Главная
страница 1
Людмила Евгеньевна Паутова

МБОУ ДОД «Детская школа искусств №33», г.Осинники

Русские народные праздники, как способ повышения мотивации обучающихся к игре на народных инструментах

В настоящее время заметно изменились условия, в которых работают преподаватели детских школ искусств. Стремительно идет переоценка ценностей. Широкий рынок дополнительных услуг, падение престижа музыкального образования привели к снижению мотивации при обучении детей на музыкальных инструментах, к снижению общего интереса родителей к обучению детей музыке.

Сегодня перед преподавателями встает необходимость в поиске новых подходов, разработке методик в области начального музыкального образования для увеличения интереса к обучению и повышению мотивации обучающихся.

Необходимо отметить, что в настоящее время музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узкую специальную роль: обучение игре на инструменте и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования [7]. Наиболее значимые из них – это создание условий для развития и проявления творческих способностей детей, помощь в формировании их внутреннего мира и самопознании.

Сегодня можно говорить о том, что музыкально - творческое воспитание ребенка - это наиболее эффективный способ повышения мотивации к занятиям на музыкальных инструментах, развития самых разных способностей, путь к самореализации его, как личности [7].

Эффективной формой музыкально-творческого воспитания в детской школе искусств является привлечение детей к коллективной творческой деятельности, вовлечение их в различные творческие проекты, в которых принимают участие обучающиеся разных специальностей, независимо от способностей, уровня подготовки.

Одним из таких творческих проектов является организация и проведение русских народных праздников, приобщение детей к народной культуре, народным традициям. Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Геннадий Волков, доктор педагогических наук, справедливо отмечает: «Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений» [5]. И сегодня можно видеть возрастающий интерес современных педагогов к народной культуре, народным традициям.

В силу своих художественных особенностей народное искусство особенно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности, а это вызывает у детей чувство удовлетворения, радости, интереса к совместному музыкальному творчеству, создает эмоционально - благоприятную обстановку для творческого развития.

Именно этим и обусловлен интерес преподавателей и обучающихся нашей школы к народному творчеству, в частности, к русским народным праздникам, которые являются одной из наиболее ярких самобытных частей народных традиций, а также одной из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей. В народных праздниках проявляются все формы и виды народной культуры, начиная от знакомства с устным народным творчеством, русскими народными играми, заканчивая исполнением традиционных песен, танцев, игрой на русских народных инструментах.

Главная цель проведения русских народных праздников в нашей школе –это повышение мотивации детей к игре на народных инструментах через активную творческую деятельность на фольклорной основе. Приоритетными задачами являются следующие:

- развитие индивидуальных творческих задатков детей и навыков творческо-практической деятельности;

- проявление художественно-образного мышления, воображения и фантазии детей через сценическое воплощение фрагментов обрядов;

- формирование художественного вкуса;

- воспитание интереса и любви к русским традициям, народному творчеству;

- пропаганда народных инструментов.

Такие традиционные праздники, как, «Прощай, Масленица!», «Музыкальная ярмарка», стали проводиться в нашей школе с 2004 года. Все они являются результатом сотворчества обучающихся и преподавателей музыкального, художественного, хореографического отделений школы. А организаторами проведения праздников традиционно являются преподаватели отделения народных инструментов.

Проведение праздников требует большой подготовительной работы: необходимо составить сценарий, распределить обязанности среди преподавателей и детей. Так, например, обучающиеся отделения изобразительных искусств готовят декорации, поделки. Обучающиеся музыкального и хореографического отделений заранее разучивают номера в соответствии с темой праздника, также подбираются сценические костюмы. Хотелось бы отметить, что в праздниках обычно задействованы практически все обучающиеся народного отделения. При этом учитываются индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень подготовки: важно, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, реализовать свои творческие способности через исполнительскую или творческую деятельность. Так, одни дети готовят сольные инструментальные, вокальные номера, другие – ансамблевые номера различных составов, например: дуэты, трио аккордеонистов, гитаристов, смешанные ансамбли в составе аккордеона, гитары, синтезатора. Живой интерес вызывает также участие в шумовых ансамблях, ансамбле ложкарей. Третьи участники выступают в роли артистов, различных персонажей. Наиболее способные дети пробуют себя в качестве концертмейстеров юным танцорам, вокалистам, а также в качестве аккомпаниаторов во время проведения русских народных игр.

Ярко и интересно проходит в школе праздник «Музыкальная ярмарка». Участники и зрители погружаются в атмосферу настоящего русского представления вместе с персонажами русской ярмарки. Ярмарка эта необычная, т.к. на ней продаются не товары, а музыкальные номера, подобранные в стилевом соответствии с народным праздником. Народными атрибутами украшается праздничный зал: это и стол с самоваром, сладостями, предметами русского быта, и рисунки, плакаты с изображением персонажей ярмарки.

Радушными стихами в народном костюме встречает гостей ведущая праздника. В течение всего представления гостей веселят скоморохи, жизнерадостный Петрушка развлекает гостей скороговорками, загадывает загадки. Коробейник предлагает гостям свои необычные товары: расписные глиняные игрушки, музыкальные, танцевальные номера в исполнении обучающихся и преподавателей школы: это и веселые песни, и задорные частушки, и разнообразные народные танцы, пляски, и инструментальные русские народные песни и танцы.

С большим удовольствием дети соревнуются в силе, ловкости, смекалке, принимая участие в русских народных играх: «Петушиные бои», «Бег в мешках», «Перетягивание каната».

Кульминацией народного веселья является выступление ансамбля ложкарей с трещотками, рубелем, треугольником и другими шумовыми инструментами под соло аккордеона.

Не менее интересно проходит и праздник «Прощай, Масленица!», который по народным поверьям считается самым веселым и шумным народным праздником.

Ведущая знакомит детей с историей праздника, традициями масленичной недели. В исполнении ребят звучат прибаутки, заклички, дразнилки, русские народные песни в вокальном и инструментальном исполнении, танцевальные номера.

Обязательно присутствуют на празднике сказочные герои: Баба Яга в роли Весны, Кащей Бессмертный и другие. Много восторженных криков, улыбок и смеха вызывают у детей русские народные игры: «Лучший стрелок», «Жмурки», «Петушиные бои». В конце праздника дети собираются в общий хоровод, а затем идут на улицу, где сжигается чучело, олицетворяющее масленицу.

Такие праздники обладают большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия. Своей массовостью, яркостью образов и красок, они вызывают у детей хорошее настроение. Чувство сотворчества доставляет им глубокое удовлетворение, огромную радость. В подобных мероприятиях у детей воспитываются инициатива, творческая активность, чувство ответственности перед другими детьми, развиваются фантазия, воображение, прививается интерес к народным инструментам, к русскому народному творчеству. Обучающиеся демонстрируют свои ум, смекалку, а самое главное - умение и творческие навыки игры на народных инструментах, которые становятся им ближе, роднее.

Таким образом, русские народные праздники, как показывает опыт их проведения в нашей школе, являются фактором, способным повышать мотивацию обучающихся к игре на народных инструментах.


Список литературы:

  1. Дудинский К. А. Проблематика мотивации учащихся ДМШ по классу гитары. Тамбов, 2007.

  2. Зацепина М., Антонов Т. Народные праздники в детском саду. Мозаика-Синтез, 2008.

  3. Лушпа Л.А. Приобщение детей к русской народной культуре через взаимодействие с социальными институтами. Москва, 2011.

  4. http://raduga-class.ucoz.ru/index/narodnye_tradicii/0-66

  5. http://www.vdohnovenie-s.ru/

  6. http://gazetaigraem.ru/a9201109

  7. http://www.bestreferat.ru/referat-214425.html


Смотрите также:
Людмила Евгеньевна Паутова мбоу дод «Детская школа искусств №33»
58.88kb.
1 стр.
Людмила Викторовна Копылова мбоу дод «Солнечная детская школа искусств»
132.44kb.
1 стр.
Мбоу дод «Детская музыкальная школа №1»
177.83kb.
1 стр.
Галина Егоровна Серова мбоу дод «Детская школа искусств №10»
55.05kb.
1 стр.
"санкт-петербургская детская школа искусств им а. П. Бородина"
49.51kb.
1 стр.
Материально-техническая оснащенность образовательного процесса маоу дод «Раевская детская школа искусств»
14.35kb.
1 стр.
Директор мбоу дод
59.37kb.
1 стр.
Начальный этап обучения игры на гитаре
148.93kb.
1 стр.
Программа V международного педагогического марафона учебных предметов 28 февраля 2 марта 2013 года
281.39kb.
1 стр.
Публичный отчёт маоу дод «Билибинская детская школа искусств»
293.4kb.
1 стр.
Публичный отчет о деятельности мбоу дод «Детская музыкальная школа г. Буйнакска»
427.74kb.
4 стр.
Публичный доклад «Итоги образовательной деятельности моу дод «Советская детская школа искусств»
514.28kb.
4 стр.