Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций» для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра Автор программы: Пронина Е.Е., к. психол. н., д. филол. Н., профессор, epronina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой С.А. Зверев Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 2012 г. Председатель М.Г. Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2012 г. Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», изучающих дисциплину «Психология массовых коммуникаций». Программа разработана в соответствии с: ; Стандарт НИУ ВШЭ Образовательной программой 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Психология массовых коммуникаций» являются: формирование системного понимания закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации, овладение психологическими приемами разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений на основе профессиональных правил техники информационно-психологической безопасности как по отношению к аудитории, так и при работе журналиста в стрессогенных условиях современных масс-медиа. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих гуманитарную подготовку. Философия Психология Риторика
Основы журналистики Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Креативные технологии Копирайтинг Интегрированные коммуникации Современные тенденции развития СМК 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков
|
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (модуля) |
Содержание раздела |
1 |
Предмет и задачи курса |
Обострение проблем информационного загрязнения среды и гиперэксплуатации психических ресурсов человека. Новейшие технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Объективация психических процессов в текстовых структурах, имиджах и паттернах журналистики, а также рекламы и PR. Глобализация мирового сообщества – национальная идентичность – идентичность личности. Техника безопасности в массовой коммуникации, медиапсихологические принципы и приемы решения коммуникативных проблем и личных творческих затруднений. |
2 |
Категории медиапсихологии |
Творчество как фактор выживания и развития от коллективного бессознательного и общинного поведения к индивидуальному сознанию и личной ответственности, а далее к индивидуации и интерактивности. Массовая коммуникация как фактор коэволюции социума и личности: парадигмы мышления - информационные технологии – стили творчества – типы текста. Объективация уровней мышления, общения и поведения в журналистском творчестве. Методика медиапсихологического анализа и моделирования журналистского текста в трех проекциях: социально-коммуникативные функции – актуализируемые психические процессы - выразительные средства, апеллирующие к ментальности аудитории. |
3 |
Парадигмы мышления и типы текста |
Исторические этапы коэволюции социума и личности. Исторически сложившиеся парадигмы мышления и характерные для них типы текста (от магического заклинания до электронного гипертекста) как открытая система. Магическое мышление и мифологический текст: Табу как импульс психической деятельности. Мифема и трансдукция в обыденном сознании, ритуальном общении и поведении толпы. Мифология современной прессы и мультимедиа. Триединство прорицания, всеведения и заклинания в публицистике. Мифологический текст в арсенале журналиста. Рационалистическое мышление и убеждающий текст: Эсхатологическое мировоззрение средневековья и пропаганда идеи общественного прогресса в эпоху Просвещения. Идеологическая оценка как импульс психической деятельности. Религиозная проповедь и пропагандистский памфлет – прототипы убеждающего текста. Дедукция, абдукция и бинарная логика убеждающего сообщения. Позитивистское мышление и прагматический текст: Кризис идеологии Просвещения. Выгода как импульс психической деятельности. Массовая коммуникация и реальные проблемы социальной практики. Расследовательская деятельность журналиста. Конструкт как индуктивное обобщение. Прагматический текст: дегероизация и деритуализация, фактологичность, описательность, рецептурность. Драйв-мышление и гедонистический текст: Бессознательное как феномен психической жизни. З. Фрейд о структуре личности. Удовольствие как импульс психической деятельности. Гедонистический риск. Гедонистический текст: устранение «цензора», отрицание табу, «разглядывание вытесненного». Регрессия, сгущение, замещение как приемы построения сообщения. Проблематика и символика шоу-программ и глянцевых изданий. Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст: Неадекватность драйв-мышления в ситуации экзистенциального выбора. Метапотребности как психическая реальность. Духовные ценности как импульс психической деятельности. В. Франкл и концепция логотерапии. Смысловыявляющий текст: реальность ценностей, децентрация авторской позиции, реритуализация, нонкоформизм, ответственность, аутентичность. Net-мышление и сетевой текст. Интернет как форма коллективного мышления: опора на алгоритмизованную интуицию, преобладание эвристики над аналитикой, публичная субъективность, интерактивность. Независимость как импульс психической деятельности. Стилевые признаки сетевого текста. «Блог», «флеш-моб», «чат», «форум», «пост» и проч. - в психодинамике мышления, общения и поведения «юзера» (персонально) и «Интернет-комьюнити» (совокупно). Нелокальность психики и системность журналистского текста. Интеграция исторических уровней психической жизни в мышлении, поведении и творчестве современного человека. Умение свободно работать в любом стиле, осознанно, смело и ответственно переходить из одной парадигмы мышления в любую другую и обратно, создавая текст адекватный актуальной психо-исторической ситуации как прикладная медиапсихология. |
4 |
Психологический профиль аудитории |
Потенциальная, реальная и базовая аудитория. Антропоцентрированные и медиацентрированные модели массовой коммуникации в социологии и социальной психологии. Деструктивные стратегии воздействия на аудиторию: манипулятивные политтехнологии, рейтинговые прогнозы, заказные публикации, широковещательные обструкции, бесконтрольные шоу-программы. Императивы медиа-этики и ресурсы медиапсихологии. Медиапсихология против политтехнологий. Медиапсихологическая экспертиза контента СМИ. Гражданское общество и пресса. Моделирование новых изданий, каналов, программ, кампаний, форматов и жанров. Принципы нелокальности, дополнительности и аутентичности в медиапсихологическом исследовании. |
5 |
Идентичность коммуникатора в современном мире: диагностика и коррекция |
Открытый диалог журналиста и читателя. «Публичная индивидуальность» и «публичная субъективность». Трансфер и психическая асимметрия контакта реципиент – коммуникатор в массовой коммуникации. Социологические и социально-психологические типологии социальных имиджей журналиста. Социальный имидж, редакционное амплуа и «Я-концепция» журналиста. «Типосиндром ведущего публициста» как практическое обобщение («подручные партии», «разгребатели грязи», «информационный киллер» и т.п.) и категория медиапсихологического анализа социальной роли и публичной индивидуальности журналиста. Внутренний имидж журналиста как система личностных характеристик, позволяющих претендовать на определенное профессиональное амплуа. Диагностика внутреннего имиджа журналиста. Самораскрытие и самопознание как способ актуализации профессиональных качеств. Снятие невротических механизмов защиты для преодоления конкретных творческих затруднений. |
6 |
Техника психологической безопасности к массовой коммуникации |
Понятие информационной и психологической травмы. Посттравматические расстройства. Факторы, повышающие и понижающие стрессоустойчивость личности. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Патогенные информационные воздействия как фактор массовой психологической травматизации населения. Медиа-вирусы и ресурсы медиатерапии. Методика планирования и продвижения антиманипулятивных программ медиатерапии. Методы саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах. |
7 |
Психологический мониторинг массовой коммуникации |
Прикладные направления и практические приложения медиапсихологии: медиааналитика, медиатерапия, медиаобразование. Мониторинг психической напряженности в обществе. Экспертиза электоральных, пропагандистских, коммерческих информационых кампаний и отдельных публикаций. Коррекция и реабилитация психологических травм аудитории. Снятие внутриличностных конфликтов коммуникатора. Психологическая поддержка профессиональных акций: интервью, презентаций, кампаний, расследовательских зондажей. |
http://istina.imec.msu.ru/publications/book/3675083/
Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007.
Проблемы медиапсихологии-2. М., 2003.
Проблемы медиапсихологии. М., 2002.
Пронина Е.Е. Медиапсихологический подход к анализу угрозы террорзма. // Журналистика и СМИ против террора. М., МедиаМир, 2009.
Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М., 2001.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.
Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Методические материалы к изучению курса «Психология журналистского творчества». М., 2001.
Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». М., 2006.
Рашкофф Д. Медиа-вирус. М., 2003.
Социальная практика и журналистский текст. М., 1991.
Актуальные проблемы обеспечения культурно-информационной безопасности населения московского мегаполиса. М., 2008.
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса. М., 1965.
Борисов И. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях //Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.
Власть, Зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. М., 1998.
Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. М., 1995.
Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1996.
Кондаков Н. Логический словарь-справочник. М., 1975.
Краткий психологический словарь. М., 1984.
Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2001.
Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М., 1965.
Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.
Пронин Е.И., Пронина Е.Е.Медиавирусы терроризма и ресурсы медиатерапии. // Вестник МГУ. Серия журналистика. 2008, № 6
Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М., 2003.
Пронина Е.Е. Защита детей от патогенной информации: формирование информационного иммунитета. // Журналистика для здоровья нации. М., МГУ, 2009.
Пуховский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб, 1999.
Трубицына Л.В. Процесс травмы. М., 2007.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М., 1995.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1966.