Главная
страница 1
Мне ничего не нужно, кроме своей души.

( К 105-летию со дня рождения М. Цветаевой)

Миляуша Ахметгалиева, учитель-методист Новокинерской средней школы Арского района.
Урок-устный журнал готовится вместе с классом. Это увлекательное и интересное занятие. Учащиеся собирают материал о Марине Цветаевой. Выпускается стенгазета, оформляется стенд, посвященный творчеству и жизни поэтессы, организуется выставка её книг. Заучиваются наизусть стихи.

Урок начинается с песни на слова М.Цветаевой из кинофильма «Ирония судьбы»



Учитель. Вы только что прослушали М. Таривердиева на слова М. Цветаевой. Пусть весь наш урок станет ответом на эту песню, я хочу, чтобы вы «заболели» Мариной Цветаевой. Пусть она вам понравится так, как и Блок, Есенин, Ахматова …

Еще в 1913 г. М.Цветаева предвидела судьбу своих стихов. Она писала:



Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.
И вот настал этот черед, книги Цветаевой в магазинах не валяются, достать их – большая удача. Но всё таки они сейчас появились. Посмотрите на эти книги, книги которые выставлены перед вами. Все эти издания последних лет. Книги Цветаевой – большая радость и подарок для любителей поэзии. «Мне ничего не нужно, кроме своей души», - говорила поэтесса. И душу свою она вплела в узор своих стихов.

Как дождик роняет капли, так и жизнь её расплескалась. Попробуем собрать некоторые брызги этого дождика.

Сегодня у нас с вами в классе событие. Мы выпускаем литературный устный журнал. Прошу класс быть активным и делиться своими заметками для журнала, а также желаю всем хорошо отдохнуть на этом уроке.

Эпиграфом к журналу взяли мы слова Шекспира: «Прими их хорошо: они зеркало и краткая летопись нашего времени».



1-я страница: «Детство, юность».

Эпиграф: О дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты !


1-й ученик. Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.
Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.
Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.
2-й ученик. Так писала поэтесса о дне своего рождения, словно хотела, чтобы помнили не только год, но и месяц.

М.Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. Отец ее до 12 лет сапог в глаза не видел. Он был сыном бедного сельского попа. Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, основателем музея изящных искусств ( ныне музей имени Пушкина). Мать поэтессы – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша.

Детство и юность Марины прошли в Москве, Подмосковье, а также в Италии, Швейцарии, Германии, Франции, потому что мать заболела чахоткой и ей пришлось лечиться за границей. Училась Цветаева много, но из-за вечных переездов бессистемно. Стихи писать начала в 6 лет на русском, французском, немецком языках, печататься 16-ти, а в 18 лет тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом»тиражом всего 500 экземпляров. Но сборник не затеялся, его заметили Брюсов, Гумилев и другие критики. Стихи были еще незрелы, но подкупали своей талантливостью и непосредственностью.

3-й ученик. За первым сборником вышли еще ва: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг» , помог их издательстве Сергей Эфрон- сын революционных деятелей, близкий к народническим ругам. В 1912 г. он стал мужем Цветаевой. Последующие 5-6 лет были самыми счастливыми в жизни поэтессы. У нее прекрасная семья, любимый муж, прекрасная семья, любимый муж, прелестная дочь Ариадна, множество встреч, в творчестве – духовный подъём, очень много друзей – о, Мандельштам, М.Волошин, А.Ахматова, Блок, Маяковский, Рильке. С одними встречалась, с другими переписывалась. И о каждом писала в своих стихах.

Учитель. Счастливая жизнь… Но все же.. В стихах у неё и чувство одиночества, и тревожное ожидание чего-то неизбежного, чего-то неведомого, трагического. Одно из таких стихотворений стало заглавием следующей страницы.

2-я страница: «Конец сказки».

Эпиграф: Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец,

О мой первенец!

4-й ученик читает стихотворение «Конец сказки».

«Тает царевна, как свечка,

Руки сложила крестом,

На золотое колечко

Грустно глядит». – «А потом ?»
«Вдруг за оградою – трубы!

Рыцарь летит со щитом.

Расцеловал ее в губы.

К сердцу прижал». – «А потом?»
«Свадьбу сыграли и на диво

В замке её золотом.

Время проводят счастливо,

Деток растят». – «А потом?».

Учитель. А потом завертелось трагическое колесо истории. М.Цветаева была далеко от политики, её не интересовали ни империалистическая война (хотя муж ездил на санитарном поезде медбратом, и она очень за него беспокоилась), ни Февральская революция. Она жила своей духовной жизнью, но Время и История ворвались в её жизнь.

В апреле у поэтессы родилась вторая дочь – Ирина. М.Цветаева думала о своих стихах, а к тому, где жить, как жить, проявляла полное безразличие. «Все устроится», - пишет она в письмах. Но ничего не «устроилось».



5-й ученик. В сентябре М.Цветаева едет в Крым, муж остаётся в Москве, он – прапорщик пехотного полка. В октябре (в разгар революции) она едет в Москву, затем с мужем уезжает в Крым, оставив детей в Москве. Когда вновь вернулась за детьми – дороги назад уже не было. Началась долгая разлука с мужем, продлившаяся 4 года. Он в армии Корнилова – белый офицер. М.Цветаева называет его белым лебедем, прекрасным и обреченным.

Учитель. И из-под пера Цветаевой появляются стихи о «Белом стане».

6-й ученик. Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!

То, шатаясь, причитает в поле – Русь.

Помогите – на ногах нетверда!

Затуманила меня кровь – руда!

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал:

Смерть побелила.

- Кто ты ? – Белый? – не пойму! – привстань! Аль у Красных пропадал? – Ря-зань.

И справа и слева-

И сзади и прямо,

И красный и белый:

- Мама!
Без воли – без гнева –

Протяжно – упрямо –

До самого неба:

- Мама!
7-й ученик. Разлуку с мужем перенесла стоически, а город и разруха замучили её. Осенью 1919 года Марина Цветаева отдаёт дочек в приют, где старшая Ариадна тяжело заболела.

Она забирает ее и выхаживает, а за это время 2 марта 1920 года младшая умирает от тоски и голода.


8-й ученик. Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шее тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.
3-я страница: «Заграница».
Эпиграф: По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.


9-й ученик. До 1921 года М.Цветаева ничего не знала о муже, а потом пришло письмо: он в Праге, студент университета. Она сразу же решает ехать к мужу.

Остаются на родине стихи о Москве, о Родине, поэмы, пьесы, берет с собой только стихи о «Белом стане», о белой гвардии, потому что в России они не нужны.

Начались скитания по границам: Германия, Чехия, Франция. Но М.Цветаева не теряет связи с оставшимися на Родине поэтами: с Маяковским, Пастернаком, Рильке, пишет реквием Брюсову, задумала поэму на смерть Есенина.

Во Франции ждет Цветаеву успех. Но заграница – это ещё и грызня за власть, и борьба всевозможных партий, эмигрировавших из России. Цветаеву каждый хочет вовлечь в свою организацию.



10-й ученик ( читает стихотворение, посвященное Б.Пастернаку ).

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав.
Вдохновенный и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов.
Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.
Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!
11-ученик. Но Марина Цветаева оставалась вдали от политики и за рубежом. Поэтому внимание к ней остывает, связи с белой эмиграцией ослабевают, а потом совсем рвутся. Если в 1922-1923 годах она издала 5книг, то в 1924 – только одну.

В 1925 году у него родился долгожданный сын Георгий.

Заканчивает университет Сергей Эфрон, меняет множество дел, но все больше рвется на родину.

12-ученик.
Закачай меня, звёздный чёлн!

Голова уставала от волн!
Слишком долго причалить тщусь,-

Голова устала от чувств:
Гимнов – лавров – героев – гидр,-

Голова устала от игр!
Положите меж трав и хвой,-

Голова устала от войн…

(«Мореплаватель».)


Учитель. Цветаева на Родину возвращаться боится, но она всегда её тянет. Там её читатель… Там её судьба…
4-ая страница: «На Родине».
Эпиграф: Устав от вас, враги, от вас, друзья.

И от уступчивости речи русской,-

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь – и тихо тронусь в путь.

13-й ученик. В 1937 году сначала дочь, затем муж уезжает в СССР. В июле 1939 года, через 17 лет, Цветаева вернулась на родину. Семья воссоединилась, но… ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын.

И словно все вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия была нужна Цветаевой, но Цветаева не нужна новой России.

Анна Ахматова, на долю которой выпали такие же испытания, посвятила Цветаевой свое стихотворение «Поздний ответ». Мы знаем, что Ахматова сама не печаталась с 25 года, поэтому это стихотворение тогда в печати не появилось.
14-й ученик читает стихотворение М. Ахматовой «Поздний ответ»…
Белорученька моя, чернокнижница…

Невидимка, двойник, пересмешник,

Что прячешься в черных кустах,

То забьёшься в дырявый скворечник,

То мелькнешь на погибших крестах,

То кричишь из Маринкиной башни:

«Я сегодня вернулась домой.

Полюбуйтесь, родимые пашни,

Что за это случилось со мной.

Поглотила любимых пучина,

И разрушен родительский дом».

Мы с тобою сегодня, Марина,

По столице полночной идем,

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет,

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающей след.
15-й ученик. В 1940 году разрешили напечатать небольшой сборник стихов Цветаевой. Она тщательно отбирала стихи, но сборник был отвергнут. Последнее напечатанное на Родине при жизни стихотворение относится к 1920 году.

16-й ученик.

Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера ещё до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, – в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что я тебе сделала ?!»…
Учитель. Это одно из стихотворений, напечатанных ещё в 1920 году. Обратите внимание на нашу выставку: сколько книг появилось в последнее десятилетие! Жаль, сама Марина Цветаева не может их увидеть. А сколько переводов! Её стихи переведены и на татарский язык, переводчики же – известные татарские поэты Зульфат, Лена

Шакирзян и др.



17-й ученик. В 1941 году наконец-то Цветаеву принимают в профком литераторов, но тут началась война. Страх ещё и за сына обуял отчаявшуюся женщину. В августе Цветаева с сыном едет в эвакуацию в Елабугу, маленький тихий городок в Татарстане, где её никто не знает, она никого не знает, попытка устроиться на работу не дала результата.

И тут силы оставили её, она пишет, что попала в тупик. Все любимые ею люди в опасности, она без работы, без средства к существованию, сын, вероятно, уйдет на войну. Она решается на последний исключительный шаг- кончает жизнь самоубийством.



Учитель. Несколько лет назад я была в Елабуге, посетила кладбище, постояла над условной могилой Цветаевой – настоящая она или нет. Никто не знает точно. И вспомнились мне стихи поэтессы:

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила.

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,

И кудри вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!
Сорви себе стебль дикий

И ягоду ему вслед, –

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,

Главу опустила на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.
Как луч тебе освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает



Мой голос из-под земли.
– А теперь вспомним эпиграф нашего журнала: «Прими их хорошо: они зеркало и краткая летопись нашего времени (Шекспир). Давайте будем вспоминать Цветаеву, Ахматову,

Пастернак, Есенина, Блока и многих, многих, многих… хорошо, «легко», как просила Цветаева. И не забудем, что их биографию делали не одни они, что это время, история потрудились над их судьбой. А они были зеркалом и совестью своего времени, в их стихах – наше прошлое и сегодняшнее. А чтобы не кончать на грустной ноте, у нас последняя страница – «Музыкальная».


Эпиграф: Греми, громкое сердце!

Жарко целуй, любовь!



Учитель. «Моим стихам, как драгоценным винам. Настанет свой черед», – писала Марина Цветаева. Доказательство этому – современная песня на её стихи, Вы, наверняка, слышали эту песню, но вряд ли вы задумались над тем, кто написал слова.

Звучит песня «Я тебя отвоюю у всех земель…» в исполнении И. Аллегровой.


Смотрите также:
Урок начинается с песни на слова М. Цветаевой из кинофильма «Ирония судьбы»
112.43kb.
1 стр.
Урок чтения поэзия ее души (урок-встреча с Поэтом Мариной Цветаевой)
112.3kb.
1 стр.
Классный час по теме «С малой родины начинается Россия»
115.11kb.
1 стр.
В. М. Пивоев ирония
1429.19kb.
6 стр.
Внеклассное мероприятие «Герои Великой Отечественной»
80.25kb.
1 стр.
В нашей музыкальной комнатке вы сможете прослушать и выучить детские песни на английском языке. Эти весёлые песни будут интересны не только для детей, но и для их родителей
22.8kb.
1 стр.
. Лирика М. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений. Билет №2 Основная тема и идея прозы И. Бунина
17.56kb.
1 стр.
Невафильм emotion представляет сельская честь (Пьетро Масканьи) / паяцы
32.64kb.
1 стр.
Урок начинается со вступления и первых строк песни «Ах ты, степь широкая»
37.78kb.
1 стр.
Урок литературы и музыки Стихи и песни о Великой Отечественной войне
78.52kb.
1 стр.
План классного часа, посвящённого
84.9kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по лирике Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»
96.54kb.
1 стр.