Главная
страница 1
МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа

учитель биологии Константинова Е.А.

Урок биологии 7 класс

Чистая вода.

Цель: Развить представление о значении воды и необходимости её сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и её роли в природе, жизни и деятельности человека.

Ход урока: (слайд 1)

Вода – редчайшее по своим свойствам, удивительное и загадочное вещество. В мире не существует ни одного образованного человека, которому не была бы известна эта формула «Вода одно из начал всего существующего на Земле. «Вода – простое и неделимое» считали ещё в древнее время.     Посмотрите вокруг. Океан, покрывающий нашу Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - и это вода. Вода – это великий художник природы. Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, и геологи знают, что большинство из них созданы величайшим строителем природы – водой! Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода.



В кружево будто одеты (слайд 2)

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою,

А в сущности просто вода…

Бережная ширь океана

И тихая заводь пруда, –

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это только вода.

В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака

Вот туча идет грозовая,

А в сущности только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет все растает

И будет простая вода.

(слайд 3)

Agua” в переводе с латинского языка значит “вода”. Как алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока “Вода – это жизнь!”.

В 21 веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля – не золото и бриллианты, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: воздух и вода.

Вода в природе может встречаться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода способна переходить из одного состояния в другое – из твёрдого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое, превращаясь в капельки воды.

(слайд 4) Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Вода на поверхности планеты бывает двух видов: солёная и пресная. Площадь морей и океанов на земле во много раз превосходит площадь всех рек, озёр. Болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому солёной воды во много раз больше, чем пресной. Её объём составляет 97%. Запасы пресной воды в мире – около 3% от общего количества воды, в том числе в ледниках, снежинках и полярных льдах сосредоточено 2% всей пресной воды. Таким образом, только 1% воды на планете пригоден для питья (слайд 5)

(слайд 6) Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Ледники могут быть горными и покровными. (горные - находятся на наиболее высоких вершинах, где из-за низких температур в течении всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира; Покровные ледники находятся в Арктике и Антарктике)

(слайд 7) Газообразная вода – это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде облаков.

(слайд 8) Человек, как и всё живое, создан из того же вещества, в котором зародилась жизнь на земле – из воды. Наша кровь по своему составу до сих пор напоминает тёплую и солёную воду первобытного океана. Известно, что человеческий организм на 70-80% состоит из воды. Потеря организмом 10% воды опасна для жизни, а потеря 25% обычно приводит к смерти. В жарких районах без воды человек может погибнуть через 5 -7 суток. Для сохранения нормальной работоспособности человеку нужно около 2л воды.

Для того чтобы жить, нам нужна прежде всего пресная вода. Однако вода, используемая для питья, приготовления пищи, напитков и многих других пищевых продуктов – только маленькая часть обширного спектра её применения.



(слайд 9) Без воды невозможно существование промышленного производства:

Работа в группах: задание – На какие промышленные цели в нашей стране используется вода?

(слайд 10)

  • на производство 1 тонны стали уходит до 280 тонн воды,

  • Чтобы получить 1 кг бумаги требуется 700 литров воды

  • На изготовление 1 автомобиля необходимо количество воды, в 50 раз превышающего его веса.

Российская Федерация относится к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами и занимает 2 место в мире после Бразилии. На каждого россиянина приходиться 30,2 тыс. кубических водных ресурсов. Наша страна располагает одним из крупнейших в мире водохозяйственных комплексов, который включает в себя:

  • Более 30тыс. водохранилищ и прудов

  • Сеть каналов протяжённостью более 3тыс.км.

  • Более 10000км.дамб и др.сооружений инженерной защиты

  • 65000 плотин других гидротехнических сооружений

  • Более 100 гидроэлектростанций

Возможно, благодаря такому богатству, водные ресурсы России расходуются нерационально. Вода теряется при транспортировке, при орошении земель, износа техники и гидротехнических сооружений. (например, более 20% общего объёма водопроводной воды теряется по пути в дома из-за технического состояния водопроводных систем.

(слайд 11) Сброс сточных вод в водоёмы и реки внушает и опасение и оптимизм. С одной стороны. Огромная доля использованной воды возвращается в природу недостаточно очищенной или неочищенной вовсе. Нормативная очистка обеспечивается лишь в отношении 11% вод. С другой стороны, за последние несколько лет, несмотря на экономический рост, сброс загрязнённых вод уменьшился на 14%

Остаться без воды, возможно самое страшное, что может случиться с человеком в целом. И если в давние времена, когда иссякал родник, люди могли переселиться на новое место, то сегодня уже невозможно никуда перенести многонаселённый промышленный мегаполис. Мировые запасы воды могут истощится 2050году. 30% населения земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды



(слайд 12) Нехватка чистой пресной поверхностной воды заставляет многие страны активнее использовать подземные воды. В Евросоюзе уже 70% всей воды, используемой водопотребителями, берётся из подземных водоносных слоёв. В засушливых странах вода практически полностью берётся из подземных источников (Марокко – 75%, Тунис – 95%, Саудовская Аравия и Мальта – 100%)

Почему так много внимания воде? Потому что дороже воды нет ничего на свете! Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество, приложив усилия, найдёт им замену: энергию и тепло могут давать и Солнце, и ветер, и даже морские приливы. А без воды не будет жизни на земле!

Как говорил русский учёный-гидролог Н.Н.Горский: «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды».

Вопрос: Как вы думаете сколько воды вы тратите на себя в течении дня?

Попробуйте сейчас подсчитать объём воды, только по нескольким параметрам, который вы расходуете за 1 день.



Работа в группах: Сколько воды они тратят за один день? (слайд 13)

Твои дела

Кол-во раз

Время в мин

Средний на(7 л/мин)

1слив в туалете

(9 л )

Сколько литров потратил?

Мыл руки

4

1










Чистил зубы

2

6










Мыл посуду

3

10










Принимал душ

1

15










Смывал в туалете

5







9




Мыл обувь

1

4










итог
















Как же мы расходуем воду, которую берём взаймы у природы? (слайд 14)

Приём душа в течении 15 мин

100 л

Наполнение ванны

200 л

Стирка в стиральной машине (1 цикл)

150 л

Разовый слив в туалете

8-10 л

Средний расход водопроводного крана

15 л в минуту

  • Минимальное количество воды для человека – 2 л. в сутки.

  • В Москве в 2009 г расход воды на 1 человека в сутки составил 225 литров.

  • Для сравнения - в Европе водопотребление на 1 человека в сутки – 120-160 л.

Работа в группах: Сформулируйте список идей «Как сэкономить воду дома»

Давайте закончим урок призывом: «Берегите воду – источник жизни на земле».


Смотрите также:
Урок биологии 7 класс Чистая вода
74.45kb.
1 стр.
Интервью главы района. «Чистая вода в любое время года». О ходе выполнения программы «Чистая вода»
49.02kb.
1 стр.
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану: Тип Хордовые. Класс Костные рыбы
69.63kb.
1 стр.
Урок по биологии в 7 классе Класс Земноводные Тема урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных». Учитель биологии
107.06kb.
1 стр.
22 марта – всемирный день воды праздник
16.07kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ «Чистая вода 2010»
16.24kb.
1 стр.
Урок по биологии. 7 класс. Учитель Лукина Наталья Валерьевна
48.07kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ «Чистая вода 2010» (8-11 классы)
21.67kb.
1 стр.
Уроки биологии 7 класс Разработала
82.76kb.
1 стр.
Урок биологии в 7 классе. Учитель биологии : Зимина Елена Витальевна Волоконск 2009 Тема урока: «Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей»
51.43kb.
1 стр.
Биосинтез. Хемосинтез
35.88kb.
1 стр.
Урок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар доог 2011
90.5kb.
1 стр.