Главная
страница 1
Зеленская Т.Г

Краткие рекомендации по написанию эссе

 

      Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе?



       1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С8.

      2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.

      3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С7 на одной стороне бланка №2, а С8 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

       4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С8.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

      5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.

      6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.

       7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

      8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

       9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.

      10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

 

Как правильно выполнять задание С8

(задание на составление сложного плана).

Памятка для ученика


  1. Сущность задания.

Данное задание нацелено на проверку умения ученика составлять сложный план рассказа по обществоведческой тематике. Тему рассказа выбирать нельзя, она уже предлагается в задании. Тема рассказа, которая предлагается в задании, может носить как очень широкий характер (например, «Государство»), так и более узкий (Например, «Решение глобальных проблем», «Проблемы семьи в современной России»).

Сложный план предполагает деление всего содержания темы на разделы (пункты) и подразделы (подпункты), может быть еще более детальное разделение. Минимальные требования в этом задании – разделение содержания на три пункта, два из которых делятся на подпункты (как минимум два)

Например, по теме «Глобальные проблемы человечества»:


  1. Сущность глобальных проблем

  2. Виды глобальных проблем

    1. Общепланетарные

    2. Общемировые

    3. Общечеловеческие

  3. Решение глобальных проблем

    1. Пессимистический подход

    2. Оптимистический подход

  1. Как оценивается выполнение задания?

За выполнение этого задания вы можете получить 2 балла:

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их

соответствия заданной теме;

– полнота отражения основного содержания в плане

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

типа.

за выполнение данного задания экзаменуемый сможет получить 1 балл в следующих случаях:



Отдельные пункты плана не отражают содержание темы.

Структура ответа соответствует плану сложного типа



Формулировки пунктов плана отражают содержание темы.

Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа

(отсутствуют конкретизации отдельных пунктов)


  1. Как работать над заданием?

Вспомните всё, что вы знаете из курса обществознания по данной теме. Возможно, вы не помните всего содержания, но помните порядок его изложения – это может вам помочь. Постарайтесь разделить известное вам содержание на части. Если пункты плана получаются слишком мелкими – объедините их в группы. Если пункты плана получаются слишком крупными – разбейте их на более мелкие.

Например: Крупный пункт «функции семьи» можно разбить на подпункты: физиологические, социальные, экономические.

Мелкие функции семьи: репродуктивную, заботу о здоровье, сексуальное регулирование – можно, наоборот, объединить в физиологические функции.

Раскрывайте те пункты, которые вы лучше всего знаете, чтобы не сделать обществоведческих ошибок.



Помните, что почти для каждой обществоведческой темы вы можете выделять такие пункты как:

  • сущность явления, процесса

  • подходы к нему в науке

  • его структура,

  • его типология,

  • его функции (обычно позитивные и негативные)

  • примеры

Однако имейте в виду, что все эти пункты должны звучать более конкретно и показывать, что вы знаете соответствующий материал, а не просто выучили эту схему. Эта схема может только помочь вам вспомнить содержание темы и логично ее структурировать.


Смотрите также:
Зеленская Т. Г краткие рекомендации по написанию эссе
46.48kb.
1 стр.
Обществознание на «отлично»: основные понятия, персоналии, образцы эссе
1796.38kb.
8 стр.
Приложение Рекомендации для школьных команд по конкурсу эссе
41.89kb.
1 стр.
Рекомендации по написанию эссе
278.52kb.
1 стр.
Методические указания по написанию эссе по дисциплине «Региональная экономика»
171.18kb.
1 стр.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция» и030505. 65 «правоохранительная деятельность»
240.09kb.
1 стр.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей 1 курса заочной формы обучения по специальностям 031001. 65 правоохранительная деятельность
796.88kb.
5 стр.
Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых работ по специальности 100104(2307) «Туризм» и100105(2302) «Гостиничный сервис»
391.48kb.
2 стр.
Памятка по написанию эссе
58.49kb.
1 стр.
Методические рекомендации по их написанию для студентов заочной формы обучения
1147.57kb.
4 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения групп специальностей направления «Образование и педагогика»
288.64kb.
1 стр.
Microsoft Power Point, 2010. Оборудование: компьютер, проектор, экран. Рекомендации в свободной форме: Материал презентации сопровождает внеклассное мероприятие
77.91kb.
1 стр.