Главная
страница 1
Патриотическое воспитание младших школьников.

Зыбцева Т.В., Мартынова О. В.


« Человек без Родины, что соловей без песни». Известная мудрая пословица. Тема Родины была и остается актуальной во все времена.

В настоящее время одним из самых важнейших направлений в деятельности школы является духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм в нашей стране - не что-то искусственно придуманное, навязанное нам извне. Это своеобразная народная идеология, корня уходящая в прошлое.

Воспитание любви к родном у краю, родной культуре, родному городу, родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? « Она начинается с малого – с любви к своей стране, своей семье, своему жилищу, к своей школе… Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в Любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре…»

Для нас, учителей, большую помощь в воспитании в ребенке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины, своего народа, своей семьи оказывают классные часы, внеклассные мероприятия, уроки Мужества, разные мероприятия: « А ну-ка, мальчики!», « Этот День Победы…», «С Днем рождения, любимый город!», «Героические места Белгородского края», встреча рассвета Победы, участие в акции « Посылка солдату» и многое другое.

Цели данных мероприятий:

- углубление знаний учащихся о Родине, своем крае, месте рождения;

- более содержательное знакомство с историей своей семьи;

- углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;

- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

- понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Из опыта работы по данному направлению предлагаю внеклассное мероприятие.

Тема: О родне и Родине.
Цель: расширить знания детей о значении слов « род», «фамилия», происхождении имен, о своем городе, о тайнах предков; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
Оборудование: рисунки детей, иллюстрации с изображением уголков природы, карточки с пословицами и поговорками, фонограмма песни « Во кузнице…»

Ход занятия

- Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на мероприятии, тема которого « О родне и Родине». Неслучайно эти два слова стоят рядом, ведь у них общий корень- род. И сегодня вы узнаете о том, насколько близки эти два слова не только друг другу, но и нам всем.

( Читают дети)- Что значит Родина моя?-

Ты спросишь, я отвечу:

-Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края

Все это Родина твоя,

Земля твоя родная. ( Н. Полякова)

1. Я узнал, что у меня

Есть огромная семья,

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Это все мое, родное,

Это Родина моя-

Всех люблю на свете я.

2. Чем дальше в будущее входом,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

3. Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

4. Ты отражала в глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

-Давайте вспомним, что мы узнали о семье, о Родине из устного народного творчества. ( Чтение пословиц и поговорок с доски)

Где любовь и совет - там и горя нет.

Своя семья – самые верные друзья.

Дома и стены помогают.

Дом вести - не лапти плести.

Все вместе – душа на месте.

На что и клад, когда в семье лад.

Родина – мать, умей за нее постоять.

- Род – это не только родные, родственники, но и весь народ. Род к роду- народ. Мы все вместе – народ, который состоит из больших и маленьких, дружных и работящих. Как могучая река берет силу из маленьких ручейков, так и наша культура обогащается семьями, родами. А хочется ли вам, ребята, чтобы эта речка была полноводной, а наша огромная Родина – красивой и счастливой?

(Читают дети) Природа, Родина, народ,

Слова в сознанье оживают,

Их не случайно корень « род»

В единую семью объединяет.

Я к влаге бережно приникла,

Я пью студеными глотками,

И слово звонкое – родник

Одними вспоено корнями.

- Нам всем нужно изучать традиции своего народа, дорожить ими, беречь свою землю, родной край, потому что мы – частичка всего этого, родного и близкого нам. Все члены вашей семьи имеют свою историю. Значит, история вашей семьи является частью истории страны.

Вы знаете, что обозначает слово « фамилия»?

- Такое привычное для вас слово- фамилия попало в наш язык из латыни и в переводе означает « семья». Фамилия – наследственное имя семьи. Они на Руси появились лишь в 16 веке. Сначала они были у людей знатного происхождения. У сельского населения фамилии появились позднее.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицин, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин

- Дети, как вы думаете, может ли человек жить без фамилии? Имени?

Отчества?

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице

И всю мою страну!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над Родиной моей!

- Какое счастье - прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать ее, свой род, свою историю. А история начинается с нашего имени. Мы привыкли называть каждого по имени. Но ведь имя возникло у человека неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Имя имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Знаете ли вы, что означает ваше имя? ( Дети рассказывают о значении своего имени)

Из рода в род прокладывает жизнь мосты,

Но без корня саду не цвести…

Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. А кто же считается хранителем рода?

Ученик: Старики говорили, что дом и все, что в нем есть – и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром ее считали святой. Семьи тогда были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своего рода.

Жаль, что сейчас наши семьи стали маленькими, но зато хранительницей рода стала мама.

Она нас учит терпеливо

Трудиться вместе и дружить,

Все делать радостно, красиво

И Родину свою любить.

Так уж водится, наверно,

Я давно на том стою:

Тот, кто любит мать, наверно,

Любит Родину свою.

- Мама учит нас самому хорошему, к ее советам надо всегда прислушиваться.

Мамы нас учат хорошим делам,

Мамы нас учат, как добрыми быть,

Как Родину нашу беречь и любить.

- Родина счастлива тогда, когда счастлив ее народ. У народа есть прошлое, без которого нет настоящего. Многие традиции сохранились до сих пор. Сохраняя их, мы оберегаем семейный очаг, семейное счастье.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

- Хотите узнать, дорогие гости, некоторые тайны наших предков, о которых желательно помнить и сейчас?

В каком месте у славян не принято ставить дома?

( Говорят дети): Нельзя строить дома на перекрестках дорог, на окраинах, на болотах. Считалось, что эти места облюбованы нечистой силой. Хорошо ставить дома на возвышенности и на берегу чистого водоема. Нежелательно ставить дом воротами и окнами на север.

- Какие реальные существа – обязательные атрибуты « чистого» дома?

(Кошка, петух)

- Кто « оберегал» жилище древних славян?

( Дух дома - домовой, во дворе хозяин- дворовой, в овине- овинник, а в бане- банник)

- Назовите предмет, по которому нельзя стучать.

( Стол)

- Русский издатель Новиков писал: « Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными»



Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна славные люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

( Дети исполняют русскую народную песню « Во кузнице…»

- Само слово « Родина» начинается в доме. Все от этого корня, от дома отца, сработанного своими руками, на своей земле, в своей стране…

Если в доме есть тепло, забота, уважение, понимание, доброта, любовь- дом живет, а, значит, живет и наша Родина.

( Слово о Старом Осколе, отрывок песни об Осколе)

- Спасибо вам, люди добрые, за ваше участие в нашем празднике. Пусть беда и горе обходят ваш дом стороной. Доброго здоровья желаем вам и всем вашим родным.

( Дети хором): Будьте здоровы!


Список литературы:

О. Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т. В. Киселева « Я - гражданин России».- М. «Вако», 2006 ;

Теоретический и научно- методический журнал « Воспитание школьников», № 10, 2008

Научно- практический журнал « Завуч начальной школы», №7, 2008



С. В. Кульневич, Т. В. Лакоценина « Воспитательная работа в современной школе», Т Ц « Учитель», 2000


Смотрите также:
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе литературного образования
88kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
160.94kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
192.04kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи
129.05kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников
64.44kb.
1 стр.
Воспитание гуманистических ценностей младших школьников на основе татарского народного фольклора
85.81kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения на уроках английского языка
370.29kb.
3 стр.
Статья "Ритмическая гимнастика как средство развития физических качеств младших школьников"
79.76kb.
1 стр.
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Казаковой Т. В. В течение последних трёх лет работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников»
32.66kb.
1 стр.
Программа по курсу «родной город»
683.67kb.
5 стр.
Развитие творчества младших школьников
75.96kb.
1 стр.
Роль народного календаря в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
36.17kb.
1 стр.