Главная
страница 1




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________ 3

РАЗДЕЛ 1. Архитектура 2-й половины 19 — начала 20 века __ 5

РАЗДЕЛ 2. Советская архитектура Украины ________________ 10

ВЫВОД _________________________________________________________22

Список использованной литературы ______________________25


ВВЕДЕНИЕ

«Эстетика инженера и эстетика архитектора связаны единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует»

«Мои искания, так же как и мои чувства, сводятся к одному, к главному в жизни—к поэ­зии»

Лe Корбюзье («К архитектуре»)

Конец XIX века знаменовался небывалым размахом строительства, огромными достиже­ниями в науке и технике. Возникают новые сме­лые конструкции, применяются новые строитель­ные материалы, новая строительная технология. И наряду с этим обнаруживалась несостоятель­ность традиционных эстетических концепций в искусстве архитектуры. В архитектурной среде происходило расслоение: одни старались осмыслить новые возможности, другие вопреки конструктивной логике пытались спрятать но­вые конструкции за ложной декорацией обветша­лых архитектурных стилей.

Жили­ще — это возможность свободно двигаться... отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце — хозяин всего живого, движение воз­душных струй, чарующее глаз и несущее ду­шевное равновесие, зрелище трав, цветов, де­ревьев, неба, пространства.

В 20 веке начинается великая эпоха. Возникают новые веяния. Индустрия, нахлынувшая, словно бурный поток, принесла с собой новые орудия, приспособленные к этой новой эпохе и порожден­ные новыми веяниями. Закон экономии властно управляет действиями и мыслями людей.

Проблема дома — это проблема эпохи. От нее ныне зависит социальное равновесие. Пер­вая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия основана на анализе и эксперименте. Тяжелая индустрия должна заняться раз­работкой и массовым производством типовых элементов дома.

Повсеместно внедрен дух серийности, серийного домостроения, утверждено понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызывающего стремление жить в та­ком доме.

Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отноше­нии) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты, что неразлучны с нашей жизнью. Дом исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-творец способен сооб­щить всякому простому и необходимому ору­дию труда.


РАЗДЕЛ 1

Архитектура 2-й половины 19 — начала 20 века

Этот период характеризуется даль­нейшим развитием капитализма в Рос­сии, в т.ч. на Украине, что существенно отразилось и на архитектуре. Росли города, возникали новые промышленные и торговые центры. В градостроительстве отсутствовало плановое начало, усиливались тенденции капиталистического урбанизма. В результате развития промышленности и железно-дорожного транспорта формировались крупные города — Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав (ныне Днепропетровск; с населением в 1913 году 200—500 тыс.) и средние — Львов, Николаев, Житомир, Симферополь и др. (100—200 тыс.); возле заводов и шахт сооружали промышленные посёлки — Мариуполь (Жданов), Юзовка (Донецк), Каменское (Днепродзержинск). В застройке и благоустройстве крупных городов и рабочих посёлков, центров городов и окраин увеличивались социальные контрасты, обострились противоречия между городом и селом. Постепенно усовершенствовалась планировка, застройка и благоустройство центров больших городов. Центр площади и улицы застраивали многоэтажными домами, на площадях возводили монументы, создавали парки и скверы. Среди достижений градостроительства — площади Богдана Хмельницкого в Киеве, Адама Мицкевича во Львове, Театральная в Станиславе (ныне Ивано-франковск), застройка улиц Дерибасовской и Пушкинской в Одессе, Екатерининский проспект (ныне К. Маркса) в Екатеринославе, Сумская и Пушкинская улицы в Харькове. Однако застройке городов присуща разностильность и, обусловленное частной собственностью на землю, создание дво­ров-колодцев, лишённых инсоляции [2, 56].

В результате деятельности местных архитекторов заложены приднепровские парки в Киеве, Городской парк в Харькове (1907), Стрыйский парк во Львове (1887). На площадях, улицах и в парках городов устанавливали памятники (Б. Хмельниц­кому в Киеве, 1888, скульптор М.И.Микешин, архитектор В.Н. Николаев; А.С. Пуш­кину в Одессе, 1888, скульптор Ж.А. Полонская; И.П. Котляревскому в Пол­таве, 1896—1903, скульптор Л.В.Позен; Санаторий имени Ф. Э. Дзержинского в Одессе. Архитектор А.И.Дубинин; 20-е годы 20 в. А. В. Суворову в Измаиле, 1913, скульп­тор Б.В. Эдуарде).

В Крыму в усадьбах правящей верхушки России создавали экзотические ландшафт­ные парки — Алупкинский, Никитский, Ливадийский, Хараксский и др., соору­жали дворцовые комплексы (Ливадийский, 1900—11, архитектор Н.П.Краснов). Несмотря на отход от лучших традиций градостроительства определенные успехи бы­ли достигнуты в инженерном оборудовании городов и отдельных сооружений, что способствовало улучшению санитарных условий жизни городского населения. В больших городах строили водопроводы и канализацию, проводили газовое, а позднее и электрическое освещение улиц. В домах внедряли центр, отопление. Застройке городов способствовало развитие городского транспорта. В 1892 в Киеве начал курсировать первый в России трамвай. Разрабатывали новые типы сооружений, характерные для капиталистического общества (большие фабричные корпуса, железно-дорожные депо, вокзалы, электростанции, здания торговых фирм, банков, универсальных магазинов, многоэтажные т.наз. доходные дома). Развивалась строительная техника, внедрялись новые строительные материалы и конструкции (металл, цемент, железобетон, стекло, керамика)[8, с. 72].

Значительное влияние на развитие архитектуры Украины и формирование её направлений оказали творческие связи русских и украинских архитекторов и инженеров. Большинство архитекторов Украины получили высшее образование в Петербурге и Москве. Отдельные русские архитекторы были авторами проектов сооружений на Украине (А. В. Щусев, В. И. Щуко, А.И.Дмитриев, И. С. Китнер, В. А. Шретер, И.-Ф.И. Лидваль и др.). В конце 19 — начале 20 в. высшее и среднее архитектурное образование начало развиваться в Киеве, Одессе и Львове. Сформировались местные кадры архитекторов (академики архитектуры А. Н. Бекетов, В. Н. Николаев, В.И.Сычу­гов, Н. К. Толвинский).

Архитектуре 2-й пол. 19 в. присуще развитие историз­ма, эклектики и стилизации на темы го­тики, ренессанса, барокко, романского стиля. Характерные сооружения этого направления — Городская дума в Киеве (1876, архитектор А. Я. Шиле), биржа в Харько­ве (1880, архитектор Б. Г. Михаловский), теат­ры в Одессе (1884—87, архитектор Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Киеве (1901, архитектор В. А. Шретер), вокзал в Харькове (1886—1901, архитектор Ю. С. Цауне, С.И.Загоскин), Новая биржа в Одессе (1894—99, архитектор А. И. Бернардацци), Театр оперы и бале­та во Львове (1897—1900, архитектор 3. Горголевский), Городская дума в Екатеринославе (1900—01, архитектор Д. С. Скоробагатов), судебные учреждения в Одессе (1895, архитектор Н.К. Толвинский) и др. Последним проявлением историзма стал нео­классицизм, распространившийся в 10-е гг. 20 в. и развивавший традиции русского классицизма конца 18 в. (Промышленная выставка 1913, архитектор Ф.Э.Вышинский; Педагогический музей, 1913, архитектор П. Ф. Алёшин; Высшие женские курсы, 1913. архитектор А. В. Кобелев, все — в Киеве; жил. дома в Екатеринославе, 1913—15, архитектор А. Л. Красносельский, Харькове, 1914. архитектор В. А. Эстрович). С серед. 19 в. на Украине под влиянием т.наз. русско­го стиля (архитектор .К. А. Тон, В. А. Гартман, И. П. Ропет) начались поиски национального стиля, что отразилось в культовых сооружениях (Владимирский собор в Киеве, 1862—82, архитектор И. В. Штром, П. И. Спарро, А.В. Беретти и др.). Характерны сооружения национального стиля, т.наз. панские дома — в с. Безбаховка на Черниговщине (1868, архитектор А. Э. Ю. Ягн), в с. Лебедин на Полтавщине (1854—55, архитектор Е. И. Червинский) [4, с. 81].

На западно-украинских землях влияние народных моти­вов отразилось, в частности, в сооруже­ниях резиденции галицкого митрополита (ныне университет) в Черновцах (1864— 82, архитектор И. Главка). В начале 20 в. поиски национального стиля привели к созданию трёх творческих направлений. Первое — неоукраинский стиль (харьковская школа, для которой харак­терна ориентация на опыт народного творчест­ва,— здание Полтавского земства, 1909, архитектор В. Г. Кричевский; Художественное училище в Харь­кове, 1914, архитектор К. Н. Жуков; сельские школы в Каневском и Лохвицком уездах, 1913— 14, художник А. Г. Сластион; львовская школа — здание общества «Днестр», 1906, архитектор И.И.Левинский и др.; Высший музыкальный институт им. Н. В. Лысенко, 1916, архитектор И.Ш. Ленинский и др.; оба — во Львове). Второе направление — необарокко, ос­новывавшееся на традициях украинского барок­ко 17 — начале 18 в. (жилой дом в Киеве, 1914, архитектор П. Ф. Алёшин, не сохранился; боль­ница в Лубнах на Полтавщине, 1915, архитектор Д. М. Дьяченко). В начале 20 в. полу­чило определённое развитие и третье — общерусское направление, исходившее из художественного наследия Древней Руси 10—12 вв. (церковь в с. Натальевка, ныне в составе села Мурафа на Харьковщине, 1908—12, архитектор А. В. Щусев, скульпторы С. Т. Ко­нёнков, А. В. Матвеев; Троицкий собор в Почаеве на Тернополыцине, 1906, архитектор А. В. Щусев, художник Н. К. Рерих; женское училище в Лубнах, 1907, архитектор Г. Н. Бекетов).

На рубеже 19 и 20 вв. на Украине распро­странился стиль модерн, для которого были характерны природные и антропоморфные декоративные формы, асимметрия планов, символика оформления, синтез искусств (гостиница в Одессе, 1901, архитектор Г.Л. Влодек; дом архитектор В.В.Городецкого, 1902—03; цирк, 1903, архитектор Э. П. Брадтан, оба — в Киеве; вокзал в Ковеле, 1903, архитектор А. М. Вербицкий, не сохранился; магазин, ныне Исторический музей в Харькове, 1912, архитектор В.Т.Покровский). Самостоятельное направление модерна развивалось в городах Западной Украины под влиянием aрхитекторов Вены (вокзал, 1904; филармония, 1907, оба — архитектор В. Садловский; жилые дома на ул. Валовой, 1910—1914 - все — во Львове).



Параллельно с модерном в 10-е гг. 20 в. определенное развитие в украинской архитектуре получил рационализм, исходивший из безорнаментных формы, новейших материалов и конструкций (театр-клуб в Екатеринославе, ныне Дворец железнодорожников, 1909—12, архитектор А.М. Гинзбург; административное здание в Киеве, 1911—13, архитектор Д.Г.Тодоров, И. А. Зекцер). Архитектурные направления и течения этого периода существенно повлияли на развитие украинского советского зодчества 20—30-х годов [9, с. 145].
РАЗДЕЛ 2

Советская архитектура Украины

После Великой Октябрьской революции творчество советских архитекторов направлено на решение новых социальных задач, связанных с массовым комплексным строительством, призванным удовлетворять новые требования жизни — труда, общества и культурной деятельности народа, а также воспитывать высокие эстетические вкусы. В развитии украинской советской архитектуры различают четыре основные этапа, отличающихся различной стилистической направленностью, степенью развития инженерного и технического оснащения строительных работ. Первый этап (1919—32) — период восстановле­ния народного хозяйства, социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. В это вре­мя масштабное строительство промышленных предприятий обусловило быстрый рост населения в старых городах, возникновение новых социалистических городов и посёлков в районах строительства гигантов социалистической индустрии (Краматорск, Кривой Рог, Запорожье и др.). Значительное достижение промышленной архитектуры конце 20-х — начале 30-х гг.— Дне­прогэс (инженер И. Г. Александров, архитектор В. А. Веснин, Н.Я.Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский). Разрабатывались типовые проекты жилых домов для за­стройки рабочих посёлков, возникали но­вые по социальному назначению типы общ. сооружений — Дома Советов, рабо­чие клубы и санатории, дворцы сан. просвещения (дворцы профилактики), поликлиники. Особое внимание уделялось строительству культурно-просветительских учреждений — клу­бов и дворцов культуры, поискам их ра­циональной планировочной и объёмно-пространственной структуры. В архитектуре этого периода различают три основных стилистических направления. Первому прису­щи поиски, направленные на использование форм и приёмов народной деревянной архитектуры и украинского барокко (жилые двухэтажные дома Харьковского паровозо-строительного завода с характерными для народного жилища формами крыш, окон, резьбой по дереву на крыльцах (1924, архитектор В.К.Троценко), комплекс Украинск с.-х. академии в Киеве (1925—1930, архитектор Д.М. Дьяченко). Для второго направления характерно использование форм классицизма (жилой дом на ул. Сумской в Харькове, 1924— 26, архитектор М.Ф. Покорный, А.В. Линецкий; больница № 3 с залом сан. просвеще­ния в Харькове, 1924—27, архитектор В.А.Эстрович). Третьим архитектурным стилистичес­ким направлением был конструктивизм, идеи которого пропагандировала преимущественно творческая молодёжь, объединившаяся в ТСАУ (Товарищество современных архи­текторов Украины), «Жовтень», ВУОПРА (Всеукраинское общество пролетарских архитекторов). Этому направлению при­сущи поиски рациональных конструктив­ных и планировочных решений с использованием новейших для этого времени строит, материалов (жилой район «Новый Харьков», 1930, группа архитекто­ров под руководством П. Ф. Алёшина; Дом-коммуна в Кривом Роге, 1931, архитектор 3.К. Троценко; студенч. общежитие «Гигант» 1928—29, архитектор А.Г. Молокин; Дворец культуры железнодорожников, 1929—32, архитектор А. И. Дмитриев, оба — в Харькове; дом врача в Киеве, 1930, архитектор П. Ф. Алёшин; больница в Запорожье, 1932, архитектор Л.И. Юровский). Значительным архитектурный ансамблем этого времени является площадь Дзержинского в Харькове с сооружениями, объединёнными единым композиционным замыслом здания Госпрома, 1925—29, архитектор С.С. Серафимов, М.Д. Фельгер, С.М. Кравец; проектных организаций, 1930— 33, архитектор С.С. Серафимов, М.А.Зандберг, Серафимова; кооперации, 1933—35, архитектор Д.И.Дмитриев, О. Р. Мунц; гостиница «Интернационал», 1931—32, архитектор Г. А. Яновицкий [1, с. 122].

Второй этап развития украинской советской архитек­туры (1933—41) характеризовался увели­чением темпов и масштабов строительства. Разрабатывались генеральные планы за­стройки новых и реконструкции старых городов. За 1934—37 специальная проект­ная организация Гипроград составила 36 про­ектов генпланов городов. В соответствии с планом развития народного хозяйства в осно­ву создания генпланов были положены научные разработки, предполага­лись промышленные зоны, места для строительства жилых районов с необходимым количеством учрежде­ний культурно-бытового обслуживания, зоны отдыха; решались проблемы разви­тия транспорта и инженерных коммуни­каций.

В 1936 был разработан первый генплан Киева (коллектив архитекторов под ру­ководством проф. П. П. Хаустова). Пре­дусматривалось развитие Киева на обоих берегах Днепра; были выделены зоны под застройку жилых районов и промышленных предприятий, решался комплекс инже­нерных вопросов. По ген. плану рекон­струкции Донецка (коллектив архитекто­ров под руководством П.А. Головченко) проектировалось объединение многочисленных рабочих посёлков в единый градостроитительный организм, создание новой сети улиц и магистралей. Генпланы были разработа­ны для Харькова, Николаева, Черниго­ва, Днепропетровска и др. городов. В этот период создан один из первых в мире проектов районной планировки для Дон­басса и Криворожья (1937—40, авторы Д. И. Богорад, Н. П. Чернышев, В. И. Но­виков, А. И. Станиславский). Постанов­ление ЦКВКП(б)от 23.11 1932 «О пере­стройке литературно-художественных ор­ганизаций» способствовало сплочению и дальнейшей активизации творческих сил зод­чих Украины. Проблемам развития ар­хитектуры и дальнейшей её активизации был посвящён Всеукраинский съезд советских архитекторов (Киев, 1937). Упрочились идейные позиции творчества зодчих, раз­нообразней стала стилистическая направ­ленность архитектуры (освоение класси­ческого и национального наследия). Одновременно большое внимание уделялось созданию новых типовых проектов, внедрению индустриальных материалов и конструкций. Были разработаны новые типы секций для жи­лого строительства, типовые проекты школ и до­школьных детских заведений. Широко внед­рялась комплексная застройка (жилой район тонкосуконного комбината в Кие­ве, 1936—41, архитектор Н. В. Холостенко, П. Г. Юрченко, Л. М. Киселевич, М. Я. Ручко); на гл. магистралях городов возводили многоэтажные жилые дома, в архитекту­ре которых использовались элементы ордер­ной системы (жилые дома в Киеве, 1937, архитектор Г. В. Шлаканёв; Харькове, 1938, архитектор П. Ю. Шпара). В архитектуре отдель­ных сооружений применялись формы и приёмы украинского народного зодчества (Лит.-мемор. музей Т. Г. Шевченко на Тарасовой горе близ Канева, 1936—38, архитектор В. Г. Кричевский, П. Ф. Костырко). Забота Советского государства об охране здоровья трудящих­ся, материнства и детства, о воспитании подрастающего поколения ярко проявилась в организации широкой сети домов отдыха, санаториев, родильных домов, детских дошкольных заведений и школ (ти­повые проекты яслей на 60 мест, архитектор Т. М. Волкобой; проект детского сада на 100 мест, архитектор А.К. Чалдымов; городская детская больница им. М. И. Калинина в Киеве, архитектор А. А. Толь; комплекс санатория профсоюзов в Одессе, 1935—37, архитектор М. Б. Кац, М. А. Шлифер; шахтёрский санаторий в Жданове, 1939, архитектор А. В. Лукьянов) [3, с. 156].

Развитие звукового кино обусловило строительство кинотеатров нового типа (в частности, многозальных), усовершенствование их объёмно-планировочных характеристик (однозальный кинотеатр «Стахановец» в Кадиевке, 1937, архитектор Н.И. Карпенко-Никарро; двухзальный кинотеатр им. Н. А. Щорса в Чернигове, 1939, архитектор П. Ф. Савач; трёхзальный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко в Донецке, 1938, архитектор Л. А. Теплицкий).

Дальнейший рост социалистической культуры, развитие профессионального искусства и художественной самодеятельности определили размах и масштабы сооружения зданий культурного назначения, ставших композиционными акцентами центральных магистралей

Был построен ряд монументальных и художественно выразительных правительственных и административных сооружений (здания Совета Министров УССР, 1936—38, архитектор И.А. Фомин, П.В. Абросимов, и Верховного Совета УССР, 1936—39, архитектор В. И. Заболотный, оба — в Киеве, и др.). Среди гигантов социалистической индустрии — комплекс 2-й очереди Харьковского тракторного завода (1936—38, архитектор В.И.Богомолов, М. И. Виноград, А. И. Гончарук, Д. Д. Широкорад).

Великая Отечественная война и временная оккупация Украины причинили большой ущерб экономике и культуре республики. Были значительно разрушены 714 городов Украины (Полтава, Севастополь, Тернополь, Чернигов, Днепропетровск, Харьков, Киев, Кременчуг), 28 тыс. сельских населенных пунктов и более 300 памятников отечеств, зодчества (в т. ч. такие выдающиеся, как Успенский собор Киево-Печерской лавры, архитектурный ансамбль Круглой площади в Полтаве, соборы Чернигова и др.).

Третий этап развития архитектуры Советской Украины (1943—1954) охватывает период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. Полностью возрождены города Севастополь (1944—54, архитектор В.М. Артюхов, Ю. А. Траутман, инженер И. С. Жилко), Тернополь (1945—54, архитектор В. И. Новиков, Н. Ф. Панчук), созданы архитектурные ансамбли Крещатика — главной улицы Киева, разрушенной фашистскими оккупантами (1947—55, архитектор А.В. Власов, А.В. Добровольский, В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Заваров, А.И.Малиновский, инженер И. А. Скачков), проспектов Ленина в Запорожье (1950—55, архитектор Г. Г. Вегман, А. Д. Моторин, Ю. И. Романенко) и Карла Маркса в Днепропетровске (1951—54, архитектор О.Б. Пет­ров, Д.Д.Жигачёв, Д. И. Щербаков). В связи со строительством Каховской ГЭС возник город Новая Каховка (1951—54, архитектор А. Д. Моторин, В.Е.Монтлевич, В. С. Дейнека, художник Г. А. Довженко).

Градостроительству этого времени прису­щи поквартальная застройка, ориента­ция на создание законченных архитектурных ан­самблей. Фасады декорировались различными архитектурн формами классики в сочетании с элементами и мотивами украинского барокко. Совершенствовалась планировка секций, создавались серии типовых проектов жилых домов и типовые проекты массовых общественных зданий, школ, детских садов-яслей и т. п. В строительство внедрялись новые материалы и конструкции (шлако- и гипсоблоки, армокерамические перекрытия, облицовочная керамика) [6, с. 208].

Возникли новые типы обществ, зданий (Дом техники в Ворошиловграде, 1954, архитектор В. П. фадеичев, скульптор А. Е. Белостоцкий, И.П.Кавалеридзе; киноконцертный зал им. М. И. Глинки в Запорожье, 1948—53, архитектор Г. Г. Вегман; крытый спортивный зал общества «Знамя» в Харькове, 1954, архитектор В. Г. Висневский, Е. А. Святченко) и транспортных сооружений (первый автовокзал междугородной связи в Харькове и аэровокзалы во Львове, Донецке, Харькове и Симферополе; железно-дорожный вокзал и ст. Ясиноватая Донецкой обл., 1952; архитектор Е. А. Лымар, В. Н. Сыромятников; на ст. Стрый Львов, обл., 1955, архитектор Л. И. Травьянко). На центральных площадях городов возведены новые театры: в Полтаве (1954, архитектор А.А. Крылова, О.А. Малышенко), Тернополе (1954, архитектор И. Д. Михайленко, Д.С. Черновол, В.И.Новиков), Севастополе (1954—56, архитектор В. В. Пелевин), трёхзальный кинотеатр «Киев» в Киеве (1952, архитектор А. А. Таций, В.И.Чуприна, инженер В. В. Захарченко). Восстановлены и сооружены новые промышленные предприятия (прокатный цех завода «Азов-сталь» в г.Жданове, 1945; комп­лекс Херсон, хлопчатобумажного комби­ната; ряд ГЭС Днепровского каскада).

В послевоенное десятилетие создано более 1 тыс. проектов планировки и застройки сёл республики, с двумя новыми прин­ципиально различными подходами: созда­ние новой сети улиц (с. Демидове Киевской обл., 1948; архитектор И. Г. Шемсединов) и ре­конструкция застройки с сохранением существующей планировочной структуры (пгт Диканька Полтавской обл., 1946, архитектор В. И. Васильченко, Б. В. Монтаков). В связи со строительством Каховской и Кременчугс­кой ГЭС и перенесением нас. пунктов с затапливаемых территорий проведены большие работы по строительству новых сёл, имевших в основном регулярную сеть улиц. Новые жилые дома колхозников сохраняли тра­диционную планировку. В послевоенный период использование черепицы и шифера привело к замене четырёхскатных крыш двухскатными и т. п. Традиции народной архитектуры продолжали суще­ствовать в декоративном оформлении фа­садов сельских домов.

Четвёртый этап в развитии архитектуры (начался с середины 50-х гг.) характеризу­ется сменой стилистической направленности, состоящей в эстетическом осмыслении но­вых индустриальных материалов и конструкций. Решающую роль в этом процессе сыграли Всесоюзное совещание строителей и архитекторов (1954), ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам строительства. В условиях социалистического общества возникла необходимость формирования средствами архитектуры качественно новой материально-пространственной среды, окружающей советского человека и удовлетворяющей его растущие потребности. Величественные масштабы строительства породили его индустриализацию. В pecпублике работают более 40 домостроительных комбинатов (Харьковский — мощностью 600тыс. м2 общей жилой площади; Киевский № 2 — 600 тыс. м2 общ. жилой площади; Днепропетровский — 300 тыс. м2 общ. жилой площади в год и др.).

В основе сложной работы по развитию существующих и созданию новых городов, возникающих в местах строительства крупных промышленных предприятий и разработки полез­ных ископаемых (Новояворов, Энергодар, Углегорск, Кузнецовск и др.), лежат комплексные планы социального и экономического развития, проекты районной планировки, генеральные планы городов. В 60-е гг. для многих больших городов разработаны новые генпланы [7, с. 185].

Если в 60-е гг. города развивались преимущественно за счёт строительства новых жилых районов на свободных участках, то в 70-е гг. значительное внимание уделялось реконструкции исторических центров. Разработаны проекты реконструкции городов-заповедников с учётом памятников архитектуры (Львов, Луцк, Каменец-Подольский), созданы архитектурно-археологические заповедники и определены зоны регулирования застройки в городах с ценным архитектурным наследием (Киев, Чернигов и др.). В 80-е гг. разработаны новые генпланы для крупных городов республики (Харьков, Львов, Запорожье, Херсон, Николаев, Черкассы, Тернополь, Севастополь и др.), реализация которых намечена к 2000—2005 гг. Характерные тенденции в развитии городов: ограниченное освоение новых территорий под застройку, реконструктивные работы и формирование их центров. Генплан Киева (1976, архитектор Н. М. Дёмин, Е.Е. Лишанский, В. И. Ежов и др.) предусматривает преимущественное развитие правобережной части города в местах приложения труда, планомерные реконструктивные работы; после 2000 г. предполагается развитие Киева за пределами лесопаркового пояса на севере и на юге.

Особое внимание уделялось улучшению архитектуры жилища. С 1955 различают три этапа в развитии типовых проектов жилых домов. Для первого этапа (1955—1964) в основном характерно было освоение заводского метода строительства, поиски оптимальных инженерно-технических решений и рациональной технологии. Проекты 5-этажных крупнопанельных домов имели экономичную планировку малометражных квартир. Второму этапу (1965—70) присуще функциональное и эстетическое совершенствование жилища. Создавались проекты 9-этажных крупнопанельных жилых домов с более а удобной планировкой; в оформлении фасадов появились лоджии, эркеры, увеличилась площадь вспомогательных помещений. Для третьего этапа (с 1971) характерно в разнообразие типов квартир и домов с различным количеством этажей (9—16), блочносекционый метод, при котором в составе каждой серии секций предусматривался в широкий выбор элементов для компоновки домов различной высоты и конфигурации в плане. Внедряются в практику в новые системы индустриальные домостроения [10, с. 52].

Ведутся поиски новой планировочной структуры жилого дома (дом с квартирами в двух уровнях на ул. Шевченко в Ивано-Франковске, 1968, архитектор Б. В. Мартыг; галерейные дома для малосемейных на проспекте Ильича в Донецке, 1974, архитектор И. Л. Мигоцкий; экспериментальный дом с шумозащитной планировкой на ул. Саксаганского в Киеве, 1982, архитектор В.М. Шарапов, Н. Г. Бришгинская). Внедряются в жилищное строительство объёмные блоки и монолитный железобетон. В го­родах УССР построены жилые районы Русановка (1961—74, архитектор В. Е. Ладный, Г.С. Кульчицкий), Березняки (1970—78, архитектор С. Б. Шпильт, В.М.Гречина, Г. К Блинова, Л. Н. Козлова), Комсомольский (1965—81, архитектор И. Я. Жилкин, М. и Гречина, Н. Н. Евдокимов, В. И. Ежов, А.И.Заваров и др.), Оболонь (1974—1985, архитектор Г. М. Слуцкий, Ю.А.Паскевич, Л. И. Филенко и др.), Виноградарь (1974—84, архитектор Э.А. Бильский), Троещина (1980—85, архитектор В. М. Гречина, С. Б. Теслер и др.)—в Киеве; Павлово Поле (1965—75, архитектор Л. М. Тюльпа, С.И.Соколовский, В. С. Ва­сильев, Л. И. Лоевская) и Салтовский (1970—85, архитектор Л. М. Тюльпа, И. Т. Демешко) — в Харькове; Солнечный (1970—80, архитектор О. Г. Хавкин, М. Б. Куд-рявский и другие) и Победа (1970—83, архитектор П. Р. Ниринберг, М. П. Розанов, О. Г. Хавкин, Э.Б. Яшунский) — в Дне­пропетровске; Серебристый (1975—80, архитектор 3. В. Подлесный, Л. Д. Нивина, С. А. Землянкин) и Сихов (1979—85, архитектор 3.В.Подлесный, Я. А. Новаковский и др.) — во Львове.

В сооружённых по типовым проектам гос­тиницах, универсамах, торговых центрах, детских и школьных комплексах вопло­щена тенденция к увеличению их ёмкости. Появились новые типы обществ, сооружений (дома политпросвещения, ки­ноконцертные и спортивные залы универсального назначения, общественно-торговые цен­тры, дворцы бракосочетаний и др.). Если в 60-х гг. для архитектуры массовых и уникальных общественных сооружений характерны большие остеклённые площа­ди, то в 70—80-х гг. значительное внимание уделяется эстетическому осмыслению глухой поверхности стены, поискам региональных особенностей зодчества и художественно-образной выразительности (киноконцертныи зал «Украина» в Харькове, 1963, архитектор В. С. Васильев, Ю.А. Плаксиев; Дворец спорта, 1958—60, архитектор М. И. Гречина, А. И. Заваров и др.; Дворец «Украина», 1970, архитектор Е. А. Марянченко и др., оба — в Киеве; дома политпросвещения в Тернополе, 1968, архитектор О.И. Федишин; в Севастополе, 1978, архитектор Г.Г. Кузьминский, И.Е. Фиалко, В.М.Фуклеев).

Особое внимание уделено решению эстетических и функциональных вопросов при сооруже­нии лечебно-оздоровительных учреждений (пионерские лагеря Артек в Гурзуфе, 1965— 75, коллектив архитекторов под руковод­ством А. Т. Полянского и Чайка в Алуште, 1979, архитектор Т.И.Беляева, А. А. Линьков; клиника нейрохирургии и ско­рой помощи в Харькове, 1973, архитектор Ф. А. Макаренко, А. И. Сегай; НИИ педиат­рии, акушерства и гинекологии в Киеве, 1980, архитектор Д. П. Попенко, Л.В.Лось и др.).

Проведена большая работа по строительству и реконструкции высших учебных заведе­ний (новые комплексы корпусов ун-тов в Донецке, 1973—78, архитектор В. С. Бучек, Г. А. Павлов, В. 3. Спусканюк, и Киеве, 1975—85, архитектор В. Е. Ладный, Л. Г. Коло-миец и др.; учебный корпус Львов, поли-тех. института, 1964—72, архитектор Р. Н. Липка, А. М. Рудницкий), театральных зданий (муз.-драматические театры в Симферополе, 1977, архитектор С. Ю. Афзаметдинова и др.; в Ивано-франковске, 1981, архитектор С. П. Слипец, Г. Д. Сосновый; Сумах, 1980, архитектор С.П.Слипец, Н. Ф. Лушпа, А. Е. Чернодед; цирк в Днепропетровске, 1982, архитектор П. Р. Ниринберг, С. Е. Зубарев). Удобной пла­нировкой и пластичностью объёмов с верхним освещением, использованием мо­нумент. живописи и скульптуры отлича­ется Республиканская детская библиотека в Киеве (1978, архитектор И. В. Цейтлина, художники А. П. Миловзоров, О.П.Рапай, Б. С. Довгань); оригинальностью объёмно-пространственной композиции и экспозиции — Лит.-мемор. музей Н. А. Островского в г.Шепетовка Хмельницкой обл. (1979, архитектор Н. А, Гусев, В. Н. Суслов, А. Ф. Игна-щенко, художник А. В. Гайдамака и др.) [9, с. 76].

Решению транспортных проблем в боль­ших городах способствовало сооружение метрополитена (Киев, Харьков), линий скоростного трамвая, кольцевых автома­гистралей, мостов, путепроводов (Мос­ковский мост в Киеве, 1977, архитектор А. В. Добровольский, инженер Г. Б. Фукс и др.). В 70—80-х гг. в архитектуре многих соо­ружений использованы приёмы народной ар­хитектуры (рестораны «Ветряк» в Корсуне-Шевченковском Черкасской обл., 1970, архитектор Ф. Л. Майстренко; «Казацкий дозор» в Запорожье, 1973, архитектор А. В. Матвиенко, художник Е. Ф. Миронова; «Старый дуб» в Трускавце Львов, обл., 1980, архитектор X. М. Власюк, А.М.Шуляр; турист, база «Гуцульщина» в Яремче Ивано-фр. обл., 1965, архитектор В. С. Лукомский, И. П. Боднарук, С. П. Валевский, И. И. Гринив, В. Н. Стасив и др.).

Всё большее значе­ние приобретает синтез архитектуры, скульптуры и монумент, искусства (мемориальный комплекс Украинского гос. музея истории Великой Отечеств, войны 1941—45 гг. в Киеве, 1977—81, скульпторы Е. В. Вучетич, В. 3. Бородай, Ф. М. Согоян, В. В. Швецов; архитектор Е. Н. Стамо, В. Д. Елиза­ров, И. Н. Иванов, Г. Н. Кислый, Н.М.Фещенко, художник С. А. Кириченко и др.; Киев. филиал Центр, музея В. И, Ленина, 1982, архитектор В. И. Гопкало, В. М. Гречина, В.Е. Коломиец, Л. И. Филенко, скульптор В.Н. Борисенко, художник В. А. Мягков и др.; площадь Октябрьской Революции в Киеве, 1976—81, архитектор А.В.Комаровский, Г. С. Кульчицкий, В. М. Шарапов, А. П. Зыбинидр.).

Примечате­льной особенностью украинской советской архитектуры явилась разработка для крупных городов планов политического, архитектурно-художественного оформле­ния и монументальной пропаганды, в со­ставлении которых принимают участие архитекторы, художники и другие специалисты. Первый план такого содержания был разработан для Львова (1978, архитектор Р.М.Мых и др., художник А. С. Огранович), затем для Киева (1980, архитектор И. В. Ткачиков и др.), Полтавы (1984, архитектор В. В. Гапон и др.). Проведена работа по строительству и благоустройству сёл УССР. С 1955 строительство на селе ведётся на основе специально разработанных схем планировки с.-х. районов и ген. планов застройки сёл. В настоя­щее время существуют три типа сельской застройки: одноэтажная застройка с приусадебными участками (с. Моринцы Зве­нигородского р-на Черкасс, обл., 1964, архитектор Ю. С. Панько, В. М. Орехов, В. С. Черевко, С. В. Верговский); смешанная застройка, предусматривающая одноэтажные жилые дома с приусадебными участками, и значит, число 2—4-этажных до­мов как с земельными участками, так и без них (с. Цибли Переяслав-Хмельницкого р-на Киев. обл., 1971, архитектор Ю.С. Пань­ко, И. М. Коваленко, Г. С. Подгорская; с. Узловое Радеховского р-на Львов. обл., 1978—85, архитектор А. М. Шуляр, И. Е. Оксентюк, В.С.Марченко, В. П. Скуратовский); безусадебная застройка четырёхэтажными домами (пгт Калита Броварского р-на Киев. обл., 1977, архитектор И. Л. Дебагян, Н. Ф. Литовченко, И. М. Коваленко, В.П.Скуратовский, С. И. Телюк, инж. В. В. Луцкевич). Квартиры в сёлах обеспечиваются водоснабжением, канализацией, центральным или местным отоплением, электричеством и газом [2, с. 117].

Проблемы развития и экономики градо­строительства, разработки схем транспор­та, ландшафтной архитектуры, размещения и планировки курортных районов, зон отды­ха и т.п., а также изучение истории и теории украинской советской архитектуры на всех эта­пах развития разрабатывались НИИ, проектными институтами республи­ки (Гипроград, «Главкиевпроект», Градо­строительства институт, Зональный ин­ститут типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий, Институт теории, истории и пер­спективных проблем архитек­туры).

ВЫВОД
Архитектуре 2-й пол. 19 в. присуще развитие историз­ма, эклектики и стилизации на темы го­тики, ренессанса, барокко, романского стиля. Характерны сооружения национального стиля, т.наз. панские дома — в с. Безбаховка на Черниговщине (1868, архитектор А. Э. Ю. Ягн), в с. Лебедин на Полтавщине (1854—55, архитектор Е. И. Червинский).

На западно-украинских землях влияние народных моти­вов отразилось, в частности, в сооруже­ниях резиденции галицкого митрополита (ныне университет) в Черновцах (1864— 82, архитектор И. Главка). В начале 20 в. поиски национального стиля привели к созданию трёх творческих направлений. Первое — неоукраинский стиль. Второе направление — необарокко, ос­новывавшееся на традициях украинского барок­ко 17 — начале 18 в.. В начале 20 в. полу­чило определённое развитие и третье — общерусское направление, исходившее из художественного наследия Древней Руси 10—12 вв..

На рубеже 19 и 20 вв. на Украине распро­странился стиль модерн, для которого были характерны природные и антропоморфные декоративные формы, асимметрия планов, символика оформления, синтез искусств. Самостоятельное направление модерна развивалось в городах Западной Украины под влиянием aрхитекторов Вены.

Параллельно с модерном в 10-е гг. 20 в. определенное развитие в украинской архитектуре получил рационализм, исходивший из безорнаментных формы, новейших материалов и конструкций. Архитектурные направления и течения этого периода существенно повлияли на развитие украинского советского зодчества 20—30-х годов.

После Великой Октябрьской революции творчество советских архитекторов направлено на решение новых социальных задач, связанных с массовым комплексным строительством, призванным удовлетворять новые требования жизни — труда, общества и культурной деятельности народа, а также воспитывать высокие эстетические вкусы. В развитии украинской советской архитектуры различают четыре основные этапа, отличающихся различной стилистической направленностью, степенью развития инженерного и технического оснащения строительных работ.

Первый этап (1919—32) — период восстановле­ния народного хозяйства, социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Второй этап развития украинской советской архитек­туры (1933—41) характеризовался увели­чением темпов и масштабов строительства. Разрабатывались генеральные планы за­стройки новых и реконструкции старых городов.

Третий этап развития архитектуры Советской Украины (1943—1954) охватывает период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. Градостроительству этого времени прису­щи поквартальная застройка, ориента­ция на создание законченных архитектурных ан­самблей.

Четвёртый этап в развитии архитектуры (начался с середины 50-х гг.) характеризу­ется сменой стилистической направленности, состоящей в эстетическом осмыслении но­вых индустриальных материалов и конструкций. Решающую роль в этом процессе сыграли Всесоюзное совещание строителей и архитекторов (1954), ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам строительства. В условиях социалистического общества возникла необходимость формирования средствами архитектуры качественно новой материально-пространственной среды, окружающей советского человека и удовлетворяющей его растущие потребности. Величественные масштабы строительства породили его индустриализацию.

Проблемы развития и экономики градо­строительства, разработки схем транспор­та, ландшафтной архитектуры, размещения и планировки курортных районов, зон отды­ха и т.п., а также изучение истории и теории украинской советской архитектуры на всех эта­пах развития разрабатывались НИИ, проектными институтами республи­ки (Гипроград, «Главкиевпроект», Градо­строительства институт, Зональный ин­ститут типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий, Институт теории, истории и пер­спективных проблем советской архитек­туры, Промстройпроект, Днепрогражданпроект, Запорожгражданпроект).


Список использованной литературы:


  1. Архитектура Украины на современном этапе. / Под ред. А.Г.Мирошниченко. - К.: Вища школа, 1984. – с. 456.

  2. Зодчество Украины. / Под ред. А.Г.Вороного. - К.: Вища школа, 1974. – с. 406.

  3. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. - К.: Наука, 1982. – с.386.

  4. Заболотный В. И. Трид­цать лет советской архитектуры на Украине. - К.: Лыбидь, 1998. – с. 426.

  5. Асеев Ю. С., Лебедев Г. А. Архитектура Крыма. - К.: Вища школа, 1981. – с. 376.

  6. Головко Г. В. Архитектура Совет­ской Украины. - М.: Архитектура, 1973. – с. 285.

  7. Килессо С. К. Ар­хитектура Крыма. - К.: Наука, 1983. – с. 295.

  8. Памятники гра­достроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-ката­лог, т. 1—4. К.: Вища школа, 1986. – с. 455.

  9. Дахно В.П. Архитектура Украины на современ­ном этапе. - К.: Вища школа, 1984. – с. 396.


Смотрите также:
3 раздел архитектура 2-й половины 19 — начала 20 века 5 раздел советская архитектура Украины 10 вывод 22
230.73kb.
1 стр.
Индивидуальность
625.89kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по курсу «Международное частное право»
2206.84kb.
14 стр.
Архитектура древней Руси
37.06kb.
1 стр.
«…Архитектура тоже летопись мира» ( Н. В. Гоголь)
13.16kb.
1 стр.
Архитектурные стили
70.31kb.
1 стр.
1. 5 Архитектура операционной системы
861.78kb.
4 стр.
Архитектура компьютера
37.3kb.
1 стр.
Архитектура это не схема. Архитектура имеет несколько уровней
57.96kb.
1 стр.
Раздел Территория заповедника (Л. В. Клец) 4 Раздел Рельеф (А. Л. Чепалыга) 10 Раздел Почвы 16 Особенности формирования и свойства почв заповедника «ростовский»
7655.04kb.
40 стр.
Термины и определения Архитектура
143.25kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену Архитектура «монументального историзма»
42.04kb.
1 стр.