Главная
страница 1
Презентация и конспект урока выполнены

учителем русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 20» г.Норильска Красноярского края

Блиновой Натальей Игоревной,

эл. адрес blinatasha@rambler.ru

Урок литературы в 8 классе на тему

«Что выбрать: совесть или деньги?»

(Нравственный выбор героев рассказа М.Горького «Челкаш»).

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством М.Горького; выявить идею и замысел автора в произведении, совершенствовать умение анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Не первый раз мы с вами знакомимся с творчеством известного советского писателя М. Горького (А.М. Пешкова). Это и «Детство» из его знаменитой трилогии, и «Старуха Изергиль». Более подробно его творения будем изучать в старших классах, а сегодня мы познакомимся с еще одним произведением из раннего творчества писателя – рассказом «Челкаш».

Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, между свободой и зависимость от норм и правил, навязанных обществом, но они останавливаются все же на свободе.

Горький, открыто заявивший еще в конце XIX века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности, до сегодняшнего дня продолжает вызывать интерес у читателей. Сегодня проблемы, поставленные писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

На сегодняшнем уроке мы постараемся разобраться в авторском замысле произведения и способах его раскрытия читателю.



  1. Выявление читательского восприятия

- Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?

- какое впечатление произвели на вас герои произведения?

  1. Аналитическая беседа.

Изучая «Старуху Изергиль», мы выяснили, что для произведений М.Горького этой поры отличительной чертой является соединение двух направлений: реализма и романтизма.

-Что такое романтизм и реализм как литературные направления?

- Найдите черты этих направлений в рассказе.


  1. Выявление художественного своеобразия произведения. Определение роли пейзажа в рассказе.

- Найдите описание моря в рассказе. Проследите динамику в изображении пейзажа. Какова роль пейзажной зарисовки?

5. Составление сопоставительной характеристики героев.

- Писатель в этом произведении анализирует два типа людей: «Человек — это звучит гордо!» и «Человек — раб вещей». Как это соотносится с темой нашего урока?



- Безусловно, загадка авторского замысла кроется в образах героев. Какие приемы создания образа Вы знаете? Какие из них использует Горький?

- Какой стилистический приём изображения героев положен в основу произведения? (антитеза)

Задание по вариантам. Заполните таблицу и ответьте на вопрос:

- Кто из героев страшнее («волк», «ястреб» или «теля», «сосунок») и почему?

6. Подведение итогов.

Обратимся к теме нашего урока.

- В чем актуальность этого произведения сегодня?

- На чьей стороне Вы?

- Чью позицию принимает и защищает автор? Свой ответ аргументируйте.

7.Рефлексия.


  • Что нового я узнал сегодня на уроке?

  • Чему я научился, выполняя задания?

  • Что показалось самым интересным?

  • Что вызвало наибольшее затруднение?

8. Домашнее задание.

1) Выпишите афоризмы, характеризующие жизненные позиции Гаврилы и Челкаша.



2) В рассказе два главных героя. Почему в название автор вынес имя только лишь одного? Письменный ответ на вопрос.


Смотрите также:
Что выбрать: совесть или деньги?
26.85kb.
1 стр.
Бартер и деньги
22.01kb.
1 стр.
Бумажные и электронные деньги
258.2kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция
72.55kb.
1 стр.
Занятие Что такое деньги? Воспитатель Должикова Л. В. 2009-2010 учебный год. Что такое деньги?
48.35kb.
1 стр.
Наша совесть
1654.65kb.
8 стр.
Деньги. Роль денег в рыночной экономике. (Урок 1)
51.1kb.
1 стр.
Заговаривание денег Получая деньги, причем любые, даже мелкие (но не монеты), обязательно их «заговаривайте»
13.85kb.
1 стр.
Сущность денег и их эволюция. Деньги- это блага выполняющие функции средства измерении ценности остальных благ или средства осуществления расчетов при обмене
48.83kb.
1 стр.
Советский червонец
10.54kb.
1 стр.
Лекция: Сущность денег и тенденции развития современной денежной системы
263.14kb.
1 стр.
Антихристианское движение, или новое проявление дуалистических учений
45.56kb.
1 стр.