозрачной вуалью.



Женский костюм: платье - роб, двурогий чепец с покрывалом в виде паруса.



Женский костюм: плащ с капюшоном и тюрбан.



Женский костюм: платье - котт ми - парти, тюрбан с сеткой для волос.



Женский костюм: платье - роб с длинным шлейфом.



Женский костюм: платье со шлейфом, двурогий эннен.



Глава 5. Головные уборы

О головных уборах эпохи готики данные противоречивы.

От мысли, что покрывала, распространенные в одежде ранних веков как головные уборы, исчезают, и женщины начинают носить длинные распущенные волосы, или носят косы, заплетая в них парчовые ленты, обручи, венки. В другой литературе сказано, что в период готики прическа в женском костюме отступала на второй план, так как основной акцент делался на головной убор— чепцы различной формы, венцы, обручи. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. В головном уборе повторяются динамичные треугольные формы.

Специфический немецкий головной убор — головной платок, который вошел в употребление гораздо раньше и в течение XIV ст. наряду с крузелером был основным головным убором замужних женщин.

В XV вв. самым распространенным головным убором всех сословий был капюшон с оплечьем, которое украшалось зубцами и бубенчиками. Его носили отдельно или пришивали к плащу. Длинный конец капюшона можно было завязать узлом.

Популярны были и шляпы, которые мастерили из сукна или фетра; они могли быть с полями или без них, часто имели форму усеченного конуса. Щеголи носили сразу две шляпы: одну на голове, другую — за спиной.

Головные уборы женщин были трех основных видов: высокий цилиндрический убор; сетка, которая поддерживалась полосками ткани, и "эннен".

Самым модным головным убором знатных женщин был эннен — конусообразный и высокий, "словно здание". Чем более знатной была женщина, тем выше был эннен. При входе в помещение даме приходилось приседать. Изготовляли его из накрахмаленной льняной ткани или из жесткой бумаги, а сверху покрывали дорогой парчой и отделывали бархатом. К нему прикреплялась длинная, до земли, прозрачная вуаль. Такой головной убор предоставлял прекрасную возможность демонстрировать богатство, что было в духе сословных традиций средневековой знати. В 15 веке модным считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса». Чепцы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: "...рядом с дамами, одетыми в эннин, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу".

В XIV-XV вв. одним из популярных головных уборов женщин оставалась разновидность чепца со множеством мелких складок — "крузелер".

Замужние женщины носили на голове белые покрывала, которые они ловко набрасывали, располагая их самым живописным образом.

Церковь, естественно, раздражалась по поводу головных уборов, заявляя, что нет более удобного жилища для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что такие вещи уже случались. Монахи подстрекали парней, чтобы те бросали камни по шляпам женщин. В конечном счете они одержали частичную победу: высота остроконечной шляпы была ограничена до 50-60 см для обыкновенной женщины и до одного метра для знатной женщины.

Покрывало Капюшон Крузелер



Глава 6. Словарь терминов по истории костюма

Барбет – небольшая белая косынка, надеваемая под головной убор.

Босы - небольшие простеганные подушечки, которые накладывали на живот, для создания S-образной изогнутости силуэта фигуры

Горж – женский платок из белой ткани, сшитой в виде трубы.

Декольте – глубокий вырез, открывающий грудь, спину или плечи.

Котт – верхнее платье с рукавами или без, с заниженной линией талии.

Крузелер - полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически.

Омюз – головной убор, похожий на капюшон с завязывающимися концами.

Опелянд (упелянд) - одеждой и обязательно опоясывался. Сверху, до талии, он мог застегиваться, но от талии до подола был распахнут. Часто он имел шалевидный воротник иногда меховой.

Платье – роб – накладная одежда со стоячим воротником и надрезом у ворота спереди или сзади.

Сюрко – безрукавное верхнее платье с большими проймами, часто отороченными мехом. Обычно принадлежность знати. Постепенно укоротились до линии бедер и превратилось в одежду типа душегреи.

Темплеты – круглые щитки на обруче, закрывающие уши, модный в 14 веке головной убор.

Тюрбан - головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.

Шлейф – удлиненный подол платья, ниспадающий на пол, зрительно удлиняющий фигуру.

Шмиз – нижнее платье.

Эннен (генин) – конусообразный головной убор, украшенный длинной вуалью. Высота его зависела от степени знатности.


  1. Заключение

В работе я проследила эволюцию готического костюма, в дальнейшем этот процесс затронет и костюм эпохи нового времени и новейшего, но отдельные элементы костюма готики переживут века. До сегодняшнего дня используются такие элементы в костюме как капюшон (немного эволюционированный, пристегивается к курткам, кофтам), шляпа, шнуровка с лентами на лифе платья, декольте и многое другое.

Ведь новое – хорошо забытое старое.



IV. Список используемой литературы



  1. Гербеннова О., Гамарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды;

1986; Артия, Прага.

  1. М. Ревзина « Парад моды». Компания « РОС», 1992.

  2. Царство людей. Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения, народов древних и новых времен. Энциклопедия для малышей и всех, всех, всех; Москва, Росмен, 1994.

  3. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.25570_1.html

  4. http://ranwen-daerin.narod.ru/articles/xv/xv-female.html

  5. http.//suit-history.org.ua/gothic.html

  6. http://www.ms77.ru/articles/fashionhistory/middle/gotic/14944/

  7.  http://www.clhi.info/Middle_Ages/woman

  8. http://www.ucheba.ru/referats/17886.html





Смотрите также:
Колесникова Дарья, ученица 7 класса, член историко – краеведческого кружка Судакова Л. И. – учитель истории и обществознания
152.21kb.
1 стр.
Национальная образовательная инициатива и традиции Российской школы по развитию творческих способностей и инициативы учащихся в 21 веке
163.74kb.
1 стр.
Программа дополнительного образования историко-краеведческого кружка
110.11kb.
1 стр.
Исследовательская работа «Сталинградская битва»
129.65kb.
1 стр.
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево
118.71kb.
1 стр.
Популярная cola безель Дарья Андреевна, ученица 8 «Б» класса Андриянова Елена Петровна, учитель биологии г. Междуреченск, 2010 г
159.43kb.
1 стр.
Классный час «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
12.88kb.
1 стр.
Работу выполнила ученица 7 «Б» класса моу сош №2 Левша Александра учитель истории, экономики, права Гуренко Алина Борисовна
36.05kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «История» 5 класс Разработчик: Сошникова О. А. учитель истории, обществознания первая категория
462.24kb.
3 стр.
Исследовательская работа. Аллюзия и реминисценция в романе В. Пелевина «Омон Ра». ученица 9 класса Туманина Дарья
379.65kb.
1 стр.
Проект утверждён 13 сентября 2007 года директором моу «Песчанская сош»
85.94kb.
1 стр.
Мартынова Дарья Михайловна, ученица 11 класса
92.96kb.
1 стр.