Главная
страница 1

«Омск на пороге своего 300-летия»


Информация по развитию местного самоуправления в городе Омске
I. История городского самоуправления
Городское самоуправление в Российской Империи появилось при Екатерине II (1729 – 1796 годы жизни, 1762 год вступления на престол Российской Империи). В 1785 году была принята "Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи".

Городское управление складывалось: 1) собрание городского общества; 2) общая Дума; 3)  шестигласная Дума, исполнительный орган для решения повседневных вопросов, которыми руководил городской голова.



Местное самоуправление появилось в Омске в последней четверти XVIII века, когда Омская крепость получила городской статус.

Город был провозглашён всесословным управляющимся союзом, состав которого должен был охватывать все элементы городского населения, а деятельность должна была заключаться не только в отправлении различных государственных повинностей, но и в самостоятельном заведовании всеми отраслями городского благосостояния.

Малочисленное омское городское общество в начале XVIII века не могло содержать органы городского управления в полном объёме, поэтому Омск был признан "малолюдным" городом, вместо Думы в нём была создана ратуша. Справка: В 1725 году в Омской крепости проживало 992 человека, в 1747 году – 1092, 1770 – 1186, в 1805 – 1810 годах численность жителей города Омска была не многим более трех тысяч человек.

Омская городская ратуша состояла из двух комиссий:

- первая ведала судом по уголовным делам;

- вторая - гражданским судом, полицией, торговлей, сбором налогов рекрутской повинностью, надзирала за цехами.



Штат Омской ратуши состоял из двух бургомистров, четырёх ратманов и двух человек, избиравшихся в сословные суды. Все эти лица выбирались омскими купцами и мещанами сроком на три года.

Ратуша - судебно-хозяйственное учреждение, юрисдикция которого распространялась на купцов и мещан. Контролировалась администрацией и подчинялась палатам уголовного и гражданского суда.

Организация местного самоуправления в Омске претерпела изменения в 1822 году. В результате реформ М.М. Сперанского (1771 – 1796 годы жизни, общественный и государственный деятель, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения, 2 года был Сибирским генерал-губернатором) Омск стал относиться к разряду "многолюдных" городов, были созданы полицейское и хозяйственное управления, а также городской суд. В 1835 году в городе Омске проживало 9122 человека.

Омское городское политическое управление состояло из общей управы (городничий, частные приставы, канцелярия) и частных управ в районах города, где находились частные приставы, а также квартальные надзиратели.
Городское хозяйственное управление состояло из городского головы, гласных и канцелярии. Городское полицейское и хозяйственное управления подчинялись окружному управлению. Окружное управление, в свою очередь, подчинялось Омскому областному управлению, а после ликвидации в
1838 году Омской области - Тобольскому губернскому правлению.

В 1839 году Омск стал главным административным центром Западной Сибири.

В 1840 году в Омске была организована первая городская Дума.

На основании "Жалованной грамоты" запрещалось выбирать на городские должности людей моложе 25 лет, а также тех, у кого проценты с капитала были ниже 50 руб. Эти лица могли голосовать, но не могли быть выбраны в органы городского управления.



Городское общество было поделено на шесть разрядов: настоящих городских обывателей, купцов, цеховых ремесленников, городских гостей, именитых граждан, посадских.

Граждане, отнесенные к первому разряду, обладали недвижимостью в черте города, ко второму - имели купеческий капитал. Цеховые ремесленники имели запись в цех. Определение разряда "городских гостей" вытекало из самого его наименования. Двукратное исполнение выборной должности по городу, университетский диплом или занятие оптовой торговлей давали основание причислять к разряду "именитых граждан". К "посадским" относились городские старожилы, не относящиеся к вышеперечисленным разрядам городского общества.

Собрание городского общества выбирало городского главу и общую городскую Думу. На первых выборах избирательное право получили
223 человека. В общую городскую Думу были выбраны 4 купца и
13 мещан.
Первым городским головой был избран купец 3-й гильдии Николай Николаевич Николаев (1840-1844 гг.).

Общая городская Дума выбирала из своей среды шестигласную Думу. Городской голова возглавлял обе Думы, избирался сроком на три года.

Шестигласная Дума не была исполнительным органом общей городской Думы. Разница между ними заключалась в том, что общая городская Дума собиралась для решения наиболее сложных вопросов, а шестигласная - для повседневного исполнения дел.

По ст. 167 "Жалованной грамоты" 1785 г. основными функциями городских Дум были: 1) прокормление городских жителей; 2) предотвращение тяжб города с другими городами; 3) сохранение в городе тишины и согласия, наблюдение порядка и благочиния; 4) обеспечение города необходимыми припасами; 5) охрана зданий; 6) приращение городских доходов; 7) разрешение противоречий между ремесленниками и гильдиями.

В основе Городового Положения 1870 года лежали принципы всесословного представительства, имущественного и возрастного ценза, разделения распорядительной и исполнительной властей, самоуправления городского общества.



Избирательное право предоставлялось каждому гражданину при условии, если: 1) он был русским подданным; 2) имел возраст не менее 25 лет от роду; 3) имел в городе недвижимость или уплачивал в пользу города сбор со свидетельств купеческого или промыслового.

В основе выборной системы лежал принцип соразмерности участия в городском общественном управлении количеству уплачиваемых налогов.

Выборы впервые в России стали осуществляться путём закрытой баллотировки. Процедура выдвижения кандидатов специально не оговаривалась. Как правило, кандидатуры выдвигались перед началом голосования. Любой избиратель мог предложить в гласные неограниченное число кандидатур, в том числе и свою собственную. Избранными в гласные считались лица, за которых проголосовало более половины избирателей. Результаты выборов отмечались в особом выборном листе, который при окончании выборов зачитывался избирательному собранию. Женщины, несовершеннолетние и юридические лица могли участвовать в выборах только через доверенных.



На выборах 1877 года из 24818 жителей имели право выбирать 1346, их разделили на три избирательных собрания.

В первом разряде - 23 человека, во втором -123, в третьем - 1200. Каждый разряд избирал 20 гласных.

По Городовому Положению 1870 г. к учреждениям городского общественного управления относились:

1) городские избирательные собрания;

2) городские Думы;

3) городские управы.

Городские избирательные собрания собирались раз в четыре года только для избирания гласных.



Распорядительные функции в городе возлагались на Думу, исполнительные - на управу.

Городской Думе предоставлялись права:

1) назначать выборных лиц городского самоуправления и устанавливать им оклады;

2) устанавливать городские налоги и принимать решения о займах от имени города, распределять городские расходы и утверждать бюджет;

3) утверждать постановления по предметам городского благоустройства и изменения в архитектурном плане города.



Дума могла собираться: 1) по требованию губернатора; 2) по предложению городского головы; 3) по желанию не менее 1/5 части гласных, заявленному городскому голове.

Собрание считалось полномочным, если в нём принимало участие не менее 1/3 гласных. Право голоса в Думе было только личным и не могло отдаваться другому лицу. Выборы должностных лиц, решения об отстранении от должности и о придании суду производилось только тайным голосованием.



На городскую управу возлагались следующие обязанности:

1) заведование делами городского хозяйства;

2) исполнение постановлений Думы;

3) составление проектов городского бюджета;

4) взимание и расходование городских сборов;

5) наблюдение за правильностью производства торговли.



Члены управы назначались Думой. На освобождённые должности в городском общественном управлении не могли избираться священники, чиновники казначейства и прокуратуры.

Думу и управу возглавлял городской голова, он избирался Думой, утверждался губернатором и министерством внутренних дел. В 1879 году губернатор Акмолинской области не утвердил городским головой Омска надворного советника А.С. Алфимова. К чести Думы, она проголосовала против. Городским головой был избран 24 голосами "за" и 14 "против" отставной генерал-майор Василий Васильевич Маслов (1879 – 1882 гг.).

В компетенции городского головы был большой круг вопросов. Он отдавал распоряжения о созыве Думы, разрешал приглашать на свои заседания посторонних лиц, контролировал подготовку докладов по назначенным к слушанию делам в Думе. Гласные, вносившие предложения в Думу, были обязаны известить городского голову за три дня до заседания. Предания суду городского головы зависело от 1-го департамента Сената.

Дума была наделена широкими полномочиями, администрация следила лишь за законностью и утверждала лишь наиболее важные положения Думы. Годовые бюджеты, решались Думой и не нуждались ни в чьём утверждении. Вместе с тем, Городовое Положение 1870 года не обеспечивало реальных условий для организации деятельности Думы, она не могла полностью распоряжаться городскими средствами. Совмещение должностей городским головой затрудняло критику управы. Органы местного самоуправления не могли оказывать влияния на деятельность городской полиции, которая находилась в ведении Министерства внутренних дел.

После смерти последнего всесословного городского головы Эдуарда Ивановича Эзепа (1883 – 1891 гг.) и городской контрреформы Александра III, последующие головы избирались на основе Городового Положения


1892
года, урезавшего права и полномочия органов городского самоуправления, существенно повысившего избирательный ценз и сократившего число избирателей.

Правом участия в выборах в Думу пользовались:

1) лица, состоявшие в русском подданстве, имеющие недвижимость в городе, с оценкой в Омске не менее 1000 руб.;

2) состоящие в русском подданстве лица и учреждения, если они имеют в городе предприятия, требующие свидетельства первой или второй гильдии.

В 1893 года в выборах в городскую Думу участвовало всего


280 избирателей. Городским головой по новому Городовому Положению был избран сын купца, юрист по образованию Николай Петрович Остапенко (1893-1910 гг.).

Справка: в 1895 году в городе и предместьях проживало 43226 жителей, их них: дворян - 1122, духовного звания - 185, почетных граждан и купцов – 982, мещан – 22045, военного сословия - 8468, крестьян – 10312, прочих сословий -112. Русских – 99,18%, киргиз – 0,7%, среднеазиатцев – 0,06%, иностранных подданных – 0,06%, православные - 94%.

По Положению 1892 г. каждое решение городской Думы, вплоть до составления городского бюджета, должно быть одобрено губернатором. Дела могли приводиться в исполнение, если они в течение двух недель не опротестовывались губернским по городским делам присутствием. Ни одна, даже временная должность, в городском управлении не могла быть заменена без согласия администрации.

Городское правительство хотя и провозглашало всесословность, но было сильно ограничено имущественным цензом, поэтому, всецело находилось в руках крупной буржуазии.

Городской голова, как председатель Думы, мог не ставить в повестку заседания, либо снимать с него вопросы, неудобные для управы. Всё это приводило к отсутствию должного контроля в процессе формирования городского бюджета и в текущей деятельности городского головы.

Рост экономического значения города в конце XIX - начале XX веков оказал заметное влияние на деятельность органов самоуправления. Они находились под контролем царской администрации, однако на практике Акмолинский губернатор в начале ХХ века почти не вмешивался в текущую деятельность Думы и управы.

В быстрорастущем городе практически с нуля приходилось проводить благоустройство. Это заметно усложняло задачи городской Думы и управы.

В состав городской Думы входило 60 человек, работавших на общественных началах. Численный состав членов городской управы в начале ХХ века увеличился до 8 человек, работавших на постоянной основе за заработную плату.

В 1911 г. между членами управы было проведено разграничение обязанностей по всему кругу вопросов. Городская управа, исходя из необходимости предварительного ознакомления гласных Думы и общественности с текущими делами, с 1-го января 1911 года стала издавать небольшим тиражом, два раза в месяц, муниципальный журнал "Вестник Омского городского общественного управления".

Система городского управления в начале ХХ века имела четкое разделение компетенций Думы и управы. Однако управа, имела гораздо больше прав и возможностей в решении городских вопросов.

Право выбирать предоставлялось только представителям состоятельных слоёв, избирательного права были лишены женщины. Работа в органах городского самоуправления к концу первого десятилетия ХХ века стала терять свой престиж в глазах буржуазии. Так, в 1909 г. Дума три раза подряд не смогла собрать кворума для решения вопросов в порядке, установленном законом.



Справка: Число жителей в Омске с 1897 по 1917 годы увеличилось в три раза и составило 113600 человек. В эти годы город Омск становится не только одним из крупнейших центров Сибири, но и России. В начале ХХ века по количеству населения он перемещается с 3 на 1 место в регионе, и с 59 на 19 в Российской Империи.
II. Революционный период и годы советской власти
16 июля 1917 года была избрана Дума на основе всеобщего избирательного права (для граждан старше 20 лет), которая просуществовала до 18 января 1918 г., когда решением Омского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов была распущена.

После мятежа чехословацкого корпуса Омская городская Дума была восстановлена 8 июня 1918 года - на следующий день после падения Советской власти в Омске. Уполномоченный Временного правительства Автономной Сибири А.А. Кузнецов 8 июня впервые после роспуска большевиками Омской городской Думы заявил о назначении его "диктатором" в Омске до восстановления городского самоуправления и земских учреждений.

Новым городским головой на втором заседании Думы был назначен Скороходов с годовым окладом в 1200 рублей, а товарищем городского головы - Колосов, с годовым окладом в 1000 рублей. Данные лица заявили о своей неготовности к работе, ссылаясь на то, что данная должность и обязанности, связанные с нею, не соответствуют ни их здоровью, ни их моральным качествам и что они считают себя не вправе занимать столь высокий пост. Городская Дума ещё несколько раз избирала гласных на эти две должности, но все избранные лица, не желая принимать на себя такую ответственность, после непродолжительной работы отказывались от исполнения возложенных на них обязанностей, по-видимому, ввиду политической неопределённости обстановки, которая сложилась на тот момент в Омске и нежеланием местных деятелей рисковать собственным положением в случае очередной перемены власти.

В сентябре 1918 года Омская городская Дума была переизбрана на основе имущественного ценза, но с партийным представительством. В Омской городской Думе были представлены партии: "Социалистов-революционеров, социал-демократов, меньшевиков и фракция народов Сибири, фракция домовладельцев". За время с осени 1918 г. по 1919 г. председателем Думы был В.Н. Новиков, а его заместителем Науман.

В конце 1918 года было принято решение о перевыборах в гласные городской Думы. Выборы были назначены на 11 сентября 1919 г. Право голоса получили русские подданные, достигшие 20 лет, проживавшие в городе Омске, а также отсутствовавшие, которые были связаны с Омском занятием, службой или домашним обзаведением. По предложению совета старейшин выборы в гласные Думы были перенесены на 16 ноября 1919 г. "ввиду общего тревожного положения".



Назначенные перевыборы 16 ноября проведены не были, т.к. городская Дума и городская управа, а вместе с ними - и пост городского головы были 14 ноября 1919 г. окончательно ликвидированы Советской властью, с падением "Омского" правительства адмирала А.В. Колчака.

В Омске с этого времени функции местного управления стал выполнять ревком. Борьба с тифом, восстановление транспорта, обеспечение продовольствием и топливом Омска в суровую зиму 1919-1920 гг. показали действенность ревкомов. Однако это были чрезвычайные и временные органы, на смену которым должна была прийти выборная постоянная власть. В апреле 1920 года состоялись выборы в Омский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В горсовет было избрано
337 членов и 128 кандидатов.

22 апреля 1920 года в помещении драматического театра состоялось торжественное открытие Омского Совета рабочих и красноармейских депутатов. На первом заседании горсовета был сформирован исполком из семи человек и президиум из трех. Председателем исполкома стал И.Д. Апасов, а со 2 июня 1920 г. - В.М. Косарев



При исполкоме были организованы отделы: труда, коммунальный, социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, управления и единого потребительского общества. Для обеспечения общественного порядка создавалась городская милиция. Большое место в работе горсовета этого периода уделялось рассмотрению мер по восстановлению городского хозяйства и оказанию помощи голодающим.

В 1939 году Омский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был переименован в Омский городской Совет депутатов трудящихся, а с 1977 года - народных депутатов.

В декабре 1939 года на основе новой Конституции прошли первые выборы в Омский горсовет, в голосовании приняло участие 99 процентов избирателей.

Первая сессия состоялась 4 января 1940 года. Основные вопросы решались на сессиях Совета. В период между сессиями главным органом являлся исполком городского Совета. Он избирался на первой сессии депутатов нового созыва. Особенно активную роль Омский городской Совет играл в годы Великой Отечественной войны, решал вопросы размещения рабочих эвакуированных заводов и самих заводов, принимал меры по оказанию помощи голодающим и т.п.

В 1950-80-х гг. Омский городской Совет являлся, как и прежде, центральным звеном в местном самоуправлении. Совет в данный период уделял свое внимание социально-экономическим вопросам.

С 1949 по 1958 годы председателем Омского исполкома горсовета был Николай Александрович Рождественский, который буквально преобразил сибирский город, имевший не слишком привлекательный вид.

В центре города можно было увидеть немало старых деревянных домов с почерневшими, покосившимися заборами, плохо оформленные витрины магазинов, захламленные берега Оми и Иртыша, пустыри.

Первостепенной задачей было строительство жилья, поскольку в городе, несмотря на постоянный рост населения, преобладали одноэтажные, деревянные постройки барачного типа, растянувшиеся вдоль Иртыша и Оми.

В массовом порядке асфальтировались улицы и тротуары, было начато озеленение главных магистралей. Разбивались многочисленные парки и скверы, где ежегодно высаживались сотни тысяч деревьев и кустарников, миллионы цветов. На площадях были установлены фонтаны, скульптуры, металлические ограждения, светильники, садовая и парковая мебель.

Промышленный потенциал города пополнился Омским нефтеперерабатывающим комбинатом, самым мощным в стране. Для рабочих комбината начал строиться и благоустраиваться городок Нефтяников.

Учитывая огромный вклад Рождественского Николая Александровича в развитие города Омска, ему в 2012 году будет поставлен памятник.



С 1958 по 1963 годы председателем Омского исполкома горсовета был Николай Аркадьевич Хелмицкий.

В конце 50-х–начале 60-х годов продолжилась масштабная работа по благоустройству проспекта К. Маркса, Ленинградской площади, подъездов к новому мосту и к аэропорту. Весной в городе высаживалось до 700 тысяч деревьев и кустарников.



С 1961 по 1964 годы председателем Омского исполкома горсовета был Иван Дмитриевич Яковлев. При И.Д. Яковлеве были введены в строй цеха первой очереди синтетического каучука, новые мощности шинного завода, ТЭЦ-3.

С 1965 по 1973 годы председателем Омского исполкома горсовета был Бухтияров Алексей Иванович. При А.И. Бухтиярове продолжалась работа по строительству объектов, направленных на улучшение жизни людей.

Были возведены сооружения, имеющие важную социальную значимость: Главпочтамт, цирк, театр юного зрителя, универмаг "Детский мир", магазин "1000 мелочей", крытые рынки в Центральном и Ленинском районах, областная клиническая больница с поликлиникой, городская стоматологическая клиника, гостиница "Омск", бассейн "Пингвин", стадион "Красная звезда". Ежегодно строилось 300–400 тыс. кв. м жилья.

Сданы в эксплуатацию заводы: синтетического каучука, кислородного машиностроения, фабрика первичной обработки шерсти, мебельная фабрика № 1, комбинат строительных материалов, хлебозавод № 5. Велись масштабные работы по озеленению города.

С 1973 по 1981 года председателем Омского исполкома горсовета был Иван Федорович Литвинчев.

В начале 1970-х–1980-х годов город бурно развивался. Его население ежегодно увеличивалось на 20–30 тыс. человек. В 1975 году родился миллионный житель города Омска Павел Лютиков.

Резко возрос объем жилищного строительства, которое велось крупными массивами. Ежегодно сдавалось по 450–500 тыс. кв. м, а это 10–12 тыс. квартир. Площадкой массового комплексного жилищного строительства стал Левый берег. Построен автомобильный мост через Иртыш в районе телецентра с путепроводом и трамвайной линией. В это время в городе были построены музыкальный театр, более 15 кинотеатров и дворцов культуры, два крытых рынка, началось строительство городской многопрофильной больницы и набережной Тухачевского. В 1977 году в город впервые стала поступать полностью очищенная питьевая вода.

В это время город оказывал большую помощь селу, горожанами были построены сотни жилых домов, зернотоков, животноводческих ферм, теплиц, оросительных систем и объектов соцкультбыта.

Велись работы по проектированию городского метрополитена, областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, принято решение о выносе за городскую черту аэропорта.

В это период были открыты госуниверситет и институт бытового обслуживания (ныне – Омский государственный институт сервиса).



С 1982 по 1990 годы председателем Омского исполкома горсовета был Глебов Юрий Яковлевич. Приоритетным направлением его деятельности был вопрос благоустройства Омска. За время работы Ю.Я. Глебова ежегодный объем строительства жилья был увеличен вдвое: в 1982 году он составлял 500 тыс. кв. м, в 1989 году – 1 млн. кв. м.

Повышенное внимание было уделено асфальтированию дорог, развитию инженерных коммуникаций: проведению теплоснабжения, электроосвещения, водопровода с очистными сооружениями, ливнестоков и канализации.

В 1981 и 1982 годах Омску было присуждено второе место по стране за достигнутые успехи в благоустройстве и озеленении города. Ежегодно в городе высаживалось более 500 тысяч деревьев и кустарников и более
25 млн. цветов. В 1981 году была открыта зона отдыха "Зеленый остров", которая стала уникальной площадкой для проведения многих городских праздников и местом семейного отдыха с детьми.

Глебову Ю.Я. является Почетным гражданином города Омска.



С 1990 по 1991 год председателем Омского исполкома горсовета был Павлов Геннадий Александрович.

При Г.А. Павлове продолжалась активная работа по развитию городского хозяйства. Были разработаны и введены системы детских домов семейного типа, медицинского обслуживания по типу семейного врача, развивалась сеть санаторных учреждений для детей с ослабленным здоровьем.



С 1990 по 1993 год Омский городской Совет народных депутатов возглавлял Владимир Алексеевич Варнавский (в настоящее время Председатель Законодательного Собрания Омской области).
III. Новейшая история парламента Омска
Первый этап в становлении современной российской системы местного самоуправления был заложен принятым в 1991 г. законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР". Функциями местных органов власти в районах, городах, поселках, сельсоветах наделялись соответствующие Советы народных депутатов. Органами управления этих институтов выступала местная администрация, осуществлявшая исполнительно-распорядительные функции. К началу 1990-х гг. в организацию управления городскими территориями проникает принцип разделения власти на исполнительную (администрация города) и законодательную (горсовет). В 1993 году по указу Президента Б. Ельцина полномочия Советов народных депутатов были прекращены. И в период с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. необходимо было провести новые выборы органов местного самоуправления.

С появлением в 1995 г. закона "Об общих принципах местного самоуправления" система управления городом претерпевает существенную трансформацию. Городское самоуправление обретает законодательную основу. Начатое горсоветом формирование нормативно-правовой базы, определившей место и роль органов местного самоуправления в общественной жизни города, продолжилось в период работы Омского городского Совета второго (1998-2002 гг.) и третьего (2002-2006 гг.) созывов. Их деятельность доказала жизнеспособность новой системы власти на местах, ее возможность решать проблемы омичей.

Таким образом, можно говорить о формировании института местного самоуправления и создании правовой базы, очерчивающей рамки деятельности органов местного самоуправления, к концу 1990-х гг.
Первый созыв депутатов Омского городского Совета

(1994 – 1998 гг.)

Новые выборы органов местного самоуправления Омска были назначены на 20 марта 1994 года. Народных представителей в городскую Думу выбирали по семнадцати округам. Однако по причине низкой явки избирателей в пяти округах выборы были признаны не состоявшимися, в одном - процент избирателей проголосовавших против всех превысил голоса избирателей, отданные за кандидата набравшего большее количество голосов.



Справка: Порог явки избирателей составлял 25%, в целом по городу Омску приняло участие 27,3% избирателей.

Повторное голосование провели 27 ноября 1994 года, 9 декабря 1994 года состоялось первое заседание Омской городской Думы. На нем было решено именовать выборный представительный орган – «Омский городской Совет», а избранных лиц – «депутатами городского Совета».



Председателем Омского городского Совета был избран Подосинников Константин Ильич.

Начался отсчет новейшей истории парламента Омска. Депутаты первого созыва начали работу в непростых условиях, прежде всего потому, что регламентировалась она устаревшими нормами – законодательством РСФСР об организации местного самоуправления. Это не соответствовало новым демократическим реалиям и другим переменам, произошедшим к тому времени в социально-политическом устройстве страны. Главной задачей стало создание основ правовой базы управления городом, обеспечение реализации законов Российской Федерации в практической деятельности Совета и Администрации города.

На первых заседаниях горсовета был принят ряд основополагающих документов – Положение о статусе депутата, регламент Омского городского Совета, Устав города Омска. Впоследствии эти документы претерпевали изменения, но сохранили главное – демократические принципы организации местного самоуправления, контрольные функции представительной власти, приоритет интересов граждан.

17 депутатов первого созыва сформировали четкую организационную структуру Омского городского Совета, провели большую работу по организации постоянных комиссий.

Городской Совет провел 79 заседаний, принял 498 решений.

Из них самые важные – Положение о земле и земельных правоотношениях в Омске, Положение о территориальном общественном самоуправлении, Положение о местных налогах и сборах. Был также принят ряд решений социального характера, в том числе – об освобождении от уплаты налогов физических лиц и организаций, оказывающих спонсорскую помощь школам и физкультурно-оздоровительным учреждения.

За годы деятельности Совета 1-го созыва было принято более десятка решений, направленных на повышение социальной защиты населения города, не допускался рост тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте, сохранялся бесплатный проезд школьникам, были приняты решения об экономической и социальной поддержке учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта.

Первым мэром Омска стал Юрий Яковлевич Шойхет, назначенный Указом Президента Российской Федерации в ноябре 1991 года. Срок
Ю.Я. Шойхета на посту мэра совпал со сложным социально-экономическим положением в стране, временем тяжелых политических потрясений. Первый мэр стал зачинателем торжественного празднования Дня города Омска.

В 1994 году главой Администрации города Омска стал Валерий Павлович Рощупкин.

Свою деятельность В.П. Рощупкин начал с решения хозяйственных вопросов: очистки улиц, ремонта инженерных коммуникаций, перевода на газ ведомственных котельных, отапливающих жилые дома и объекты соцкультбыта. При нем был построен спортивный комплекс "Тополиный", установлены памятники и фонтаны на городских площадях и в парках.


Второй созыв депутатов Омского городского Совета

(1998 – 2002 гг.)

22 марта 1998 состоялись вторые выборы в Омский городской Совет, избрано 17 депутатов. Справка: явка избирателей 40,1%.



Председателем Омского городского Совета был избран Подосинников Константин Ильич.

Дефолт 1998 года, разразившийся после него финансовый кризис, упадок промышленности. Дефицит бюджетов всех уровней, невыплата зарплат – в таких условиях пришлось начинать работу депутатам второго созыва.

Заложенные в первые годы новейшей российской истории принципы взаимодействия органов городской представительной власти и местного самоуправления доказали свою жизнеспособность. Так, находясь в сложнейшей ситуации повсеместного роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, омские депутаты, тем не менее, старались минимизировать это повышение. Продолжался процесс передачи в муниципальную собственность социальных объектов предприятий. Было принято важное для омичей Положение о порядке приватизации жилищного фонда в городе Омске. Для снижения напряженности в сфере городского транспорта, были утверждены «Правила перевозки пассажиров муниципальным транспортом, работающим в режиме маршрутного такси».

Новый парламент продолжил формирование нормативно правовой базы, определявшей роль органов местного самоуправления в жизни города.

К четырем постоянным комиссиям добавились еще две – по промышленности, строительству, инвестициям и по вопросам работы средств массовой информации и общественных объединений.

20 марта 2002 года депутаты принимают Решение «Об утверждении Положения о символике города Омска» - появляются герб и флаг.

В период работы второго созыва депутаты берут шефство над детским домом № 6. Эта добрая традиция поддерживается и до настоящего времени.

В 2001 году на должность мэра заступил Евгений Иванович Белов.

В 2001–2004 годах им было реконструировано несколько городских скверов, проведен текущий и капитальный ремонт более тысячи домов. Под руководством Е.И. Белова был разработан ряд целевых программ, среди которых можно выделить "Спортивный город", "Молодежь Омска".


Третий созыв депутатов Омского городского Совета

(2002 – 2007 гг.)

Выборы депутатов Омского городского Совета состоялись 24 марта 2002 года, первое заседание – 17 апреля 2002 года, избрано 17 депутатов.



Справка: явка избирателей 32,2%.

Председателем Омского городского Совета был избран Цимбалист Александр Владимирович.

Время, когда начал работу третий созыв, характеризуется стабилизацией обстановки в стране. Поэтому для народных избранников этого периода работы горсовета основной стала работа над укреплением экономических основ местного самоуправления. Была утверждена программа приватизации муниципального имущества Омска. Был зафиксирован рост основных бюджетных показателей, как по доходам, так и по расходам. И здесь надо отдать должное городским парламентариям: горсовет внимательно следил, чтобы аккумулированные средства расходовались эффективно, адресно.

Принятое в 2003 году Положение об общегородских целевых программах позволило оптимизировать расходную часть бюджета, направить средства на реализацию первоочередных задач экономического, экологического, социального, культурного развития Омска. Если сегодня разработка, формирование и реализация долгосрочных целевых программ – полномочия Администрации города Омска, то в тот период эти актуальные вопросы приходилось решать городскому Совету, и он сыграл немаловажную роль в развитии города.

Было принято 10 социальных программ. Среди них – «Здоровая женщина – здоровый ребенок», «Развитие амбулаторно-поликлинической службы в Омске», «Целевая подготовка специалистов», «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек Омска», «Молодежь города Омска», «Спортивный город».

В связи с принятием Государственной Думой в сентябре 2003 года Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в 2005 году – нового Жилищного Кодекса РФ депутатами выполнена большая работа по разработке новой нормативно-правовой базы для реализации этих законов на территории города Омска.

Одним из важнейших событий в период деятельности третьего созыва стала работа над совершенствованием Устава Омска. Кстати, действующая сегодня редакция Устава была принята депутатами 3-го созыва в 2005 году. Главный городской документ содержал значительные новеллы и был на то время одним из наиболее прогрессивных муниципальных правовых актов в стране.

С 2006 года стала использоваться новая форма работы – публичные слушания. Всего за период 2002–2007 гг. состоялось 108 заседаний городского Совета, на которых принято 439 решений и 1622 постановления.

В марте 2005 года Главой Администрации города Омска был избран Виктор Филиппович Шрейдер.

Четвертый созыв депутатов Омского городского Совета

(2007 – 2012 гг.)

Выборы в Омский городской совет четвертого созыва состоялись в марте 2007 года. На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (численность депутатов представительного органа городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек) количество депутатов горсовета было увеличено с 17 до 39 человек, возросло количество избирательных округов. Справка: явка избирателей 38,5%. -



Председателем Омского городского Совета был избран Алексеев Сергей Ефимович.

Начало деятельности нового состава городского парламента пришлось на годы, в определенной степени экономически и финансово благополучные для России. Бюджет Омска достиг небывалых прежде объемов – 14 млрд. рублей. В этих условиях депутаты, осуществляя контроль над исполнением бюджета города. Приняты 16 общегородских целевых программ в области образования, здравоохранения, жилищной политики, культуры и спорта.

В 2008 году, когда Россия ощутила на себе последствия мирового финансового кризиса, возникла необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства, снижения напряженности на рынке труда. Решением этих вопросов в пределах своей компетенции занимается Омский городской Совет.

Депутатами Омского городского Совета принято немало решений, которые способствовали развитию демократических процессов в городе Омске, повышению уровня жизни омичей.

Но в тоже время, осталось много не решенных вопросов. Прежде всего, не могут смириться омичи с тем, что наш город потерял прежнюю славу города-сада, что многие школы города расположены в зданиях не соответствующих современным требованиям, что значительная часть молодых родителей испытывает трудности с определением ребенка в детские сады, что не малая часть молодых специалистов не востребована, что много не решенных вопросов в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Эти и другие вопросы социально-экономического развития города Омска в преддверии 300-летия со дня образования нашего города будут решать депутаты Омского городского Совета пятого созыва вместе с жителями.
Пятый созыв депутатов Омского городского Совета

(2012 – 2017 гг.)

В связи с внесением изменений в Закон Омской области «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» в части применения избирательных систем, 26 октября 2011 года были внесены изменения в Устав города Омска, связанные с новым порядком проведения выборов депутатов Омского городского Совета.

4 марта 2012 года впервые выборы депутатов Омского городского Совета, проводились по смешанной системе, пропорционально-мажоритарной, количество депутатов увеличилось с 39 до 40 человек, из них 20 избирались по одномандатным избирательным округам, 20 - по единому избирательному округу.

В выборах участвовали 6 политических партий - это политические партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, «ПРАВОЕ ДЕЛО» и «ЯБЛОКО», а также Омское региональное общественное движение «НОВЫЙ ГОРОД».

Всего было выдвинуто 458 кандидатов в депутаты Омского городского Совета пятого созыва, из них 282 кандидата по единому избирательному округу, 176 по одномандатным избирательным округам. Явка - 56,24%.

Из 20 избранных депутатов по одномандатным избирательным округам:

12 – выдвинуты ПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

3 - ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации»;

2 – ОРОО «НОВЫЙ ГОРОД»;

3 –в порядке самовыдвижения.

20 депутатов, избранных по единому избирательному округу, представляют политические партии:

8 - «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 35,08% голосов избирателей;

7 - «Коммунистическая партия Российской Федерации» (29,67%);

3 - СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (13,01 %);

2- «Либерально-демократическая партия России» (9,06%).

Из избранных 40 депутатов городского Совета 5 созыва в предыдущем созыве городского Совета работали 14 депутатов, 4 депутата имеют опыт работы в Законодательном Собрании Омской области и 2 - в Советах муниципальных районов.



Председателем Омского городского Совета избран Вячеслав Викторович Двораковский (март-июль 2012 года).

В связи с избранием В.Ф. Шрейдера депутатом Государственной Думы ФС РФ в полном соответствии с законом 17 июня 2012 года состоялись досрочные выборы Мэра города Омска, на которых убедительную победу одержал Вячеслав Викторович Двораковский.



11 июля 2012 года состоялась инаугурация, Вячеслав Викторович Двораковский вступил в должность Мэра города Омска.

В связи с избранием Мэром города Омска Вячеслав Викторович Двораковский досрочно сложил полномочия депутата Омского городского Совета. Дополнительные выборы депутата Омского городского Совета по избирательному округу № 9 состоятся в марте 2013 года.



24 октября 2012 года Председателем Омского городского Совета избрана Галина Николаевна Горст.




Смотрите также:
Информация по развитию местного самоуправления в городе Омске I. История городского самоуправления
247.29kb.
1 стр.
Образования Хамовники в городе Москве отче т о работе муниципалитета
597.41kb.
3 стр.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит
1478.15kb.
7 стр.
Теория и практика местного самоуправления. История и современность
448.39kb.
3 стр.
Информация о работе муниципалитета Внуково по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства за 11 месяцев 2012 года
60.38kb.
1 стр.
Реферат по муниципальному праву Тема №9 «Модели местного самоуправления»
190.67kb.
1 стр.
Информация о деятельности Территориального органа местного самоуправления села Мироново Артемовского городского округа, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
13.86kb.
1 стр.
V. Органы местного самоуправления городского округа Кинешма
677.63kb.
3 стр.
Vi. Муниципальные правовые акты городского округа Кинешма
95.1kb.
1 стр.
Решение вопросов местного значения функция органов местного самоуправления. Следовательно, тос это базовая ступень местного самоуправления в решении вопросов местного значения
98.37kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Государственное и местное управление»
47.86kb.
1 стр.
Проект вносит (наименование органа местного самоуправления) зако н ярославской области
67.31kb.
1 стр.